Покровительница артиллерии

Память вмц. Варвары (III – начало IV в.)
4/17 декабря

Св. Варвара
Вел. Новгород, береста. XI в. 

Кто же по­кро­ви­тель­ству­ет столь гроз­но­му ору­жию – «бо­гу вой­ны»? Ока­зы­ва­ет­ся, Вар­ва­ра (греч. Barbara – 'ино­зем­ка') – ге­ро­и­ня хри­сти­ан­ской агио­гра­фи­че­ской ли­те­ра­ту­ры, де­ва и свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца, по­чи­та­е­мая на пра­во­слав­ном Во­сто­ке (осо­бен­но в Рос­сии) и ка­то­ли­че­ском За­па­де. Ее па­мять – 17 де­каб­ря по но­во­му сти­лю (4 де­каб­ря по ста­ро­му); на За­па­де – 4 де­каб­ря.

Жи­тий­ное по­вест­во­ва­ние о жиз­ни и стра­да­ни­ях Вар­ва­ры ос­но­ва­но на древ­нем ска­за­нии, сфор­ми­ро­вав­шем­ся в VII ве­ке и име­ю­щем, ве­ро­ят­но, еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние. Для него ха­рак­тер­на сим­во­ли­че­ская обоб­щен­ность и сю­жет­ный па­рал­ле­лизм (сход­ные ва­ри­ан­ты по­вто­ря­ют­ся в рас­ска­зах о св. Ирине и св. Хри­стине), со­че­та­е­мая с ва­ри­а­тив­но­стью де­та­лей. Со­глас­но агио­гра­фи­че­ским ис­точ­ни­кам, Вар­ва­ра ро­ди­лась в еги­пет­ском го­ро­де Ге­лио­по­ле и бы­ла един­ствен­ной до­че­рью бо­га­то­го языч­ни­ка Ди­о­ско­ра. Чтобы предо­хра­нить пре­крас­ную и ум­ную дочь от до­мо­га­тельств же­ни­хов все­го Егип­та, отец стро­ит для нее вы­со­кую баш­ню, не по­до­зре­вая, что это про­ви­ден­ци­аль­но сов­па­да­ет с её це­ло­муд­рен­ной ре­ши­мо­стью блю­сти дев­ство. За­вер­ша­ю­щие в от­сут­ствие от­ца стро­и­тель­ство баш­ни ка­мен­щи­ки долж­ны про­бить в стене два ок­на, но Вар­ва­ра, тай­но при­няв­шая хри­сти­ан­ство, ве­лит про­бить три (как зри­мое ис­по­ве­да­ние ве­ры в Свя­тую Тро­и­цу), низ­вер­гая при этом уста­нов­лен­ные в башне ста­туи язы­че­ских бо­гов.

Вер­нув­ший­ся Ди­о­скор, узнав об этом, пе­ре­дал дочь в ру­ки пре­фек­та Мар­ти­ни­а­на, под­верг­нув­ше­го Вар­ва­ру же­сто­чай­шим пыт­кам. В тем­ни­це она по­лу­ча­ет уте­ше­ние и ис­це­ле­ние от явив­ше­го­ся ей Иису­са Хри­ста и чу­дес­но пре­по­дан­но­го при­ча­стия. (От­сю­да роль Вар­ва­ры как свя­той, в труд­ных об­сто­я­тель­ствах спа­са­ю­щей хри­сти­а­ни­на от опас­но­сти уме­реть без при­ча­ще­ния.) Во вре­мя про­дол­жа­ю­щих­ся пы­ток Вар­ва­ра по­ет псал­мы, слов­но не ощу­щая бо­ли. На­ко­нец, взбе­шен­ный Ди­о­скор соб­ствен­но­руч­но от­се­ка­ет до­че­ри го­ло­ву и мгно­вен­но несёт на­ка­за­ние от ис­пе­пе­ля­ю­щей мол­нии. Пре­да­ния от­но­сят му­че­ни­че­ство Вар­ва­ры ли­бо к на­ча­лу IV ве­ка (пе­ри­од по­след­них мас­со­вых ре­прес­сий про­тив хри­сти­ан), ли­бо ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­на (235–238); в этом слу­чае под­чер­ки­ва­ет­ся, что на­став­ни­ком Вар­ва­ры в бо­го­сло­вии был зна­ме­ни­тый хри­сти­ан­ский уче­ный Ори­ген Алек­сан­дрий­ский († 253/4).

Позд­нее мо­щи (часть мо­щей) Вар­ва­ры бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ской пи­са­тель­ни­цы Ан­ны Комниной (1083–1153/4), в хра­ме св. Вар­ва­ры на­хо­ди­ли убе­жи­ще об­ви­ня­е­мые в пре­ступ­ле­ни­ях бег­ле­цы. Ве­ро­ят­но, на этом ос­но­ва­но убеж­де­ние, что Вар­ва­ре да­на от Бо­га бла­го­дать спа­сать от вне­зап­ной и на­силь­ствен­ной смер­ти. В 1108 го­ду часть ее мо­щей бы­ла при­не­се­на в Ки­ев ви­зан­тий­ской прин­цес­сой Вар­ва­рой (из ди­на­стии Ком­ни­нов), вы­шед­шей за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Свя­то­пол­ка Изя­с­ла­ви­ча (Ми­ха­и­ла). Жи­тие Вар­ва­ры – лю­би­мое чте­ние на Ру­си – вос­про­из­ве­де­но в ака­фи­сте, со­став­лен­ном Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том Иоаса­фом Кра­ков­ским (Кро­ков­ским) (1708–1718), а так­же в на­род­ных сти­хах и псал­мах.

Древ­нее изо­бра­же­ние Вар­ва­ры со­хра­ни­лось на рим­ской фрес­ке VIII ве­ка. В сле­ду­ю­щем сто­ле­тии За­пад за­им­ству­ет ее жи­тие из Ме­но­ло­гия («Ме­ся­це­сло­ва») ви­зан­тий­ско­го агио­гра­фа Си­мео­на Ме­та­ф­ра­с­та. Здесь она яв­ля­ет­ся од­ной из Че­тыр­на­дца­ти Свя­тых По­мощ­ниц – «па­тро­несс», из­бав­ля­ю­щих от неожи­дан­ной смер­ти. Вар­ва­ру при­зы­ва­ют в мо­лит­вах как спа­си­тель­ни­цу от бу­ри на мо­ре и от ог­ня (смер­тель­ной мол­нии) на су­ше, что, ви­ди­мо, ста­ло ос­но­вой по­чи­та­ния её как по­кро­ви­тель­ни­цы ору­жей­ни­ков и ог­не­стрель­но­го ору­жия (ар­тил­ле­рии). Вар­ва­ра изо­бра­жа­ет­ся с ко­ро­ной, ме­чом (как ору­ди­ем каз­ни), баш­ней с тре­мя ок­на­ми (ма­кет ко­то­рой она мо­жет дер­жать в ру­ке) и пав­ли­ном (сим­во­лом бес­смер­тия и Вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста), а так­же с по­ти­ром (ча­шей для при­ча­стия), сим­во­ли­зи­ру­ю­щим счаст­ли­вую хри­сти­ан­скую смерть. У ног Вар­ва­ры мо­жет на­хо­дить­ся пуш­ка. Осо­бой по­пуляр­но­стью об­раз Вар­ва­ры поль­зо­вал­ся у фла­манд­ских и ита­льян­ских ху­дож­ни­ков XV–XVI вв. Мо­ти­вы жи­тия Вар­ва­ры ис­поль­зо­ва­ны в по­э­ме Г. К. Че­стер­то­на «Свя­тая Вар­ва­ра».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Paschini P. S. Barbara. Note agiografiche. Roma, 1927; Ру­бан Ю. Вар­ва­ра // Рос­сий­ский гу­ма­ни­тар­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М.; СПб. Т. I. С. 300–301.

Случайный тест