Дни памяти:

Житие

Житие преподобного Иоанна Прозорливого, Египетского

Пре­по­доб­ный Иоанн Про­зор­ли­вый Еги­пет­ский ро­дил­ся в на­ча­ле IV ве­ка, жил в го­ро­де Ли­ко­по­ле (Сред­ний Еги­пет) и был плот­ни­ком. В воз­расте два­дца­ти пя­ти лет он ушел в мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. В те­че­ние пят­на­дца­ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в раз­ных оби­те­лях, по­том, же­лая пол­но­го уеди­не­ния, уда­лил­ся в Фива­и­ду на Вол­чью го­ру. В уеди­не­нии свя­той Иоанн про­вел пять­де­сят лет, ни­ко­гда не остав­ляя ме­ста сво­их по­дви­гов. С при­хо­див­ши­ми к нему людь­ми он бе­се­до­вал через неболь­шое окош­ко, через ко­то­рое при­ни­мал и при­но­си­мую ему скром­ную пи­щу. Пре­по­доб­ный Иоанн уже по­сле трид­ца­ти­лет­не­го пре­бы­ва­ния в за­тво­ре спо­до­бил­ся от Бо­га бла­го­дат­но­го да­ра про­зор­ли­во­сти. Так, им­пе­ра­то­ру Фе­о­до­сию Ве­ли­ко­му (379–395) он пред­ска­зал по­бе­ду над его про­тив­ни­ка­ми, Мак­си­мом и Ев­ге­ни­ем, и по­бе­до­нос­ную вой­ну про­тив гал­лов. Мно­гим на­ве­щав­шим его он пред­ска­зы­вал со­бы­тия их жиз­ни и да­вал на­став­ле­ния. Свя­той по­движ­ник раз­да­вал при­хо­див­шим боль­ным освя­щен­ный елей, по­ма­зу­ясь ко­то­рым, они ис­це­ля­лись от раз­лич­ных неду­гов.

Пре­по­доб­ный Иоанн пред­ска­зал ино­ку Пал­ла­дию, опи­са­те­лю его жи­тия, что он бу­дет епи­ско­пом. Пред­ска­за­ние про­зор­лив­ца ис­пол­ни­лось, и Пал­ла­дий был по­став­лен епи­ско­пом в Вифи­нии (Ма­лая Азия).

Пре­по­доб­ный Иоанн в сво­их на­став­ле­ни­ях за­по­ве­до­вал преж­де все­го иметь сми­ре­ние: "Под­ра­жай­те по ме­ре сил ва­ших доб­ро­де­тель­ной жиз­ни свя­тых от­цов и, ес­ли ис­пол­ни­те все, то на се­бя не упо­вай­те и со­бою не хва­ли­тесь. Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые, до­стиг­нув со­вер­шен­ства в доб­ро­де­те­ли и воз­гор­див­шись, нис­па­ли с вы­со­ты в про­пасть. Тща­тель­но на­блю­дай­те: усерд­ны ли ва­ши мо­лит­вы? не на­ру­ше­на ли чи­сто­та серд­ца ва­ше­го? не за­нят ли ум ваш по­сто­рон­ни­ми мыс­ля­ми во вре­мя мо­лит­вы? на­блю­дай­те, всею ли ду­шою сво­ею вы от­верг­лись от ми­ра? не хо­ди­те ли на­блю­дать за чу­жи­ми доб­ро­де­те­ля­ми, тще­сла­вясь в то же вре­мя сво­и­ми соб­ствен­ны­ми доб­ро­де­те­ля­ми? За­бо­ти­тесь ли о том, чтобы пред­ста­вить со­бою доб­рый при­мер про­чим лю­дям? Смотри­те, не возо­мни­те се­бя пра­вед­ны­ми, не воз­гор­ди­тесь ка­ким-ли­бо сво­им доб­рым де­лом. Смот­ри­те, чтобы во вре­мя мо­лит­вы вам не при­хо­ди­ли в го­ло­ву мыс­ли о ве­щах мир­ских, по­то­му что нет ни­че­го без­рас­суд­нее, как уста­ми бе­се­до­вать с Бо­гом, мыс­лию же быть да­ле­ко от Него. Это ча­сто слу­ча­ет­ся с те­ми, ко­то­рые не столь­ко от­ре­ка­ют­ся от ми­ра, сколь­ко за­бо­тят­ся о том, чтобы уго­дить ми­ру. Че­ло­век, по­мыш­ля­ю­щий о мно­гих ве­щах, пре­да­ет­ся по­пе­че­ни­ям о мир­ском и тлен­ном, но, пре­да­ва­ясь по­пе­че­нию о мир­ском, че­ло­век не мо­жет уже ду­хов­ны­ми сво­и­ми оча­ми ви­деть Бо­га. Че­ло­ве­ку, все­гда по­мыш­ля­ю­ще­му о Бо­ге, долж­ны быть чуж­ды мыс­ли о всем су­ет­ном. То­му же че­ло­ве­ку, ко­то­рый до­стиг неко­то­ро­го по­зна­ния Бо­га (пол­но­го по­зна­ния Бо­га ни­кто не мо­жет до­стиг­нуть), от­кры­ва­ют­ся тай­ны Бо­жии, и он ви­дит бу­ду­щее как на­сто­я­щее и, по­доб­но свя­тым, тво­рит чу­де­са и по­лу­ча­ет по мо­лит­ве сво­ей всё, что ни по­про­сит от Бо­га...

Лю­би­те без­мол­вие, ча­да, пре­бы­вая все­гда в Бо­го­мыс­лии и мо­ля все­гда Бо­га о том, чтобы Он да­ро­вал вам ум чи­стый, сво­бод­ный от гре­хов­ных по­мыс­лов. До­сто­ин по­хва­лы, ко­неч­но, и тот по­движ­ник, ко­то­рый, жи­вя в ми­ре, упраж­ня­ет­ся в доб­ро­де­те­ли, ока­зы­вая стран­но­при­им­ство или по­да­вая ми­ло­сты­ню, или по­мо­гая в тру­дах дру­гим, или пре­бы­вая по­сто­ян­но без гне­ва. Та­кой че­ло­век до­сто­ин по­хва­лы, по­то­му что пре­бы­ва­ет в доб­ро­де­те­ли, ис­пол­ня­ет за­по­ве­ди Гос­под­ни, не остав­ляя и зем­ных дел. Но луч­ше то­го и до­сто­ин боль­шей по­хва­лы бу­дет тот, кто, пре­бы­вая по­сто­ян­но в бо­го­мыс­лии, от ве­ще­ствен­но­го вос­хо­дит к неве­ще­ствен­но­му, предо­став­ляя ве­ще­ствен­ное по­пе­че­нию и за­бо­те дру­гих, сам же стре­мясь к Небес­но­му, по­сто­ян­но пред­стоя пред Бо­гом, от­ре­шив­шись от все­го мир­ско­го и уже не при­вя­зы­ва­ясь сно­ва к ми­ру по­пе­че­ни­я­ми о зем­ном. Та­кой че­ло­век бли­зок к Бо­гу, Ко­то­ро­го он про­слав­ля­ет непре­стан­но в мо­лит­вах и псал­мо­пе­ни­ях".

Эти­ми и по­доб­ны­ми спа­си­тель­ны­ми по­уче­ни­я­ми, на­зи­да­тель­ны­ми рас­ска­за­ми и при­ме­ром рав­но­ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­ный при­нес мно­го ду­хов­ной поль­зы лю­дям.

Пре­по­доб­ный Иоанн Еги­пет­ский до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и ото­шел ко Гос­по­ду в 395 го­ду в воз­расте де­вя­но­ста лет. 

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Иоан­на Про­зор­ли­во­го, пу­стын­ни­ка и за­твор­ни­ка Еги­пет­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го; «Иро­сан­фи­он, или Но­вый Рай. Об Иоанне Ли­ко­поль­ском»; «Лав­са­ик. Об Иоанне Ли­ко­поль­ском».

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)