Дни памяти

17 ноября

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­ко­лай Пав­ло­вич Ви­но­гра­дов ро­дил­ся 4 но­яб­ря 1873 го­да в го­ро­де Клин Мос­ков­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из ду­хов­но­го зва­ния.
По­сту­пив в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он окон­чил ее в 1896 го­ду по вто­ро­му раз­ря­ду. За­тем до 1898 го­да пре­по­да­вал в Про­хо­ров­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле По­доль­ско­го уез­да. Же­нил­ся. 17 ап­ре­ля 1898 го­да опре­де­лен свя­щен­ни­ком в храм се­ла Да­ни­ло­во По­доль­ско­го уез­да, освя­щен­но­го в честь Смо­лен­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Се­ло Да­ни­ло­во од­но из ста­рей­ших сел До­мо­де­дов­ской под­мос­ков­ной во­ло­сти. Пер­вое упо­ми­на­ние о церк­ви в се­ле от­но­сит­ся к XVII ве­ку, а ка­мен­ный храм, в ко­то­ром слу­жил свя­щен­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, был по­стро­ен в 1755 го­ду.
Здесь от­цу Ни­ко­лаю и его близ­ким суж­де­но бы­ло про­жить 32 го­да. Здесь в се­мье Ви­но­гра­до­вых в 1900 го­ду ро­ди­лась дочь – На­деж­да, в 1902 го­ду сын – Ни­ко­лай, а в 1904 го­ду вто­рая дочь – Люд­ми­ла, здесь от­цу Ни­ко­лаю да­но бы­ло Бо­гом по­не­сти нелег­кий крест вдов­ства.
Мо­ло­дой свя­щен­ник мно­го по­тру­дил­ся на ни­ве цер­ков­но­го про­све­ще­ния. В но­яб­ре 1898 го­да, вско­ре по­сле ру­ко­по­ло­же­ния и на­зна­че­ния на при­ход, отец Ни­ко­лай от­крыл в се­ле Да­ни­ло­во шко­лу гра­мо­ты, где и пре­по­да­вал сам без­воз­мезд­но. В 1901 го­ду шко­ла бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в цер­ков­но­при­ход­скую, и отец Ни­ко­лай был ее бес­смен­ным за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем до 1918 го­да. Кро­ме то­го, в 1908-1911 го­ды отец Ни­ко­лай со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим Вос­кре­сен­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой, ко­то­рая рас­по­ла­га­лась близ се­ла Рас­ту­но­во, и пре­по­да­вал де­тям За­кон Бо­жий в зем­ской шко­ле са­мо­го се­ла Рас­ту­но­во с 1909 по 1917 год.
В 1915 го­ду отец Ни­ко­лай был на­зна­чен по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го ше­сто­го окру­га По­доль­ско­го уез­да, а в 1916 го­ду – бла­го­чин­ным то­го же окру­га, и это по­слу­ша­ние про­хо­дил до 1917 го­да. А в 1919-1920 го­дах по на­зна­че­нию епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства вре­мен­но за­ве­до­вал бла­го­чи­ни­ем. В 1920 го­ду был из­бран со­бра­ни­ем ду­хо­вен­ства и ми­рян в со­вет бла­го­чи­ния и до 1923 го­да нес это по­слу­ша­ние. В 1923 го­ду отец Ни­ко­лай был на­зна­чен ду­хов­ни­ком ше­сто­го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га.
За рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Хри­сто­вой отец Ни­ко­лай был на­граж­ден мно­ги­ми цер­ков­ны­ми на­гра­да­ми, в том чис­ле в 1921 го­ду – на­перс­ным кре­стом.
Как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли то­го вре­ме­ни, отец Ни­ко­лай был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, а в фев­ра­ле 1930 го­да рас­ку­ла­чен. По­сколь­ку ни­ка­ко­го иму­ще­ства у него уже не бы­ло, его про­сто вы­гна­ли из до­ма, и по­сле это­го он жил в до­ме од­но­го из сво­их при­хо­жан.
В де­каб­ре 1929 го­да отец Ни­ко­лай по­нял, что вла­сти хо­тят за­крыть цер­ковь, по­это­му на пре­столь­ный празд­ник – день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир Ли­кий­ских – он об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим с про­по­ве­дью, в ко­то­рой ска­зал: «…на­ста­ли тя­же­лые вре­ме­на, без на­ше­го со­гла­сия за­кры­ва­ют церк­ви». При­хо­жане ре­ши­ли бо­роть­ся за свой храм. 10 мар­та со­сто­я­лось об­щее со­бра­ние, на ко­то­ром ве­ру­ю­щие пы­та­лись про­те­сто­вать про­тив за­кры­тия хра­ма. Но 17 мар­та сель­со­вет на сво­ем со­бра­нии по­ста­но­вил: про­сить уда­лить ду­хо­вен­ство (то есть от­ца Ни­ко­лая) из «дан­ной мест­но­сти».
Этим во­про­сом за­ня­лось ОГПУ. Бы­ли до­про­ше­ны пред­се­да­тель сель­со­ве­та, за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля кол­хо­за и дру­гие лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые да­ли необ­хо­ди­мые по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка.
В се­ре­дине мар­та 1930 го­да был до­про­шен и отец Ни­ко­лай. Сле­до­ва­тель ин­те­ре­со­вал­ся цер­ков­ны­ми се­реб­ря­ны­ми со­су­да­ми, най­ден­ны­ми у свя­щен­ни­ка во вре­мя опи­си иму­ще­ства в кон­це ян­ва­ря 1930 го­да. Отец Ни­ко­лай по­ка­зал, что в ав­гу­сте 1926 го­да зна­ко­мый свя­щен­ник, отец Ни­ко­лай Ка­лу­гин, при пе­ре­ез­де с ме­ста на ме­сто оста­вил у него на хра­не­ние узе­лок с ве­ща­ми. При­чем он да­же не знал, что в нем на­хо­дит­ся. Узе­лок он по­ло­жил на бож­ни­цу, «где он и про­ле­жал до то­го мо­мен­та, по­ка ко мне не при­шли с опи­сью иму­ще­ства».
22 мар­та 1930 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван в адми­ни­стра­тив­ном от­де­ле Мих­нев­ско­го рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та и 24 мар­та до­про­шен по­втор­но. На этом до­про­се свя­щен­ник пол­но­стью под­твер­дил свои преды­ду­щие по­ка­за­ния и за­ме­тил, что «ка­кой-ли­бо ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел». В этот же день упол­но­мо­чен­ный ОГПУ по­ста­но­вил из­брать ме­рой пре­се­че­ния – со­дер­жа­ние под стра­жей в Сер­пу­хов­ском ис­прав­труд­до­ме. 19 ап­ре­ля бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром предъ­яв­ля­лось об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, и 25 ап­ре­ля 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ви­но­гра­до­ва к вы­сыл­ке в Се­вер­ный край сро­ком на три го­да.
Еще не ста­рый свя­щен­ник не вы­дер­жал тя­же­лых усло­вий се­вер­ной ссыл­ки. 17 но­яб­ря 1931 го­да в Емец­ком рай­оне Ар­хан­гель­ской об­ла­сти свя­щен­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов умер и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
По­сле аре­ста свя­щен­ни­ка служ­ба в хра­ме пе­ре­ста­ла со­вер­шать­ся, два­дцат­ка, необ­хо­ди­мая для ре­ги­стра­ции при­хо­да, рас­па­лась, а в 1934 го­ду по­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма Мих­нев­ско­го рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та от 14 мар­та храм был за­крыт. Бо­го­слу­же­ние в хра­ме воз­об­но­ви­лось толь­ко в 2000 го­ду.


Про­то­и­е­рей Олег Мит­ров

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии до­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 167-170.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест