Святитель Николай Сербский: Златоуст из Лелича

Ле­лич один из са­мых но­вых серб­ских мо­на­сты­рей. Этот храм в 1926 го­ду Ни­ко­лай Серб­ский стро­ил вме­сте со сво­им от­цом Дра­го­миром на соб­ствен­ные сред­ства: в их род­ном се­ле Ле­лич то­гда не бы­ло при­ход­ской церк­ви. Ко дню свя­ти­те­ля «Нескуч­ный сад» пуб­ли­ку­ет неболь­шой рас­сказ с ро­ди­ны по­пуляр­но­го серб­ско­го свя­то­го.

При­мер­но в де­ся­ти ки­ло­мет­рах от Вале­во — ту­ри­сти­че­ско­го цен­тра Цен­траль­ной Сер­бии, на­хо­дит­ся Ле­лич — один из са­мых но­вых серб­ских мо­на­сты­рей. В хра­ме Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца по­ко­ят­ся мо­щи на­ше­го совре­мен­ни­ка — свя­то­го Ни­ко­лая Серб­ско­го, епи­ско­па Охрид­ско­го и Жич­ско­го. Этот храм ве­ли­кий серб­ский бо­го­слов и пас­тырь по­стро­ил вме­сте с от­цом на соб­ствен­ные сред­ства. Воз­во­дить хра­мы или жерт­во­вать на их стро­и­тель­ство — на­цио­наль­ная осо­бен­ность сер­бов. И се­го­дня в Сер­бии «на ду­шу на­се­ле­ния» при­хо­дит­ся хра­мов боль­ше, чем в лю­бой дру­гой пра­во­слав­ной стране.

Се­го­дня Ни­ко­лай Серб­ский по­чи­та­ем в Сер­бии по­все­мест­но. В каж­дой церк­ви, в каж­дом свет­ском книж­ном ма­га­зине есть его кни­ги. Вдоль до­рог — щи­ты с порт­ре­та­ми и ци­та­та­ми из со­чи­не­ний свя­ти­те­ля. Свя­ти­тель Ни­ко­лай в Сер­бии — не про­сто круп­ный цер­ков­ный де­я­тель, пи­са­тель, ми­ро­тво­рец и ду­хов­ный про­све­ти­тель с тре­мя выс­ши­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми (уни­вер­си­те­ты Швей­ца­рии, Ан­глии, Санкт-Пе­тер­бург­ская Ду­хов­ная ака­де­мия). Ни­ко­лай Серб­ский — на­род­ный ге­рой. И про­рок, при­знан­ный в сво­ем оте­че­стве: он пред­ска­зал Вто­рую ми­ро­вую вой­ну, в де­та­лях опи­сав ее ору­жие и ме­то­ды; в од­ной из по­эм опи­сал со­бы­тия по­след­них два­дца­ти лет в Сер­бии, про­ис­шед­шие уже по­сле его смер­ти. В 2009-м, в на­ча­ле пер­вой вол­ны кри­зи­са, все из­да­ния Рос­сии ци­ти­ро­ва­ла сло­ва свя­ти­те­ля о его при­чи­нах — Ни­ко­лай Серб­ский про­ана­ли­зи­ро­вал со­бы­тие, про­ис­шед­шее через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий по­сле сво­ей смер­ти.

В жиз­ни вла­ды­ки Охрид­ско­го бы­ли бед­ность, труд, фронт, ко­гда в Первую ми­ро­вую вой­ну он на пе­ре­до­вой ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал сол­дат, конц­ла­герь Да­хау, ку­да епи­скоп за­то­чи­ли гит­ле­ров­цы за от­каз со­труд­ни­чать, из­гна­ние во вре­мя «крас­но­го тер­ро­ра» из ком­му­ни­сти­че­ской Юго­сла­вии. Но его связь с ро­ди­ной не пре­кра­ща­лась, по­чи­та­ние вла­ды­ки в Сер­бии рос­ло, тру­ды из­да­ва­лись за гра­ни­цей. О свя­ти­те­ле Ни­ко­лае как о свя­том, пер­вым в серб­ском на­ро­де стал от­кры­то го­во­рить еще в 1962 го­ду прп. Иустин (По­по­вич), а свя­ти­тель Сан-Фран­цис­ский Иоанн (Мак­си­мо­вич) на­звал его «Зла­то­устом на­ших дней и все­лен­ским учи­те­лем Пра­во­сла­вия».

Ни­ко­лай Серб­ский умер вда­ли от ро­ди­ны, в рус­ском мо­на­сты­ре св. Ти­хо­на в Пен­силь­ва­нии (США) 18 мар­та 1956 го­да. В Сер­бии, несмот­ря на за­прет, все хра­мы ото­зва­лись ко­ло­коль­ным зво­ном и слу­жи­ли па­ни­хи­ды. Мо­щи вла­ды­ки, по его же­ла­нию, бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Сер­бию 5 мая 1991 го­да и по­ло­же­ны в хра­ме, ко­то­рый он сам по­стро­ил. С это­го вре­ме­ни Ле­лич — ме­сто па­лом­ни­че­ства не толь­ко сер­бов, но и пра­во­слав­ных все­го ми­ра.

Се­го­дня Ле­лич — се­ло с ше­стью сот­ней жи­те­лей. Цер­ковь свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, рос­пи­сью ко­то­рой Ни­ко­лай Серб­ский ру­ко­во­дил лич­но, уз­ки­ми ок­на­ми и про­пор­ци­я­ми на­по­ми­на­ет ви­зан­тий­ские хра­мы Юж­ной Сер­бии и Ма­ке­до­нии, осо­бен­но Охрид, где вла­ды­ка слу­жил на епи­скоп­ской ка­фед­ре. Пре­об­ла­да­ют тем­ные цве­та, ощу­ще­ние глу­би­ны зда­ния уси­ли­ва­ют ко­лон­ны внут­ри. Ков­чег с мо­ща­ми свя­ти­те­ля рас­по­ло­жен сле­ва пе­ред ал­та­рем и хо­ро­шо ви­ден от вхо­да.

Мо­на­сты­рем Ле­лич стал в 1996 го­ду, и пер­вое вре­мя яв­лял­ся ме­то­хом (по­дво­рьем) мо­на­сты­ря Ка­о­на. В пер­вые го­ды мо­на­хов не хва­та­ло, за­тем оби­тель вы­рос­ла и об­ре­ла са­мо­сто­я­тель­ность. Сей­час в ней де­сять бра­тьев во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ав­ва­ку­мом. Го­сте­вой дом мо­на­сты­ря мо­жет при­нять до 40 че­ло­век. Каж­дое вос­кре­се­ние по­сле ли­тур­гии от­кры­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля. Пра­во­слав­ных па­лом­ни­ков с ра­до­стью при­ча­стят, но же­ла­тель­но, ес­ли в груп­пе есть свой ба­тюш­ка, чтобы про­ве­сти ис­по­ведь.

Па­лом­ни­кам из Рос­сии в Ле­ли­че все­гда ра­ды. Ведь вла­ды­ку Охрид­ско­го с Рос­си­ей свя­зы­ва­ют осо­бые от­но­ше­ния: в 1910 г. иеро­мо­нах Ни­ко­лай, по­сле уче­бы в Щвей­ца­рии и Ан­глии, едет в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. За­тем пу­те­ше­ству­ет по Рос­сии, зна­ко­мит­ся с ее куль­ту­рой, цер­ков­ной жиз­нью. Под­держ­ку Рос­си­ей Сер­бии в Пер­вой ми­ро­вой войне свя­ти­тель Ни­ко­лай поз­же на­зо­вет «дол­гом люб­ви, ко­то­рая с за­вя­зан­ны­ми гла­за­ми идет на смерть, спа­сая ближ­не­го сво­е­го».

— Мы зна­ем, с ка­ким теп­лом и по­чте­ни­ем у вас от­но­сят­ся к Вла­ды­ке. Свя­ти­тель Ни­ко­лай вы­сту­пал за от­но­ше­ние к Пра­во­сла­вию, ка­ким оно бы­ло у свя­тых от­цов, за «свя­то­сав­скую ве­ру», по­это­му его ду­хов­ное на­сле­дие очень важ­но для всех пра­во­слав­ных, — го­во­рят мо­на­хи Ле­ли­ча.

Рос­си­ян в Ле­ли­че ви­дят все ча­ще, лю­ди при­ез­жа­ют груп­па­ми и са­мо­сто­я­тель­но, ведь до Ва­лье­во все­го 11 км, го­род свя­зан с Бел­гра­дом ав­то­трас­сой и же­лез­ной до­ро­гой. По­ми­мо церк­ви, на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря рас­по­ло­же­ны икон­ная лав­ка (тру­ды свт. Ни­ко­лая в на рус­ском язы­ке най­ти непро­сто, за­то бра­тия от­лич­но ре­жет по де­ре­ву и пи­шет ико­ны), ко­ло­коль­ня и ке­лей­ный кор­пус.

Ря­дом с хра­мом рас­по­ло­жен му­зей — обыч­ный с ви­ду сель­ский дом. В по­хо­жем рос в кон­це XIX ве­ка ма­лень­кий Ни­ко­лай Ве­ли­ми­ро­вич. Му­зей все­гда от­крыт, и в нем не за­стать смот­ри­те­ля. Рос­сий­ских па­лом­ни­ков удив­ля­ет та­кое до­ве­рие к по­се­ти­те­лям, а сер­бы и пред­по­ло­жить не мо­гут, что кто-то при­чи­нит вред вы­став­ке, по­свя­щен­ной са­мо­му Вла­ды­ке Ни­ко­лаю. Сре­ди сним­ков раз­ных лет, лич­ных ве­щей, кан­це­ляр­ских при­над­леж­но­стей, книг и об­ла­че­ний свя­ти­те­ля — де­ре­вян­ные флей­ты — фру­лы. Ока­зы­ва­ет­ся, Вла­ды­ка Охрид­ский и Жич­кий хо­ро­шо иг­рал на на­род­ном серб­ском ин­стру­мен­те и со­брал ма­лень­кую кол­лек­цию фрул. Но лю­дей он умел со­би­рать еще луч­ше, это вид­но по его сним­кам во вре­мя про­по­ве­дей на служ­бах по все­му ми­ру.


Текст: Свет­ла­на Ива­но­ва (Сер­бия)

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Случайный тест