Миссионерство, оглашение, община – протоиерей Виктор Иванов

Миссионерство, оглашение, община – протоиерей Виктор Иванов


Сей­час отец Вла­ди­мир сде­лал пре­крас­ный исто­ри­че­ский экс­курс отно­си­тельно кате­хи­за­ции в Церкви. А я хотел бы гово­рить о том, какие у нас сего­дня усло­вия жизни и как нам посту­пать сей­час. Я буду исхо­дить из опыта Князь- Вла­ди­мир­ского собора, где уже более 8 лет про­во­дится оглашение.

 

Доро­гие отцы, бра­тья и сестры, я Вас также приветствую.

Сей­час отец Вла­ди­мир сде­лал пре­крас­ный исто­ри­че­ский экс­курс отно­си­тельно кате­хи­за­ции в Церкви. А я хотел бы гово­рить о том, какие у нас сего­дня усло­вия жизни и как нам посту­пать сей­час. Я буду исхо­дить из опыта Князь- Вла­ди­мир­ского собора, где уже более 8 лет про­во­дится оглашение.

Я думаю, что мно­гие свя­щен­ники в силу тех воз­мож­но­стей, какие они имеют на своих при­хо­дах, зани­ма­ются с людьми, про­во­дят с ними беседы. Коли­че­ство и каче­ство этих бесед зави­сит от того, сколько свя­щен­ни­ков в храме, от дру­гих усло­вий и возможностей.

Но мне кажется, что нужно четко раз­ли­чать мис­си­о­нер­ство и огла­ше­ние. Порой скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что под кате­хи­за­цией и огла­ше­нием пони­ма­ются про­сто беседы с людьми. При­гла­ша­ются люди на беседу, им даются началь­ные бого­слов­ские зна­ния, и люди рас­хо­дятся. На сле­ду­ю­щую беседу при­хо­дят те же люди или дру­гие, опять послу­шали и разо­шлись. Как пра­вило, таких бесед не много – одна, две или три в тече­ние месяца или двух. Мне кажется, что назы­вать это огла­ше­нием или кате­хи­за­цией необос­но­ванно. Я думаю, что это ско­рее мис­си­о­нер­ство. Оно пред­по­ла­гает, что чело­век, сопри­кос­нув­шись со свя­щен­ни­ком или с миря­ни­ном, услы­шал о Хри­сте, о Церкви, начал раз­мыш­лять об этом. Может быть, он, образно говоря, повер­нулся в сто­рону Хри­ста и Его Церкви. Но это все мис­си­о­нер­ство. Я думаю, что в совре­мен­ных усло­виях мис­си­о­нер­ством зани­ма­ется, навер­ное, каж­дый священник.

Напри­мер, когда меня при­гла­шают освя­тить квар­тиру, а, как мы все знаем, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве при­гла­ша­ю­щие – это люди совер­шенно не цер­ков­ные, тогда обычно я пред­ла­гаю побе­се­до­вать, спра­ши­ваю у людей, почему они хотят освя­тить квар­тиру, как они это пони­мают, чего они от этого хотят. В боль­шин­стве слу­чаев люди или вообще внятно ничего не могут отве­тить, или гово­рят что-то такое, что к хри­сти­ан­ству имеет мало отно­ше­ния. Тогда я пыта­юсь объ­яс­нить смысл чина освя­ще­ния и обычно при­гла­шаю на катехизацию.

У нас в Князь-Вла­ди­мир­ском соборе с при­шед­шими кре­ститься и кре­стить своих детей в тече­ние 40–50 минут бесе­дует кате­хи­за­тор-миря­нин, после чего при­хо­дит свя­щен­ник совер­шать Кре­ще­ние. В этой крат­кой беседе при­шед­шим напо­ми­на­ется о необ­хо­ди­мо­сти и воз­мож­но­сти серьез­ной дли­тель­ной под­го­товки к Кре­ще­нию взрос­лых людей. Но согла­ша­ются на это очень немно­гие. Люди при­хо­дят с жела­нием покре­ститься сразу. И тут уж, говори им – не говори, они все равно, выра­жая кив­ком головы согла­сие с тем, что им ска­зали, про­сят: «Ну, а теперь Вы, пожа­луй­ста, нас сей­час покре­стите». Это всем нам известно.

У нас в соборе в тече­ние дня уста­нов­лено дежур­ство свя­щен­ни­ков. При­хо­дят люди с прось­бой отслу­жить моле­бен, пани­хиду, освя­тить иконку и так далее, задают вопросы, завя­зы­ва­ется беседа. И, если чело­век как-то живо реа­ги­рует, я все­гда при­гла­шаю его на кате­хи­за­цию. Согла­ша­ются немно­гие. Также и миряне, обща­ясь с нецер­ков­ными людьми на работе или в дру­гих местах, конечно, могут и зани­ма­ются миссионерством.

Мис­си­о­нер­ство – это при­зыв, кото­рый может родить в чело­веке жела­ние войти в Цер­ковь и изме­нить свою жизнь так, что цен­тром её ста­нет Гос­подь. А вот огла­ше­ние или кате­хи­за­ция – это осо­бое строй­ное цер­ков­ное науче­ние, а не про­сто раз­го­воры с людьми, кото­рые при­шли, поси­дели, послу­шали и ушли, ничего не желая менять в своей жизни.

Совре­мен­ный чело­век очень при­вык к раз­ного рода раз­го­во­рам и очень скло­нен к этому. «Вот ска­жите, пожа­луй­ста, а как это, а как то и как это надо пони­мать?». Прямо как на пресс-кон­фе­рен­ции. Полу­чив ответы, чело­век, порой даже вос­хи­ща­ясь, как хорошо ему отве­тили, ухо­дит домой, совер­шенно не соби­ра­ясь менять свой при­выч­ный ход жизни. Й вот такие «про­сто раз­го­воры» прак­ти­че­ски не дают ника­кого резуль­тата. От того, что чело­век чаще будет захо­дить в храм, ста­вить свечку и даже ино­гда испо­ве­ду­ется и при­ча­стится, от этого суть дела не меня­ется. Мы все знаем, как в тече­ние года люди захо­дят, забе­гают, ста­вят свечи и все. А на Страст­ной сед­мице, в Пасху очень мно­гие вдруг хотят испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься, хотя в тече­ние года им почему-то это было не нужно. И, при­ча­стив­шись, полу­чив все, что они хотели, «бла­го­по­лучно» исче­зают до сле­ду­ю­щей Пасхи.

Огла­ше­ние же, явля­ясь науче­нием, несо­мненно, есть путь пока­я­ния, как корен­ного изме­не­ния образа мыш­ле­ния и образа жизни, когда чело­век, кото­рый мыс­лил и жил с точки зре­ния каких-то чело­ве­че­ских поня­тий, начи­нает мыс­лить и жить по-Божьи.

Суще­ствуют, конечно, раз­ные группы людей. Есть те, кто при­шли и хотят кре­ститься, и те, кото­рые были кре­щены в дет­стве или во взрос­лом воз­расте, но без науче­ния, и потом их никто не научил. Теперь же они хотят воцерковиться.

Что каса­ется пер­вого раз­ряда людей, то, как я уже ска­зал, это те, кото­рые хотят кре­ститься сразу. Мы их при­зы­ваем пройти вна­чале огла­ше­ние. Но, пред­ставьте себе, после огла­ше­ния кре­сти­лось всего 18 чело­век. Все осталь­ные хотели и покре­сти­лись сразу. Конечно, мы не можем в совре­мен­ных усло­виях при­шед­шим кре­ститься сразу жестко отка­зать, конечно, мы наде­емся на то, что эти люди все-таки при­дут, и мы их научим уже после Кре­ще­ния. Но, как пра­вило, тысячи людей, кото­рых мы кре­стили, исче­зают. Они при­хо­дят ста­вить свечи и, соб­ственно говоря, цер­ков­ной жиз­нью не живут.

Мы при­званы помочь людям реально пройти путь пока­я­ния. И это дли­тель­ный период. Отец Вла­ди­мир рас­ска­зал, как это было в исто­рии. Клас­си­че­ски огла­ше­ние дли­лось 3 года. Но совре­мен­ные усло­вия, навер­ное, поз­во­ляют делать это быст­рее, потому что сей­час у каж­дого есть Свя­щен­ное Писа­ние, совре­мен­ный чело­век быст­рее вос­при­ни­мает инфор­ма­цию. « Воз­можно, еще по каким-либо дру­гим при­чи­нам этот срок” может быть короче. Но очень корот­ким он быть не может. Не может взрос­лый чело­век, у кото­рого уже сло­жи­лись опре­де­лен­ные прин­ципы жизни, кото­рый, может быть, зани­мает солид­ное место в обще­стве и имеет детей и вну­ков, за какой-то очень корот­кий период в корне изме­нить свою жизнь. За исклю­че­нием ред­ких слу­чаев. Часто гово­рят, что мини­маль­ный срок огла­ше­ния дол­жен длиться пол­года. Может быть, но я с тру­дом себе это представляю.

 

У нас огла­ше­ние длится год, пол­тора, а для неко­то­рых и дольше. И целью огла­ше­ния явля­ется, если чело­век не кре­ще­ный, реаль­ная под­го­товка к Кре­ще­нию. Чело­век уже до Кре­ще­ния дол­жен изме­нить свою жизнь. Он дол­жен при­ве­сти ее в соот­вет­ствие с тре­бо­ва­ни­ями хри­сти­ан­ства. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство людей, кото­рые при­хо­дят на кате­хи­за­цию – это уже кре­ще­ные люди, кото­рым нужно помочь дей­стви­тельно воцер­ко­виться. Боль­шин­ство из них цер­ков­ной жиз­нью не жили и явля­ются чле­нами Церкви лишь по факту Кре­ще­ния, когда-то над ними совер­шен­ного. И образ мыш­ле­ния, и образ жизни у них совер­шенно не цер­ков­ный. В каком-то смысле это явле­ние можно было бы назвать воз­вра­ще­нием в Цер­ковь. Это насто­я­щий путь огла­ше­ния, с той поправ­кой, что они уже кре­щены. Теперь же им нужно пройти путь пока­я­ния, как корен­ного изме­не­ния образа мыш­ле­ния и образа жизни.

И здесь также есть раз­ные люди. Есть те, кото­рые кре­щены, но ника­ким обра­зом цер­ков­ной жиз­нью не жили. С такими людьми легче. Если у них есть откры­тость Церкви и началь­ное послу­ша­ние, то они доста­точно успешно про­хо­дят этот путь. Слож­нее всего с людьми, кото­рые до при­хода на кате­хи­за­цию уже как-то по-сво­ему жили цер­ков­ной жиз­нью, кото­рые испо­ве­ду­ются, при­ча­ща­ются, кото­рые что-то читали, что-то по-сво­ему поняли, как-то по-сво­ему живут в Церкви. И если этих людей послу­шать, то их опыт и их поня­тия настолько запу­тан­ные, что там хри­сти­ан­ства, как пра­вило, очень мало. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве в жизни таких людей про­смат­ри­ва­ется вос­при­я­тие жизни Церкви не как устрем­лен­ность к общ­но­сти во Хри­сте, а как инди­ви­ду­аль­ное лич­ное удо­вле­тво­ре­ние своих рели­ги­оз­ных потреб­но­стей. «Я при­шел спа­саться, а кто со мной стоит рядом в храме – это не имеет абсо­лютно ника­кого зна­че­ния». Такие поня­тия никак не соот­но­сятся с тем, что Цер­ковь – это общ­ность, Цер­ковь – это собра­ние. По сути дела, хри­сти­ан­ства в таких поня­тиях и таком опыте очень мало. И вот с такими людьми слож­нее всего, потому что они себя осо­знают солид­ными хри­сти­а­нами, и, когда ты начи­на­ешь им что-то объ­яс­нять, они пони­мают это по-сво­ему, осно­вы­ва­ясь на своем миро­воз­зре­нии. Но если чело­век мыс­ля­щий, если чело­век дей­стви­тельно ищет пра­виль­ного образа жизни в Церкви, то он его обретает.

То есть я делаю акцент на том, что огла­ше­ние отли­ча­ется от мис­си­о­нер­ства. Огла­ше­ние – это по вре­мени дли­тель­ный период. Не может чело­век, будь он некре­ще­ный и гото­вя­щийся к Кре­ще­нию или кре­ще­ный воцер­ков­ля­ю­щийся, за корот­кое время в корне изме­нить свой образ мыс­лей, образ жизни. Для этого необ­хо­димо дли­тель­ное время, год, а то и больше. Целью огла­ше­ния должна быть или под­го­товка чело­века к Кре­ще­нию или дей­стви­тельно его реаль­ное воцер­ко­в­ле­ние, реаль­ный путь пока­я­ния. Вот этого и нужно доби­ваться. Не того, чтобы было про­слу­шано опре­де­лен­ное коли­че­ство лек­ций или выпол­нены те или иные зада­ния, а чтобы он дей­стви­тельно начал жить жиз­нью Церкви, чтобы Хри­ста и его Цер­ковь поста­вил в центр своей жизни.

И еще я хотел бы ска­зать об общине. Очень часто мно­гие люди, кото­рые сей­час ста­ра­ются жить цер­ков­ной жиз­нью, не соот­но­сят свою жизнь в Церкви с кон­крет­ной общи­ной кон­крет­ного храма. Они вос­при­ни­мают это как-то абстрактно. Но член­ство во Все­лен­ской Хри­сто­вой Церкви реа­ли­зу­ется в кон­крет­ной общине кон­крет­ного храма среди кон­крет­ных людей, явля­ю­щихся бра­тьями и сест­рами во Хри­сте, под руко­вод­ством кон­крет­ных свя­щен­ни­ков. А не так, что я при­шел в этот храм – помо­лился, потом пошел в дру­гой – при­ча­стился. Конечно, мы все друг к другу ходим в гости. Это тоже про­яв­ле­ние един­ства. Но, даже про­сто говоря о жизни чело­века, мы пони­маем, что у каж­дого из нас есть свой дом. Даже у чело­века, не име­ю­щего сво­его дома, где-то на чер­даке есть свое местечко, куда он каж­дый вечер при­хо­дит ноче­вать. Поэтому огла­ше­ние, как воцер­ко­в­ле­ние людей уже кре­стив­шихся, или под­го­товка к Кре­ще­нию, должно быть вхож­де­нием в кон­крет­ную общину кон­крет­ного храма. Это постро­е­ние живых отно­ше­ний с кон­крет­ными людьми – чле­нами общины дан­ного храма.

И под общи­ной нужно пони­мать не про­сто то, что в при­ходе кто-то с кем-то дру­жит или что-то вме­сте делают. Дру­жат и неве­ру­ю­щие люди. В свет­ском обще­стве люди, дела­ю­щие общее дело, также дер­жатся вме­сте или имеют общие инте­ресы. Напри­мер, люби­тели соба­чек. Они обща­ются друг с дру­гом, потому что у них у всех собачки, и поэтому есть общие инте­ресы. А когда собачки не стало, тогда и общ­ность про­пала. Нет, в Церкви не так. Цер­ковь – это именно общ­ность во Хри­сте, когда люди осо­знанно, осмыс­ленно строят живое цер­ков­ное един­ство в Боге.

В цен­тре этого един­ства, несо­мненно, Евха­ри­стия, несо­мненно, Литур­гия. Из этого цен­тра про­ис­те­кает и един­ство цер­ков­ное, един­ство чле­нов общины в кон­крет­ном храме. Из этого цен­тра про­ис­те­кают и раз­лич­ные слу­же­ния в Церкви. Поэтому воцер­ко­в­ле­ние чело­века – это не поточ­ное обу­че­ние. Научили и выпу­стили. Но куда выпу­стили? Наобо­рот, воцер­ко­в­ле­ние – это врас­та­ние в жизнь кон­крет­ной цер­ков­ной общины. И она при­звана вся­че­ски помо­гать людям, гото­вя­щимся к Кре­ще­нию или воцерковляющимся.

Вот, соб­ственно, об этом я и хотел ска­зать. Мис­си­о­нер­ство и огла­ше­ние – это раз­ные поня­тия. Мис­си­о­нер­ство должно при­во­дить к огла­ше­нию, как к строй­ному дли­тель­ному цер­ков­ному науче­нию, кото­рое есть путь пока­я­ния и врас­та­ние в жизнь кон­крет­ной цер­ков­ной общины. Даже если чело­век, пройдя это строй­ное науче­ние, уйдет в дру­гой пра­во­слав­ный храм, он уне­сет туда опыт жизни в Церкви как в общине.

Спаси, Бог.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки