Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Праздники Рождественского цикла

Юрий Ру­бан

Как из­вест­но, бо­го­слу­жеб­ное че­ство­ва­ние важ­ней­ших празд­ни­ков не огра­ни­чи­ва­ет­ся од­ним днем. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к тор­же­ствам, вы­ра­жа­ю­щим важ­ней­шие дог­ма­ты Хри­сти­ан­ства как ре­ли­гии Спа­се­ния – к Бо­го­яв­ле­нию, т. е. яв­ле­нию Бо­га во пло­ти, и Его Вос­кре­се­нию из мерт­вых. Вос­кре­се­нию Хри­сто­ву (или Па­схе) по­свя­щен весь­ма про­дол­жи­тель­ный и тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ный ка­лен­дар­ный пе­ри­од, име­ну­е­мый «Пас­халь­ным цик­лом» (мы бу­дем го­во­рить о нем позд­нее). Рож­де­ствен­ский цикл по раз­ным при­чи­нам не по­лу­чил та­ко­го за­кон­чен­но­го оформ­ле­ния. Древ­ние бо­го­слу­жеб­ные ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что из неко­е­го «син­те­ти­че­ско­го» празд­ни­ка, ко­то­рый гре­ки на­зы­ва­ли Тэо­фа­ния, или Епи­фа­ния (Бо­го­яв­ле­ние, или Яв­ле­ние), вклю­чав­ше­го в се­бя це­лый ряд смыс­ло­вых ас­пек­тов, вы­рас­та­ет по­сте­пен­но цикл ис­то­ри­че­ских вос­по­ми­на­ний: Рож­де­ство в Виф­ле­е­ме, Кре­ще­ние на Иор­дане, Сре­те­ние (Встре­ча) в Иеру­са­лим­ском хра­ме. В него вклю­че­ны и ме­нее тор­же­ствен­ные празд­ни­ки – про­из­вод­ные от этих ос­нов­ных (смот­ри­те ни­же). В на­сто­я­щее вре­мя эти тор­же­ства вос­при­ни­ма­ют­ся на­ми как от­дель­ные по смыс­лу бо­го­слу­жеб­ные вос­по­ми­на­ния. Но в древ­но­сти Тэо­фа­нию (Епи­фа­нию) празд­но­ва­ли со­рок дней (как мы сей­час празд­ну­ем Пас­ху), а свое­об­раз­ным «от­да­ни­ем» празд­ни­ков рож­де­ствен­ско­го цик­ла был празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня. Кста­ти, да­ле­ко не все зна­ют, что в ста­рых бо­го­слу­жеб­ных кни­гах под 25 де­каб­ря, на­ря­ду с обыч­ным на­зва­ни­ем празд­ни­ка Рож­де­ства, по­ме­щал­ся под­за­го­ло­вок: «Пас­ха. Празд­ник три­днев­ный»! Совре­мен­ный пра­во­слав­ный цикл рож­де­ствен­ских празд­ни­ков и вос­по­ми­на­ний мож­но пред­ста­вить в та­ком ви­де (по­дроб­нее го­во­рить о них мы бу­дем в свое вре­мя, сле­ди­те за раз­да­точ­ным ма­те­ри­а­лом).

Неде­ля свя­тых пра­о­тец (пра­от­цов) (пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым). Цер­ковь вос­по­ми­на­ет всех ро­до­на­чаль­ни­ков (греч. пат­ри­ар­хов) бо­го­из­бран­но­го на­ро­да – от Ада­ма до Иоси­фа Об­руч­ни­ка; вме­сте с ни­ми вспо­ми­на­ют­ся "про­по­ве­дав­шие Хри­ста" вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки и во­об­ще все биб­лей­ские пра­вед­ни­ки.

Неде­ля свя­тых отец (от­цов) (в вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством). Цер­ковь вновь вос­по­ми­на­ет всех вет­хо­за­вет­ных свя­тых, но осо­бо про­слав­ля­ют­ся пред­ки Иису­са Хри­ста по пло­ти. По­это­му в Еван­гель­ском чте­нии на Ли­тур­гии при­во­дит­ся ро­до­слов­ная (ге­не­а­ло­гия) Иису­са Хри­ста.

Рож­де­ство Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста [в 5508 г. от Со­тво­ре­ния ми­ра, в цар­ство­ва­ние Ке­са­ря Ав­гу­ста, в Виф­ле­е­ме Иудей­ском]. Та­ко­во совре­мен­ное на­зва­ние празд­ни­ка; в квад­рат­ных скоб­ках – до­пол­не­ние по ста­рым ме­ся­це­сло­вам. Бо­лее точ­ное в бо­го­слов­ском ас­пек­те на­зва­ние, на ко­то­рое нам сле­ду­ет об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние, та­ко­во: "Еже по пло­ти (kata sarka) (!) Рож­де­ство Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста" (так в сла­вян­ской Ми­нее, это бук­валь­ный пе­ре­вод с гре­че­ско­го). – (25 де­каб­ря / 7 ян­ва­ря).

Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (26 де­каб­ря / 8 ян­ва­ря). На сле­ду­ю­щий день по­сле празд­но­ва­ния Рож­де­ства Цер­ковь устра­и­ва­ет тор­же­ствен­ное "со­бра­ние" (слав. со­бор) – со­зы­ва­ет ве­ру­ю­щих для бла­годар­ствен­но­го про­слав­ле­ния Пре­свя­той Де­вы, по­слу­жив­шей ве­ли­ко­му та­ин­ству во­пло­ще­ния и во­че­ло­ве­че­ния Сы­на Бо­жия. От­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка.

Па­мять свя­тых и пра­вед­ных Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да и Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня (в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле Рож­де­ства; ес­ли же Рож­де­ство при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то их па­мять со­вер­ша­ет­ся на сле­ду­ю­щий день, вме­сте с Со­бо­ром Бо­го­ро­ди­цы).

Па­мять Свя­тых мла­де­нец че­ты­ре­на­де­ся­ти (че­тыр­на­дца­ти) ты­сяч, иже в Виф­ле­е­ме от Иро­да из­би­ен­ных (29 де­каб­ря / 11 ян­ва­ря).

Об­ре­за­ние Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста (1/14 ян­ва­ря).

Свя­тое Бо­го­яв­ле­ние. Кре­ще­ние Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста (6/19 ян­ва­ря).

Со­бор Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на (7/20 ян­ва­ря).

Сре­те­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (2/15 фев­ра­ля).

Па­мять Прав. Си­мео­на Бо­го­при­им­ца и Ан­ны Про­ро­чи­цы (3/16 фев­ра­ля).

Ис­то­ри­че­ская цель и дог­ма­ти­че­ский смысл празд­ни­ков рож­де­ствен­ско­го цик­ла со­сто­ит не толь­ко в том, чтобы вспом­нить во всех по­дроб­но­стях зна­ме­на­тель­ные фак­ты зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, но, преж­де все­го, в том, "чтобы вы­явить, по­нять и, на­сколь­ко воз­мож­но, пе­ре­жить тай­ну Сло­ва, став­ше­го пло­тью" (Бер­нард Бот­та). (Смот­ри­те 1 гла­ву Еван­ге­лия от Иоан­на.)

Бу­дем вни­ма­тель­ны к ис­то­ри­ко-бо­го­слов­ско­му ас­пек­ту этих празд­ни­ков. По­ста­ра­ем­ся по­нять, по­че­му, на­при­мер, рим­ский по про­ис­хож­де­нию празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва (Dies Natalis Christi) ста­ли празд­но­вать в день зим­не­го солн­це­во­ро­та (25 де­каб­ря) и по­че­му он с тру­дом при­жи­вал­ся на хри­сти­ан­ском Во­сто­ке (а в ка­лен­да­ре Ар­мян­ской Церк­ви его до сих пор во­об­ще нет!)? Для это­го нуж­но учить­ся бо­го­сло­вию и быть вни­ма­тель­ны­ми к бо­го­слу­жеб­ным тек­стам. Пи­сав­шие их ве­ли­кие от­цы Церк­ви со­зда­ва­ли не "тек­стов­ки" для хо­ро­вых пар­тий, а пе­ре­ла­га­ли в до­ступ­ную для на­ро­да фор­му свои бо­го­слов­ские трак­та­ты, и ни­кто не от­ме­нял необ­хо­ди­мо­сти их изу­че­ния.

Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)