Неделя 1-я по Пятидесятнице

Все святые. Миниатюра из Киевской Псалтири, 1397 г.
Все святые. Миниатюра из Киевской Псалтири, 1397 г.

По­сле Тро­и­цы. Свя­тость и грех

Се­го­дня за­вер­ша­ет­ся Триодный (или Пас­халь­но-Пя­ти­де­сят­нич­ный) цикл пра­во­слав­но­го бо­го­слу­жеб­но­го ка­лен­да­ря. Под­ве­дем неко­то­рые ито­ги.

Те­мы по­ка­ян­ных ве­ли­ко­пост­ных недель го­то­ви­ли хри­сти­ан к осмыс­лен­ной встре­че Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли (вос­кре­се­нья) бы­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных. Те­мы трех по­сле­ду­ю­щих недель ос­но­ва­ны на трех важ­ных эпи­зо­дах еван­гель­ской ис­то­рии, явив­ших­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми сту­пе­ня­ми к Вос­кре­се­нию. В них Хри­стос яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­го­сы­нов­ство, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его уче­ни­кам, в стра­хе бе­жав­шим из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, по­нять ис­тин­ный смысл при­ше­ствия Мес­сии.

Празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, в на­ру­ше­ние фор­маль­ной хро­но­ло­гии, пред­ва­ря­ет­ся на­по­ми­на­ни­ем о са­мом, быть мо­жет, дра­ма­тич­ном пе­ри­о­де зем­но­го бы­тия Хри­сти­ан­ской Церк­ви (это Неде­ля свя­тых от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, 325 г.). В этом за­клю­чен глу­бо­кий смысл.

Все по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) про­сто ну­ме­ру­ют­ся в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре как «Неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». Каж­дая их них име­ет свое опре­де­лен­ное апо­столь­ское и еван­гель­ское чте­ние, но лишь неко­то­рым при­сво­е­ны ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния. Этот «по­сле­пя­ти­де­сят­нич­ный» цикл охва­ты­ва­ет по­чти две тре­ти го­да и за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ред Неде­лей о мы­та­ре и фа­ри­сее – пер­вой под­го­то­ви­тель­ной неде­лей Ве­ли­ко­го по­ста. А она в свою оче­редь яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го Пас­халь­но­го цик­ла. Так за­мы­ка­ет­ся «свя­щен­ный круг» хри­сти­ан­ско­го по­движ­но­го ка­лен­дар­но­го го­да, ос­но­ван­но­го на прин­ци­пах лун­но-сол­неч­но­го вет­хо­за­вет­но­го ка­лен­да­ря. Его точ­ка от­счё­та – День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­ха).

День Свя­той Тро­и­цы – это День Рож­де­ния Церк­ви, и по­то­му ло­гич­но, что сле­ду­ю­щая за ним неде­ля по­свя­ще­на па­мя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той вы­ра­зил ка­че­ства но­во­за­вет­но­го че­ло­ве­ка, ис­куп­лён­но­го Ада­ма, пер­вым из ко­то­рых стал Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это – се­го­дняш­няя «Неде­ля всех свя­тых», бо­го­слу­же­ния ко­то­рой за­вер­ша­ют Триодь Цвет­ную.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест