Дни памяти

25 августа

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ни­ко­лай - Ни­ко­лай Ни­ко­лай­е­вич Доб­ро­умов - ро­дил­ся 24 де­каб­ря 1876 (по неко­то­рым дан­ным 1875) го­да в се­ле Небди­но Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии.
Ка­ким отец Ни­ко­лай был че­ло­ве­ком? Ар­хи­вы со­хра­ни­ли для нас сви­де­тель­ства о доб­рых де­лах ба­тюш­ки, ко­то­рый всю свою жизнь сле­до­вал из­бран­но­му пу­ти: про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, на­став­лял свою паст­ву. К это­му он го­то­вил­ся всю свою жизнь, та­кое по­лу­чил вос­пи­та­ние в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча Доб­ро­умо­ва, был са­мым млад­шим, пя­тым ре­бен­ком в се­мье. Дет­ские го­ды про­шли в с.Усть-Ку­лом, где отец его с 1879 го­да слу­жил на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. Окон­чил Усть-Сы­соль­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1899 го­ду Во­ло­год­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию.
Вско­ре по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич же­нил­ся. Ан­то­ни­на бы­ла са­мой млад­шей и са­мой кра­си­вой до­че­рью в се­мье свя­щен­ни­ка Вве­ден­ской церк­ви се­ла Ме­жа­дор Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча По­по­ва - род­но­го пле­мян­ни­ка ко­ми по­эта И.А. Ку­ра­то­ва. В се­мье, кро­ме Ан­то­ни­ны, бы­ло еще 10 де­тей, и, ко­неч­но же, мо­ло­дая ма­туш­ка меч­та­ла о де­тях, люб­ви и дол­гой жиз­ни с лю­бя­щим му­жем. Но ее де­ви­че­ским меч­там не суж­де­но бы­ло сбыть­ся. По­сле же­нить­бы Ни­ко­лай про­дол­жал со­хра­нять обе­ты це­ло­муд­рия, жи­вя с су­пру­гой как брат с сест­рой, по­вто­ряя в сво­ей жиз­ни по­двиг свя­то­го пра­вед­но­го от­ца на­ше­го Иоан­на Крон­штад­ско­го. Это не по­нра­ви­лось жене мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка, она несколь­ко раз пы­та­лась оста­вить му­жа, но в сво­ей се­мье не встре­ча­ла под­держ­ки и одоб­ре­ния сво­им дей­стви­ям: каж­дый раз де­вуш­ке при­хо­ди­лось воз­вра­щать­ся. Отец Ни­ко­лай до кон­ца дней сво­их оста­вал­ся мо­на­хом в ми­ру...
«29.09.1899 г. Прео­свя­щен­ным ГАВРИИЛОМ, епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским, Ни­ко­лай Доб­ро­умов по­свя­щен во свя­щен­ни­ка к По­моз­дин­ской Успен­ской церк­ви Усть­сы­соль­ско­го уез­да. За­тем был пе­ре­ме­щен по про­ше­нию к Усть-Ку­лом­ской Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. И в 1906 го­ду пе­ре­ве­ден в се­ло Аныб на­сто­я­те­лем Аныб­ской церк­ви». И где-бы отец Ни­ко­лай ни со­вер­шал свой свя­щен­ни­че­ский по­двиг, вез­де он мно­го тру­дил­ся на ни­ве про­све­ще­ния лю­дей. Ра­бо­тал за­ко­но­учи­те­лем По­моз­дин­ско­го зем­ско­го муж­ско­го и жен­ско­го учи­лищ, пре­по­да­вал в де­ревне Воль­дин­ской По­моз­дин­ской во­ло­сти, яв­лял­ся за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Аныб­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и пред­се­да­те­лем мест­но­го цер­ков­но-при­ход­ско­го По­пе­чи­тель­ства. Де­я­тель­ность ба­тюш­ки за­ме­ти­ли, и 29.05.1909 г. он был на­граж­ден ме­да­лью в па­мять 25-ле­тия со вре­ме­ни вос­ста­нов­ле­ния цер­ков­ной шко­лы Им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром III. В 1913 го­ду свя­щен­ни­ка на­гра­ди­ли ме­да­лью в па­мять 300-ле­тия цар­ство­ва­ния До­ма Ро­ма­но­вых.
Ле­то­пись Аныб­ской церк­ви со­дер­жит рас­сказ о несколь­ких зна­ме­на­тель­ных со­бы­ти­ях, про­изо­шед­ших здесь во вре­ме­на от­ца Ни­ко­лая. При ба­тюш­ке 10 ок­тяб­ря 1909 го­да по­лу­чен в Аныб­скую цер­ковь об­раз вновь про­слав­лен­ной свя­той Бла­го­вер­ной Ве­ли­кой кня­ги­ни ино­ки­ни Ан­ны. Пе­ред но­вым об­ра­зом, по­ло­жен­ным на ана­лой, свя­щен­ни­ком бы­ло ска­за­но по-зы­рян­ски жи­тие свя­той и со­вер­ше­но мо­леб­ствие.
Хо­да­тай­ство­вал ба­тюш­ка и о пе­ре­не­се­нии мо­щей в го­род Усть-Сы­сольск Свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го. 28 ян­ва­ря 1910 го­да по­сле Ли­тур­гии чи­тан Указ Свя­щен­но­го Си­но­да по по­во­ду воз­буж­дав­ше­го­ся в про­шлом го­ду про­ше­ния о пе­ре­не­се­нии в г.Усть-Сы­сольск свя­тых мо­щей Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го: «Свя­щен­ный Си­нод не счи­та­ет воз­мож­ным дать сво­е­го бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­не­се­ние чест­ных остан­ков Свя­то­го Сте­фа­на, Епи­ско­па Ве­ли­ко­перм­ско­го, и по ко­е­му Его Им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству бо­го­угод­но бы­ло на­чер­тать: «Со­гла­сен с за­клю­че­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да». При от­це Ни­ко­лае был при­об­ре­тен для хра­ма ко­ло­кол ве­сом 53 пу­да, вы­ли­тый по за­ка­зу на за­во­де Оло­вя­ниш­ни­ко­ва в г. Яро­слав­ле, под­ня­ли и освя­ти­ли его в пре­столь­ный празд­ник Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца 6 де­каб­ря.
Да­же ску­пые строч­ки из ар­хи­ва пе­ре­да­ют то теп­ло, ду­шев­ность, ко­то­рые ца­ри­ли в хра­ме во вре­ме­на на­сто­я­тель­ства там от­ца Ни­ко­лая. Так, «в день ис­пол­не­ния 200-ле­тия со дня рож­де­ния Ми­хай­ло Ло­мо­но­со­ва на ма­лень­ком за­те­рян­ном при­хо­де в Усть-Ку­ло­ме со­вер­ша­лась о нем па­ни­хи­да. За­упо­кой­ное бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось и в день смер­ти пре­мьер-ми­ни­стра Пет­ра Ар­ка­дье­ви­ча Сто­лы­пи­на».
Зна­ме­на­тель­но и то, что о ма­лень­ком при­хо­де зна­ли в Москве. «19 мар­та 1914 го­да от Сер­гея Се­ме­но­ви­ча Миш­ко­ва из Моск­вы бы­ла по­лу­че­на ри­за на ико­ну св. Це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на».
Ба­тюш­ка, ка­за­лось, на­хо­дил­ся в цен­тре всех со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих в ми­ре, его серд­це от­кли­ка­лось на боль на­род­ную. Ко­гда на­ча­лась вой­на с Тур­ци­ей, «17 ав­гу­ста 1915 го­да был учре­жден при­ход­ской По­пе­чи­тель­ский Со­вет в ока­за­нии по­мо­щи се­мьям сол­дат под пред­се­да­тель­ством свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Доб­ро­умо­ва, ко­то­рый ока­зал по­мощь на сум­му 136 руб. 40 коп. 91 се­мей­ству. А с на­ча­лом вой­ны от­кры­то Во­лост­ное По­пе­чи­тель­ство, с 2 ян­ва­ря 1915 го­да пред­се­да­те­лем из­бран тот же свя­щен­ник».
Суж­де­но бы­ло стать от­цу Ни­ко­лаю и сви­де­те­лем тра­ги­че­ских стра­ниц на­шей ис­то­рии - 14 мар­та вслед­ствие про­ис­шед­ше­го го­судар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та из­бран на схо­де Вре­мен­ный Во­лост­ной Ко­ми­тет. 25 мар­та огла­шен акт об от­ре­че­нии Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра от пре­сто­ла. В се­ле на­чал­ся бес­пре­дел. 11 мая, в День Воз­не­се­ния Гос­под­ня, на при­хо­де про­изо­шло со­бы­тие, на пер­вый взгляд, необъ­яс­ни­мое. Но вот как сам отец Ни­ко­лай рас­ска­зал об этом: «Я удив­лен был чрез­мер­ным скоп­ле­ни­ем на­ро­да у Ко­ми­те­та, они рас­ста­ви­лись шпа­ле­ра­ми по обе сто­ро­ны до­ро­ги до до­ма, где на­хо­ди­лась квар­ти­ра сек­ре­та­ря Ко­ми­те­та. Вы­во­дят чет­ве­рых лю­дей го­лы­ми: двое жен­щин и двое муж­чин. До­во­дят их до до­ма Ко­ми­те­та - и неиз­вест­но, что по­том там про­ис­хо­ди­ло». Так, ока­за­лось, бы­ла по­ня­та здесь сво­бо­да, и это устро­и­лось под вли­я­ни­ем сол­дат, при­быв­ших с фрон­та». 25 мая, в Тро­и­цын день, на ве­черне отец Ни­ко­лай про­вел бе­се­ду о со­бы­тии 11 мая, разъ­яс­ня­ю­щую всю па­губ­ность и непри­стой­ность по­ступ­ка. Он об­ра­щал­ся к сво­им при­хо­жа­нам как к де­тям ма­лым и нера­зум­ным, не осуж­дая, но по-оте­че­ски на­став­ляя.
По­сле ре­во­лю­ции отец Ни­ко­лай слу­жил свя­щен­ни­ком Воз­не­сен­ской церк­ви с.Дон Усть-Ку­лом­ско­го рай­о­на. На его гла­зах цер­ковь бы­ла за­кры­та. На за­се­да­нии Пре­зи­ди­у­ма КОИК от 26.12.1935 г. по­ста­но­ви­ли: «мо­лит­вен­ное зда­ние лик­ви­ди­ро­вать и за­чис­лить в со­став на­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­го иму­ще­ства в ве­де­ние Усть­ку­лом­ско­го Рай­ис­пол­ко­ма».
Вско­ре аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Ба­тюш­ку со­дер­жа­ли под стра­жей при Сык­тыв­кар­ской тюрь­ме НКВД. Про­из­ве­ден­ным рас­сле­до­ва­ни­ем уста­нов­ле­но, что об­ви­ня­е­мый Доб­ро­умов у се­бя на квар­ти­ре устра­и­вал неле­галь­ные сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков, на ко­то­рых под ви­дом бо­го­слу­же­ний вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив ме­ро­при­я­тий Пар­тии и Пра­ви­тель­ства... До­про­шен­ный в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го Доб­ро­умов ви­нов­ным се­бя не при­знал, но до­ста­точ­но изоб­ли­ча­ет­ся по­ка­за­ни­я­ми сви­де­те­лей. На за­се­да­нии трой­ки УНКВД Ко­ми АССР от 23. 08.1937 г. по­ста­но­ви­ли об­ви­ня­е­мо­го по ст. 58 п.10, ч. II УК РСФСР Доб­ро­умо­ва Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча рас­стре­лять.


Про­ко­фье­ва Н. Жиз­не­опи­са­ния но­во­му­че­ни­ков в зем­ле Ко­ми про­си­яв­ших.
Ча­сти I и II. Сык­тыв­кар 2007 г. С. 20-24.

Случайный тест