Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Мер­ку­рьев ро­дил­ся 11 фев­ра­ля 1852 го­да в се­ле По­кров­ском Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка.

В 1868 го­ду он окон­чил Ека­те­рин­бург­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, во вре­мя обу­че­ния в ко­то­ром про­явил се­бя как весь­ма спо­соб­ный уче­ник. Через два го­да он был опре­де­лен по­слуш­ни­ком в ека­те­рин­бург­ский ар­хи­ерей­ский дом. Вско­ре его по­свя­ти­ли в сти­харь и бла­го­сло­ви­ли слу­жить пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви се­ла Кри­вско­го Шад­рин­ско­го уез­да. В се­ле дей­ство­ва­ла цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла, в ко­то­рой Алек­сей Сте­па­но­вич ис­пол­нял долж­ность за­ко­но­учи­те­ля.

По­сле же­нить­бы Алек­сей Сте­па­но­вич был ру­ко­по­ло­жен 6 де­каб­ря 1892 го­да в сан свя­щен­ни­ка и по хо­да­тай­ству при­хо­жан опре­де­лен на слу­же­ние в По­кров­скую еди­но­вер­че­скую цер­ковь се­ла Ива­ни­щев­ско­го Шад­рин­ско­го уез­да.

Все свои си­лы от­да­вал отец Алек­сий пас­тыр­ской ра­бо­те, по­ла­гая, что слу­же­ние Бо­гу есть са­мое важ­ное де­ло на зем­ле. Бу­дучи на­сто­я­те­лем церк­ви, он вел про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность, ко­то­рая не оста­лась не за­ме­чен­ной свя­щен­но­на­ча­ли­ем. В 1897 го­ду он был на­зна­чен кан­ди­да­том в чле­ны ива­ни­щев­ско­го мис­си­о­нер­ско­го ко­ми­те­та, а 27 ок­тяб­ря 1903 го­да утвер­жден в долж­но­сти пред­се­да­те­ля цер­ков­но-при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства.

В Ива­ни­щев­ском из­дав­на про­жи­ва­ли рас­коль­ни­ки — бес­по­пов­цы; у них име­лась в се­ле де­ре­вян­ная ча­сов­ня. В XIX ве­ке на Ура­ле на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся еди­но­ве­рие, об­ра­зо­ва­лись еди­но­вер­че­ские при­хо­ды. Они ос­но­вы­ва­лись на опре­де­лен­ных пра­ви­лах, глав­ным из ко­то­рых бы­ла воз­мож­ность со­вер­шать бо­го­слу­же­ния и та­ин­ства по ста­ро­пе­чат­ным кни­гам и по сво­им об­ря­дам. Еди­но­вер­че­ские свя­щен­ни­ки под­чи­ня­лись пра­во­слав­ным епи­ско­пам. Хра­мы пе­ре­стра­и­ва­лись из ста­ро­об­ряд­че­ских ча­со­вен по­сред­ством при­строй­ки ал­та­ря. Об­ра­зо­вал­ся еди­но­вер­че­ский при­ход и в се­ле Ива­ни­щев­ском. В 1836 го­ду ча­сов­ня ста­ро­об­ряд­цев бы­ла пе­ре­стро­е­на в цер­ковь и освя­ще­на в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1871 го­ду этот храм сго­рел, и вме­сто него в 1879 го­ду тща­ни­ем при­хо­жан бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная цер­ковь. В се­ле в то вре­мя еще оста­ва­лись рас­коль­ни­ки, не же­лав­шие пе­ре­хо­дить в еди­но­вер­че­ский при­ход; очень ве­ро­ят­но, что ба­тюш­ка как рев­ност­ный пас­тырь вел с ни­ми ра­бо­ту, ста­рал­ся убе­дить их вый­ти из рас­ко­ла.

По­след­ним ме­стом слу­же­ния ба­тюш­ки ста­ло се­ло Ко­рю­ков­ское, на­хо­дя­ще­е­ся в Ка­мыш­лов­ском уез­де. Это се­ло рас­по­ло­же­но вдоль лож­би­ны ре­ки Ка­тай­ки, свое на­зва­ние по­лу­чи­ло от фа­ми­лии неко­е­го кре­стья­ни­на Ко­рю­ко­ва, пе­ре­се­лив­ше­го­ся сю­да из Ка­тай­ской сло­бо­ды. Пер­вы­ми по­се­лен­ца­ми се­ла бы­ли бег­лые по­ме­щи­чьи кре­стьяне и пре­ступ­ни­ки из цен­траль­ных об­ла­стей Рос­сии, при­шед­шие сю­да в XVIII ве­ке. Лес­ная и бо­ло­ти­стая мест­ность, в ко­то­рой на­хо­ди­лось се­ло, пред­став­ля­ла со­бой удоб­ное ме­сто для по­се­ле­ния бег­лых. До 1861 го­да Ко­рю­ков­ское бы­ло при­ход­ской де­рев­ней Ка­тай­ско-Тро­иц­кой церк­ви. В 1858 го­ду жи­те­ли де­рев­ни ре­ши­ли по­стро­ить у се­бя храм, и к 1861 го­ду бы­ла воз­ве­де­на де­ре­вян­ная од­но­пре­столь­ная цер­ковь в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. С это­го вре­ме­ни су­ще­ство­вал са­мо­сто­я­тель­ный ко­рю­ков­ский при­ход, со­сто­яв­ший толь­ко из од­но­го се­ла. Так­же в се­ле бы­ло зем­ское учи­ли­ще.

В этом при­хо­де отец Алек­сий про­дол­жал усерд­но тру­дить­ся на бла­го Церк­ви. В 1914 го­ду за рев­ност­ное и по­лез­ное слу­же­ние Церк­ви отец Алек­сий был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. Эту на­гра­ду он по­лу­чил ко дню Свя­той Пас­хи. Вер­ной спут­ни­цей от­ца Алек­сия, доб­рой хра­ни­тель­ни­цей до­маш­не­го оча­га бы­ла его же­на Ан­то­ни­на Гри­горь­ев­на. Так же как и отец Алек­сий, она про­ис­хо­ди­ла из ду­хов­но­го со­сло­вия — ее отец был диа­ко­ном. В 1896 го­ду в се­мье Мер­ку­рье­вых бы­ло уже се­ме­ро де­тей: че­ты­ре сы­на — Кон­стан­тин, Иа­ков, Алек­сандр, Ва­ле­ри­ан и три до­че­ри — Ан­на, Та­и­сия, Клав­дия. Де­ти вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­стии, с ма­лых лет бы­ли при­уче­ны к мо­лит­ве и тру­ду. Сы­но­вья ба­тюш­ки, Кон­стан­тин и Иа­ков, вы­бра­ли для се­бя слу­же­ние Церк­ви, по до­сти­же­нии со­от­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та по­сту­пи­ли на долж­ность пса­лом­щи­ков.

С на­ча­лом ок­тябрь­ских со­бы­тий спо­кой­ная жизнь се­мьи Мер­ку­рье­вых за­кон­чи­лась, при­шли тяж­кие буд­ни, пол­ные тре­во­ги и неиз­вест­но­сти. Отец Алек­сий по-преж­не­му усерд­но ис­пол­нял свои пас­тыр­ские обя­зан­но­сти, ко­то­рые, ка­за­лось бы, да­ле­ко от­сто­я­ли от по­ли­ти­ки. Но не так счи­та­ли боль­ше­ви­ки. Пра­во­слав­ная Цер­ковь и свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли осо­бен­но нена­вист­ны пред­ста­ви­те­лям но­вой вла­сти, ко­то­рые «про­по­ве­до­ва­ли» тео­рию бес­по­щад­ной клас­со­вой борь­бы, и тем са­мым се­я­ли в об­ще­стве нена­висть и зло­бу. В пе­ри­од граж­дан­ской вой­ны член Кол­ле­гии ВЧК М. И. Ла­цис из­дал при­каз № 9, ко­то­рый раз­ре­шал ком­му­ни­стам лю­бые рас­пра­вы над свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми. В при­ка­зе го­во­ри­лось: «Во всей при­фрон­то­вой по­ло­се на­блю­да­ет­ся са­мая ши­ро­кая и необуз­дан­ная аги­та­ция ду­хо­вен­ства про­тив со­вет­ской вла­сти. В го­ро­дах и се­лах, ко­то­рые на вре­мя со­вет­ским вла­стям при­хо­дит­ся остав­лять под дав­ле­ни­ем бе­ло­гвар­дей­ских и англо-фран­цуз­ских банд, по­пы иг­ра­ют роль ище­ек, вы­да­ют со­вет­ских ра­бот­ни­ков на рас­тер­за­ние бан­ди­там и встре­ча­ют непри­я­те­ля с охо­той.

Вви­ду этой яв­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты ду­хо­вен­ства пред­пи­сы­ваю всем при­фрон­то­вым чрез­выч­ко­мам об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на ду­хо­вен­ство, уста­но­вить тща­тель­ный над­зор за ни­ми, под­вер­гать рас­стре­лу каж­до­го из них, несмот­ря на его сан, кто дерзнет вы­сту­пить сло­вом или де­лом про­тив со­вет­ской вла­сти. При­каз этот разо­слать всем уезд­ным и во­лост­ным Со­ве­там».

Вско­ре се­ло Ко­рю­ков­ское ста­ло при­фрон­то­вым, и этот при­каз стал рас­про­стра­нять­ся и на его жи­те­лей. В пе­ри­од боль­ше­вист­ско­го прав­ле­ния отец Алек­сий был аре­сто­ван и под­верг­нут пуб­лич­ной каз­ни. По­жи­ло­го свя­щен­ни­ка рас­стре­ля­ли око­ло церк­ви, на гла­зах у при­хо­жан, до­че­ри и сы­на. Его те­ло род­ные пе­ре­вез­ли в Ка­тай­ское, по­сле то­го как се­ло бы­ло осво­бож­де­но от боль­ше­ви­ков, и по­греб­ли у Ка­тай­ской Бо­го­яв­лен­ской церк­ви. Рас­пра­ва над свя­щен­ни­ком бы­ла, как и вез­де, бес­суд­ной. Точ­ная да­та му­че­ни­че­ской кон­чи­ны от­ца Алек­сия по­ка неиз­вест­на.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 июля 2002 го­да свя­щен­ник Алек­сий Мер­ку­рьев про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских[1].


При­ме­ча­ния

[1] Ис­поль­зо­ва­ны ма­те­ри­а­лы:
По­мян­ник 1919 го­да. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 630, 646; Оп. 4. Д. 94, 194. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.
При­хо­ды и церк­ви Ека­те­рин­бург­ской епар­хии. Ека­те­рин­бург: Брат­ство Свя­то­го Пра­вед­но­го Си­мео­на, Вер­хо­тур­ско­го Чу­до­твор­ца, 1902.
Ека­те­рин­бург­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти. 1897. №8; 1903. №22; 1913. №31; 1914. № 12.
Спра­воч­ная книж­ка Ека­те­рин­бург­ской епар­хии на 1904 год. Ека­те­рин­бург, 1904.
Спра­воч­ная книж­ка Ека­те­рин­бург­ской епар­хии за 1915 год. Ека­те­рин­бург, 1915.
ВЧК упол­но­мо­че­на со­об­щить... Жу­ков­ский; М.: Куч­ко­во по­ле, 2004.

Случайный тест