Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Празднование:

История

На­зва­ние ико­ны про­ис­хо­дит от еги­пет­ско­го го­ро­да Алек­сан­дрии – од­но­го из цен­тров ран­не­го хри­сти­ан­ства. Све­де­ний об этом об­ра­зе со­хра­ни­лось немно­го, и со­хра­нив­ша­я­ся ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чи­ва.

В кни­ге свя­то­го но­во­му­че­ни­ка Ев­ге­ния По­се­ля­ни­на пи­шет­ся: «По изо­бра­же­нию на ста­рин­ных гра­вю­рах ико­на пред­став­ля­ет из се­бя по­яс­ной об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, Ко­то­ро­го Она под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой». Фра­за «под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой» раз­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми вос­при­ни­ма­ет­ся неод­но­знач­но. Од­ни счи­та­ют, что под­чёр­ки­ва­ние это­го фак­та пред­по­ла­га­ет рас­по­ло­же­ние Бо­гом­ла­ден­ца сле­ва от Бо­жи­ей Ма­те­ри. Дру­гие до­пус­ка­ют, что Он вполне мог вос­се­дать и на пра­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы.

Сто­рон­ни­ки пер­во­го утвер­жде­ния вы­дви­га­ют вер­сию, что по­до­би­ем Алек­сан­дрий­ско­го об­ра­за мо­жет быть дру­гая пра­во­слав­ная еги­пет­ская свя­ты­ня – ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри VI ве­ка из Си­най­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Ека­те­ри­ны. На этом об­ра­зе ред­кой ико­но­гра­фии Бо­гом­ла­де­нец си­дит на ле­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы и Она под­дер­жи­ва­ет его пра­вой ру­кой ха­рак­тер­ным, как бы обе­ре­га­ю­щим же­стом. Ико­на вы­пол­не­на ме­то­дом эн­ка­у­сти­ки – тех­ни­ки жи­во­пи­си, в ко­то­рой свя­зу­ю­щим ве­ще­ством кра­сок яв­ля­ет­ся воск, жи­во­пись вы­пол­ня­ет­ся крас­ка­ми в рас­плав­лен­ном ви­де. На­хо­дит­ся об­раз в Му­зее ис­кусств име­ни Бог­да­на и Вар­ва­ры Ха­нен­ко, Ки­ев. Спра­вед­ли­во­сти ра­ди, сто­ит от­ме­тить, что пред­по­ло­же­ние иден­тич­но­сти двух икон ос­но­ва­но лишь на умо­за­клю­че­ни­ях и ни­ка­ки­ми фак­та­ми не под­твер­жде­но.

Су­ще­ству­ет и дру­гое, бо­лее кон­крет­ное опи­са­ние ико­ны: «На Алек­сан­дрий­ской иконе Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Её пра­вой ру­ке (дексио­кра­ту­са). Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой – дер­жит сви­ток.»[1]

Опи­са­нию из «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии» со­от­вет­ству­ет ико­на под на­зва­ни­ем Алек­сан­дрий­ская – од­на из 120 клейм ико­ны «Бо­го­ма­терь Неча­ян­ная Ра­дость со 120 чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми Бо­го­ма­те­ри» из церк­ви Со­ро­ка му­че­ни­ков на Но­воспас­ской пло­ща­ди в Москве, ко­то­рая ныне на­хо­дит­ся в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее.

На ос­но­ва­нии этих двух опи­са­ний (из кни­ги Е. По­се­ля­ни­на и «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии») мож­но сде­лать два вы­во­да: ли­бо это раз­лич­ное опи­са­ние од­но­го и то­го же об­ра­за, ли­бо су­ще­ству­ет два со­вер­шен­но раз­ных по ико­но­гра­фии об­ра­за под на­зва­ни­ем «Бо­го­ма­терь Алек­сан­дрий­ская».


[1] «Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия» http://www.pravenc.ru/text/64454.html.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)