День памяти

Житие

Му­че­ник Або Тби­ле­ли (Тби­лис­ский), араб по про­ис­хож­де­нию, жил в VIII в. в Баг­да­де и был из­го­то­ви­те­лем бла­го­вон­ных ма­зей. В воз­расте 17–18 лет он ока­зал­ся в Тби­ли­си, по­сле­до­вав за пра­ви­те­лем Карт­ли (Во­сточ­ная Гру­зия) – Нер­се­сом. Нер­сес, бу­дучи ого­во­рен пе­ред ха­ли­фом, про­вел в Баг­да­де три го­да в за­клю­че­нии; осво­бож­ден­ный но­вым ха­ли­фом, он взял с со­бой Або. В Тби­ли­си Або изу­чил гру­зин­ский язык. Сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми он за­слу­жил об­щую лю­бовь и ува­же­ние на­ро­да. Або стал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всё ча­ще по­се­щать хра­мы Бо­жии. Пре­бы­вая в по­сте и мо­лит­ве, он ис­кал удоб­но­го слу­чая, чтобы при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. В то вре­мя пра­ви­тель Карт­ли Нер­сес вновь был окле­ве­тан пе­ред ха­ли­фом и вы­зван в Баг­дад. Нер­сес, же­лая из­бег­нуть рас­пра­вы, по­ехал на се­вер, в Ха­за­рию. В его сви­те из 300 че­ло­век ока­зал­ся так­же Або. В Ха­за­рии он и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Через несколь­ко ме­ся­цев, сле­дуя за Нер­се­сом, Або ока­зал­ся в Аб­ха­зии. Там он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, по­сто­ян­но раз­мыш­лял над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, по­дол­гу мо­лил­ся на цер­ков­ных служ­бах. О бла­го­че­сти­вой жиз­ни свя­то­го Або ста­ло из­вест­но вла­де­те­лю и епи­ско­пу Аб­ха­зии. Они ча­сто при­зы­ва­ли свя­то­го Або для ду­хов­ной бе­се­ды, удив­ля­ясь его глу­бо­кой ве­ре и зна­ни­ям. Но, же­лая из­бе­жать мир­ской сла­вы и под­ра­жая по­дви­гу пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, свя­той Або пре­дал­ся без­мол­вию и лишь через три ме­ся­ца, в день Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, пре­рвал свое мол­ча­ние, сла­вя и про­по­ве­дуя Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля.

Вско­ре Нер­сес ре­шил вер­нуть­ся в Тби­ли­си, и Або без­бо­яз­нен­но по­сле­до­вал за ним, хо­тя пра­ви­тель Аб­ха­зии про­сил его остать­ся, опа­са­ясь за его судь­бу. В Тби­ли­си, на­хо­див­шем­ся то­гда под вла­стью ма­го­ме­тан, свя­той Або от­кры­то ис­по­ве­до­вал Хри­ста Спа­си­те­ля и тем на­влек на се­бя мсти­тель­ный гнев пер­сов. Свя­той Або был за­клю­чен в тем­ни­цу, а за­тем при­ве­ден на суд. Уго­во­ра­ми и обе­ща­ни­я­ми вся­че­ских бо­гатств и по­че­стей его пы­та­лись вер­нуть к ма­го­ме­тан­ству. И ко­гда уви­де­ли, что Або оста­ет­ся непре­клон­ным, вновь бро­си­ли в тем­ни­цу. На 9-й день за­то­че­ния Ан­гел Гос­по­день от­крыл свя­то­му Або о близ­ком дне его му­че­ни­че­ской смер­ти.

В тре­тий час празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния свя­той Або при­об­щил­ся Свя­тых Тайн и вско­ре был уве­ден страж­ни­ка­ми на казнь. На­де­ясь стра­хом вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, свя­то­му Або три­жды на­нес­ли удар ту­пой сто­ро­ной ме­ча. Му­че­ник остал­ся непо­ко­ле­бим. Скон­чал­ся он через усек­но­ве­ние чест­ной гла­вы в тот же день, в пят­ни­цу, 6 ян­ва­ря 786 го­да.

Те­ло свя­то­го Або бы­ло об­ли­то нефтью и со­жже­но на краю ска­лы на том ме­сте, где поз­же бы­ла по­стро­е­на тби­лис­ская Ме­тех­ская цер­ковь. "Гос­подь по­слал на то ме­сто звез­ду, све­тя­щу­ю­ся, как лам­па­да, ко­то­рая сто­я­ла в воз­ду­хе до трех ча­сов но­чи и бо­лее... и осве­ща­ла со­бой весь Ти­флис". Ко­сти свя­то­го Або бы­ли бро­ше­ны в ре­ку Ку­ру под мост. На дру­гой день, 7 ян­ва­ря, они бы­ли про­слав­ле­ны уди­ви­тель­ным стол­пом све­та, ис­хо­дя­щим из во­ды, о чем сви­де­тель­ство­вал совре­мен­ник свя­то­го Або Иоанн Са­ба­нисдзе, со­ста­вив­ший его жи­тие.

Случайный тест