Библиотеке требуются волонтёры

Страстная седмица

Аудио-версия статьи

См. раздел СТРАСТ­НАЯ СЕД­МИЦА

***

Страстна́я седми́ца – послед­няя сед­мица перед Пасхой. Она посвя­щена вос­по­ми­на­нию послед­них дней земной жизни Спа­си­теля: Его стра­да­ний, крест­ной смерти и погре­бе­ния (в цер­ков­но­сла­вян­ском языке слово «страсть» озна­чает «стра­да­ние»). Все дни Страст­ной сед­мицы назы­ва­ются вели­кими.

strastnaja sedmica - Страстная седмица

Эта неделя особо чтится Цер­ко­вью. “Все дни – гово­рится в Синак­саре – пре­вос­хо­дит Святая и Вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, но больше Святой Четы­ре­де­сят­ницы Святая и Вели­кая сед­мица (страст­ная), и больше самой Вели­кой сед­мицы сия Вели­кая и Святая суб­бота. Назы­ва­ется эта сед­мица вели­кою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту сед­мицу совер­ши­лись вели­кие и пре­есте­ствен­ные чудеса и чрез­вы­чай­ные дела нашего Спа­си­теля…”.

Вспо­ми­ная в Бого­слу­же­нии собы­тия послед­них дней земной жизни Спа­си­теля, Святая Цер­ковь вни­ма­тель­ным оком любви и бла­го­го­ве­ния следит за каждым шагом, вслу­ши­ва­ется в каждое слово гря­ду­щего на воль­ную страсть Христа Спа­си­теля, посте­пенно ведет нас по стопам Гос­пода на про­тя­же­нии всего Его крест­ного пути, от Вифа­нии до Лоб­ного места, от цар­ствен­ного входа Его в Иеру­са­лим и до послед­него момента Его иску­пи­тель­ных за люд­ские грехи стра­да­ний на кресте, и далее – до свет­лого тор­же­ства Хри­стова Вос­кре­се­ния.

Все содер­жа­ние служб направ­лено к тому, чтобы чте­нием и пес­но­пе­ни­ями при­бли­зить нас ко Христу, сде­лать нас спо­соб­ными духовно созер­цать таин­ство искуп­ле­ния, к вос­по­ми­на­нию кото­рого мы гото­вимся.

Первые три дня этой сед­мицы посвя­щены уси­лен­ному при­го­тов­ле­нию к стра­стям Хри­сто­вым.

В соот­вет­ствии с тем, что Иисус Хри­стос перед стра­да­ни­ями все дни про­во­дил в храме, уча народ, Святая Цер­ковь отли­чает эти дни осо­бенно про­дол­жи­тель­ным Бого­слу­же­нием.

Ста­ра­ясь собрать и сосре­до­то­чить вни­ма­ние и мысли веру­ю­щих вообще на всей Еван­гель­ской исто­рии вопло­ще­ния Бого­че­ло­века и Его слу­же­ния роду чело­ве­че­скому, Святая Цер­ковь в первые три дня Страст­ной сед­мицы про­чи­ты­вает на часах все Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие.

В Вели­кую среду вос­по­ми­на­ется жена-греш­ница, омыв­шая сле­зами и пома­зав­шая дра­го­цен­ным миром ноги Спа­си­теля, когда Он был на вечери в Вифа­нии в доме Симона про­ка­жен­ного, и этим при­го­то­вив­шая Христа к погре­бе­нию. Здесь же Иуда мнимой забот­ли­во­стью о нищих обна­ру­жил свое среб­ро­лю­бие, а вече­ром решился пре­дать Христа иудей­ским ста­рей­ши­нам за 30 среб­ре­ни­ков (сумма, доста­точ­ная по тогдаш­ним ценам для при­об­ре­те­ния неболь­шого участка земли даже в окрест­но­стях Иеру­са­лима).

В Вели­кую среду на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, по заам­вон­ной молитве, в послед­ний раз про­из­но­сится молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами.

В чет­верг Страст­ной сед­мицы в бого­слу­же­нии вос­по­ми­на­ются четыре важ­ней­шие еван­гель­ские собы­тия, совер­шив­ши­еся в этот день: Тайная вечеря, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил ново­за­вет­ное таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), умо­ве­ние Гос­по­дом ног уче­ни­кам Своим в знак глу­бо­чай­шего сми­ре­ния и любви к ним, молитва Спа­си­теля в саду Геф­си­ман­ском и пре­да­тель­ство Иуды.

В вос­по­ми­на­ние собы­тий этого дня после заам­вон­ной молитвы на Литур­гии в кафед­раль­ных собо­рах при архи­ерей­ском слу­же­нии совер­ша­ется уми­ли­тель­ный обряд умо­ве­ния ног, кото­рый вос­кре­шает в нашей памяти без­мер­ное снис­хож­де­ние Спа­си­теля, умыв­шего ноги Своим уче­ни­кам пред Тайной вече­рей.

В этот день Гос­подь уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния, поэтому все пра­во­слав­ные хри­сти­ане стре­мятся при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин на Боже­ствен­ной Литур­гии. Тро­парь дня “Егда слав­нии уче­ницы на умо­ве­нии вечери про­све­ща­хуся, тогда Иуда зло­че­сти­вый среб­ро­лю­бием неду­го­вав омра­ча­шеся, и без­за­кон­ным судиям Тебе пра­вед­наго Судию пре­дает. Виждь, имений рачи­телю, сих ради удав­ле­ние упо­тре­бивша: бежи несы­тыя души Учи­телю тако­вая дерз­нув­ший. Иже о всех Благий, Гос­поди, слава Тебе”

День Вели­кого пятка посвя­щен вос­по­ми­на­нию осуж­де­ния на смерть, Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля. В бого­слу­же­нии этого дня Цер­ковь как бы постав­ляет нас у под­но­жия Креста Хри­стова и пред нашим бла­го­го­вей­ным и тре­пет­ным взором изоб­ра­жает спа­си­тель­ные стра­да­ния Гос­пода. На утрене Вели­кого пятка (она слу­жится в чет­верг вече­ром) чита­ются 12 Еван­ге­лий Завета Святых Стра­стей.

Литур­гии в Вели­кую Пят­ницу не бывает, так как в этот день Сам Гос­подь принес Себя в жертву, а совер­ша­ются Цар­ские Часы.

Вечерня совер­ша­ется в тре­тьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в вос­по­ми­на­ние снятия с креста тела Хри­стова и погре­бе­ния Его. При пении тро­паря: “Бла­го­об­раз­ный Иосиф, с древа снем Пре­чи­стое тело Твое, пла­ща­ни­цею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Пере­вод: «Бла­го­об­раз­ный Иосиф, сняв с креста пре­чи­стое Твое Тело, обвил пла­ща­ни­цей и бла­го­уха­ни­ями ума­стив, поло­жил в новом гробе»)” свя­щен­но­слу­жи­тели под­ни­мают Пла­ща­ницу (т.е. изоб­ра­же­ние Христа, лежа­щего во гробе) с Пре­стола, как бы с Гол­гофы, и выно­сят ее из алтаря на сере­дину храма в пред­не­се­нии све­тиль­ни­ков и при каж­де­нии фимиа­мом. Пла­ща­ница пола­га­ется на особо при­го­тов­лен­ном столе (гроб­нице). Затем свя­щен­но­слу­жи­тели и все моля­щи­еся покло­ня­ются перед Пла­ща­ни­цею и лобы­зают язвы изоб­ра­жен­ного на ней Гос­пода: про­бо­ден­ные ребра, руки и ноги Его. Вече­ром бывает вторая служба с крест­ным ходом.

Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех (непол­ных) дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

Это день стро­гого поста, когда ничего нельзя есть, по край­ней мере, до выноса Пла­ща­ницы. Это день самого стро­гого поста в году.

В Вели­кую суб­боту (служба начи­на­ется вече­ром в Вели­кую Пят­ницу) Цер­ковь вос­по­ми­нает погре­бе­ние Иисуса Христа, пре­бы­ва­ние Его тела во гробе, соше­ствие душою во ад для воз­ве­ще­ния там победы над смер­тью и избав­ле­ния душ, с верою ожи­дав­ших Его при­ше­ствия, и вве­де­ние бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника в рай.

В Вели­кую суб­боту совер­ша­ется литур­гия Васи­лия Вели­кого, начи­на­ю­ща­яся вечер­ней. После малого входа с Еван­ге­лием (около Пла­ща­ницы) чита­ются пред Пла­ща­ни­цей 15 пари­мий, в кото­рых собраны глав­ные про­ро­че­ства и про­об­разы, отно­ся­щи­еся к Иисусу Христу, как иску­пив­шему нас от греха и смерти Своей Крест­ной смер­тью и Своим Вос­кре­се­нием. После 6‑й пари­мии (о чудес­ном пере­ходе евреев чрез Черм­ное море) поется: «Славно бо про­сла­вися». Чтение пари­мий заклю­ча­ется песнью трех отро­ков: «Гос­пода пойте и пре­воз­но­сите во вся веки». Вместо Три­свя­того поется «Елицы во Христа кре­сти­стеся» и чита­ется Апо­стол о таин­ствен­ной силе Кре­ще­ния. Эти пение и чтение служат вос­по­ми­на­нием обычая древ­ней Церкви кре­стить в Вели­кую суб­боту огла­шен­ных. По чтении Апо­стола поются, вместо «Алли­луиа», семь стихов, избран­ных из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства о Вос­кре­се­нии Гос­пода: «Вос­кресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов свя­щен­но­слу­жи­тели пере­об­ла­ча­ются в свет­лые одежды. Вместо Херу­вим­ской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть чело­веча». В две­на­дца­том часу ночи, совер­ша­ется полу­нощ­ница, на кото­рой поется канон Вели­кой Суб­боты. В конце полу­нощ­ницы свя­щен­но­слу­жи­тели молча пере­но­сят Пла­ща­ницу с сере­дины храма в алтарь Цар­скими Вра­тами и кладут ее на пре­стол, где она и оста­ется до празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня, в память соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния Иисуса Христа на земле по вос­кре­се­нии Его из мерт­вых.

После этого веру­ю­щие бла­го­го­вейно ожи­дают наступ­ле­ния полу­ночи, в кото­рую начи­на­ется свет­лая пас­халь­ная радость вели­чай­шего Празд­ника Вос­кре­се­ния Гос­пода и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа.

Пас­халь­ная радость есть святая радость, кото­рой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескон­ча­е­мая вечная радость вечной жизни и бла­жен­ства. Она и есть именно та радость, о кото­рой сказал Сам Гос­подь: “Воз­ра­ду­ется сердце ваше, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” (Ин.16:22).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки