День памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Прав­ле­ние Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча на­ча­лось по­сле смер­ти стар­ше­го бра­та Ва­си­лия зи­мой 1345/1346 го­да. К это­му вре­ме­ни, по-ви­ди­мо­му в ре­зуль­та­те ра­зо­ре­ния го­ро­да и его окру­ги мон­го­ло-та­та­ра­ми в 1281, 1288 и 1293 го­дах, Му­ром за­пу­стел, кня­же­ская ре­зи­ден­ция на­хо­ди­лась вне его; в 1330 го­ду. князь Яро­слав, отец Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча, был дол­жен мит­ро­по­ли­ту Фе­о­гно­сту 15 гри­вен цер­ков­ных да­ней[1].

В 1351 го­ду Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич «по­ста­ви двор свои» в Му­ро­ме, по при­ме­ру кня­зя в го­ро­де ста­ли се­лить­ся «та­ко же и бо­яре его, и вел­мо­жи, и куп­ци, и чръ­ные лю­ди»[2]. В хо­де воз­рож­де­ния Му­ро­ма бы­ли вос­ста­нов­ле­ны хра­мы, ко­то­рые князь и го­ро­жане «об­но­ви­ша и оукра­си­ша ико­на­ми и кни­га­ми»[3].

Прав­ле­ние Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча в Му­ро­ме бы­ло недол­гим. Ле­том 1355 го­ду в ка­че­стве пре­тен­ден­та на му­ром­ский стол вы­сту­пил его пле­мян­ник князь Фе­дор Гле­бо­вич, оса­див­ший го­род. Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич бе­жал. Фе­дор во­кня­жил­ся в Му­ро­ме и при­влек на свою сто­ро­ну боль­шин­ство бо­яр, ко­то­рые «яша­ся за него». Часть бо­яр от­пра­ви­лась вме­сте с кня­зем в Ор­ду (оче­вид­но, за яр­лы­ком на Му­ром­ское кня­же­ство). Од­на­ко и у Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча в го­ро­де оста­лись сто­рон­ни­ки. Через неде­лю по­сле отъ­ез­да Фе­до­ра Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич вер­нул­ся в Му­ром. «Со­брав оста­ноч­ные лю­ди му­ром­ци», он от­пра­вил­ся вслед за пле­мян­ни­ком в Ор­ду. Здесь им был «суд ве­лик», в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го Фе­дор по­лу­чил яр­лык на му­ром­ское кня­же­ние, ему вы­да­ли Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча. По­след­ний, как от­ме­ча­ют ле­то­пис­цы, умер «с ис­то­мы» (по-ви­ди­мо­му, на­силь­ствен­ной смер­тью) в том же го­ду[4]. Бо­лее позд­ний Вла­ди­мир­ский ле­то­пи­сец пря­мо го­во­рит, что князь Фе­дор «умо­ри» Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча[5]. По­сколь­ку за­пись о ги­бе­ли му­ром­ско­го кня­зя на­хо­дит­ся в ле­то­пи­сях пе­ред из­ве­сти­ем о смер­ти 21 но­яб­ря 1355 го­да ни­же­го­род­ско-суз­даль­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на Ва­си­лье­ви­ча, мож­но за­клю­чить, что Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич умер ра­нее ука­зан­ной вы­ше да­ты. Имя Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча бы­ло за­не­се­но в си­но­ди­ки му­ром­ско­го в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня муж­ско­го мо­на­сты­ря и Ни­коль­ско­го со­бо­ра в го­ро­де За­рай­ске.

Рас­ска­зы об об­нов­ле­нии Му­ро­ма и о тра­ги­че­ской ги­бе­ли Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча во­шли в боль­шин­ство тек­стов так на­зы­ва­е­мой лав­рен­тьев­ско-тро­иц­кой груп­пы ле­то­пи­сей, в XV - се­ре­дине XVI ве­ков неод­но­крат­но вклю­ча­лись с раз­ной сте­пе­нью со­кра­ще­ния в об­ще­рус­ские ле­то­пис­ные сво­ды. В 40-х го­дах XVI ве­ка они бы­ли ис­поль­зо­ва­ны Ер­мо­ла­ем (Ераз­мом) при со­зда­нии По­ве­сти о Ря­зан­ском епи­ско­пе Ва­си­лии («О гра­де Му­ра­ме и о епи­ско­пьи его, ка­ко пре­иде на Ря­зань»), со­глас­но ко­то­рой Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич был ини­ци­а­то­ром по­став­ле­ния свя­ти­те­ля. Рас­про­стра­нен­ная ре­дак­ция По­ве­сти о Ря­зан­ском епи­ско­пе свя­том Ва­си­лии во­шла в Жи­тие бла­гвер­но­го му­ром­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на и его де­тей Ми­ха­и­ла и Фе­о­до­ра, на­пи­сан­ное Ер­мо­ла­ем (Ераз­мом) в свя­зи с ка­но­ни­за­ци­ей кня­зей в 1547 го­ду, и бы­ла ис­поль­зо­ва­на тем же ав­то­ром в По­ве­сти о Пет­ре и Фев­ро­нии. Уста­нов­ле­ние по­чи­та­ния Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча в Му­ро­ме от­но­сит­ся к вре­ме­ни не ра­нее XVII ве­ка - по­сле мест­ной ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля Ва­си­лия (1609 год). Сви­де­тель­ства­ми по­чи­та­ния Ге­ор­гия Яро­сла­во­ви­ча яв­ля­ют­ся па­мят­ни­ки ико­но­гра­фии.


При­ме­ча­ние

[1] При­сёл­ков М.Д., Фасмер М.Р. От­рыв­ки В.Н. Бе­не­ше­ви­ча по ис­то­рии Рус­ской Церк­ви XIV ве­ка: (По­свя­ще­но В.Н. Бе­не­ше­ви­чу). I-IV // ИОРЯС. 1916 год. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68.

[2] ПСРЛ. Т. 15. Вы­пуск 1. Стб. 60.

[3] По­весть о Ря­зан­ском епи­ско­пе свя­том Ва­си­лии 40-х го­дов XVI ве­ка со­об­ща­ет, что Ге­ор­гий Яро­сла­во­вич «пер­во­на­чаль­ную цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы об­но­вил, та­кож­де и вто­рый храм свя­тых стра­сто­тер­пец Бо­ри­са и Гле­ба об­но­вил» - Па­мят­ни­ки. Вы­пуск 1. С. 235.

[4] ПСРЛ. Т. 15. Вы­пуск 1. Стб. 64.

[5] Там же. Т. 30. С. 111.

Случайный тест