Дни памяти:

26 августа  (переходящая) – Собор Кемеровских святых

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

3 ноября

Житие

Епи­скоп Ар­ка­дий (в ми­ру Алек­сандр Пав­ло­вич Ер­шов) ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1878 г. в се­мье свя­щен­ни­ка церк­ви с. Рож­де­ствен­ское (те­перь с. Ка­ши­ри­но) Кун­гур­ско­го рай­о­на Перм­ской об­ла­сти. Вско­ре по­сле рож­де­ния маль­чи­ка отец его Па­вел Ер­шов об­ме­нял­ся со свя­щен­ни­ком о. Ми­ха­и­лом По­кров­ским ме­ста­ми слу­же­ния, и се­мья Ер­шо­вых пе­ре­еха­ла в с. Са­бар­ку Сук­сун­ско­го рай­о­на Перм­ской Об­ла­сти. Здесь ма­лень­кий Са­ша и про­вел свое дет­ство. Око­ло 1898 г. он по­сту­па­ет в Перм­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан.
В "Перм­ских Епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях" за 1902 г. за № 14 в от­де­ле "пе­ре­ме­ны по служ­бе" за­пи­са­но: "Ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к церк­ви Бан­нов­ско­го се­ла Кун­гур­ско­го уез­да, окон­чив­ший курс Перм­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии Алек­сандр Ер­шов 24 мар­та". Из­вест­но, что о. Алек­сандр про­хо­дил в по­след­ствии свое пас­тыр­ское слу­же­ние в церк­ви с. Шляп­ни­ки Ор­дин­ско­го рай­о­на. Это бы­ло око­ло 1905 г. Ста­ро­жи­лы рас­ска­зы­ва­ли, что это был в то вре­мя мо­ло­дой и "очень бой­кий" свя­щен­ник.
В пе­ри­од пер­вой ми­ро­вой вой­ны он был в дей­ству­ю­щей ар­мии пол­ко­вым свя­щен­ни­ком, ис­пол­няя в то же вре­мя долж­ность кор­пус­но­го бла­го­чин­но­го.
Око­ло 1917-18 го­дов о. Алек­сандр слу­жит в с. Сте­па­но­ве (ныне с. Ленск) Кун­гур­ско­го рай­о­на. В эти го­ды уми­ра­ет его же­на. Отец Алек­сандр оста­ёт­ся с дву­мя ма­ло­лет­ни­ми до­черь­ми - Люд­ми­лой и Му­зой, ко­то­рые, несмот­ря на все труд­но­сти то­го вре­ме­ни, скры­вая свое про­ис­хож­де­ние, су­ме­ли в по­след­ствии по­лу­чить в Ле­нин­гра­де выс­шее об­ра­зо­ва­ние.
С 1919 или с 1920 г. о. Алек­сандр слу­жит на­сто­я­те­лем в церк­ви Всех Свя­тых г. Кун­гу­ра.
На­ча­лись го­ды об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла, в ко­то­рый укло­ниkось боль­шин­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей Перм­ской Епар­хии. Об­ста­нов­ка для Пра­во­сла­вия бы­ла крайне небла­го­при­ят­ная. Пра­во­слав­ный Перм­ский епи­скоп Сте­фан (Зна­ме­ров­ский) в 1923-26 го­ды фак­ти­че­ски не ру­ко­во­дил епар­хи­ей из-за ненор­маль­но­го от­но­ше­ния с граж­дан­ской вла­стью. Перм­ская Епар­хия оста­лась без пра­во­слав­но­го Ар­хи­ерея. Нечто по­доб­ное про­ис­хо­ди­ло и в со­сед­них епар­хи­ях Ура­ла, и хо­тя об­нов­лен­че­ские при­хо­ды управ­ля­лись сво­и­ми ар­хи­ере­я­ми, в ве­де­нии ко­то­рых ока­за­лось боль­шин­ство хра­мов, но ве­рующий на­род от­но­сил­ся к ним с боль­шим недо­ве­ри­ем, или в боль­шин­стве про­сто не по­шел за ни­ми. Об­нов­лен­че­ские хра­мы бы­ли по­лу­пу­стые. За­то те хра­мы, в ко­то­рых слу­жи­ли пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки, бы­ли все­гда пе­ре­пол­не­ны.
В то вре­мя сре­ди ми­рян, вер­ных Пра­во­сла­вию, бы­ло мно­го вы­ход­цов из про­сто­го на­ро­да, ко­то­рые об­хо­ди­ли при­хо­ды Епар­хии и все­на­род­но об­ли­ча­ли об­нов­лен­че­ских свя­щен­ни­ков в из­мене Пра­во­слав­ной Церкви. Сре­ди них осо­бен­ной рев­но­стию от­ли­ча­лись: граж­да­нин г. Кун­гу­ра Ва­си­лий Фе­о­до­ро­вич Ба­би­ков, лич­ный друг бу­ду­ще­го епи­ско­па Ар­ка­дия; кре­стья­нин с. Со­ро­ки Кин­де­лин­ско­го с/со­ве­та Кун­гур­ско­го рай­о­на Па­вел Ива­но­вич Ут­кин, ко­то­рый был чле­ном по­мест­но­го со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917-18 г. от ми­рян Перм­ской Епар­хии; кре­стья­нин с. Кы­ло­со­во Кун­гур­ско­го рай­о­на Кон­стан­тин Фе­о­до­ро­вич Дей­ков, обу­чав­ший­ся на мис­си­о­нер­ских кур­сах при Бе­ло­гор­ском мо­на­сты­ре. Бы­ли и дру­гие хо­до­ки, име­на ко­то­рых те­перь уже неиз­вест­ны. Бла­го­да­ря их неустан­ным и са­мо­от­вер­жен­ным тру­дам мно­гие свя­щен­ни­ки, укло­нив­ши­е­ся в рас­кол, сно­ва воз­вра­ща­лись в Пра­во­сла­вие. Но всем бы­ло ясно, что при­хо­ды долж­ны иметь свою гла­ву - пра­во­слав­но­го епи­ско­па.
С этой це­лью 13 июля н.ст. 1923 г. в день Со­бо­ра славных и все­х­валь­ных 12 апо­сто­лов во Все­х­свят­ской клад­би­щен­ской церк­ви г. Кун­гу­ра по­сле со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии со­сто­я­лось со­бра­ние ду­хо­вен­ства и ми­рян, на ко­то­ром был вы­бран епар­хи­аль­ный со­вет "непри­ем­лю­щих об­нов­ле­ния".
В ле­то­пи­си Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра го­во­рит­ся, что это со­бра­ние бы­ло со­зва­но "по бла­го­сло­ве­нию трех епи­ско­пов", но ка­ких - неиз­вест­но. Пред­се­да­те­лем епар­хи­аль­но­го со­ве­та был из­бран на­сто­я­тель Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра - про­то­и­е­рей о. Алек­сандр Ер­шов. К это­му вре­ме­ни он уже был из­ве­стен как ак­тив­ный про­тив­ник об­нов­ле­ния. Как об этом сви­де­тель­ству­ют оче­вид­цы, в раз­го­во­рах об об­нов­ле­нии он го­во­рил: "я ещё не пре­кло­нил ко­ле­на пред Ва­а­лом". Эти сло­ва весь­ма яр­ко ха­рак­те­ри­зу­ют его лич­ность и твер­дое убеж­де­ние сто­ять на за­ня­той по­зи­ции, ко­то­рой он и дер­жал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.
На этом со­бра­нии бы­ло ре­ше­но об­ра­тить­ся к Пат­ри­ар­ху Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ти­хо­ну с прось­бой на­зна­че­ния в г. Кун­гур пра­во­слав­но­го епи­ско­па. В слу­чае ес­ли у Пат­ри­ар­ха под­хо­дя­ще­го кан­ди­да­та не бу­дет, Кун­гур­ский епар­хи­аль­ный со­вет ре­шил иметь сво­е­го. С этой це­лью в на­ча­ле об­ра­ти­лись к из­вест­но­му всем ве­ру­ю­щим в го­ро­де сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и без­упреч­ным пас­тыр­ским слу­же­ни­ем на­сто­я­те­лю Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Кун­гу­ра про­то­и­е­рею о. Алек­сан­дру Ко­ро­ви­ну. Но отец Алек­сандр от­ка­зал­ся от пред­ла­га­е­мо­го епи­скоп­ско­го са­на, ссы­ла­ясь на свое недо­сто­ин­ство.
К ве­ли­ко­му при­скор­бию пра­во­слав­ных го­ро­да, через год рас­коль­ни­ки су­ме­ли скло­нить его на свою сто­ро­ну, и он в 1924 г, стал об­нов­лен­че­ским епи­ско­пом здесь же в г. Кун­гу­ре, пред­ва­ри­тель­но при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фи­ма.
По­сле от­ка­за о. Алек­сандра бы­ло пред­ло­же­но быть кан­ди­да­том во епи­ско­па от­цу Алек­сан­дру Ер­шо­ву. По­ни­мая необ­хо­ди­мость де­ла, он дал со­гла­сие. Сле­ду­ет за­ме­тить, что под­бор кан­ди­да­тов во епи­ско­па про­ис­хо­дил в тайне.
До­не­сти до пат­ри­ар­ха Ти­хо­на хо­да­тай­ство о по­ста­нов­ле­нии пра­во­слав­но­го епи­ско­па на Кун­гур­скую ка­фед­ру бы­ло по­ру­че­но чле­ну епар­хи­аль­но­го со­ве­та Пав­лу Ива­но­ви­чу Ут­ки­ну, как быв­ше­му участ­ни­ку По­мест­но­го Со­бо­ра. И вот на вто­рой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста в 1924 г. П. И. Ут­кин в со­про­вож­де­нии про­то­и­е­рея Алек­сандра Ер­шо­ва вы­еха­ли в Моск­ву. Де­ле­га­ция бы­ла при­ня­та Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном, ко­то­рый, вы­слу­шав прось­бу, за­явил, что у него нет кан­ди­да­та. Од­на­ко, ука­зы­вая на от­ца Алек­сандра, Свя­тей­ший ска­зал: "Вот он и бу­дет у вас епи­ско­пом".
Вско­ре был со­вер­шен мо­на­ше­ский по­стриг, и отец Алек­сандр при­нял но­вое имя - Ар­ка­дий.
17 мар­та 1924 г. сам Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон воз­глав­лял хи­ро­то­нию ар­хи­манд­ри­та Ар­ка­дия во епи­ско­па Кун­гур­ско­го.
К ве­ли­кой ра­до­сти пра­во­слав­ных г. Кун­гу­ра, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри 1924 го­да епи­скоп Ар­ка­дий по­сле тор­же­ствен­ной встре­чи паст­вой со­вер­шил свою первую ли­тур­гию в Успен­ском хра­ме го­ро­да. Этот храм был им объ­яв­лен ка­фед­раль­ным со­бо­ром.
Мест­ные граж­дан­ские вла­сти за­ре­ги­стри­ро­ва­ли но­во­го епи­ско­па. По­ло­же­ние Пра­во­сла­вия в го­ро­де ста­ло укреп­лять­ся. Ве­ру­ю­щие в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни до пре­де­ла за­пол­ня­ли Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, в то вре­мя как огром­ный Бо­го­яв­лен­ский ка­фед­раль­ный храм и про­чие хра­мы го­ро­да, за­ня­тые об­нов­лен­ца­ми, по­чти пу­сто­ва­ли.
По сви­де­тель­ству оче­вид­цев, прео­свя­щен­ный Ар­ка­дий был неуто­ми­мым про­по­вед­ни­ком - изъ­яс­нял сло­во Бо­жие, об­ли­чал расколь­ни­ков, участ­во­вал в про­во­див­ших­ся в то вре­мя дис­пу­тах с ате­и­ста­ми. В дни па­мя­ти Св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и Св. Му­че­ни­ка Ми­ны он ввел со­вер­ше­ние в бук­валь­ном смыс­ле все­нощ­но­го бде­ния по Афон­ско­му уста­ву. Эти свя­тые счи­та­ют­ся небес­ны­ми по­кро­ви­те­ля­ми Кун­гу­ра, ибо пер­вый го­род­ской храм был по­стро­ен и освя­щен в па­мять Св. Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. А Св. Му­че­ни­ку Мине был по­свя­щен один из хра­мов го­ро­да, сто­я­щий ря­дом с Успен­ским.
На эти служ­бы съез­жа­лись все­гда по несколь­ко де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей, и при­хо­ди­ло мно­же­ство на­ро­да. В Ве­ли­кий пост Вла­ды­ка ввел со­вер­ше­ние "пас­сий", ко­то­рых рань­ше в Кун­гу­ре не зна­ли.
Имя епи­ско­па Ар­ка­дия ши­ро­ко раз­нес­лось сре­ди ве­ру­ю­щих Ура­ла. К нему ста­ли при­ез­жать с прось­бой при­нять их под свое ду­хов­ное окорм­ле­ние на­сто­я­те­ли пра­во­слав­ных хра­мов и пред­ста­ви­те­ли цер­ков­ных при­хо­дов не толь­ко из Перм­ской, но, по совре­мен­но­му адми­ни­стра­тив­но­му де­ле­нию Ура­ла, из Сверд­лов­ской, Че­ля­бин­ской, Ки­ров­ской об­ла­стей.
Про­то­ди­а­кон Все­х­свят­ской церк­ви г. Кун­гу­ра Ар­се­ний Пан­те­лей­мо­нов сви­де­тель­ству­ет, что он со­про­вож­дал епи­ско­па Ар­ка­дия в по­езд­ках для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния не толь­ко в близ­ле­жа­щие от Кун­гу­ра го­ро­да и се­ле­ния Перм­ской об­ла­сти, но и в та­кие го­ро­да, как Пермь, Сверд­ловск, Ниж­ний Та­гил, Вер­хо­ту­рье и т.д.
В это вре­мя Кун­гур­ская Епар­хия со­сто­я­ла из 1000-1200 пра­во­слав­ных при­хо­дов. Огром­ный ав­то­ри­тет епи­ско­па Ар­ка­дия вы­звал со­от­вет­ству­ю­щую ре­ак­цию со сто­ро­ны об­нов­лен­че­ско­го свя­щен­ства. На­ча­лись ин­три­ги за­вист­ли­вых лиц, в том чис­ле со сто­ро­ны со­бор­но­го про­то­и­е­рея Алек­сия По­по­ва (впо­след­ствии пуб­лич­но от­рек­ше­го­ся от Бо­га в г. Ки­ро­ве), жа­ло­бы в Пат­ри­ар­хию кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, вслед­ствие ко­то­рых епи­скоп Ар­ка­дий 23 ян­ва­ря 1929 г. был пе­ре­ве­ден в г. Омск, затем в Чебоксары.
С но­яб­ря 1931 го­да епи­скоп Ар­ка­дий – офи­ци­аль­но при­знан­ный вла­стя­ми управ­ля­ю­щий Сверд­лов­ской епар­хи­ей, Пра­вя­щий Ар­хи­ерей Сверд­лов­ской и Ир­бит­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко в этом ка­че­стве епи­ско­пу Ар­ка­дию суж­де­но бы­ло про­быть все­го две неде­ли - он был аре­сто­ван и эта­пи­ро­ван в Омск, где при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.
В ап­ре­ле 1935 го­да, по­сле осво­бож­де­ния, епи­скоп Ар­ка­дий был воз­ве­ден За­ме­сти­те­лем Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем в сан ар­хи­епи­ско­па (Сверд­лов­ско­го и Ир­бит­ско­го). Но был от­стра­нен от цер­ков­но­го управ­ле­ния, не до­пу­щен к ме­сту сво­е­го ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния - в го­род Сверд­ловск и про­жи­вал на по­кое, а фак­ти­че­ски, под до­маш­ним аре­стом, в по­сел­ке Бал­мош­ная в при­го­ро­де го­ро­да Пер­ми, оста­ва­ясь ти­ту­ло­ван­ным ар­хи­ере­ем Сверд­лов­ским и Ир­бит­ским.
29 сен­тяб­ря 1935 г. аре­сто­ван. 22 ок­тяб­ря 1935 г. уво­лен на по­кой.
21 ян­ва­ря 1937 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го со­ве­ща­ния НКВД при­го­во­рен к пя­ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. 28 ок­тяб­ря 1937 г. по­ста­нов­ле­ни­ем Трой­ки УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти при­го­во­рен к выс­шей ме­ре. Рас­стре­лян 3 но­яб­ря 1937 г. в г. Но­во­си­бир­ске.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru/

Случайный тест

(5 голосов: 5 из 5)