Празднование:

История

До на­ча­ла XX ве­ка Якоб­штадт­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной свя­ты­ней Лат­вии.

Свя­той об­раз был об­ре­тен во вре­мя рус­ско-швед­ской вой­ны 1654–1667 гг. При пе­ре­пра­ве через За­пад­ную Дви­ну сол­дат швед­ской ар­мии Яков Гу­дын­ский под­дел ко­пьем плыв­шую по ре­ке до­щеч­ку. На бе­ре­гу он с ужа­сом об­на­ру­жил, что по древ­ку ко­пья от до­щеч­ки те­чет кровь, а на по­тем­нев­шей дре­ве­сине про­сту­пил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на ру­ках. Швед­ский сол­дат при­нес об­раз в бли­жай­ший пра­во­слав­ный храм свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Храм, при ко­то­ром бы­ла неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на, на­хо­дил­ся в сло­бо­де Гольм­гоф (с 1670 го­да – г. Якоб­штадт, ныне – г. Екаб­пилс). Пе­ре­дав об­раз бра­тии мо­на­сты­ря, сол­дат при­нял пра­во­сла­вие, а за­тем ино­че­ский по­стриг и на­все­гда остал­ся в оби­те­ли.

В 1675 го­ду чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый, по­стро­ен­ный на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­но­го куп­ца Яко­ва Рат­ке­ви­ча, Свя­то-Ду­хов­ский храм.

Бо­лее трех сто­ле­тий Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Лат­вии. К ней съез­жа­лись па­лом­ни­ки, по мо­лит­вам пе­ред свя­тым об­ра­зом со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния. Не раз ико­на спа­са­ла Якоб­штадт от по­жа­ров; в 1878 го­ду крест­ный ход со свя­ты­ней во­круг оби­те­ли оста­но­вил быст­ро рас­про­стра­няв­ший­ся огонь.

По­чи­та­ние чу­до­твор­но­го Якоб­штадт­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло по­ис­ти­не все­на­род­ным: еже­год­но с 1901 по 1914 год ико­на при­но­си­лась из Екаб­пил­са для по­кло­не­ния в Ри­гу, Ми­таву (Ел­га­ву) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую пу­стынь.

Во вре­мя пер­вой ми­ро­вой вой­ны чу­до­твор­ная ико­на бы­ла утра­че­на.

В 2008 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II мос­ков­ские ико­но­пис­цы по со­хра­нив­шим­ся опи­са­ни­ям со­зда­ли но­вый спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за. До пе­ре­не­се­ния в Ри­гу и Екаб­пилс спи­сок пре­бы­вал в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме Мос­ков­ско­го Крем­ля, где в празд­ник по­ло­же­ния чест­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне он был освя­щён.

19 июля Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на в Ри­ге, а 25 июля свя­ты­ня воз­вра­ти­лась в Свя­то-Ду­хов муж­ской мо­на­стырь, где и бу­дет пре­бы­вать все­гда.

Ико­но­гра­фия ико­ны необыч­на – неболь­шой по раз­ме­рам (при­бли­жен­ный к ори­ги­на­лу) об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках под­дер­жи­ва­ют пред­сто­я­щие ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, на зад­нем плане изо­бра­жен Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь в совре­мен­ном ви­де.

31 июля 2008 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II празд­но­ва­ние Якоб­штадт­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри вне­се­но в Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь.

Случайный тест

(17 голосов: 5 из 5)