Покровительница артиллерии
Память вмц. Варвары (III – начало IV в.)
4/17 декабря
Кто же покровительствует столь грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – 'иноземка') – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица, почитаемая на православном Востоке (особенно в России) и католическом Западе. Ее память – 17 декабря по новому стилю (4 декабря по старому); на Западе – 4 декабря.
Житийное повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древнем сказании, сформировавшемся в VII веке и имеющем, вероятно, египетское происхождение. Для него характерна символическая обобщенность и сюжетный параллелизм (сходные варианты повторяются в рассказах о св. Ирине и св. Христине), сочетаемая с вариативностью деталей. Согласно агиографическим источникам, Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов.
Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поет псалмы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество Варвары либо к началу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Максимина (235–238); в этом случае подчеркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский ученый Ориген Александрийский († 253/4).
Позднее мощи (часть мощей) Варвары были перенесены в Константинополь. По свидетельству византийской писательницы Анны Комниной (1083–1153/4), в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 году часть ее мощей была принесена в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича (Михаила). Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иоасафом Краковским (Кроковским) (1708–1718), а также в народных стихах и псалмах.
Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из Менология («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смерти. Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть. У ног Варвары может находиться пушка. Особой популярностью образ Варвары пользовался у фламандских и итальянских художников XV–XVI вв. Мотивы жития Варвары использованы в поэме Г. К. Честертона «Святая Варвара».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Paschini P. S. Barbara. Note agiografiche. Roma, 1927; Рубан Ю. Варвара // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб. Т. I. С. 300–301.