Чистый Четверг

См. раздел ВЕЛИКИЙ ПОСТ

***

Чи́стый Четве́рг – народ­ное назва­ние Вели­кого Чет­верга Страст­ной сед­мицы. В этот день Цер­ковь вспо­ми­нает важ­ней­шее еван­гель­ское собы­тие: Тайную вечерю, на кото­рой Хри­стос уста­но­вил ново­за­вет­ное таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии).

Бла­жен­ный Авгу­стин (Письма. 54.7): “Если ты спро­сишь о том, как возник обычай омо­ве­ния, то, по раз­мыш­ле­нии, наи­бо­лее веро­ят­ным объ­яс­не­нием мне кажется сле­ду­ю­щее: тела кан­ди­да­тов к кре­ще­нию, гряз­ные после соро­ка­днев­ного поста, были бы весьма непри­ятны для орга­нов чувств, когда люди под­хо­дят к кре­щаль­ной купели, если бы неза­долго до этого они не были вымыты. Так вот, этот день (Чистый чет­верг) был удачно выбран по случаю повсе­мест­ного празд­но­ва­ния Тайной вечери. Так как эта уступка сде­лана катеху­ме­нам, то и многие другие хотят помыться в этот день и осла­бить пост.”

В этот день те подвиж­ники, кто не мылся с начала Вели­кого Поста (т.е. более 40 дней) по тра­ди­ции могут это сде­лать. В совре­мен­ном же смысле Чистый Чет­верг не потому име­ну­ется Чистым, что в этот день делают баню …, а потому что люди при­хо­дят, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются.

***

Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

В чет­верг Страст­ной сед­мицы вспо­ми­на­ется Тайная вечеря Гос­пода с уче­ни­ками и уста­нов­ле­ние Спа­си­те­лем Таин­ства Евха­ри­стии, когда Гос­подь, бла­го­сло­вив хлеб, пре­ло­мив его и дав апо­сто­лам, сказал «при­и­мите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк.14:22), после чего взяв чашу, бла­го­да­рив, подал им и про­из­нёс: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изли­ва­е­мая» (Мк.14:24).

В вос­по­ми­на­ние этого собы­тия Святая Цер­ковь при­зы­вает своих верных чад утром прийти в храм и При­ча­ститься, а вече­ром выслу­шать чтение две­на­дцати отрыв­ков из Еван­ге­лия, рас­ска­зы­ва­ю­щих о Крест­ной Жертве Христа. 

Поучая на личном при­мере, что в Цар­стве Божьем, кото­рое не от мира сего, не ценится ни сует­ная слава, ни пустое мир­ское вели­чие, но ценится любовь и сми­ре­ние, Хри­стос Сам омыл ноги уче­ни­кам (Ин.13:5). В Вели­кий чет­верг, за бого­слу­же­нием, Цер­ковь вспо­ми­нает это собы­тие и через испол­не­ние осо­бого свя­щен­ного обряда, в про­цессе кото­рого епи­скоп омы­вает ноги свя­щен­ни­кам.

В преж­ние вре­мена в Пра­во­слав­ной Церкви утвер­дился обычай совер­шать в этот день чино­по­сле­до­ва­ние омо­ве­ния пре­стола (святой тра­пезы). Одно из наи­бо­лее ранних исто­ри­че­ских упо­ми­на­ний по этому поводу (дошед­ших до нас) отно­сится к VII веку (оно при­над­ле­жит Иси­дору Севиль­скому).

С давних пор в этот день осу­ществ­ля­лась уборка в храме, очистка цер­ков­ной утвари. Данная тра­ди­ция свя­зана с вос­по­ми­на­нием о при­го­тов­ле­нии гор­ницы, где состо­я­лась Тайная вечеря, о при­го­тов­ле­нии Пасхи двумя уче­ни­ками, а также об омо­ве­нии ног апо­сто­лов.

Имея это в сооб­ра­же­нии, понятно, почему веру­ю­щие стре­ми­лись наве­сти в сей день поря­док и в своих част­ных домах. Кроме того в этот день в неко­то­рых домах при­нято печь куличи, кра­сить яйца.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки