Дни памяти

1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

20 февраля

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 1 фев­ра­ля 1875 го­да в го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Бо­го­слов­ской церк­ви Ни­ко­лая Тро­иц­ко­го, он умер в 1893 го­ду, и его су­пру­га по­сле это­го ста­ла ра­бо­тать просфор­ни­цей при од­ной из го­род­ских церк­вей; она скон­ча­лась в 1903 го­ду.
В 1896 го­ду Алек­сей окон­чил че­ты­ре клас­са Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и в 1900 го­ду был на­зна­чен пса­лом­щи­ком ко хра­му в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ло Бе­се­ды По­доль­ско­го уез­да. В 1902 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на; в 1903-м пе­ре­ве­ден слу­жить в храм в честь Об­ра­за Неру­ко­твор­но­го Спа­са в се­ло Во­лын­ское Мос­ков­ско­го уез­да и по­се­лил­ся в рас­по­ло­жен­ной непо­да­ле­ку де­ревне Да­выд­ко­во. 19 июля 1920 го­да диа­кон Алек­сий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. 21 ок­тяб­ря 1921 го­да об­щим со­бра­ни­ем при­хо­жан он был из­бран на­сто­я­те­лем хра­ма вме­сто по­чив­ше­го свя­щен­ни­ка Ко­ло­ко­ло­ва; из­бра­ние это то­гда же бы­ло утвер­жде­но од­ним из ви­ка­ри­ев Мос­ков­ской епар­хии. В 1929 го­ду отец Алек­сий был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в под­жо­ге хра­ма, но по­сле трех­днев­но­го за­клю­че­ния его осво­бо­ди­ли за недо­ка­зан­но­стью об­ви­не­ния. В 1934 го­ду храм в се­ле Во­лын­ском был вла­стя­ми за­крыт, и с 1935 го­да он стал слу­жить в По­кров­ской церк­ви в Филях.
В на­ча­ле но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД, во ис­пол­не­ние ука­за­ния со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства о по­все­мест­ном уни­что­же­нии ду­хо­вен­ства и неко­то­рых дру­гих со­ци­аль­ных сло­ев на­се­ле­ния, оста­вав­ших­ся еще сре­ди со­вет­ско­го об­ще­ства, до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые оха­рак­те­ри­зо­ва­ли от­ца Алек­сия как че­ло­ве­ка, недо­воль­но­го су­ще­ству­ю­щим стро­ем и враж­деб­но на­стро­ен­но­го к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти. До­ка­за­тель­ством это­му, по мне­нию сви­де­те­лей, слу­жи­ло рев­ност­ное ис­пол­не­ние свя­щен­ни­ком сво­их пас­тыр­ских обя­зан­но­стей, его ста­ра­ние про­све­тить све­том Хри­сто­вым мест­ное на­се­ле­ние и то, что он хо­дил по до­мам кол­хоз­ни­ков с мо­леб­на­ми и ча­сто слу­жил па­ни­хи­ды на клад­би­ще, где со­би­ра­лось то­гда мно­же­ство лю­дей. Свя­щен­ник, по утвер­жде­ни­ям сви­де­те­лей, вы­ра­жая вслух недо­воль­ство, го­во­рил кол­хоз­ни­кам, что со­вет­ская власть при­тес­ня­ет ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих и аре­сто­вы­ва­ет свя­щен­ни­ков.
17 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сия и он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
— След­ствию из­вест­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­яв­ля­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию; так, в бе­се­де с кол­хоз­ни­ка­ми ле­том 1937 го­да вы го­во­ри­ли, что «со­вет­ская кон­сти­ту­ция — это пу­стая бу­маж­ка, ко­го за­хо­тят про­ве­сти в Вер­хов­ный Со­вет, то­го и про­ве­дут. Вы ду­ма­е­те, что НКВД не бу­дет про­ве­рять, кто как го­ло­су­ет, — про­го­ло­су­ешь, а те­бя в тюрь­му». Дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния! — по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— С со­вет­ской кон­сти­ту­ци­ей и с по­ло­же­ни­ем о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет я зна­ко­мил­ся, — от­ве­тил отец Алек­сий, — но ни­ка­ко­го раз­го­во­ра и ни­ка­ких бе­сед на эту те­му о кон­сти­ту­ции и о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет я ни с кем не вел. Раз­го­вор, из­ло­жен­ный мне в дан­ном во­про­се, я пол­но­стью от­ри­цаю.
— След­ствию из­вест­но, что вы до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни в де­ревне Да­выд­ко­во в до­мах кол­хоз­ни­ков и на клад­би­ще без раз­ре­ше­ния вла­стей ор­га­ни­зо­вы­ва­е­те и про­во­ди­те мо­леб­ствия и сре­ди ве­ру­ю­щих рас­про­стра­ня­е­те непра­виль­ные тол­ко­ва­ния о со­вет­ской кон­сти­ту­ции и о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Дей­стви­тель­но, ле­том про­шло­го го­да мною вме­сте с ве­ру­ю­щи­ми де­рев­ни Да­выд­ко­во на клад­би­ще при де­ревне бы­ли от­слу­же­ны па­ни­хи­ды без раз­ре­ше­ния мест­ной вла­сти. Но кро­ме со­вер­ше­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов и слу­же­ния па­ни­хид, бе­сед контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра с ве­ру­ю­щи­ми не про­во­дил. По при­гла­ше­нию неко­то­рых кол­хоз­ни­ков я за­хо­дил в до­ма и со­вер­шал мо­леб­ны. Бы­ли слу­чаи во вре­мя пре­столь­ных празд­ни­ков, ко­гда я хо­дил по до­мам в де­ревне без при­гла­ше­ния.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным во враж­деб­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти и рас­про­стра­не­нии сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и ее ме­ро­при­я­тий?
— Ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти не при­знаю. Име­ю­щи­е­ся у сле­до­ва­те­ля ком­про­ме­ти­ру­ю­щие ме­ня све­де­ния я от­ри­цаю.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. На сле­ду­ю­щий день по­сле при­го­во­ра сле­до­ва­тель еще раз до­про­сил свя­щен­ни­ка, ин­те­ре­су­ясь в ос­нов­ном тем, как дол­го он слу­жит Церк­ви и ли­шал­ся ли он со­вет­ской вла­стью из­би­ра­тель­ных прав.
23 де­каб­ря 1937 го­да отец Алек­сий при­был в один из ла­ге­рей на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ском ка­на­ле, 30 июля 1941 го­да он был от­прав­лен в Ку­лой­лаг в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти. Свя­щен­ник Алек­сий Тро­иц­кий скон­чал­ся в за­клю­че­нии 20 фев­ра­ля 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».
Тверь. 2005. С. 166-168

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест