Аксио­ло­гия

***

Аксиоло́гия (др.-греч. ἀξία – цен­ность, λόγος – слово, учение) – учение о цен­но­стях; наука, пред­ме­том кото­рой явля­ются вопросы, свя­зан­ные с иссле­до­ва­нием цен­но­стей, связи их между собой, с фак­то­рами рели­ги­оз­ного, соци­аль­ного, куль­тур­ного и инди­ви­ду­ально-лич­ност­ного харак­тера

***

Когда и кем был впер­вые постав­лен вопрос о цен­но­стях?

Счи­та­ется, что впер­вые вопрос о цен­но­стях был постав­лен древ­не­гре­че­ским фило­со­фом Сокра­том (V в. до Р. Х.), сде­лав­шим его цен­траль­ным пунк­том своей фило­со­фии и сфор­му­ли­ро­вав­шим его в виде вопроса о том, что есть благо.

Когда воз­никла аксио­ло­гия как наука?

Аксио­ло­гия воз­никла в конце XIX – начале XX вв. в связи с попыт­ками раз­ре­шить ряд слож­ных фило­соф­ских вопро­сов, отно­ся­щихся к про­бле­ма­тике цен­но­стей, таких, напри­мер, как смысл жизни и исто­рии, направ­лен­ность и осно­ва­ние позна­ния, конеч­ная цель и оправ­да­ние чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, отно­ше­ние лич­но­сти и обще­ства и др. Термин аксио­ло­гия введен фран­цуз­ским фило­со­фом П. Лапи в  1902  г., кото­рый заме­нил исполь­зу­е­мый И. Крей­би­гом термин тимо­ло­гия (греч. τιμη – цена, λόγος – слово, учение).

Аксио­ло­гия – это теория цен­но­стей. Можно ли гово­рить о едином под­ходе к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей?

В фило­со­фии суще­ствуют раз­лич­ные, иногда диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные под­ходы к осмыс­ле­нию при­роды цен­но­стей. 

Каковы цен­но­сти в рамках хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Общая клас­си­фи­ка­ция хри­сти­ан­ских цен­но­стей может быть условно пред­став­лена сле­ду­ю­щим обра­зом. Рели­ги­озно-онто­ло­ги­че­ские цен­но­сти: Бог, бытие, при­рода (как тво­ре­ние Бога); рели­ги­озно-антро­по­ло­ги­че­ские: чело­век, душа, сво­бода воли, вера, надежда, любовь, бла­го­дать, спа­се­ние; рели­ги­озно-эти­че­ские: благо, любовь к ближ­нему и своему врагу, про­ще­ние, свя­тость, доб­ро­де­тель; рели­ги­озно-эсте­ти­че­ские: кра­сота как про­яв­ле­ние Бога в мире, пре­крас­ное как форма добра; рели­ги­озно-когни­тив­ные: Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние; рели­ги­озно-сим­во­ли­че­ские: икона, бого­слу­же­ние, молитва; рели­ги­озно-соци­аль­ные: Цер­ковь, хри­сти­ан­ская община, собор­ность, чело­ве­че­ство.

Какие можно назвать отли­чи­тель­ные черты хри­сти­ан­ской аксио­ло­гии?

Этика и аксио­ло­гия хри­сти­ан­ства пред­став­ляют собой утвер­жде­ние идеала добра и свя­то­сти, источ­ни­ками кото­рых явля­ется Бог, пол­ноту Откро­ве­ния Кото­рого мы имеем во Христе.

В хри­сти­ан­стве любовь высту­пает важ­ней­шей нрав­ствен­ной цен­но­стью, поскольку через нее про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние лич­но­сти от эго­изма, обре­те­ние мира с Богом, окру­жа­ю­щими людьми и с самим собой. Вера в Боже­ствен­ный суд сви­де­тель­ствует о нали­чии цен­но­сти спра­вед­ли­во­сти, воз­да­я­ния по делам, поз­во­ля­ю­щей чело­веку пози­тивно рас­смат­ри­вать не только смысло­жиз­нен­ные, но и соци­аль­ные про­блемы.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки