Август. Привет тебе, Октавиан!

«Ско­ро осень, за ок­на­ми ав­густ,
От до­ждя по­тем­не­ли ку­сты..».

(из груст­ной пес­ни)

Увы! Пред­чув­ствия ме­ня не об­ма­ну­ли: ме­сяц, но­ся­щий имя бо­же­ствен­но­го Юлия, про­ле­тел неза­мет­но, а до­жди при­ве­ли в со­сто­я­ние ме­лан­хо­ли­че­ской со­зер­ца­тель­но­сти. Впро­чем, че­ло­век, чьим име­нем на­зван на­сту­пив­ший ме­сяц, ме­лан­хо­ли­ком не был.

Гай Ок­та­виан Ав­густ (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) при­хо­дил­ся Юлию Це­за­рю пле­мян­ни­ком, и был им усы­нов­лен. По­сле убий­ства Це­за­ря (44 г. до н. э.) ему при­шлось ве­сти дол­гую борь­бу за власть. На­ко­нец, в сен­тяб­ре 31 го­да до н. э. Ок­та­виан раз­гро­мил Ан­то­ния, обо­льщен­но­го ко­вар­ной Клео­патрой и за­быв­ше­го свой граж­дан­ский долг рим­ля­ни­на, и стал еди­но­дер­жав­ным. На­сту­пил «Зо­ло­той век», вос­пе­тый Вер­ги­ли­ем. В 27 го­ду до н. э. Ок­та­виа­ну был да­ро­ван ти­тул Августус («воз­вы­шен­ный», «свя­щен­ный»), ко­то­рый стал его фа­миль­ным име­нем (cognomen) и пе­ре­шёл на всех по­сле­ду­ю­щих им­пе­ра­то­ров.

Счет го­дов в Ри­ме вел­ся по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю с 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э. Но рим­ские жре­цы по­че­му-то за­пу­та­ли его, объ­яв­ляя ви­со­кос­ным не каж­дый чет­вер­тый, а каж­дый тре­тий год. В ито­ге с 44 до 9 год до н. э. бы­ло вве­де­но 12 ви­со­кос­ных го­дов вме­сто 9. По­это­му и Ав­гу­сту при­шлось за­нять­ся ка­лен­да­рем. Он ис­пра­вил на­ко­пив­шу­ю­ся ошиб­ку, от­ме­нив ви­со­ко­сы на про­тя­же­нии 16 лет. Та­ким об­ра­зом, ка­лен­дарь Юлия Це­за­ря на­чал функ­ци­о­ни­ро­вать нор­маль­но лишь с 1 мар­та 4 го­да н. э. В бла­го­дар­ность за ис­прав­ле­ние ка­лен­да­ря и вы­да­ю­щу­ю­ся го­судар­ствен­ную де­я­тель­ность се­нат пе­ре­име­но­вал ме­сяц секстилис (ше­стой) в ме­сяц августус. При этом при­шлось по­сту­пить­ся ло­ги­кой че­ре­до­ва­ния ко­ли­че­ства дней в ме­ся­цах.

В ка­лен­да­ре Це­за­ря нечет­ные ме­ся­цы име­ли по 31 дню, а чет­ные по 30; толь­ко феб­руари­ус (фев­раль) – 29 дней в про­стом и 30 в ви­со­кос­ном го­ду. Сек­сти­лис, став­ший августу­сом, сле­до­вал за юли­усом (июлем) и имел 30 дней. Но не мог же Се­нат до­пу­стить та­ко­во­го уни­же­ния им­пе­ра­то­ра, офи­ци­аль­но име­но­вав­ше­го­ся «сы­ном Бо­га»! В ре­зуль­та­те от несчаст­но­го феб­ру­а­ри­уса (и без то­го «бо­га­ми оби­жен­но­го»!), от­ня­ли еще один день и при­ба­ви­ли его к ав­гу­сту­су. А чтобы три ме­ся­ца – юли­ус, ав­гу­стус и сеп­темб­ер – не име­ли под­ряд по 31 дню, от сеп­темб­ра один день пе­ре­нес­ли на ок­то­бер, а от но­вем­бе­ра – на де­цем­бер. Тем са­мым бы­ло не толь­ко на­ру­ше­но пра­виль­ное че­ре­до­ва­ние дол­гих и ко­рот­ких ме­ся­цев, но и пер­вое по­лу­го­дие ока­за­лось на че­ты­ре дня ко­ро­че вто­ро­го. Увы, от сер­виль­но­сти стра­да­ют и ка­лен­да­ри, а не толь­ко лю­ди!

По­сле Ав­гу­ста неко­то­рые им­пе­ра­то­ры так­же пы­та­лись уве­ко­ве­чить своё имя в ка­лен­да­ре. Пре­ем­ник Ав­гу­ста, Ти­бе­рий, пе­ре­име­но­вал сеп­темб­ер в тибери­ус, Ан­то­нин Пий тот же ме­сяц на­звал антони­у­сом, а Авре­лий Ком­мод – коммоду­сом, и т. д. Но эти по­ту­ги позд­ней­ших рим­ских вла­дык срав­нять­ся с «бо­же­ствен­ны­ми» Юли­ем и Ав­гу­стом бы­ли от­верг­ну­ты без­жа­лост­ным су­дом ис­то­рии. В IV ве­ке Хри­сти­ан­ская Цер­ковь ре­ши­тель­но свя­за­ла свой фор­ми­ру­ю­щий­ся го­дич­ный цикл празд­ни­ков с юли­ан­ским ка­лен­да­рём и по нему же уста­но­ви­ла «пас­халь­ные пре­де­лы». А в VI ве­ке учё­ный рим­ский аб­бат Ди­о­ни­сий Ма­лый пред­ло­жил от­счи­ты­вать го­ды от яв­ле­ния в мир Сы­на Бо­жия, ро­див­ше­го­ся, как пи­шет еван­ге­лист Лу­ка, во дни «ке­са­ря Ав­гу­ста». Так име­на Иису­са Хри­ста и Ок­та­ви­а­на Ав­гу­ста на­все­гда свя­зал рим­ский ка­лен­дарь, по ко­то­ро­му сей­час све­ря­ет вре­мя всё че­ло­ве­че­ство.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест