Апостол сомнения

apostol_fomaНедав­но пра­во­слав­ный ка­лен­дарь на­пом­нил нам ис­то­рию Иоан­на Бо­го­сло­ва – Апо­сто­ла люб­ви и вер­но­сти, а 19 ок­тяб­ря (6-го по ста­ро­му сти­лю) там зна­чит­ся па­мять его кол­ле­ги, од­но­го из Две­на­дца­ти апо­сто­лов, че­ло­ве­ка на пер­вый взгляд про­ти­во­по­лож­но­го. Это всем из­вест­ный Фо­ма, «на­зы­ва­е­мый Близ­нец (греч. Дидим)», ко­то­ро­го мож­но на­речь «Апо­сто­лом со­мне­ния». Но и это ка­че­ство ино­гда необ­хо­ди­мо, и Фо­ме при­над­ле­жит зна­чи­тель­ная роль в хри­сти­ан­ской ис­то­рии.

Он од­ним из пер­вых стал апо­сто­лом («по­слан­ни­ком») Иису­са Хри­ста, был Ему пре­дан, но, об­ла­дая кри­ти­че­ским со­зна­ни­ем, от­ка­зал­ся ве­рить рас­ска­зам апо­сто­лов о Его вос­кре­се­нии. (Фо­мы не бы­ло сре­ди дру­гих де­ся­ти апо­сто­лов во вре­мя яв­ле­ния им вос­крес­ше­го Учи­те­ля.) «По­ка не уви­жу на Его ру­ках ран от гвоз­дей и не вло­жу в эти ра­ны па­лец – не по­ве­рю»! – упря­мо твер­дил он несколь­ко дней сво­им то­ва­ри­щам (Ин.20:25). От­сю­да на­ри­ца­тель­ное имя – «Фо­ма неве­ру­ю­щий» (т. е. «невер­ный»!). Явив­ший­ся через неде­лю Хри­стос пред­ло­жил ему ося­зать свои ра­ны с уко­риз­нен­ны­ми сло­ва­ми: «Ты по­ве­рил, по­то­му что уви­дел Ме­ня? Бла­жен­ны не уви­дев­шие и уве­ро­вав­шие» (Ин.20:29). Пра­во­слав­ный бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь на­ро­чи­то по­свя­ща­ет это­му со­бы­тию сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье по­сле Пас­хи (Ан­ти­пас­ха, или, в на­род­ной тер­ми­но­ло­гии, «Фо­ми­на неде­ля»).

Жи­тий­ная тра­ди­ция с лих­вой ком­пен­си­ру­ет этот непо­хваль­ный эпи­зод его био­гра­фии сим­во­ли­че­ской по­дроб­но­стью про­слав­ле­ния усоп­шей Бо­го­ма­те­ри. Апо­сто­лы, со­брав­ши­е­ся в Иеру­са­лим для Её по­гре­бе­ния со всех кон­цов Рим­ской ой­ку­ме­ны, долж­ны бы­ли на тре­тий день вновь рас­крыть гроб­ни­цу для за­поз­дав­ше­го Фо­мы, про­по­ве­до­вав­ше­го в да­ле­кой Ин­дии. Ра­нее усо­мнив­ший­ся в вос­кре­се­нии Хри­ста, он те­перь сам воз­ве­стил о вос­кре­ше­нии Его Ма­те­ри: же­лая по­кло­нить­ся те­лу Ма­рии, он на­шел в пе­ще­ре од­ни по­гре­баль­ные пе­ле­ны.

Ми­сти­че­ская тра­ди­ция древ­них гности­ков (от греч. гно­сис – "зна­ние"), обыг­ры­вая об­раз Фо­мы как «близ­не­ца» Иису­са Хри­ста и един­ствен­но­го из апо­сто­лов, буд­то бы удо­сто­ив­ше­го­ся от­кро­ве­ния о «тай­ном смыс­ле» Его уче­ния, во­пло­ти­лась в древ­них апо­кри­фи­че­ских па­мят­ни­ках: Еван­ге­лие от Фо­мы, Кни­га Фо­мы Ат­ле­та, Де­я­ния Фо­мы (су­ще­ству­ют рус­ские пе­ре­во­ды). По пре­да­нию, он про­по­ве­до­вал в Па­ле­стине, Эфи­о­пии, Ме­со­по­та­мии, Пар­фии и да­же кре­стил еван­гель­ских волх­вов (ма­гов). За­тем он от­пра­вил­ся к ин­дий­ско­му ца­рю Гон­до­фе­ру, кре­стил его и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих жи­те­лей этой ска­зоч­ной стра­ны. За это вер­хов­ный язы­че­ский жрец в яро­сти прон­зил Фо­му ме­чом. Хри­сти­ане Ин­дии на­зы­ва­ют се­бя "хри­сти­а­на­ми апо­сто­ла Фо­мы" и ука­зы­ва­ют ме­сто его по­гре­бе­ния на Ма­ла­бар­ском по­бе­ре­жье Ин­дий­ско­го оке­а­на.

Из­дав­на в на­род­ном ре­ли­ги­оз­ном оби­хо­де при­ня­то вы­би­рать по­кро­ви­те­лей про­фес­сий и спе­ци­а­ли­за­ций – тра­ди­ция несколь­ко смеш­ная и на­ив­ная, бе­ру­щая на­ча­ло от язы­че­ских бо­гов-па­тро­нов (бу­дем снис­хо­ди­тель­ны). Так вот, сле­дуя этой тра­ди­ции, Фо­му мож­но на­звать так­же «Апо­сто­лом эм­пи­ри­че­ско­го зна­ния».

 Юрий Ру­бан,
кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

«Еван­ге­лие Фо­мы», пер. М. К. Тро­фи­мо­вой // Апо­кри­фы древ­них хри­сти­ан. М., 1989., с. 219-249;
Е. Н. Ме­щер­ская. Де­я­ния Иуды Фо­мы, М., 1990; «Де­я­ния Иуды Фо­мы апо­сто­ла», пер. с си­рий­ско­го // Е. Ме­щер­ская. Апо­кри­фи­че­ские Де­я­ния апо­сто­лов. М., 1997, с. 43-152;
Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния об Иису­се, Свя­том се­мей­стве и сви­де­те­лях Хри­сто­вых / Сост. И. С. Свен­циц­кая, А. П. Ско­го­рев. М., 1999 (см.: Опи­са­ние ада в апо­кри­фи­че­ских «Де­я­ни­ях Фо­мы», с. 158-166).

Случайный тест