Тайна имени Спиридон. Как пастух стал защитником веры

Имя Спи­ри­дон, как мно­гие дру­гие име­на, при­шло в Рос­сию из Ви­зан­тии. Оно бы­ло и оста­ет­ся до­ста­точ­но ред­ким в на­шей стране. Впро­чем, не ис­клю­чи­тель­ным, что под­твер­жда­ет на­ли­чие и ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние та­ких про­из­вод­ных от име­ни Спи­ри­дон фа­ми­лий, как Спи­ри­до­нов, Сви­рин, Спи­рин, Сви­ри­дов. Вспом­нить хо­тя бы на­ше­го совре­мен­ни­ка ком­по­зи­то­ра Ге­ор­гия Сви­ри­до­ва.

Ес­ли в Рос­сии имя Спи­ри­дон по­чти не упо­треб­ля­ет­ся, то в совре­мен­ной Гре­ции Спи­ри­дон, или Спи­рос, вхо­дит в де­сят­ку са­мых по­пуляр­ных и лю­би­мых имен. Имя Спи­ри­дон «Σπυρίδων» с гре­че­ско­го язы­ка мож­но пе­ре­ве­сти как «силь­ный», «креп­кий», «на­деж­ный». Хо­тя ве­ро­ят­нее все­го, про­ис­хо­дит оно от су­ще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­ще­го пле­те­ный из ло­зы ко­роб или ку­зов. Нечто, под­чер­ки­ва­ю­щее на­деж­ность и кре­пость тво­ре­ния че­ло­ве­че­ских рук. В древ­но­сти, на­зы­вая ре­бен­ка Спи­ри­дон, ро­ди­те­ли на­вер­ня­ка на­де­я­лись, что его но­си­тель бу­дет непо­ко­ле­бим, тверд в сво­их взгля­дах и кре­пок, как ду­хом, так и пло­тью.

На Ру­си имя Спи­ри­дон ста­ло из­вест­но бла­го­да­ря свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му, день па­мя­ти ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся 25 де­каб­ря, кипр­ско­му епи­ско­пу, ко­то­ро­го Цер­ковь по­чи­та­ет свя­тым уже бо­лее по­лу­то­ра ты­сяч лет.

Жи­тие Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

Свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский чу­до­тво­рец ро­дил­ся при­мер­но в 270 го­ду в кипр­ском го­ро­де Ас­кия. Это бы­ло вре­мя же­сто­ких го­не­ний на хри­сти­ан.

Свя­той Спи­ри­дон ро­дил­ся в се­мье бед­ня­ка, по­это­му не по­лу­чил об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко по при­ро­де сво­ей был скро­мен, добр, оба­я­те­лен и мудр, за что его очень лю­би­ли окру­жа­ю­щие. Он ра­но же­нил­ся. У него с же­ной ро­ди­лась дочь Ири­на, ко­то­рую свя­той Спи­ри­дон сам же кре­стил и вос­пи­ты­вал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда его лю­би­мая су­пру­га скон­ча­лась, свя­той Спи­ри­дон от­дал дочь на вос­пи­та­ние цер­ков­ной об­щине и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

Муд­рость, при­род­ный такт, сми­ре­ние и по­движ­ни­че­ство про­сла­ви­ли свя­то­го Спи­ри­до­на сре­ди жи­те­лей Три­ми­фун­та. Он так­же из­ве­стен чу­де­са­ми ис­це­ле­ния и су­гу­бой мо­лит­вы по прось­бам ве­ру­ю­щих. По­это­му, ко­гда скон­чал­ся мест­ный епи­скоп, свя­той Спи­ри­дон при все­об­щем одоб­ре­нии был по­став­лен на его ме­сто.

Бу­дучи епи­ско­пом, свя­той Спи­ри­дон был при­ме­ром доб­ро­де­те­ли, сер­деч­ной чи­сто­ты и скром­но­сти. Он был щед­рым бла­го­тво­ри­те­лем и ни­ко­гда не от­ка­зы­вал в по­мо­щи то­му, кто к нему об­ра­щал­ся. А ес­ли че­ло­век про­сил де­нег, Спи­ри­дон го­во­рил: «вер­нешь, ко­гда смо­жешь». Го­во­рят, что один кре­стья­нин по­про­сил у свя­то­го зер­на. Тот от­ве­тил ему, мол, возь­ми в ам­ба­ре. На что кре­стья­нин вос­клик­нул: «Неуже­ли ты не пой­дешь и не по­смот­ришь, а вдруг я уне­су боль­ше, чем про­шу?» «Боль­ше, чем те­бе тре­бу­ет­ся, ты не уне­сешь, а вер­нешь столь­ко, сколь­ко смо­жешь», – от­ве­тил ему Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский.

В 325 го­ду в Ни­кее по рас­по­ря­же­нию им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на со­сто­ял­ся Пер­вый Все­лен­ский со­бор, на ко­то­ром со­бра­лись епи­ско­пы из Азии, Аф­ри­ки и Ев­ро­пы. Вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Мир­ли­кий­ским при­сут­ство­вал на со­бо­ре и свя­ти­тель Спи­ри­дон. Он в част­но­сти всту­пил в спор с од­ним из фило­со­фов, при­гла­шен­ных им­пе­ра­то­ром и пе­ре­мет­нув­шим­ся на сто­ро­ну ере­ти­ка Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той не пы­тал­ся ни­че­го до­ка­зать ис­кус­но­му со­фи­сту и обез­ору­жил его пла­мен­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. Свя­той Спи­ри­дон ска­зал: «Един Бог! Он, со­тво­рив небо и зем­лю, а из зем­ли че­ло­ве­ка, со­здал все ви­ди­мое и неви­ди­мое Сло­вом и Свя­тым Ду­хом. Сын Бо­жий и есть Сло­во, ко­то­ро­му мы по­кло­ня­ем­ся и ве­ру­ем, что Хри­стос ра­ди на­ше­го спа­се­ния ро­дил­ся от Де­вы. Он од­ной сущ­но­сти с От­цом и име­ет с Ним рав­ную власть и до­сто­ин­ство. По­это­му Их долж­но по­чи­тать на­равне. Сын Бо­жий кре­стом и смер­тью осво­бо­дил нас от древ­не­го осуж­де­ния, а Сво­им вос­кре­се­ни­ем да­ро­вал нам веч­ную жизнь. Хри­стос, как мы ожи­да­ем, при­дет вновь и бу­дет Су­дьей всех на­ших дел и слов. Ве­ру­ешь ли ты в это, фило­соф?» Фило­соф не мог ни­че­го воз­ра­зить, но, как го­во­рит жи­тие, по­стиг глу­би­ну соб­ствен­но­го за­блуж­де­ния, по­ка­ял­ся и уж сам об­ли­чил Ария.

Спи­ри­дон про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми. Он ис­це­лил тяж­ко бо­ля­ще­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция, по его мо­лит­вам вос­крес­ли уто­нув­ший мла­де­нец и его мать, скон­чав­ша­я­ся от по­тря­се­ния. Его дом был все­гда от­крыт для нуж­да­ю­щих­ся и стран­ни­ков, а серд­це – для ищу­щих прав­ды.

Мо­щи Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

На ост­ро­ве Кор­фу (Кер­ки­ра) на­хо­дит­ся один из зна­ме­ни­тей­ших хра­мов, по­свя­щен­ных свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му. В хра­ме мра­мор­ный ал­тарь, его сте­ны бо­га­то укра­ше­ны рос­пи­ся­ми в зо­ло­том об­рам­ле­нии. Этот храм из­ве­стен и по­чи­та­ем как ка­то­ли­ка­ми, так и пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые во все вре­ме­на су­ще­ство­ва­ния здесь церк­ви мно­го жерт­во­ва­ли на нее. Од­ной из зна­ме­ни­тых бла­го­тво­ри­тель­ниц хра­ма бы­ла рос­сий­ская им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II, ко­то­рая де­ла­ла мно­го­чис­лен­ные и щед­рые вкла­ды. Не остав­лял сво­им вни­ма­ни­ем храм и Па­вел I. А в 1801 го­ду, ко­гда адми­рал Фе­дор Уша­ков осво­бо­дил ост­ров от на­по­лео­нов­ских войск, в знак по­кро­ви­тель­ства Рос­си над ост­ро­вом, хра­мом и мо­ща­ми свя­то­го Спи­ри­до­на над за­пад­ны­ми во­ро­та­ми хра­ма был уста­нов­лен им­пе­ра­тор­ский герб.

Глав­ной ре­лик­ви­ей хра­ма яв­ля­ют­ся мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на, ко­то­рые здесь ока­за­лись по­чти слу­чай­но.

Свя­ти­тель Спи­ри­дон был епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фунт, в ко­то­ром и был по­гре­бен по­сле сво­ей кон­чи­ны в 384 го­ду. Од­на­ко, по прось­бе им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II, узнав­ше­го о пра­вед­ной жиз­ни свя­ти­те­ля и тво­ри­мых им чу­де­сах, мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь они хра­ни­лись в хра­ме свя­той Со­фии вплоть до па­де­ния Ви­зан­тий­ской им­пе­рии в 1453 го­ду. Нетлен­ные мо­щи из за­хва­чен­но­го Кон­стан­ти­но­по­ля тай­но вы­вез иерей Гри­го­рий По­ли­евкт. Спа­сая мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на от по­ру­га­ния тур­ка­ми, свя­щен­ник пе­ре­вез их сна­ча­ла в Сер­бию, а за­тем в 1456 го­ду на ост­ров Кор­фу. Здесь Гри­го­рий пе­ре­дал мо­щи зна­ко­мо­му свя­щен­ни­ку Ге­ор­гию Ка­лохе­ре­ту. В свою оче­редь Ге­ор­гий оста­вил мо­щи в на­след­ство сво­им де­тям – Филип­пу и Лу­ке. В за­ве­ща­нии он на­пи­сал, что мо­щи Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца бу­дут хра­нить­ся в се­мье и пе­ре­да­вать­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, по­ка род из каж­до­го по­ко­ле­ния бу­дет да­вать свя­щен­ни­ка. Сле­дуя за­ве­ща­нию от­ца, Филипп Ка­лохе­рет пе­ре­дал мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на по на­след­ству сво­ей до­че­ри. В 1527 го­ду она об­вен­ча­лась со Ста­ма­ти­ем Вул­га­ри­сом. Толь­ко в 1984 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­да­ны во вла­де­ние мит­ро­по­лии Кер­ки­ры, по­то­му что мит­ро­по­лит Ме­фо­дий не ру­ко­по­ло­жил ни од­но­го муж­чи­ну из ро­да Вул­га­ри­сов. Та­ким об­ра­зом, за­ве­ща­ние пре­кра­ти­ло свое дей­ствие. В об­щей слож­но­сти мо­щи свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го при­над­ле­жа­ли се­мье Вул­га­ри­сов по­чти че­ты­ре­ста пять­де­сят лет.

Сей­час мо­щи свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на хра­нят­ся в од­ном из пре­де­лов ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Кер­ки­ры в се­реб­рен­ном сар­ко­фа­ге, спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ном для них в 1867 го­ду в Вене. 

Ико­на Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го

Ико­но­гра­фия Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го необыч­на. На ико­нах свя­то­го Спи­ри­до­на при­ня­то изо­бра­жать в епи­скоп­ском об­ла­че­нии, за ис­клю­че­ни­ем од­ной де­та­ли. На его го­ло­ве, вме­сто епи­скоп­ской мит­ры – го­лов­ной убор, от­да­лен­но на­по­ми­на­ю­щий шле­мы рус­ских ви­тя­зей. На са­мом де­ле это трост­ни­ко­вая ша­поч­ка, ко­то­рые в Гре­ции но­си­ли пас­ту­хи. Этот го­лов­ной убор при­зван под­черк­нуть пре­ем­ствен­ность то­го де­ла, ко­то­ро­му по­свя­тил се­бя свя­той Спи­ри­дон. В мо­ло­до­сти он был про­стым сель­ским пас­ту­хом и пас овец и коз. А воз­гла­вив епи­скоп­скую ка­фед­ру, стал пас­ту­хом сло­вес­ных овец ста­да Хри­сто­ва.

Так­же на ико­нах ино­гда его изо­бра­жа­ют с гли­ной в ку­ла­ке, из ко­то­рой ис­хо­дят огонь и во­да. Этот сю­жет вос­хо­дит к жи­тию свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на, ко­гда он об­ли­чал ере­ти­че­ское уче­ние Ария. Как го­во­рит жи­тие, свя­той взял кир­пич и сжал его в ру­ке. Из него вы­рвал­ся огонь и ис­тек­ла во­да, а в ру­ке свя­то­го оста­лась мок­рая гли­на. Свя­ти­тель Спи­ри­дон об­ра­тил­ся к ви­дев­шим чу­до со сло­ва­ми: «Вот обо­жжен­ная пли­та ( кир­пич), в ко­то­рой со­еди­ни­лись три сущ­но­сти – гли­на, огонь и во­да. Так же един и Гос­подь, в ко­то­ром со­еди­не­ны три ли­ца: Отец, Сло­во и Дух». Как го­во­рит жи­тие, сто­рон­ни­кам Ария нече­го бы­ло воз­ра­зить. 

Храм на Спи­ри­до­нов­ке

Ко­гда-то на уг­лу ны­неш­не­го Спи­ри­до­ньев­ско­го пе­ре­ул­ка дом 24/1 сто­ял храм. Он был из­ве­стен в Москве как храм свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го на Ко­зьем бо­ло­те. Храм на этом ме­сте был из­ве­стен с XVII ве­ка. Ко­зье бо­ло­то бы­ло окра­и­ной, ме­стом уда­лен­ным от го­род­ско­го шу­ма и вла­де­ни­ем пат­ри­ар­ха Фила­ре­та, где и бы­ла воз­ве­де­на цер­ковь. Здесь уже дру­гой пат­ри­арх Иоаким ве­лел вы­рыть пру­ды, один из ко­то­рых со­хра­нил­ся до на­ших дней. Сна­ча­ла цер­ковь бы­ла де­ре­вян­ной, но вско­ре ее пе­ре­стро­и­ли. Пер­во­на­чаль­но свя­то­му Спи­ри­до­ну Три­ми­фунт­ско­му был по­свя­щен все­го лишь один пре­дел церк­ви. Как сви­де­тель­ству­ют ис­точ­ни­ки, храм был от­стро­ен на­ско­ро и освя­щен в 1633 го­ду, по­это­му во всех до­ку­мен­тах зна­чил­ся как храм Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца в пат­ри­ар­хо­вой сло­бо­де. Ал­тарь церк­ви, по ко­то­ро­му цер­ковь офи­ци­аль­но в до­ку­мен­тах на­зы­ва­лась  «цер­ковь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы», за­кон­чи­ли трем го­да­ми поз­же, в 1636 го­ду. Храм до­стра­и­вал­ся, го­рел, пе­ре­стра­и­вал­ся, но Спи­ри­до­нов­ский пре­дел в нем со­хра­нял­ся. И ко­гда в 1812 го­ду от рук фран­цу­зов цер­ковь се­рьез­но по­стра­да­ла и бы­ла пе­ре­стро­е­на, при­хо­жане с на­сто­я­те­лем ис­про­си­ли раз­ре­ше­ния пе­рео­свя­тить (ос­нов­ной и теп­лый, то есть обо­гре­ва­е­мый) пре­дел Пет­ра и Пав­ла в честь Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го. То­гда цер­ковь по­лу­чи­ла день имя, ко­то­рое но­сит до на­ших дней. В 1930 го­ду храм был разо­бран, ар­хи­тек­тор П.Д. Ба­ра­нов­ский ед­ва успел сде­лать его об­ме­ры. На его ме­сте воз­ве­ли зда­ние тре­ста «Теп­ло­бе­тон». Но па­мять о неко­гда сто­яв­шем здесь един­ствен­ном в Москве хра­ме в честь свя­то­го Спи­ри­до­на Чу­до­твор­ца оста­лась в на­зва­нии ули­цы. До 1941 го­да она на­зы­ва­лась Спи­ри­до­ньев­ская, поз­же ули­ца Алек­сея Тол­сто­ва, в па­мять пи­са­те­ля, ко­то­рый жил здесь дол­гие го­ды. В 1994 го­ду ули­ца пе­ре­име­но­ва­на в Спи­ри­до­нов­ку. 

Ко­ро­вы, ба­ра­ны и тон­на шо­ко­ла­да

Свя­той Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский – по­кро­ви­тель ост­ро­вов Кри­та и Кор­фу. По­это­му вполне есте­ствен­но, что имя Спи­ри­дон, или Спи­ро очень по­пуляр­но как на Кор­фу, так и в це­лом в Гре­ции. В ми­ро­вой ис­то­рии из­ве­стен, а в Гре­ции весь­ма по­чи­та­ем, Спи­ри­дон Лу­ис. В честь гре­че­ско­го лег­ко­ат­ле­та Спи­ри­до­на Лу­и­са на­зван по­стро­ен­ный в 1982 го­ду Олим­пий­ский ста­ди­он в Афи­нах и ве­ду­щий к нему буль­вар. Име­нем Спи­ри­до­на Лу­и­са на­зы­ва­ют по все­му ми­ру спор­тив­ные клу­бы бе­гу­нов, ка­фе, спор­тив­ные ба­ры. Да­же ре­во­лю­ци­он­ная мо­дель спор­тив­ной обу­ви име­ни­той ита­льян­ской фир­мы на­зы­ва­ет­ся Spyridon LS.

В ап­ре­ле 1896 го­ду, бла­го­да­ря ба­ро­ну Пье­ру де Ку­бер­те­ну, пред­ло­жив­шем воз­ро­дить ан­тич­ные Олим­пий­ские иг­ры, в Афи­нах про­шли Пер­вые Меж­ду­на­род­ные Олим­пий­ские иг­ры (офи­ци­аль­но Иг­ры Пер­вой Олим­пи­а­ды). Сре­ди про­чих в них участ­во­вал Спи­ри­дон Лу­ис. Бед­ный поч­та­льон из се­ле­ния Ма­рус­си, на­столь­ко бед­ный, что да­же спор­тив­ную обувь ему по­ку­па­ли всей де­рев­ней. Он был од­ним из сем­на­дца­ти лег­ко­ат­ле­тов, при­няв­ших уча­стие в ма­ра­фон­ском за­бе­ге на 40 ки­ло­мет­ров. Спи­ри­дон Лу­ис не толь­ко одер­жал по­бе­ду и по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль пер­вой Олим­пи­а­ды. Он уста­но­вил ми­ро­вой ре­корд в ма­ра­фон­ской ди­стан­ции – два ча­са пять­де­сят во­семь ми­нут пять­де­сят се­кунд, по­бить ко­то­рый уда­лось лишь две­на­дцать лет спу­стя на Олим­пиа­де в Лон­доне.

Гре­ция ли­ко­ва­ла. Ли­ко­ва­ла так же, как в 490 го­ду до н.э., ко­гда афин­ский во­ин  пре­одо­лел 42 ки­ло­мет­ра от Ма­ра­фо­на до Афин, чтобы сло­ва­ми «Ра­дуй­тесь, афи­няне, мы по­бе­ди­ли!» про­воз­гла­сить по­бе­ду над пер­сид­ски­ми вой­ска­ми ца­ря Да­рия. Олим­пий­ско­му чем­пи­о­ну по­ми­мо ме­да­ли, олив­ко­вой вет­ви, олим­пий­ско­го куб­ка, вла­сти стра­ны вру­чи­ли мно­го­чис­лен­ные по­дар­ки. Два­дцать пять ты­сяч фран­ков, го­до­вое бес­плат­ное пи­та­ние, по­жиз­нен­ный бес­плат­ный по­шив одеж­ды и поль­зо­ва­ния услу­га­ми ци­рюль­ни­ка, де­сять ко­ров и трид­цать ба­ра­нов, тон­ну шо­ко­ла­да и боч­ку ви­на. Два­дца­ти­трех­лет­ний Спи­ри­дон Лу­ис был счаст­лив. Об­ру­шив­ше­е­ся на него бо­гат­ство поз­во­ли­ло ему сде­лать пред­ло­же­ние лю­би­мой де­вуш­ке.

Спи­ри­дон Лу­ис из­ве­стен так­же как ак­тер, сыг­рав­ший са­мо­го се­бя в филь­ме об Олим­пий­ских иг­рах. В 1936 го­ду на Олим­пий­ских иг­рах в Бер­лине на­цио­наль­ный ге­рой Гре­ции Спи­ри­дон Лу­ис вру­чил Гит­ле­ру тон­кую зе­ле­ную вет­ку оли­вы из Олим­пии, сим­вол ми­ра, – как по­ка­зал ис­то­рия, весь­ма хруп­ко­го.

В 2004 в Афи­нах про­хо­ди­ли XXVIII лет­ние олим­пий­ские иг­ры. На­ка­нуне, в 2000 го­ду в Гре­ции бы­ла вы­пу­ще­на в об­ра­ще­ние юби­лей­ная мо­не­та но­ми­на­лом в 500 драхм. На мо­не­те в пол­ный рост изо­бра­жен на­цио­наль­ный ге­рой Гре­ции, олим­пи­ец Спи­ри­дон Лу­ис. 

Свя­ти­тель Спи­ри­дон в на­род­ном ка­лен­да­ре

День па­мя­ти Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го, 25 де­каб­ря, в на­род­ном ка­лен­да­ре на­зы­вал­ся Спи­ри­до­ном Со­ло­но­во­ро­том. К со­ли это на­зва­ние не име­ло ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, ско­рее к солн­цу. Счи­та­лось, что в этот день солн­це по­во­ра­чи­ва­ет­ся на ле­то, а зи­ма – на мо­роз. Зи­ма ста­но­ви­лась еще злее и су­ро­вее. И да­же мед­ведь в этот день во­ро­ча­ет­ся в сво­ей бер­ло­ге, пе­ре­во­ра­чи­ва­ет­ся на дру­гой, под­мерз­ший за вре­мя спяч­ки бок. Мо­роз «ку­ет во­ду в ре­ках на три ар­ши­на», по ле­сам гу­ля­ет – сып­лет иней, а но­ча­ми сту­чит в из­бы, чтобы лю­ди при­ни­ма­лись до­свет­ла то­пить пе­чи. А вот солн­ца со Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го при­бав­ля­ет­ся, ма­ло, ко­неч­но, но «хоть на во­ро­бьи­ный скок», как бы­ло при­ня­то го­во­рить. В день па­мя­ти Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го ста­ри­ки за­ме­ча­ли, с ка­кой сто­ро­ны све­та ду­ет ве­тер. Счи­та­лось, что с той сто­ро­ны ве­тер бу­дет дуть до дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия 20 мар­та, а зна­чит, хо­чешь – не хо­чешь, он бу­дет вли­ять на уро­жай­ность всхо­дов.

 

Дру­гие свя­тые с име­нем Спи­ри­дон

12 сен­тяб­ря (30 ав­гу­ста по ст.сти­лю) Цер­ковь чтит па­мять свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на Серб­ско­го. Свя­той Спи­ри­дон воз­глав­лял пат­ри­ар­ший пре­стол с 1382 по 1388 го­ды и про­сла­вил­ся со­чи­не­ни­ем цер­ков­ных гим­нов, а так­же за­бо­той о мо­на­сты­рях.

7 ок­тяб­ря (24 сен­тяб­ря по ст.сти­лю) Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­на­ет свя­то­го Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва, но­во­му­че­ни­ка, рас­стре­лян­но­го ре­ше­ни­ем Трой­ки НКВД в ок­тяб­ре 1937 го­ду по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции.

11 ок­тяб­ря (28 сен­тяб­ря по ст.сти­лю) и 13 но­яб­ря (31 ок­тяб­ря по ст.сти­лю) цер­ковь чтит па­мять пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на и Ни­ко­ди­ма, просфор­ни­ков Пе­чер­ских. Спи­ри­дон уже по­жи­лым че­ло­ве­ком при­шел в Ки­е­во-пе­чор­скую лав­ру, где бо­лее трид­ца­ти лет под­вя­зал­ся просфор­ни­ком. Свя­той Спи­ри­дон Пе­чер­ский про­сла­вил­ся не толь­ко по­дви­гом непре­стан­ной мо­лит­вы, но и чу­де­са­ми.

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский в по­э­зии

Свя­ти­тель Ни­ко­лай Серб­ский не мог в сво­их про­по­ве­дях оста­вить без вни­ма­ния та­ко­го свя­то­го, как Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский. Один из гим­нов «Охрид­ско­го про­ло­га» он по­свя­тил имен­но ему. В крат­ких по­э­ти­че­ских стро­ках свя­ти­тель су­мел рас­ска­зать об од­ном из яр­чай­ших со­бы­тий в жи­тии свя­то­го Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го - об­ли­че­нии ари­е­вой ере­си на Пер­вом Все­лен­ском со­бо­ре в Ни­кее.

На Ки­п­ре вос­си­яв­шая звез­да и луч цер­ков­ный,
Спи­ри­дон, за­щит­ник чи­сто­ты ду­хов­ной,
Кро­ток, как мла­де­нец, це­ло­муд­рен, чист –
Для ми­ра – све­то­за­рен и бо­же­ствен­но лу­чист.
К че­му сло­вес оби­лие, коль ис­ти­на про­ста:
Се – Тро­и­ца Бо­же­ствен­ная, див­на и свя­та;
Един Гос­подь Тво­рец в трех Ипо­ста­сях рав­но­слав­ных:
В трой­стве От­ца и Сы­на вку­пе с Ду­хом все­дер­жав­ным.
На зем­лю эту греш­ную Сын к лю­дям сни­зо­шел.
Во чре­ве Де­вы чи­стой уго­то­вал Се­бе пре­стол,
Дабы спа­сти лю­дей по ми­ло­сер­дию без­мер­но­му,
И чу­де­са тво­рил Сво­ею си­лой все­усерд­но.
Но­вый За­вет и сло­вом, и де­лом пре­по­дал:
Жить во люб­ви и ве­ре че­ло­ве­ков на­зи­дал,
Про­слав­лен­ный От­цем, на небе­сах Он вос­се­да­ет.
Сво­их тру­дов пло­ды по­всю­ду ныне со­би­ра­ет,
Пло­ды Его слад­чай­шие в сем ми­ре неза­бвен­ны,
Огра­да, че­ло­ве­ков воз­во­дя­щая к спа­се­нию,
А вне ее – от смер­ти не об­ря­щешь из­бав­ле­ния.
О Спи­ри­дон пре­чуд­ный, о све­тиль­ник бла­го­да­ти,
Мо­лись о нас, Хри­стов во­и­тель в пре­не­бес­ной ра­ти.

 

Ис­точ­ник: Жур­нал «Фо­ма»

Случайный тест