Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение

Мате­ри­алы кон­фе­рен­ции «Совре­мен­ная моло­дёжь в Церкви: про­блемы и пути их реше­ния», про­шед­шей в в Мос­ков­ском Свято-Дани­ло­вом мона­стыре 16 фев­раля 2005 года.

Оглав­ле­ние


1. Назна­че­ние, область дея­тель­но­сти и задачи цер­ков­ной общины

Назна­че­ние, область дея­тель­но­сти и задачи цер­ков­ной общины (пра­во­слав­ного при­хода) ничем не отли­ча­ются от тако­вых всей Церкви. Приход – это Цер­ковь, явлен­ная в кон­крет­ной и ощу­ти­мой общине. В общем смысле задачу цер­ков­ной общины можно опре­де­лить как спа­се­ние чело­века во Христе. Цен­тром жизни цер­ков­ной общины явля­ется Евха­ри­стия, обла­стью дея­тель­но­сти – бого­слу­же­ние, осу­ществ­ле­ние духов­ной жизни на при­ход­ском уровне и их выра­же­ние во внеш­нем слу­же­нии, то есть бла­го­ве­стие словом и делом. При­об­щив­шись Христу в Евха­ри­стии, хри­сти­ане при­званы нести Его дар в мир через свою жизнь и хри­сти­ан­ское, в том числе соци­аль­ное, слу­же­ние.

Вне­бо­го­слу­жеб­ная дея­тель­ная жизнь общины есте­ствен­ным обра­зом выте­кает из евха­ри­сти­че­ской жизни и должна быть прежде всего направ­лена на сам приход. Только после этого она может быть рас­про­стра­ня­ема вовне в мис­си­о­нер­ском и соци­аль­ном слу­же­нии.

2. Прин­ципы вза­и­мо­от­но­ше­ний клира и мирян

Основ­ные прин­ципы вза­и­мо­от­но­ше­ний насто­я­теля и цер­ков­ной общины можно опре­де­лить как семей­ность, брат­ство и отцов­ство, выра­жа­ю­щие любовь и дове­рие между всеми чле­нами при­хода, как свя­щен­ни­ками, так и при­хо­жа­нами. В духов­ном отно­ше­нии иде­аль­ной явля­ется ситу­а­ция, когда насто­я­тель и другие свя­щен­ники при­хода явля­ются духов­ными отцами при­хо­жан. С другой сто­роны, при­хо­жане и свя­щен­ники должны соблю­дать опре­де­лен­ную суб­ор­ди­на­цию в отно­ше­ниях между собой, так как нередко можно встре­тить случаи иска­же­ния прин­ципа отцов­ства, напри­мер, модель отно­ше­ний «свой – чужой» или эли­тар­ное само­со­зна­ние той или иной общины. Необ­хо­димо пони­мать, что подоб­ные отно­ше­ния порой вос­пи­ты­ва­ются и про­во­ци­ру­ются самим свя­щен­ни­ком.

Сле­дует отме­тить важ­ность послу­ша­ния при­хо­жан свя­щен­нику в силу осо­знан­ного выбора его как духов­ного руко­во­ди­теля (в обла­сти личной духов­ной жизни), а также в силу ста­туса слу­же­ния свя­щен­ника (в обла­сти веро­учи­тель­ной и адми­ни­стра­тив­ной). В то же время свя­щен­ник при­зван пом­нить, что миряне в своей пол­ноте являют, согласно апо­столу Петру, «цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой» (1Пет. 2:9). Поэтому в при­ня­тии важных реше­ний, свя­зан­ных с жизнью общины, жела­тельно уча­стие всего при­хода.

Отцов­ство свя­щен­ника по отно­ше­нию к при­хо­жа­нам выра­жа­ется в пер­вен­стве в любви, дея­тель­ном уча­стии во всех делах общины, а также в учи­тель­стве, духов­ном руко­вод­стве и таин­ствен­ном слу­же­нии. Приход – это семья, и все члены этой семьи и, осо­бенно, несу­щие пас­тыр­ское слу­же­ние, при­званы активно участ­во­вать в жизни общины. Роль свя­щен­ника только как тре­бо­ис­пол­ни­теля или куль­то­вого «посред­ника» между наро­дом Божьим и Богом непри­ем­лема – от пас­тыря при­хо­жане ожи­дают живого и дея­тель­ного уча­стия в жизни общины.

3. Труд­но­сти моло­дого чело­века в цер­ков­ной общине

Приход моло­дого чело­века в общину, не име­ю­щую сло­жив­шихся тра­ди­ций вне­бо­го­слу­жеб­ной жизни, ставит его в поло­же­ние оди­но­че­ства. В таких при­хо­дах чаще всего отсут­ствует стрем­ле­ние к осу­ществ­ле­нию какой-либо вне­бо­го­слу­жеб­ной дея­тель­но­сти. Отча­сти это объ­яс­ня­ется соста­вом подоб­ных при­хо­дов и инер­цией свя­щен­ства. С другой сто­роны, общины храмов, кото­рые имеют раз­ви­тую вне­бо­го­слу­жеб­ную дея­тель­ность и несут актив­ное хри­сти­ан­ское слу­же­ние, пред­став­ляют каче­ственно иную кар­тину. Именно в такие общины чаще всего при­хо­дит моло­дежь, и их пре­иму­ще­ство состоит в том, что моло­дым людям даётся воз­мож­ность дея­тельно реа­ли­зо­вы­вать себя в слу­же­нии ближ­ним.

Одна из основ­ных про­блем моло­дого чело­века в при­ходе – найти при­ме­не­ние своих спо­соб­но­стей в жизни цер­ков­ной общины. Основ­ной фактор, спо­соб­ству­ю­щий спло­че­нию при­хода и воз­ник­но­ве­нию вне­бо­го­слу­жеб­ного обще­ния – нали­чие общего направ­ле­ния дея­тель­но­сти, в кото­ром заняты все при­хо­жане. В свою оче­редь, подоб­ное обще­ние спо­соб­ствует при­вле­че­нию в храм новых людей. Поэтому про­блемы моло­дого чело­века свя­заны с отсут­ствием общин­ной жизни как тако­вой. Еще одним важным фак­то­ром для моло­дого чело­века в цер­ков­ной общине явля­ется доступ­ность свя­щен­ника для бесед и лич­ного обще­ния.

Важно отме­тить, что вовле­че­ние моло­дого чело­века в дея­тель­ность общины должно про­ис­хо­дить в духе хри­сти­ан­ской любви, посте­пенно и без наси­лия над его волей. Насто­я­тель при­зван выстро­ить жизнь общины вокруг литур­ги­че­ского бого­слу­же­ния таким обра­зом, чтобы при­ход­ская вне­бо­го­слу­жеб­ная жизнь была бы его след­ствием. В этой дея­тель­но­сти насто­я­тель высту­пает как пас­тырь, вос­пи­та­тель, отец и пред­сто­я­тель цер­ков­ной общины.

4. Литур­ги­че­ская жизнь общины

1. Каждый член хри­сти­ан­ской общины нуж­да­ется в пол­но­цен­ном уча­стии в литур­ги­че­ской жизни, необ­хо­ди­мыми аспек­тами кото­рой явля­ются:

а) Живое уча­стие в Литур­гии, стрем­ле­ние к более частому при­ча­ще­нию святых Хри­сто­вых Таин, в идеале за каждой Литур­гией, на кото­рой чело­век при­сут­ствует: «Многие, вижу, неча­сто при­ча­ща­ются: это дело дья­вола, он мешает частому при­ня­тию Тела Хри­стова. И оче­видно, что тот, кто неча­сто при­ча­ща­ется, дает боль­шую власть над собой дья­волу, и дьявол волю над ним при­ни­мает и ведет его на все злое» (Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст). Вместе с тем, сле­дует пом­нить слова того же свя­ти­теля: «Кого нам одоб­рить? Тех ли, кото­рые при­ча­ща­ются одна­жды, или тех, кото­рые часто, или тех, кото­рые редко? Ни тех, ни других, ни тре­тьих, но при­ча­ща­ю­щихся с чистой сове­стью, с чистым серд­цем, с без­уко­риз­нен­ной жизнью».

б) Осмыс­лен­ное, молит­вен­ное и дея­тель­ное уча­стие в бого­слу­же­нии и домаш­ней молитве. Для реа­ли­за­ции послед­него крайне жела­тельно созда­ние осо­бого крат­кого молит­во­слова на рус­ском языке для ново­на­чаль­ных моло­дых хри­стиан.

в) Хри­сти­ан­ское слу­же­ние, неот­де­ли­мое от литур­ги­че­ской жизни хри­сти­а­нина. Как сказал Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II, «слу­же­ние есть плод освя­ще­ния во Христе и про­дол­же­ния сви­де­тель­ства о Нём». Архи­епи­скоп Ана­ста­сий Янну­ла­тос (нынеш­ний пред­сто­я­тель Пра­во­слав­ной Церкви Алба­нии) пишет об этом так: «Литур­гия должна быть про­дол­жена в личной и повсе­днев­ной жизни. Каждый веру­ю­щий при­зван к тому, чтобы про­дол­жить литур­гию на сокро­вен­ном жерт­вен­нике соб­ствен­ного сердца и осу­ще­ствить таким обра­зом живое воз­ве­ще­ние Благой Вести для жизни мира. Вне этого про­дол­же­ния хра­мо­вая литур­гия оста­нется непол­ной»1.

г) Общин­ная жизнь. Без дру­же­ствен­ных и искрен­них отно­ше­ний, вза­и­мо­по­мощи и под­держки между чле­нами общины чело­век не может пол­но­ценно участ­во­вать в литур­гии.

д) Напря­жен­ная духов­ная жизнь, кото­рая вклю­чает в себя посто­ян­ное само­ис­пы­та­ние, при­нуж­де­ние себя к сле­до­ва­нию запо­ве­дям Хри­сто­вым и дела­нию добрых дел, истин­ному пока­я­нию, воз­дер­жа­нию и т.д.

Напря­жён­ная духов­ная жизнь, к кото­рой при­зван хри­сти­а­нин, зави­сит от воли самого хри­сти­а­нина и от его пас­тыр­ского окорм­ле­ния. Но суще­ствуют внеш­ние при­чины, нано­ся­щие серьёз­ный ущерб пони­ма­нию и уча­стию в бого­слу­же­нии и затруд­ня­ю­щие недавно при­шед­шим моло­дым людям веде­ние пра­виль­ной и осмыс­лен­ной литур­ги­че­ской жизни. Основ­ные из них сле­ду­ю­щие:

I. Отде­ле­ние в созна­нии веру­ю­щих бого­слу­же­ния от реаль­ной жизни. В сего­дняш­ней цер­ков­ной дей­стви­тель­но­сти, в силу многих исто­ри­че­ских и духовно-нрав­ствен­ных причин, хра­мо­вое бого­слу­же­ние в извест­ной мере поте­ряло зна­че­ние собор­ной молитвы, а стало вос­при­ни­маться как «инди­ви­ду­аль­ное» сред­ство спа­се­ния. Люди при­хо­дят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К при­ча­ще­нию при­сту­пают с целью лич­ного освя­ще­ния, ощу­ще­ние еди­ного Тела Хри­стова мало при­сут­ствует в наших при­хо­дах. Да и сам про­цесс молитвы в храме часто сопро­вож­да­ется вынуж­ден­ным уси­лием, направ­лен­ным на «отго­ро­же­ние» от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, само­чин­ного под­пе­ва­ния хору и т.д. «молитва не разо­ри­лась».

II. Про­блемы литур­ги­че­ской жизни, про­яв­ля­ю­щи­еся в непо­ни­ма­нии смысла бого­слу­же­ния:

  1. Совре­мен­ность и запросы воцер­ков­ля­ю­щейся моло­дёжи выявили про­блему закры­то­сти евха­ри­сти­че­ского бого­слу­же­ния для при­хо­жан. Это не новая про­блема, но для моло­дых людей она явля­ется одной из самых важных. Серьёз­ный ущерб пони­ма­нию нано­сит чтение свя­щен­ни­ком про себя или тихо так назы­ва­е­мых «тайных молитв», из-за кото­рого «подав­ля­ю­щее боль­шин­ство мирян не знает, не слышит самого текста Евха­ри­стии, лишено этого дра­го­цен­ней­шего дара. И ведь никто и нико­гда не объ­яс­нил, почему «род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас из тьмы» (1Пет.2:9), не может слы­шать молитвы, им же Богу при­но­си­мой?»2.
  2. Невнят­ное, тихое, быст­рое чтение и пение бого­слу­жеб­ных тек­стов, в том числе Апо­стола и Еван­ге­лия, а также дли­тель­ное поми­но­ве­ние живых и усоп­ших на екте­ньях.
  3. Тексты, некор­рект­ные с бого­слов­ской точки зрения, напри­мер, службы погре­бе­ния Божьей Матери. Жела­тельна правка подоб­ных тек­стов бого­слу­жеб­ной комис­сией Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  4. Закры­тость пред­сто­я­теля цар­скими вра­тами, в резуль­тате чего теря­ется дух собор­ной молитвы и часто не слышно даже воз­гла­сов свя­щен­ника.
  5. Мало­по­нят­ность языка бого­слу­же­ния, осо­бенно для ново­на­чаль­ных. Пат­ри­арх Алек­сий II отме­чает: «Сла­вян­ский язык не для всех поня­тен: поэтому мно­гими литур­ги­стами нашей Церкви давно уже ста­вится вопрос о пере­воде всего круга бого­слу­жеб­ных тек­стов на рус­ский».3 О «упро­ще­нии бого­слу­жеб­ного сла­вян­ского языка и о предо­став­ле­нии права, где того поже­лает приход, совер­шать бого­слу­же­ние на родном языке»4 писал ещё епи­скоп Сергий Ста­ро­го­род­ский (буду­щий Пат­ри­арх). Необ­хо­димо уско­ре­ние про­цесса понов­ле­ния сла­вян­ского пере­вода текста бого­слу­же­ний и исправ­ле­ния в нём ошибок, о чём писал ещё свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Есть вещь крайне нужная. Разу­мею новый упро­щен­ный и уяс­нен­ный пере­вод цер­ков­ных бого­слу­жеб­ных книг. Наши бого­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния все нази­да­тельны, глу­бо­ко­мыс­ленны и воз­вы­шенны. В них вся наука бого­слов­ская, и все нра­во­уче­ние хри­сти­ан­ское, и все уте­ше­ния, и все устра­ше­ния. Вни­ма­ю­щий им может обой­тись без всяких других учи­тель­ных хри­сти­ан­ских книг. А между тем боль­шая часть из сих пес­но­пе­ний – совсем непо­нятны. А это лишает наши цер­ков­ные книги плода, кото­рый они могли бы про­из­во­дить, и не дает им послу­жить тем целям для коих они назна­чены и име­ются. Вслед­ствие чего новый пере­вод бого­слу­жеб­ных книг неот­ложно необ­хо­дим. Ныне-завтра, надобно же к нему при­сту­пить, если не хотим нести укора за эту неис­прав­ность и быть при­чи­ною вреда, кото­рый от сего про­ис­хо­дит»5.
  6. Неоправ­данно длин­ная пауза между запри­част­ным стихом и при­ча­ще­нием, нега­тивно ска­зы­ва­ю­ща­яся на целост­но­сти вос­при­я­тия Литур­гии веру­ю­щими.

III. Боль­шие раз­ли­чия в тре­бо­ва­ниях к усло­виям уча­стия хри­стиан в при­ча­ще­нии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II кон­ста­ти­ро­вал, что «иногда веру­ю­щие не допус­ка­ются до При­ча­стия без доста­точ­ных осно­ва­ний»6. В связи с тем, что лише­ние хри­стиан евха­ри­сти­че­ского обще­ния уста­нов­лено кано­ни­че­ским правом за доста­точно серьёз­ные нару­ше­ния, участ­ники кон­фе­рен­ции высту­пают за уни­фи­ка­цию тре­бо­ва­ний к при­част­ни­кам (см. При­ло­же­ние).

IV. Отвле­ка­ю­щие моменты на бого­слу­же­нии в храме.

  1. Тор­говля и шум в храме.
  2. Нали­чие нека­но­ни­че­ских изоб­ра­же­ний и икон.
  3. Нераз­бор­чи­вое и излишне «опер­ное» пение
  4. Совер­ше­ние испо­веди во время Литур­гии, не оправ­дан­ное необ­хо­ди­мо­стью.
  5. Про­ве­де­ние одно­вре­менно несколь­ких служб (молебны, пани­хиды, отпе­ва­ния) в одном храме и т.д.

Ради облег­че­ния входа и пре­бы­ва­ния моло­дёжи в Церкви ука­зан­ные нега­тив­ные фак­торы воз­можно смяг­чить с помо­щью предо­став­ле­ния при­хо­дам права про­ве­де­ния особых мис­си­о­нер­ских служб, в кото­рые были бы вне­сены эле­менты кате­хи­за­ции и кото­рые обла­дали бы сле­ду­ю­щими осо­бен­но­стями:

Бого­слу­же­ние без нару­ше­ния его цель­но­сти и молит­вен­ного настроя веру­ю­щих в необ­хо­ди­мых слу­чаях пере­ме­жа­ется с кате­хи­за­цией и объ­яс­не­нием молитв7.

На время бого­слу­же­ния в храме под­дер­жи­ва­ется бла­го­го­вей­ная тишина, в храме пре­кра­ща­ется тор­говля и уби­ра­ются другие отвле­ка­ю­щие фак­торы.

Закры­тие и откры­тие цар­ских врат осу­ществ­ля­ется по архи­ерей­скому чину.

Еван­ге­лие, Апо­стол, паре­мии и другие чтения Свя­щен­ного Писа­ния чита­ются или повто­ря­ются на рус­ском языке8.

Содер­жа­ние смыс­ло­об­ра­зу­ю­щих «тайных» литур­ги­че­ских молитв обя­за­тельно дово­дится до моля­щихся.

Све­де­ние паузы между запри­част­ным стихом и при­ча­ще­нием к мини­муму.

По бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щих архи­ереев подоб­ные бого­слу­же­ния в мис­си­о­нер­ских целях уже про­во­дятся в раз­лич­ных епар­хиях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Более широ­кое их при­ме­не­ние яви­лось бы дея­тель­ным реше­нием под­ня­той ещё в 1996 году Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­сием II про­блемы «при­бли­же­ния в мис­си­о­нер­ских целях литур­ги­че­ской куль­туры Пра­во­сла­вия к пони­ма­нию наших совре­мен­ни­ков»9.

5. Воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции моло­дого чело­века в общин­ной жизни

При­ход­ская внут­ри­об­щин­ная жизнь при­звана пере­не­сти акценты от необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния внеш­ней обряд­но­сти на внут­рен­нюю жизнь чело­века и сде­лать саму жизнь бого­слу­же­нием и бого­об­ще­нием. Цер­ков­ная община при­звана дать моло­дому чело­веку то же, что и Цер­ковь в целом – «пол­ноту бытия». Основ­ное в хри­сти­ан­стве – при­об­ще­ние Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обес­пе­чи­ва­ется внеш­ней формой бла­го­че­стия и подо­бием духов­ной жизни, но только лишь реа­ли­за­цией Еван­ге­лия в своей жизни. Евха­ри­стия и про­ис­те­ка­ю­щая из нее, как из источ­ника, вне­ли­тур­ги­че­ская жизнь общины и есть эта пол­нота домаш­ней, слу­жеб­ной, досу­го­вой и других аспек­тов жизни и дея­тель­но­сти чело­века. В этом смысле испол­не­ние дел мило­сер­дия тоже не явля­ется абсо­лют­ной целью хри­сти­ан­ской жизни. Таким обра­зом, вся цер­ков­ная, бого­слу­жеб­ная, мис­си­о­нер­ская, духов­ная и т.п. жизнь явля­ется лишь спо­со­бом при­об­ще­ния ко Христу.

Суще­ствуют при­ходы с доми­ни­ру­ю­щим направ­ле­нием дея­тель­но­сти. Эта область дея­тель­но­сти может выра­жаться в соци­аль­ном, мис­си­о­нер­ском, обра­зо­ва­тель­ном слу­же­нии и т.д. В то же время жизнь подоб­ных при­хо­дов не огра­ни­чи­ва­ется зара­нее выбран­ной обла­стью дея­тель­но­сти. Если в общине выпол­ня­ется прин­цип отцов­ства и семей­но­сти, то сама жизнь опре­де­ляет кон­крет­ные цели, роли и виды слу­же­ния. Пер­вей­шая задача общины – стро­ить жизнь вокруг Евха­ри­стии как центра собра­ния. Цер­ков­ная община, как насто­я­щая семья, сама собой вби­рает в себя и реа­ли­зует то слу­же­ние, потреб­ность в кото­ром воз­ни­кает еже­дневно. Таким обра­зом, вне­бо­го­слу­жеб­ные виды дея­тель­но­сти моло­дого чело­века в общине зави­сят прежде всего от его жела­ния, спо­соб­но­стей, от интен­сив­но­сти его при­ход­ской литур­ги­че­ской и семей­ной жизни, а также опыта насто­я­теля.

Виды этой дея­тель­но­сти могут быть сле­ду­ю­щими:

  • Помощь свя­щен­но­слу­жи­те­лям при бого­слу­же­нии.
  • Хозяй­ствен­ные послу­ша­ния внутри при­хода.
  • Заня­тия с детьми в вос­крес­ной школе.
  • Мис­си­о­нер­ское слу­же­ние.
  • Про­све­ти­тель­ское слу­же­ние.
  • Соци­аль­ное слу­же­ние.
  • Моло­деж­ное слу­же­ние и т.д.

6. Опас­но­сти духов­ного харак­тера для моло­дого чело­века в общине

Духов­ные опас­но­сти и про­блемы наи­бо­лее остро встают перед моло­дым чело­ве­ком в период нео­фит­ства. Это про­ис­хо­дит в связи с непра­виль­ным направ­ле­нием духов­ных усилий, иде­а­ли­за­цией внеш­ней жизни Церкви, излиш­ней идео­ло­ги­за­цией каких-либо явле­ний, склон­но­стью искать непре­ре­ка­е­мые духов­ные авто­ри­теты (в том числе свя­щен­ни­ков) с целью пере­ло­жить на них ответ­ствен­ность за свою жизнь.

Этому, в част­но­сти, спо­соб­ствует сле­ду­ю­щее. Во-первых, неопыт­ный чело­век скло­нен вос­при­ни­мать встре­ча­ю­щи­еся в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре част­ные прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции отдель­ным людям, как обще­цер­ков­ные законы духов­ной жизни. В резуль­тате мона­ше­ский уклад жизни пере­но­сится на повсе­днев­ную жизнь хри­сти­а­нина. Подоб­ное вос­при­я­тие част­ных мето­дов реше­ния как уни­вер­саль­ных для жизни любого дру­гого чело­века пред­став­ля­ется опас­ным. Подвиж­ники бла­го­че­стия инди­ви­ду­ально под­хо­дили к каж­дому кон­крет­ному чело­веку, поэтому не сле­дует вос­при­ни­мать их опыт без учета куль­турно-исто­ри­че­ского кон­тек­ста.

Во-вторых, при опре­де­лен­ных усло­виях воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век скло­нен иде­а­ли­зи­ро­вать свя­щен­ни­ков, считая, что бла­го­дат­ные дары свя­щен­ства обес­пе­чи­вают пас­тырю личную свя­тость. В резуль­тате этого под­хода неко­то­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане оши­бочно вос­при­ни­мают свя­щен­ника как наи­выс­ший авто­ри­тет, ста­ра­ясь выстро­ить всю свою жизнь в соот­вет­ствие с любым его мне­нием и поже­ла­нием.

Отдель­ной опас­но­стью для цер­ков­ной общины явля­ется поста­новка вне­бо­го­слу­жеб­ной дея­тель­но­сти на первое место, т.е. стрем­ле­ние пре­вра­тить храм в клуб по инте­ре­сам.

Часто при­хо­дится встре­чаться с эле­мен­тар­ной без­от­вет­ствен­но­стью члена общины, взяв­шего на себя те или иные обя­зан­но­сти и не выпол­нив­шего их. Эта про­блема может иметь не только духов­ные, но и пси­хо­ло­ги­че­ские при­чины, и, к сожа­ле­нию, рас­про­стра­нена в при­ход­ской жизни.

7. О норме при­ход­ской жизни

Опыт мис­си­о­нер­ской работы и кате­хи­за­ции сви­де­тель­ствует о том, что наи­бо­лее бла­го­творно воцер­ко­в­ле­ние моло­дежи про­ис­хо­дит на при­хо­дах, жизнь кото­рых вклю­чает в себя:

  • Еже­не­дель­ное при­ча­ще­ние членов общины.
  • Хра­мо­вую и домаш­нюю молитву друг за друга.
  • Обще­при­ход­ские беседы с насто­я­те­лем, про­хо­дя­щие в нефор­маль­ной обста­новке.
  • Посе­ще­ние насто­я­те­лем при­хо­жан (в силу его духов­ного отцов­ства).
  • Мате­ри­аль­ную под­держку и соци­аль­ную помощь нуж­да­ю­щимся, заботу о при­хо­жа­нах, неспо­соб­ных прийти в храм.
  • Сов­мест­ные палом­ни­че­ские поездки.
  • Сов­мест­ная работа при­хо­жан и кли­ри­ков по бла­го­устрой­ству храма.
  • Вос­крес­ную школу семей­ного типа, где, по воз­мож­но­сти, пре­по­дают кли­рики и при­хо­жане храма.
  • При­ход­ской дет­ский сад по выход­ным дням (во время бого­слу­же­ния), осу­ществ­ля­е­мый силами при­хо­жан, име­ю­щих опыт вос­пи­та­ния малень­ких детей.
  • Моло­дёж­ный клуб, в кото­ром бы про­хо­дило дру­же­ское и молит­вен­ное обще­ние моло­дых членов при­хода.
  • При­ход­скую кассу вза­и­мо­по­мощи.
  • Вне­бо­го­слу­жеб­ные молит­вен­ные собра­ния при­хо­жан с чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния в малых груп­пах.
  • Мис­си­о­нер­скую и соци­аль­ную дея­тель­ность членов общины.
  • При­ход­скую биб­лио­теку.
  • Актив­ное выпол­не­ние чле­нами общины адми­ни­стра­тив­ных и хозяй­ствен­ных функ­ций в соот­вет­ствии с их ком­пе­тент­но­стью и спо­соб­но­стями.
  • Совер­ше­ние Таинств Церкви и треб исклю­чи­тельно за пожерт­во­ва­ния, а не по уста­нов­лен­ному тарифу, доб­ро­воль­ную «деся­тину» на нужды храма и содер­жа­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, адек­ват­ную оплату труда работ­ни­ков храма, зани­ма­ю­щего у них много сил и вре­мени.

8. Приход и семья

Семья моло­дого хри­сти­а­нина должна по воз­мож­но­сти пол­но­ценно участ­во­вать в жизни общины. Важно, чтобы Вен­ча­ния, Кре­ще­ния и прочие Таин­ства и обряды совер­ша­лись в общине с уча­стием боль­шин­ства ее членов.

Община при­звана при­ни­мать уча­стие в жизни моло­дых семей, дели­катно под­дер­жи­вать их в быто­вом и других отно­ше­ниях. В свою оче­редь свя­щен­ник при­зван участ­во­вать в жизни семьи своих при­хо­жан, знать членов семьи, посе­щать их. Но, недо­пу­сти­мой явля­ется ситу­а­ция, когда свя­щен­ник вме­ши­ва­ется во внут­ри­се­мей­ные вопросы, напри­мер супру­же­ские вза­и­мо­от­но­ше­ния, вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние детей, а так же быт семьи. Пас­тыри при­званы помо­гать ново­об­ра­щен­ным в постро­е­нии хри­сти­ан­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний с роди­те­лями и ближ­ними.

9. Заклю­че­ние

Необ­хо­димо при­знать, что боль­шин­ство из пере­чис­лен­ных выше про­блем, как пра­вило, имеют свои корни в дли­тель­ном гоне­нии на Цер­ковь, вызвав­шем разрыв духов­ных и цер­ков­ных тра­ди­ций, а также непра­виль­ное тол­ко­ва­ние их совре­мен­ным чело­ве­ком. В боль­шин­стве стран Восточ­ной Европы при­ход­ские общины были уни­что­жены, о их воз­рож­де­нии не было и речи. Те храмы, кото­рые ещё не были закрыты, вос­при­ни­ма­лись лишь как места предо­став­ле­ния насе­ле­нию рели­ги­оз­ных услуг.

К сожа­ле­нию, в наши дни, когда пришли вре­мена отно­си­тель­ной сво­боды, про­цесс воз­рож­де­ния при­ход­ских общин встре­тил новые труд­но­сти. Есте­ствен­ный кон­сер­ва­тизм Пра­во­слав­ной Церкви порой играет здесь отри­ца­тель­ную роль. Тра­ди­ции и уклад жизни при­хо­дов, сло­жив­ши­еся вслед­ствие опре­де­лён­ных исто­ри­че­ских фак­то­ров на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий, начи­нают вос­при­ни­маться чуть ли не как свя­то­оте­че­ские, искони пра­во­слав­ные. В резуль­тате, неко­то­рые из насто­я­те­лей при­хо­дов боятся что-либо менять на своём при­ходе, в том числе, сози­дать общин­ную жизнь.

Сего­дня уже ста­но­вится оче­вид­ным, что вни­ма­ние цер­ков­ной обще­ствен­но­сти важно пере­ори­ен­ти­ро­вать с воз­рож­де­ния внеш­них цер­ков­ных форм и попе­че­ния о мате­ри­аль­ном бла­го­со­сто­я­нии на сози­да­ние общин­ной жизни и твор­че­скую цер­ков­ную работу.

Про­ис­хо­дя­щие сейчас в Церкви и обще­стве про­цессы дают нам право смот­реть в буду­щее с опти­миз­мом. Несмотря на все слож­но­сти, люди с надеж­дой обра­щают свой взор в сто­рону Церкви, коли­че­ство при­хо­дов уве­ли­чи­ва­ется, в том числе, и за счёт моло­дёжи. Пройдя через нео­фит­ство как через есте­ствен­ную болезнь роста, люди обре­тают истин­ные смысл и радость жизни в любви ко Христу и еди­не­нии с Ним, воз­рож­да­ется мис­си­о­нер­ская и кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность, растёт уро­вень цер­ков­ного само­со­зна­ния. Вера, уко­ре­нён­ная в словах Христа: «Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют её» (Мф.16:18) даёт нам силы для испол­не­ния хри­сти­ан­ского слу­же­ния ближ­ним.


При­ме­ча­ния:

1 Ана­ста­сий Яну­ла­тос. Литур­гия после литур­гии.

2 Прот. Алек­сандр Шмеман «Евха­ри­стия: Таин­ство Цар­ства», с. 299.

3 Речь Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Руси на тор­же­ствен­ном акте по случаю при­сво­е­ния ему учёной сте­пени док­тора бого­сло­вия honorius causa Тби­лис­ской Духов­ной ака­де­мии во время визита Его Свя­тей­шей­ства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Отдела внеш­них цер­ков­ных сно­ше­ний Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата от 1 июля 1996 г., с. 3.

4 Отзывы епар­хи­аль­ных архи­ереев, III, 443.

5 Епи­скоп Феофан. Душе­по­лез­ное чтение №10. М., 1896 г., ч. III. с. 462–463.

6 Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II «Под­лин­ный старец бережно отно­сится к каж­дому чело­веку»

7 Напри­мер, крат­кие пояс­не­ния перед важ­ными момен­тами бого­слу­же­ния.

8 Еван­гель­ские и апо­столь­ские чтения жела­тельно читать лицом к народу.

9 Речь Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Руси на тор­же­ствен­ном акте по случаю при­сво­е­ния ему учёной сте­пени док­тора бого­сло­вия honorius causa Тби­лис­ской Духов­ной ака­де­мии во время визита Его Свя­тей­шей­ства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Инфор­ма­ци­он­ный бюл­ле­тень Отдела внеш­них цер­ков­ных сно­ше­ний Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата от 1 июля 1996 г., с. 3.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки