Укротитель зла

Се­го­дня в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре – день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Этот рим­ский во­ин-хри­сти­а­нин сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над злом, во­пло­щён­ным в об­ра­зе от­вра­ти­тель­но­го дра­ко­на. Он прон­за­ет его вы­со­ко за­не­сен­ным ко­пьем – по­то­му и зо­вёт­ся По­бе­до­нос­цем.

Со­глас­но пре­да­нию, Ге­ор­гий был пол­ко­вод­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на и му­че­ни­че­ски окон­чил жизнь в 303 г., от­ка­зав­шись от­речь­ся от ве­ры во Хри­ста. Со­че­та­ние хри­сти­ан­ской свя­то­сти и во­ен­ной доб­ле­сти (вклю­чая за­щи­ту да­мы, об­ре­чен­ной на съе­де­ние змею) де­ла­ет Ге­ор­гия об­раз­цом ры­ца­ря. Кре­сто­нос­цам он яв­лял­ся при оса­де Иеру­са­ли­ма (в 1099 г.) в бе­лом пла­ще с крас­ным кре­стом, а ко­роль Ричард Льви­ное Серд­це счи­тал его сво­им осо­бым по­кро­ви­те­лем.

На Ру­си по­чи­та­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на­чи­на­ет­ся с при­ня­тия хри­сти­ан­ства. В 988 г. ве­ли­кий князь Яро­слав по­лу­чил при кре­ще­нии имя Ге­ор­гий, а в 1030 г. за­ло­жил неда­ле­ко от Нов­го­ро­да зна­ме­ни­тый Ге­ор­ги­ев­ский (Юрьев) мо­на­стырь, – ве­ро­ят­но, древ­ней­шую рус­скую мо­на­ше­скую оби­тель, воз­рож­да­е­мую в на­сто­я­щее вре­мя. Про­стой на­род по­чти­тель­но ве­ли­ча­ет свя­то­го Ге­ор­гия Его­ри­ем Храб­рым и де­ла­ет его ге­ро­ем мно­го­чис­лен­ных на­ив­ных ле­генд; а в од­ном «ду­хов­ном сти­хе» он вы­сту­па­ет да­же «устро­и­те­лем зем­ли Рус­ской».

Осо­бое зна­че­ние в на­шей ис­то­рии име­ет во­ин­ская функ­ция свя­то­го Ге­ор­гия. Со вре­мен Яро­сла­ва его изо­бра­жа­ют на пе­ча­тях и мо­не­тах, а при Дмит­рии Дон­ском (1359–89) он ста­но­вит­ся по­кро­ви­те­лем Моск­вы, – от­сю­да по­яв­ле­ние св. Ге­ор­гия на рус­ском го­судар­ствен­ном гер­бе. При ца­ре Фе­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–98) мо­не­ту с изо­бра­же­ни­ем Ге­ор­гия да­ва­ли во­и­нам за храб­рость для но­ше­ния на шап­ке, а при им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II учре­жда­ет­ся Ор­ден Свя­то­го Ге­ор­гия (1769). Зна­ко­мый нам Ге­ор­ги­ев­ский крест су­ще­ству­ет с 1913 го­да. Осо­бую роль он иг­рал как сол­дат­ская на­гра­да, при­чем вру­чал­ся он толь­ко за по­двиг, по­это­му для офи­це­ра бы­ло че­стью по­лу­чить сол­дат­ско­го «Ге­ор­гия». Вспом­ним стро­ки по­эта-ры­ца­ря Ни­ко­лая Гу­миле­ва, так­же му­че­ни­че­ски за­кон­чив­ше­го свою жизнь:

«Знал он му­ки го­ло­да и жаж­ды,
Сон тре­вож­ный, бес­ко­неч­ный путь,
Но Свя­той Ге­ор­гий тро­нул два­жды
Пу­лею нетро­ну­тую грудь».

Чудо Георгия о змие. –
Фреска в церкви Георгия Победоносца
в Старой Ладоге, ок. 1167 г.

Зна­ме­на­тель­но, что имя это­го «па­тро­на во­ен­ных» пе­ре­во­дит­ся как «Зем­ле­де­лец»! Это зна­чит, что вой­на, да­же спра­вед­ли­вая, – со­сто­я­ние вы­нуж­ден­ное и ненор­маль­ное, в ко­то­рое нас ввер­га­ют всё ещё мно­го­чис­лен­ные по­сле­до­ва­те­ли Ка­и­на. Это хо­ро­шо по­ни­мал ав­тор уни­каль­ной фрес­ки в Ге­ор­ги­ев­ской Церк­ви Ста­рой Ла­до­ги: он от­ка­зал­ся от при­выч­но­го изо­бра­же­ния свя­то­го Ге­ор­гия убий­цей, пусть да­же змея! Спа­сён­ная им ца­ри­ца Алек­сандра ве­дёт крот­ко­го дра­ко­на, слов­но ко­тён­ка, на бе­лом по­яс­ке. Бог на­шел со­тво­рен­ный Им мир «весь­ма хо­ро­шим», и с воз­ни­ка­ю­щим в нём злом мож­но бо­роть­ся по-раз­но­му: ли­бо по вет­хой за­по­ве­ди «око за око», ли­бо, под­ра­жая еван­гель­ско­му Хри­сту, Ко­то­рый бо­рол­ся и по­бе­дил ми­ро­вое Зло (ку­да страш­нее дра­ко­на!) со­всем иным спо­со­бом. «Ла­дож­ские» Ге­ор­гий и Алек­сандра так и сде­ла­ли.

У каж­до­го из нас – свои дан­ные Бо­гом та­лан­ты; но все мы при­зва­ны быть «зем­ле­дель­ца­ми» – то есть воз­де­лы­ва­те­ля­ми на­шей ма­лень­кой и хруп­кой пла­не­ты по име­ни Зем­ля. И от на­ших ума, во­ли и со­ве­сти за­ви­сит, чтобы «дра­ко­нов» на ней ста­но­ви­лось всё мень­ше и мень­ше.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Приложение

Почему Георгий без копья?

«....Как в боль­шин­стве древ­них по­се­ле­ний, цен­тром Ла­до­ги яв­ля­ет­ся кре­пость. Точ­нее, здесь три кре­по­сти, по­стро­ен­ные од­на на дру­гой, – раз­до­лье для ар­хео­ло­гов. По­сколь­ку Ла­до­га бы­ла го­ро­дом бо­га­тым, на нее бы­ли устрем­ле­ны взо­ры вра­гов. В Сред­ние ве­ка толь­ко од­на­жды им уда­лось ра­зо­рить Ла­до­гу. Сде­лал это в 997 го­ду нор­ве­жец Ян Эрик, ко­то­рый лет пять бес­чин­ство­вал на нов­го­род­ской зем­ле. Не раз на Ла­до­гу по­ку­ша­лись шве­ды. В 1160 го­ду ла­до­жане одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду над ни­ми. В честь это­го со­бы­тия в кре­по­сти воз­ве­ли храм Свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Что уди­ви­тель­но – цер­ковь бы­ла за­кры­та еще до ре­во­лю­ции. Ви­ди­мо, по­то­му, что это был са­мый бед­ный при­ход Ста­рой Ла­до­ги. То­гда же со­вер­ши­ли ве­щи со­вер­шен­но непо­нят­ные. По рас­по­ря­же­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го со стен хра­ма сби­ли боль­шую часть фре­сок. Оче­вид­цы оста­ви­ли вос­по­ми­на­ния, что ра­бо­чие очень дол­го не при­сту­па­ли к «де­лу» – не мог­ли за­сту­пом и ло­па­той уда­рить по свя­тым ли­кам. В фон­дах ста­ро­ла­дож­ско­го му­зея хра­нит­ся бо­лее 80 ты­сяч (!) фраг­мен­тов фрес­ко­вой жи­во­пи­си. В кон­це XX ве­ка цер­ковь от­ре­ста­ври­ро­ва­ли. Фрес­ки, есте­ствен­но, вос­ста­но­вить не уда­лось, но глав­ная из них со­хра­ни­лась. Это на­стен­ная ико­на «Чу­до Свя­то­го Ге­ор­гия о змие». И со­вер­шен­но неожи­дан­но – Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец без ко­пья (!), в от­ли­чие от то­го, как он изо­бра­жен на гер­бе Моск­вы. Ма­сте­ра, со­зда­вав­шие фрес­ку, оста­лись вер­ны ис­то­ри­че­ской прав­де. Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец жил в тре­тьем – на­ча­ле чет­вер­то­го ве­ков, про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да и за­ни­мал вы­со­кую во­ин­скую долж­ность. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на на хри­сти­ан, Ге­ор­гий по­ки­нул вой­ско и стал про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство, за что в 303 го­ду по­сле вось­ми­днев­ных пы­ток был обез­глав­лен. Су­ще­ству­ет пре­да­ние: воз­ле неко­е­го язы­че­ско­го го­род­ка по­се­лил­ся змей (дра­кон)-лю­до­ед, ему вы­да­ва­ли на съе­де­ние юно­шей и де­ву­шек. До­шла оче­редь до до­че­ри пра­ви­те­ля го­род­ка, о чем узнал про­ез­жав­ший на коне ми­мо этих мест Ге­ор­гий. Си­лою мо­лит­вы (мо­лит­вы, а не ко­пья) Ге­ор­гий по­беж­да­ет змея, тот па­да­ет к его но­гам...

По пре­да­нию, в Ла­до­ге в хра­ме Свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца пе­ред бит­вой со шве­да­ми в 1240 го­ду освя­щал свой меч князь Алек­сандр, бу­ду­щий Нев­ский. Алек­сандр ви­дел эту фрес­ку «Чу­до Ге­ор­гия о змие» и, мо­жет, то­гда про­из­нес: «Не в си­ле Бог, но в прав­де».

Ис­точ­ник: https://otvet.mail.ru/question/

Случайный тест