Празднование:

История

О про­ис­хож­де­нии чу­до­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­ди­лась в ка­фед­раль­ном Успен­ском со­бо­ре Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го, в жи­тии пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го рас­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Некий бла­го­че­сти­вый ки­ев­ля­нин, по­стро­ив­ший в Ки­ев­ском По­до­ле цер­ковь, по­же­лал укра­сить ее се­мью боль­ши­ми ико­на­ми, на­пи­сан­ны­ми пре­по­доб­ным Али­пи­ем–ико­но­пис­цем. Он об­ра­тил­ся к двум мо­на­хам Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря с прось­бой по­спо­соб­ство­вать ему в этом бла­гом де­ле. Ко­гда эти два ино­ка со­гла­си­лись до­го­во­рить­ся с ико­но­пис­цем, за­каз­чик дал им се­реб­ра и под­го­тов­лен­ные для икон дос­ки. Од­на­ко ино­ки день­ги оста­ви­ли се­бе, а пре­по­доб­но­му Али­пию ни­че­го не ска­за­ли. Несколь­ко раз от име­ни Али­пия мо­на­хи тре­бо­ва­ли от за­каз­чи­ка де­нег и, на­ко­нец, ска­за­ли, что пе­чер­ский ико­но­пи­сец от­ка­зы­ва­ет­ся пи­сать ико­ны. То­гда ки­ев­ля­нин явил­ся с жа­ло­бой на Али­пия к игу­ме­ну мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну. При­зван­ный для от­ве­та Али­пий уве­рял, что ему ни­че­го не из­вест­но о за­ка­зе, но игу­мен не по­ве­рил и при­ка­зал при­не­сти при­го­тов­лен­ные для икон дос­ки. Ко­гда же дос­ки бы­ли при­не­се­ны, то все с удив­ле­ни­ем уви­де­ли на них свя­тые об­ра­зы. Столь чу­дес­ное со­бы­тие по­слу­жи­ло яв­ным до­ка­за­тель­ством неви­нов­но­сти пре­по­доб­но­го Али­пия-ико­но­пис­ца и изоб­ли­чи­ло кле­вет­ни­ков.

На од­ной из икон был изо­бра­жен Спа­си­тель, на дру­гой – Бо­жия Ма­терь с Бо­гом­ла­ден­цем, а на осталь­ных – ли­ки свя­тых. Гос­подь Сам по­ка­зал, что все эти ико­ны – чу­до­твор­ные: весь ки­ев­ский По­дол был охва­чен по­жа­ром, уни­что­жив­шим и ту цер­ковь, для ко­то­рой пред­на­зна­ча­лись свя­тые ико­ны. Но они, к ра­до­сти ве­ру­ю­щих, бы­ли най­де­ны в пеп­ле ни­чуть не по­стра­дав­ши­ми от ог­ня.

Весть об этом чу­дес­ном со­бы­тии до­стиг­ла ве­ли­ко­го ки­ев­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. Он сам при­был на ме­сто по­жа­ра и лич­но убе­дил­ся в це­лост­но­сти икон. Ве­ли­кий князь взял «еди­ну ико­ну, свя­тую Бо­го­ро­ди­цю, и посла в град Ро­стов». По­ли­карп, ав­тор по­ве­сти о пре­по­доб­ном Али­пии, пи­шет: «ико­на эта и до­ныне це­ла, я сам ви­дел ее. И вот, что при мне про­изо­шло в Ро­сто­ве: цер­ковь рух­ну­ла, а та ико­на оста­лась непо­вре­жден­ной и пе­ре­не­се­на бы­ла в де­ре­вян­ную цер­ковь, ко­то­рая сго­ре­ла от по­жа­ра, а ико­на опять оста­лась невре­ди­ма, и при­зна­ков ог­ня нет на ней». На­хо­дил­ся свя­той об­раз Бо­го­ро­ди­цы с Мла­ден­цем Иису­сом в ка­мен­ной церк­ви, по­стро­ен­ной в честь Успе­ния Бо­го­ма­те­ри в Ро­сто­ве Ве­ли­ком. Здесь эта свя­тая ико­на неод­но­крат­но бы­ла про­слав­ле­на чу­де­са­ми.

Од­на­жды сво­ды Успен­ской церк­ви об­ру­ши­лись, но ико­на Бо­го­ма­те­ри оста­лась невре­ди­мой. Несколь­ко раз страш­ные по­жа­ры силь­но по­вре­жда­ли всю цер­ков­ную утварь и ико­ны, но чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри ни­ко­гда не стра­да­ла от ог­ня.

Свя­той об­раз был укра­шен се­реб­ря­ным с по­зо­ло­той окла­дом. На по­след­нем сде­ла­на над­пись, в ко­то­рой ико­на и на­зы­ва­ет­ся «Вла­ди­мир­ской».

Со­глас­но ли­те­ра­тур­ным ис­точ­ни­кам XIX ве­ка, эта ико­на до­шла до на­ча­ла XX ве­ка и яв­ля­ет­ся един­ствен­ным до­сто­вер­ным про­из­ве­де­ни­ем пер­во­го рус­ско­го ико­но­пис­ца пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го.

Случайный тест

(13 голосов: 5 из 5)