Неделя 3-я по Пятидесятнице

Соборы Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских
и Санкт-Петербургских святых

Со­бор Санкт-Пе­тер­бург­ских свя­тых

Празд­ни­ком «Всех свя­тых» (через неде­лю по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы) за­вер­ша­ет­ся соб­ствен­но Три­од­ный цикл; его свое­об­раз­ным про­дол­же­ни­ем стал в рус­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции празд­ник в честь всех рос­сий­ских свя­тых (уста­нов­лен на По­мест­ном со­бо­ре 1917-18 гг.). В кон­це XX в. ста­ли по­яв­лять­ся празд­ни­ки в честь ре­гио­наль­ных – сна­ча­ла во­ло­год­ских, а за­тем и дру­гих – свя­тых. Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты всех этих на­цио­наль­ных тор­жеств в Цвет­ную Три­одь не вхо­дят, но пе­ча­та­ют­ся в при­ло­же­нии к май­ской Ми­нее (часть 3) и в ви­де от­дель­ных из­да­ний.

К чис­лу Санкт-Пе­тер­бург­ских и Ла­дож­ских свя­тых, по ре­ше­нию Свя­щен­но­го Си­но­да, при­чис­ле­ны те оте­че­ствен­ные по­движ­ни­ки бла­го­че­стия, чье слу­же­ние Бо­гу как пол­но­стью, так и ча­стич­но про­ис­хо­ди­ло в ис­то­ри­че­ских гра­ни­цах Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. К по­след­ним мож­но от­не­сти свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Япон­ско­го, учив­ше­го­ся в Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии (СПбДА); свя­ти­те­лей Ин­но­кен­тия и Со­фро­ния Ир­кут­ских, быв­ших на­мест­ни­ка­ми Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры; свят. Фила­ре­та Мос­ков­ско­го, за­ни­мав­ше­го в на­ча­ле XIX сто­ле­тия пост рек­то­ра СПбДА. Все­го в ди­пти­хе Санкт-Пе­тер­бург­ских и Ла­дож­ских свя­тых зна­чит­ся око­ло пя­ти­де­ся­ти имен.

При­во­дим да­лее ста­тью свящ. Ген­на­дия Бе­ло­во­ло­ва о пер­вом свя­том, под­ви­зав­шем­ся на тер­ри­то­рии на­шей совре­мен­ной мит­ро­по­лии.

Пер­вый свя­той Пе­тер­бург­ской епар­хии

Преподобный Антоний Дымский

В то вре­мя, ко­гда преп. Ан­то­ний при­шел на Дым­ское озе­ро, о Пе­тер­бур­ге ни­кто да­же не по­мыш­лял. Бес­край­ние здеш­ние зем­ли при­над­ле­жа­ли Гос­по­ди­ну Ве­ли­ко­му Нов­го­ро­ду. Но имен­но Ан­то­ний стал пер­вым ис­то­ри­че­ски из­вест­ным свя­тым бу­ду­щей Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. Ес­ли со­ста­вить спи­сок Со­бо­ра Пе­тер­бург­ских свя­тых в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке – пер­вым его от­кро­ет имя Дым­ско­го по­движ­ни­ка, под­ви­зав­ше­го­ся в на­шем краю в кон­це XII – на­ча­ле XIII вв. И ес­ли Пе­тер­бург недав­но от­ме­тил свое 300-ле­тие, то Дым­ский мо­на­стырь от­ме­тил свое 800-ле­тие.

Ан­то­ний, уче­ник Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го, при­шел на Ды­ми из Нов­го­ро­да. Ко­неч­но, он не знал, что станет пер­вым мо­лит­вен­ни­ком неве­до­мо­го ему Гра­да Свя­то­го Пет­ра. Но есть в его по­дви­ге од­но уди­ви­тель­ное и зна­ме­на­тель­ное сов­па­де­ние как бы пред­ска­зав­шее бу­ду­щее яв­ле­ние на­ше­го Санкт-Пе­тер­бур­га.

Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет, что пре­по­доб­ный Ан­то­ний об­рел на озе­ре боль­шой ка­мень-ва­лун, ле­жав­ший на дне. Верх кам­ня был вро­вень с во­дой. Ко­гда во­да под­ни­ма­лась – ка­мень ис­че­зал под во­дой, ко­гда опус­ка­лась – ка­мень вновь по­ка­зы­вал­ся. Ан­то­ний при­плы­вал к кам­ню на лод­ке и по­дол­гу мо­лил­ся на нем сре­ди гла­ди вод. По­движ­ник ис­пол­нил уни­каль­ный по­двиг столп­ни­че­ства на во­дах, пред­ва­рив сто­я­ния на камне Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го и Се­ра­фи­ма Вы­риц­ко­го. Этот ка­мень стал ос­но­ва­ни­ем Дым­ско­го мо­на­сты­ря.

Крест на Дымском озере рядом с камнем, на котором молился прп. АнтонийМож­но ска­зать, что этот ка­мень стал и кра­е­уголь­ным кам­нем всей бу­ду­щей Пе­тер­бург­ской епар­хии. Мы зна­ем, что Санкт-Пе­тер­бург – это Го­род Свя­то­го Пет­ра, за­бы­вая, что бук­валь­но это озна­ча­ет – Го­род Свя­то­го Кам­ня (имя Петр в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го – «ска­ла», «ка­мень»). Ка­мень св. Ан­то­ния стал как бы про­об­ра­зом бу­ду­ще­го гра­да и кра­е­уголь­ным кам­нем бу­ду­щей Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. И этот пер­вый мо­лит­вен­ный ка­мень пе­тер­бург­ской зем­ли на Ды­мях на­по­ми­на­ет о ее по­след­нем камне в Вы­ри­це, где был вы­мо­лен наш го­род в го­ды бло­ка­ды. Эти два свя­тых кам­ня яв­ля­ют­ся как бы ду­хов­ным ос­но­ва­ни­ем пет­ро­град­ской зем­ли. Ис­то­рию Пе­тер­бург­ской епар­хии наи­бо­лее крат­ко и наи­бо­лее ем­ко мож­но вы­ра­зить фор­му­лой: от кам­ня преп. Ан­то­ния Дым­ско­го (†1224) до кам­ня преп. Се­ра­фи­ма Вы­риц­ко­го (†1949).

Случайный тест