Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
Житие
В 1896 году в семье дьякона Успенской церкви г. Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился сын, который в крещении был назван Константином.
Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда, учеба сначала ему не давалась. Сегодня нам трудно судить о причинах его неуспеваемости: было ли виной слабое здоровье или что-то другое, но в списке учащихся духовного училища, составленного после годичных испытаний за 1907–1908 учебный год, значится, что учащийся 2 класса Богоявленский Константин имеет держать после каникул переэкзаменовку по русскому языку (письменно), латинскому языку и арифметике. Переэкзаменовка прошла успешно, учеба продолжалась, и в 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в 1 класс Пермской семинарии, во 2 разряд. Проходя обучение, он жил в общежитии Духовной Семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу, причем, если при поступлении он числился во 2 разряде, то из Семинарии вышел в числе учеников 1 разряда и был удостоен звания студента Семинарии. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино (возможно другое написание: Меркушинское), Верхотурского уезда.
Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых – праведного Симеона Верхотурского, чудотворца, имя которого почитается далеко за пределами Урала и Сибири. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в начале XX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. (В селе было построено 2 церкви: одна небольшая в честь св. прав. Симеона, под алтарем которой находилась гробница праведника с цельбоносным источником, другая – величественная, трехпрестольная в честь Архистратига Божия Михаила; храмы были соединены крытой кирпичной галереей).
Окончив Семинарию в апреле 1917 г., отец Константин немедленно отправился к месту своего служения. В мае этого года в метрической книге Михаило-Архангельской церкви с. Меркушино уже появляются записи, сделанные рукой молодого батюшки (например, о совершении крещения младенцев).
В неспокойное время началось служение отца Константина, страна находилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты. В 1918 году в Верхотурском уезде велось серьезное сопротивление устанавливающемуся строю. В воспоминаниях участников гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей, людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти. Восстанием было охвачено семь волостей: Меркушинская, Красногорская, Дерябинская, Отрадновская и три волости Махневские. А третьего июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.
После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в с. Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, о. Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.
Как и при любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги – в одну заносились сведения о совершении таких Таинств как Крещение, венчание, в другую – сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти – «разстрел». Указан и день смерти – 14 июля, в графе «лета умершего» стоит цифра «22». Отпевание новомученика совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр Гашев. 14 июля 1918 года было воскресным днем.
Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство – иереи, диаконы, монахи. Сегодня они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Так как помянник напечатан типографским способом, есть все основания предполагать, что составлялся он для распространения по всем уральским, а возможно, и не только уральским церквям. Под № 31 в нем значится: «Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхот. разстреленъ 14 июля, с. Меркуш.».
Но церквей, где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось все меньше и меньше. В Меркушино за годы советской власти стройный архитектурный ансамбль из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: Михаило-Архангельский собор был взорван, галерея разобрана на кирпичи, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», также забыли об убиенном священнике.
Но Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле, и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в с. Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте. А через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ, у левого, Дмитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Константин Богоявленск». В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана священником Константином Богоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших узнать об этом новом угоднике Божием.
Для проведения исследования были приглашены судебно-медицинские эксперты: начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы Н.И. Неволин и заведующий медико-криминалистическим отделением бюро А.В. Никитин. Согласно заключению экспертов, захоронение было сделано не менее 40 и не более 85 лет назад, останки принадлежат священнику, убитому выстрелом в голову. Отсутствие значительных разрушений костей черепа дало возможность предположить, что выстрел был совершен из пистолета системы «Маузер» или револьвера системы «Наган». Рост убиенного – 176–178 см, у него были длинные русые, слегка волнистые волосы, небольшая борода.
Нужно отметить, что при проведении работ по восстановлению Михаило-Архангельского храма было обнаружено несколько десятков захоронений, в том числе у алтаря – несколько священнических. Однако ни в одном из них останки не находились в такой степени сохранности, и зачастую представляли из себя только кости. Среди захороненных священников ни один не был убит выстрелом в голову.
Примечательно, что нетленные останки священномученика Константина Богоявленского были обретены за полтора месяца до канонизации его в лике Новомучеников. На основании решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Определением Священного Синода от 17.07.2002 г священномученик Константин был причислен к лику святых.
Источник: orthodox.etel.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли оно с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как помолишься и проверишь