Можно ли кланяться цепям?

Вериги святого апостола Петра
Вериги святого апостола Петра

Се­го­дня, 29 ян­ва­ря (16 по ста­ро­му сти­лю), цер­ков­ный ка­лен­дарь пре­под­но­сит нам празд­ник с ин­те­рес­ным на­зва­ни­ем: «По­кло­не­ние честным ве­ри­гам свя­то­го и все­х­валь­но­го апо­сто­ла Пет­ра». (В дан­ном слу­чае вери­ги – это око­вы или це­пи.) В ос­но­ве празд­ни­ка – од­но из со­бы­тий апо­столь­ско­го вре­ме­ни, опи­сан­ное еван­ге­ли­стом Лу­кой в его же кни­ге Де­я­ний Апо­столь­ских.

Из­вест­но, что про­по­ведь о Хри­сте Вос­крес­шем вос­при­ни­ма­лась па­ле­стин­ски­ми вла­стя­ми как ко­щун­ствен­ный «со­блазн» (греч. сканда­лон!), как дерз­кое дис­си­дент­ство, ко­то­ро­му не бы­ло ме­сто в сло­жив­шей­ся ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ской си­сте­ме. Его сле­до­ва­ло ло­ка­ли­зо­вать в Иеру­са­ли­ме и по­да­вить лю­бы­ми сред­ства­ми. По­это­му став­лен­ник Ри­ма царь Ирод Агрип­па каз­нил апо­сто­ла Иа­ко­ва (бра­та Иоан­на Бо­го­сло­ва), а апо­сто­ла Пет­ра «по­са­дил в тюрь­му, на­ме­ре­ва­ясь по­сле Пас­хи вы­ве­сти его к на­ро­ду» (это про­изо­шло око­ло 44 г. н. э.). В ночь пе­ред су­дом, ис­ход ко­то­ро­го был яв­но пред­ре­шен, «Петр спал меж­ду дву­мя во­и­на­ми, свя­зан­ный дву­мя це­пя­ми, и стра­жи у две­ри сте­рег­ли тюрь­му. И вот пред­стал ан­гел Гос­по­день, и свет вос­си­ял в тем­ни­це. Толк­нув Пет­ра в бок, он раз­бу­дил его, го­во­ря: „Встань ско­рее“. И це­пи спа­ли с его рук» (Деян.12:4-7). Петр одел­ся, и они чу­дес­ным об­ра­зом ми­но­ва­ли два ка­ра­у­ла и через же­лез­ные во­ро­та вы­шли на пу­стын­ную ули­цу. Ан­гел ис­чез, и лишь то­гда Петр осо­знал, что это не сон. Он на­шел убе­жи­ще в до­ме Иоан­на-Мар­ка, а за­тем был тай­но пе­ре­прав­лен на Сре­ди­зем­но­мор­ское по­бе­ре­жье.

Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи

По пре­да­нию, хри­сти­ане смог­ли по­лу­чить эти це­пи (вери­ги) и хра­ни­ли их как дра­го­цен­ную ре­лик­вию. Одер­жи­мые раз­ны­ми бо­лез­ня­ми, при­хо­дя к ним с ве­рою, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. В V ве­ке они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Рим, где ап. Петр му­че­ни­че­ски окон­чил свои дни, и по­ло­же­ны в церк­ви его име­ни на Эскви­лий­ском хол­ме (ба­зи­ли­ка Сан-Пьет­ро-ин-Вин­ко­ли – San Pietro in Vincoli, что зна­чит «Свя­той Пётр в ве­ри­гах»). Ка­кая-то часть ве­риг ока­за­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле, и хра­ни­лась в церк­ви ап. Пет­ра близ со­бо­ра Свя­той Со­фии. Па­лом­ник Ан­то­ний Нов­го­род­ский в 1200 го­ду пи­сал, что здесь «ви­се­ло Пет­ро­вых ве­риг же­ле­зо, вко­ва­но в зо­ло­тую ико­ну. На празд­ник же Пет­ро­вых ве­риг (их) це­лу­ет пат­ри­арх и все лю­ди». По­сле за­хва­та Ца­рь­гра­да тур­ка­ми в 1453 го­ду след кон­стан­ти­но­поль­ских ве­риг те­ря­ет­ся, и рим­ские вери­ги ста­но­вят­ся об­щей для всех хри­сти­ан свя­ты­ней.

Од­на­жды, в 60-е или 70-е го­ды ми­нув­ше­го сто­ле­тия, эти вери­ги вы­зва­ли в од­ном па­лом­ни­ке до­се­ле неви­дан­ную ре­ак­цию (знаю об этом от од­но­го из сво­их учи­те­лей по то­гда еще Ле­нин­град­ской Ду­хов­ной ака­де­мии). В Рим при­е­ха­ли пра­во­слав­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли из Юго­сла­вии. По­се­щая мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни Веч­но­го го­ро­да, они при­шли по­кло­нить­ся и ве­ри­гам. Все ко­ле­но­пре­кло­нен­но при­кла­ды­ва­лись к свя­тыне, и лишь один епи­скоп из Чер­но­го­рии сто­ял в сто­роне с гор­до под­ня­той го­ло­вой. (В скоб­ках на­пом­ню, что в пе­ри­од ок­ку­па­ции Во­сточ­ной Ев­ро­пы Осман­ской им­пе­ри­ей (XIV–XIX вв.) лишь Чер­но­гор­ское кня­же­ство бы­ло опло­том неза­ви­си­мо­сти сла­вян­ских на­ро­дов на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве. Это­му спо­соб­ство­ва­ло его стра­те­ги­че­ски вы­год­ное ме­сто­по­ло­же­ние внут­ри Ди­нар­ской гор­ной си­сте­мы и по­сто­ян­ный при­ток пе­ре­се­лен­цев из ок­ку­пи­ро­ван­ных тур­ка­ми об­ла­стей. При этом чер­но­гор­ские епи­ско­пы ча­сто ста­но­ви­лись и ли­де­ра­ми осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния.)

Воз­ник­ло удив­лен­ное за­ме­ша­тель­ство. Со­про­вож­дав­ший де­ле­га­цию пе­ре­вод­чик по­ду­мал, что пра­во­слав­ный ар­хи­ерей, быть мо­жет, че­го-то не по­нял, и де­ли­кат­но на­пом­нил ему: «Вла­ды­ко, ведь это же вери­ги са­мо­го апо­сто­ла Пет­ра...». – «Я знаю; но мы, чер­но­гор­цы, це­пям не кла­ня­ем­ся!» – по­сле­до­вал ла­ко­нич­ный от­вет.

Воз­ра­зить на это бы­ло нече­го да и неза­чем. У каж­до­го на­ро­да мо­гут быть свои, вы­стра­дан­ные ис­то­ри­ей, боле­вые точ­ки, с ко­то­ры­ми обя­за­на счи­тать­ся да­же об­ще­хри­сти­ан­ская тра­ди­ция бла­го­че­стия.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест

(1 голос: 5 из 5)