Празднование:

История

Бу­га­баш­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри — един­ствен­ная из чу­до­твор­ных икон Уфим­ской епар­хии, со­хра­нив­ша­я­ся в го­ды со­вет­ской вла­сти в под­лин­ни­ке. Вы­ре­за­на из кам­ня, ико­но­гра­фи­че­ский тип «Оди­гит­рия», спи­сок со Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ря­дом с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей спра­ва изо­бра­жен свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий, сле­ва — свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Чу­до­твор­ная ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри из­бра­ла Сво­им уде­лом чу­ваш­скую де­рев­ню Бу­га­баш, а в ней Бо­го­ро­диц­кий Оди­гит­ри­ев­ский жен­ский мо­на­стырь.
Су­ще­ству­ет две вер­сии яв­ле­ния ико­ны. Пер­вая гла­сит, что во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка воз­вра­щал­ся с фрон­та через Смо­лен­скую зем­лю сол­дат из чу­ваш­ской де­рев­ни Бу­га­баш Тит Пет­ро­вич Та­ба­ков (ви­ди­мо, по­сле Рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877–78 гг.). И ре­шил он с то­ва­ри­ща­ми по­се­тить свя­тое ме­сто, где на­хо­ди­лась ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри — по­кло­нить­ся, по­бла­го­да­рить за по­бе­ду. На па­мять ре­ши­ли взять по ка­меш­ку из ре­ки Смо­лен­ки. При­смот­рел се­бе Тит неда­ле­ко от бе­ре­га неболь­шой ка­ме­шек, взял, а он ока­зал­ся раз­ме­ром с тол­стую кни­гу, по­хо­жий по фор­ме на ка­ра­вай хле­ба. Бро­сил, хо­тел взять дру­гой, но неожи­дан­но ослеп. По­про­сил то­ва­ри­щей най­ти преж­ний ка­мень и, взяв его, про­зрел.
По до­ро­ге до­мой, устав нести тя­же­лый ка­мень, Тит ре­шил вы­бро­сить его, но через неко­то­рое вре­мя опять стал слеп­нуть. То­ва­ри­щи вер­ну­лись на­зад, на­шли ка­мень и от­да­ли Ти­ту. Он сно­ва про­зрел, кам­ня боль­ше не вы­ки­ды­вал, а вер­нув­шись до­мой, по­ло­жил его на дно сун­ду­ка. Про­шло мно­го лет. Со­бра­лись как-то вес­ной жи­те­ли де­рев­ни прой­ти крест­ным хо­дом в Ни­ко­ло-Бе­ре­зов­ку, и ре­шил он взять ка­мень — освя­тить его на Свя­том ис­точ­ни­ке. До­стал, а на камне про­явил­ся ри­су­нок. Стал всмат­ри­вать­ся: лик Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии с Мла­ден­цем. По бо­кам — свя­тые.
По­сле крест­но­го хо­да и освя­ще­ния кам­ня Тит по­ста­вил об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на бож­ни­цу, а но­чью ему при­снил­ся сон: яви­лась Бо­го­ро­ди­ца и про­сит ид­ти за бла­го­сло­ве­ни­ем к Уфим­ско­му епи­ско­пу — ос­но­вать в Бу­га­ба­ше жен­ский мо­на­стырь. Он го­во­рит Ей, что нет де­нег, а Она в от­вет по­обе­ща­ла по­мочь. Тит по­ехал в Уфу к епи­ско­пу и все рас­ска­зал. Вла­ды­ка при­гла­сил ка­ме­но­те­са, тот вы­сек по на­ме­чен­но­му ри­сун­ку объ­ем­ный Об­раз, по сто­ро­нам ко­то­ро­го про­яви­лись свя­тые Ва­си­лий Ве­ли­кий и Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Тит воз­вра­тил­ся до­мой и с ико­ной при­вез де­сять мо­на­хинь — Вла­ды­ка бла­го­сло­вил ос­но­вать мо­на­стырь. Освя­щен был мо­на­стырь в 1900 го­ду и стал име­но­вать­ся Бо­го­ро­диц­ким Оди­гит­ри­ев­ским.
По дру­гой вер­сии ико­на яви­лась тем же об­ра­зом, толь­ко Ти­том яв­ля­ет­ся шест­на­дца­ти­лет­ний па­ре­нёк, взяв­ший ка­мень из ре­ки во вре­мя па­лом­ни­че­ства.
От свя­той ико­ны с пер­вых дней ее освя­ще­ния на Ни­коль­ском род­ни­ке ста­ли про­ис­хо­дить раз­лич­ные чу­де­са. Она ис­це­ля­ла от бо­лез­ней, ле­чи­ла бес­но­ва­тых. Осо­бен­но за­мет­ная по­мощь бы­ла в глаз­ных неду­гах, неда­ром Тит Та­ба­ков те­рял зре­ние, ко­гда рас­ста­вал­ся с чу­дес­ным кам­нем. В дни крест­ных хо­дов с чу­до­твор­ной ико­ной там, где слу­жи­лись мо­леб­ны, пре­кра­ща­лись за­су­хи, эпи­де­мии, по­жа­ры.
По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та мо­на­стырь за­кры­ли. Без­бож­ни­ки, при­шед­шие к вла­сти, храм опе­ча­та­ли, а Свя­ты­ню, над­ру­гав­шись над ней, бро­си­ли в под­вал. С ико­ны со­дра­ли оклад, раз­би­ли кир­пи­ча­ми ка­мен­ные ли­ки, вы­ко­ло­ли им гла­за. Вы­крал из под­ва­ла Свя­той об­раз Ва­си­лий Пет­ро­вич Пав­лов, то­же из ро­да Та­ба­ко­вых. Ико­ну пря­та­ли в по­гре­бе, по­том в су­се­ке с зер­ном, в дру­гих ме­стах. В 50-х го­дах храм и мо­на­стырь раз­ру­ши­ли, и в на­ши дни толь­ко остат­ки фун­да­мен­та на­по­ми­на­ют о них.
В по­след­ние го­ды ис­пор­чен­ные без­бож­ни­ка­ми ли­ки свя­тых на иконе вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся са­ми по Про­мыс­лу Бо­жию. Есть сви­де­тель­ства ис­це­ле­ния лю­дей от сле­по­ты, устро­е­ния даль­ней­ше­го жиз­нен­но­го пу­ти по­сле мо­лит­вы у Чу­до­твор­но­го об­ра­за, из­бав­ле­ния от смер­ти некре­ще­но­го че­ло­ве­ка и мно­же­ство дру­гих сви­де­тельств. Всем по­да­ет по­мощь Ма­терь Бо­жия.

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)