Празднование:

История

Неда­ле­ко от Ва­то­пед­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря, по­стро­ен­но­го в 395 го­ду в пе­ри­од цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, во вре­мя силь­ной бу­ри упал с ко­раб­ля в мо­ре ца­ре­вич Ар­ка­дий, сын им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го. Все ду­ма­ли, что он по­гиб. Од­на­ко неда­ле­ко от то­го ме­ста, где на­хо­дил­ся мо­на­стырь, под те­нью од­но­го из при­бреж­ных ку­стар­ни­ков спут­ни­ки Ар­ка­дия уви­де­ли спо­кой­но спав­ше­го ца­ре­ви­ча. Проснув­шись, он рас­ска­зал, как был чу­дес­ным об­ра­зом из­бав­лен от неми­ну­е­мой ги­бе­ли за­ступ­ни­че­ством Бо­го­ма­те­ри. В вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия рас­по­ло­жив­ше­му­ся здесь мо­на­сты­рю бы­ло да­но на­зва­ние «Ва­то­пед», т. е. куст от­ро­ка.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий Ве­ли­кий, узнав о чу­дес­ном спа­се­нии сы­на, в бла­го­дар­ность за это не толь­ко рас­про­стра­нил, укра­сил и обо­га­тил Ва­то­пед­ский мо­на­стырь, но и по­жерт­во­вал оби­те­ли сде­лан­ную из ма­сти­ки ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Эта ико­на бы­ла на­зва­на «Кти­тор­ской» – в па­мять о том, что им­пе­ра­тор был кти­то­ром (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го — устро­и­те­лем и укра­си­те­лем мо­на­сты­ря). Эта «Кти­тор­ская» ико­на бы­ла по­ме­ще­на в со­бор­ном Бла­го­ве­щен­ском хра­ме в ал­та­ре на гор­нем ме­сте. Это по­слу­жи­ло по­во­дом к на­зва­нию этой свя­той ико­ны еще «Ал­тар­ни­цей».

В 862 го­ду, ко­гда ара­бы, разо­ряя и гра­бя Крит, Си­ци­лию и дру­гие ост­ро­ва, уже ста­ли бес­чин­ство­вать в пре­де­лах св. Афон­ской Го­ры и при­бли­жа­лись к Ва­то­пед­ской оби­те­ли, эк­кле­си­арх, не же­лая до­пу­стить, чтобы они над­ру­га­лись над хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми, скрыл Кти­тор­скую ико­ну и крест в ко­лод­це, ко­то­рый на­хо­дил­ся под по­мо­стом ал­та­ря. По­ста­вив пе­ред свя­ты­ня­ми го­ря­щую све­чу, он на­дви­нул свер­ху мра­мор­ную пли­ту вро­вень с по­мо­стом. Од­на­ко са­мо­го свя­щен­ни­ка вар­ва­ры схва­ти­ли и уве­ли в плен.

Толь­ко по­чти через семь­де­сят лет несчаст­ный плен­ник по­лу­чил сво­бо­ду. Ду­ша его стре­ми­лась ту­да, где он преж­де слу­жил Гос­по­ду — к Свя­той Го­ре. Ве­ли­ко­леп­ный в преж­нее вре­мя Ва­то­пед те­перь пред­став­лял из се­бя жал­кие раз­ва­ли­ны. Немно­го­чис­лен­ная бра­тия тру­ди­лась над об­нов­ле­ни­ем ра­зо­рен­ной оби­те­ли, к ним при­со­еди­нил­ся и ста­рец-плен­ник.

При­по­ми­ная со­бы­тия преж­ней жиз­ни и об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых он дол­жен был по­ки­нуть Ва­то­пед­скую оби­тель, иеро­ди­а­кон ука­зал ме­сто, ку­да он скрыл свя­тую ико­ну Бо­го­ма­те­ри и крест, и про­сил сдви­нуть од­ну из плит ал­тар­но­го по­мо­ста. Под ней бра­тия дей­стви­тель­но на­шла и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день. Да­же све­ча еще го­ре­ла пред ни­ми.

Эта све­ча и до сих пор го­рит неуга­си­мо при свя­той Кти­тор­ской иконе Бо­го­ма­те­ри: ино­ки, под­бав­ляя воск, сбе­ре­га­ют ее та­ким об­ра­зом из ро­да в род.

Так как обе свя­ты­ни бы­ли най­де­ны в по­не­дель­ник, то, на­чи­ная со вре­ме­ни их об­ре­те­ния, в этот день в Ва­то­пед­ской оби­те­ли со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный мо­ле­бен Бо­жи­ей Ма­те­ри в со­бо­ре, а на сле­ду­ю­щий день слу­жит­ся тор­же­ствен­ная ли­тур­гия с бла­го­сло­ве­ни­ем ко­ли­ва и воз­но­ше­ни­ем ча­сти просфо­ры в честь Бо­го­ма­те­ри. Та­кое по­сто­ян­ное празд­но­ва­ние про­дол­жа­ет­ся бо­лее де­ся­ти сто­ле­тий и как нель­зя луч­ше сви­де­тель­ству­ет об ис­тин­но­сти со­бы­тия, глу­бо­ко за­пе­чат­лен­но­го в пре­да­ни­ях Ва­то­пед­ской оби­те­ли.

Кти­тор­ская ико­на ныне на­хо­дит­ся в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма, на гор­нем ме­сте.

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)