Святитель Игна́тий, митрополит Мариупольский
Дни памяти
20 мая - Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
Житие
Краткое житие святителя Игнатия Мариупольского
Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном "монашеском государстве", где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.
В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.
Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая – резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное – не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.
В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход "прикрывал" сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.
На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, "город Марии", в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.
Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни – проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого – вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.
Полное житие святителя Игнатия Мариупольского
Вот уже более двух столетий на берегу Азовского моря стоит славный город Мариуполь. Назван он в честь Пресвятой Богородицы – Девы Марии. Основателем Мариуполя является святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский.
В тяжелые дни страданий крымских греков, находящихся под игом жестокого агарянского нечестия, когда неотвратимо нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу.
И тот всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавил от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Еще при жизни митрополит Игнатий говорил: "Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия". Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Газадини в начале 10-х годов XVIII столетия. Воспитываясь с юных лет на Святой горе Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников, он всем сердцем воспринял иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому еще в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий. Пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый пастырь, за что снискал любовь и уважение пасомых. И Константинопольский Патриарх отметил доброе служение на ниве Божией, поставив Игнатия на должность члена Патриаршего Синклита. Современники характеризовали его как "мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя, прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточным опытом в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями. В 1769 году Владыка становится преемником почившего в Бозе Преосвященного Гедеона и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя – неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция крымских ханов. Семь трудных лет управлял здесь кафедрой святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с российским правительством и добился принятия в российское подданство крымских христиан. 23 апреля (6 мая н. ст.) 1778 года, в день памяти святого великомученика и победоносца Георгия, в пещерной церкви Свято-Успенского скита он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, поэтому турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. В июне, оставив свои дома и могилы предков, с великой святыней – иконой Божией Матери "Одигидрия", находившейся в Бахчисарайском Успенском монастыре – они вышли в путь.
Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиги и мужество императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой – бриллиантовой панагией. Благодаря молитвам архипастыря, беженцы во время странствования преодолевали и трудности, и страшные болезни.
Так, когда настигла их в пути неизвестная страшная эпидемия, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь.
Здесь основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город строился в честь Царицы Небесной – их Покровительницы в пути следования и дальнейшей жизни на новом месте. Став российскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой Православной державы, крымские беженцы теперь уже беспрепятственно могли исповедовать веру Христову.
Первейшей заботой митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – все это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях. Это тяжелейшее испытание святитель превозмог молитвой и кротостью. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии.
16 февраля 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отошел к Господу. Похоронен он был сидячим в кресле (по греческому обычаю) в первом мариупольском храме – в соборе святого Харлампия, позднее называвшимся Екатерининской (греческой) церковью. Над местом захоронения был установлен балдахин.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся в полузабвении, вновь пробудило благодарную память о нем у православных Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множество людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. Храм, в котором находились мощи святителя, был разрушен, а сами мощи перенесены в подвал краеведческого музея.
Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, мощи Игнатия Мариупольского перенесли в церковное здание. Вот как вспоминает об этом священник Василий Мултых:
"О том, что в подвале краеведческого музея находятся святые мощи митрополита Игнатия, засыпанные мусором, почти никто не знал. Там они находились со дня закрытия греческой Церкви. Когда стало известно об их местонахождении, решили их поднять из подвала. Во время оккупации в одном из клубов на Мариинске был открыт приход, в котором служили два оптинских монаха: архимандрит Димитрий и иеромонах Ананий. Благочинный о. Киприан поручил этим двум монахам привести в порядок святые мощи. Они пошли в подвал музея и удостоверились, что мощи находятся там. Затем, когда пошли во второй раз, взяли меня с собой. Когда мы спустились в подвал, я увидел, что святые мощи митрополита Игнатия нетленны. Трудно было представить, что 155 лет назад его душа оставила это тело; если бы не мусор и та окружающая обстановка, можно было бы подумать, что, сидя в кресле, Святитель глубоко заснул. Он сидел в кресле в том положении, что и в момент изъятия безбожниками из греческой Церкви. Седая голова была наклонена немного в правую сторону, левая рука свисала, а правая покоилась на периле кресла. Бородка у Святителя была редкая, само облачение пришло в ветхое состояние. Освободив мощи от мусора, мы поняли, что самим нам их не поднять. Поэтому, на другой день, пригласив нескольких богобоязненных людей себе в помощь, подняли святые мощи наверх, в фойе музея. С иеромонахом Ананием очистили щеточкой их от пыли. Затем, взяли святую воду и ваткой, осторожно вытерли руки, лицо, голову, о. Димитрий и иеромонах Ананий сшили архиерейское облачение и митру. Когда все было готово, объявили о перенесении Святых Мощей в Кафедральный Собор. В тот день собралось множество народа и при участии хора, духовенства, святые мощи торжественно перенесли в Собор. На несколько дней они были доступны для поклонения, затем их перенесли в часовню, которая была устроена внутри Собора. На часовне была икона св. Игнатия Богоносца и белая мраморная доска, которой была покрыта в свое время могила Святителя в греческой Церкви со следующей надписью: "Здесь покоятся останки митрополита Игнатия Готфейско-Кафайско-Мариупольского". Каждый понедельник по святителю Игнатию служили панихиду".
При освобождении Мариуполя, немцы подожгли город. Он горел, а вместе с ним горели и святые мощи: "При отступлении, немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился Кафедральный Собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в Кафедральном Соборе, в огне, погибает последняя святыня нашего многострадального народа (приазовских греков). Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью, скорее войти в него, чтобы спасти мощи. Мама заметила, что я каждое утро ухожу из дому, а ей ничего не говорю. Она сильно переживала, в городе еще были слышны выстрелы. Мама спросила: "Вася, куда ты постоянно уходишь, а мне ничего не говоришь"? Я объяснил ей, что хочу спасти останки митрополита Игнатия. "Да, хорошее у тебя желание. Он был великим человеком для нашего народа, он спас наш народ от басурманов. Иди, сынок, и делай то, что ты задумал". Слава Богу, мое желание сбылось. Огонь угас, я вбежал в еще дымившийся Собор и, разгребая руками горячий пепел, пытался найти хоть что-то оставшееся от Святителя Игнатия. И, благодаря Тебе, Господи, нашел. Очень хотел найти череп, но не смог продолжить поиск из-за того, что в здание вошли солдаты. Один из них, увидя меня, снял с плеча автомат. Слава Богу, что я успел спрятать свою находку в куче пепла. Пришлось объяснить солдатам, что зашел сюда по своей нужде. Выйдя из здания, спрятался за угол. После их ухода, быстро выгреб сумку с косточками и отнес их к старосте собора Андрею Ивановичу, рассказав историю своей находки. Сделав деревянную часовенку в виде гробницы, в стеклянную банку положил святые мощи и сверху насыпал немного пепла, на самой же часовенке поставил крест и сделал на ней надпись: "Здесь покоятся останки Митрополита Игнатия Готфейско-Кафайско-Мариупольского, мощи которого были сожжены при отступлении немецко-фашистских оккупантов 10.09.1943 г."
После освобождения Мариуполя старосту сгоревшего в пятиэтажке Собора вызывали в комендатуру и предложили здание под храм по Митрополичьей улице, где и открылась церковь Преображения Господня, в которую перенесли останки мощей святителя Игнатия. При повальном закрытии храмов в хрущевские времена этот храм тоже закрыли, а святые мощи перенесли в Портовскую Церковь.
В ноябре 1997 года из Портовской Церкви их торжественно перенесли в Свято – Никольский кафедральный Собор на Новоселовке, где они находятся и по сегодняшний день.
В 1998 году святитель Игнатий был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви.
30 ноября 2017 года Определением Освященного Архиерейского Собора имя святителя Игнатия было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Источник: Православие в Мариуполе
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Нестяжание не зависит от бедноты или достатка. Можно ничем не обладать и всем своим существом мечтать о богатстве, о том, чтоб что-нибудь мне принадлежало. Нестяжание заключается в том, чтобы ни к чему не быть привязанными и ни от чего не зависеть.