Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

17 июня  (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых

14 января

18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

1 декабря – Собор святых Эстонской земли

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Пла­тон ро­дил­ся 13 июля 1869 го­да в мы­зе По­дис Пер­нов­ско­го уез­да Эст­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Куль­бу­ша и его су­пру­ги На­та­льи и на­ре­чен был Пав­лом. В 1884 го­ду Па­вел окон­чил Риж­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1890-м — Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию; как луч­ший вос­пи­тан­ник, он был по­слан для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1894 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия.
Учась в ака­де­мии, Па­вел Пет­ро­вич всту­пил в Об­ще­ство ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния и стал ве­сти ак­тив­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту сре­ди про­жи­вав­ших в Санкт-Пе­тер­бур­ге эс­тон­цев.
5 де­каб­ря 1894 го­да Па­вел Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, а 31 де­каб­ря то­го же го­да ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге был учре­жден эс­тон­ский при­ход, и пер­вым его на­сто­я­те­лем стал отец Па­вел; впо­след­ствии он был на­зна­чен бла­го­чин­ным всех эс­тон­ских церк­вей Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. Для бо­го­слу­же­ний эс­тон­ско­му при­хо­ду бы­ло от­ве­де­но по­ме­ще­ние в ниж­нем эта­же хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Ма­лой Ко­ломне[1].
Отец Па­вел пи­сал в то вре­мя о сво­ей де­я­тель­но­сти: «Ес­ли огля­нуть­ся на то, что име­ют пра­во­слав­ные эс­тон­цы в Пе­тер­бур­ге те­перь, то толь­ко са­мая упор­ная энер­гия, са­мая без­за­вет­ная на­деж­да на бу­ду­щее мо­гут по­бу­дить не сла­гать ору­жия, по­то­му что те­перь при­ход не име­ет бук­валь­но ни­че­го. Не го­во­рим о хра­ме, о шко­ле — нет ни об­ла­че­ния, ни кре­ста с Еван­ге­ли­ем, ни мир­ни­цы и да­ро­но­си­цы — са­мых необ­хо­ди­мых ве­щей для каж­до­го пас­ты­ря, не го­во­рим о со­су­дах, утва­ри и про­чем. На Рож­де­ство для слав­ле­ния епи­тра­хи­лью при­шлось по­за­им­ство­вать­ся в со­бо­ре, кре­стом у зна­ко­мо­го... для кре­стин нуж­но каж­дый раз вы­пра­ши­вать все необ­хо­ди­мое. И так без кон­ца»[2].
Став во гла­ве при­хо­да, отец Па­вел при­сту­пил к ор­га­ни­за­ции сбо­ра средств на по­строй­ку при­ход­ско­го хра­ма. Пер­вым, кто от­клик­нул­ся на прось­бу мо­ло­до­го пас­ты­ря, был про­то­и­е­рей Иоанн Крон­штадт­ский, ко­то­рый по­жерт­во­вал на по­строй­ку церк­ви 300 руб­лей и на­пи­сал: «Всем серд­цем мо­им мо­лю Гос­по­да, Гла­ву Церк­ви, да при­вле­чет серд­ца доб­ро­хо­тов к по­силь­ным жерт­вам на устрой­ство в сто­ли­це пра­во­слав­но­го эс­тон­ско­го хра­ма»[3].
Од­ной из су­ще­ствен­ных про­блем для эс­тон­ских се­мей, при­ез­жав­ших на за­ра­бот­ки и за­ча­стую оста­вав­ших­ся на­все­гда в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ста­но­ви­лось обу­че­ние де­тей. 21 ок­тяб­ря 1896 го­да ста­ра­ни­я­ми от­ца Пав­ла в сто­ли­це бы­ла от­кры­та пер­вая эс­тон­ская цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла. В «Санкт-Пе­тер­бург­ском ду­хов­ном вест­ни­ке» пи­са­ли об этом: «...Нуж­да в от­кры­тии ее вы­яс­ни­лась уже дав­но. Пра­во­слав­ным эс­тон­цам негде бы­ло обу­чать сво­их де­тей, не по­ни­ма­ю­щих ино­го язы­ка, кро­ме эс­тон­ско­го. Кро­ме то­го, за­бы­тость их име­ла сво­им след­стви­ем то, что са­мое пра­во­сла­вие сре­ди них ста­ло па­дать, и ес­ли стар­шие по­ко­ле­ния, неко­гда обу­чав­ши­е­ся За­ко­ну Бо­жию до вы­се­ле­ния, пом­ни­ли нечто из усво­ен­но­го ими в дет­стве, то мо­ло­дое по­ко­ле­ние в си­лу необ­хо­ди­мо­сти воз­рас­та­ло вне ру­ко­во­ди­тель­но­го воз­дей­ствия Свя­той Церк­ви... Уче­ни­ков, же­ла­ю­щих по­сту­пить в шко­лу, на­бра­лось боль­ше, чем мож­но бы­ло бы на пер­вых по­рах при­нять. При этом мно­гие из них изъ­яв­ля­ют же­ла­ние жить в шко­ле... На со­дер­жа­ние их средств нет. По­том, это все де­ти бед­ных ро­ди­те­лей, ко­то­рым и ду­мать страш­но со­дер­жать ди­тя вне се­мьи. Един­ствен­ный вы­ход — об­ра­тить­ся к по­мо­щи доб­рых лю­дей, не по­мо­гут ли они чем-ни­будь для со­дер­жа­ния школь­ни­ков: де­неж­ная по­мощь и жерт­вы хо­зяй­ствен­ны­ми при­па­са­ми яв­ля­лись бы в дан­ном слу­чае оди­на­ко­во цен­ны­ми и же­ла­тель­ны­ми...»[4]. То­ва­рищ обер-про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да Вла­ди­мир Кар­ло­вич Саб­лер «в бле­стя­щей про­стран­ной ре­чи на­ме­тил ха­рак­тер и за­да­чи де­я­тель­но­сти но­вой шко­лы. Остав­ляя эс­тон­цев эс­тон­ца­ми, шко­ла долж­на при­об­щить их через изу­че­ние рус­ско­го язы­ка, рус­ской зем­ли и жиз­ни, через укреп­ле­ние в пра­во­слав­ной ве­ре, этом опло­те на­ше­го цар­ства, к еди­но­му го­судар­ствен­но­му ор­га­низ­му. Цель цер­ков­ной шко­лы не толь­ко со­об­щить по­лез­ные зна­ния, но — осо­бен­но — вос­пи­тать, при­го­то­вить из де­тей де­я­тель­ных ис­пол­ни­те­лей за­по­ве­дей Бо­жи­их, дать вер­ных слуг ца­рю, по­лез­ных ра­бот­ни­ков об­ще­ству. Ис­крен­нее же­ла­ние добра учи­ли­щу сво­дит­ся к осу­ществ­ле­нию в нем имен­но ука­зан­ных на­чал»[5].
29 но­яб­ря 1898 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге со­сто­я­лось от­кры­тие эс­тон­ско­го Брат­ства во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Ис­и­до­ра, пре­сви­те­ра Юрьев­ско­го. Пред­се­да­те­лем со­бра­ния был еди­но­глас­но из­бран епи­скоп Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский). Пред­се­да­тель со­ве­та Об­ще­ства ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния про­то­и­е­рей Фило­соф Ор­нат­ский об­ра­тил­ся со всту­пи­тель­ным сло­вом к при­сут­ству­ю­щим эс­тон­цам, в ко­то­ром вы­ра­зил ра­дость по по­во­ду на­чи­на­ний пра­во­слав­ных эс­тон­цев в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Вслед за этим отец Па­вел Куль­буш про­чел до­клад об ис­то­рии на­ро­дов При­бал­ти­ки, о тя­же­лом их по­ло­же­нии во вре­мя немец­ко­го гос­под­ства и об их совре­мен­ном по­ло­же­нии.
«...В на­сто­я­щее вре­мя, — ска­зал он, — в ре­ли­ги­оз­ном от­но­ше­нии на­се­ле­ние края пред­став­ля­ет со­бою пест­рую кар­ти­ну сме­ше­ния пра­во­слав­ных с лю­те­ра­на­ми. К со­жа­ле­нию, чис­ло лю­те­ран в несколь­ко раз пре­вос­хо­дит чис­ло пра­во­слав­ных, и по­ло­же­ние по­след­них во­об­ще го­раз­до ху­же по­ло­же­ния лю­те­ран. При­хо­ды лю­те­ран­ские ста­рее, бо­га­че, бла­го­устро­ен­нее; лю­те­ране са­ми то­же за­жи­точ­нее, об­ра­зо­ван­нее. Пра­во­слав­ные же в об­щем зна­чи­тель­но бед­нее их, так как и в пра­во­сла­вие-то пе­ре­хо­ди­ли пре­иму­ще­ствен­но бед­ные. Внут­рен­няя са­мо­по­мощь пра­во­слав­ных по­это­му очень сла­ба, и они по­сто­ян­но нуж­да­ют­ся в под­держ­ке извне.
Об­щий недо­ста­ток в зем­ле при­вел к мас­со­вым вы­се­ле­ни­ям эс­тон­цев из При­бал­тий­ско­го края как в со­сед­ние гу­бер­нии — Пе­тер­бург­скую, Псков­скую, Ви­теб­скую, так и даль­ние края — на Кав­каз, в Став­ро­поль­скую гу­бер­нию, Та­ври­че­скую и да­же в Си­бирь. Ка­ко­во же по­ло­же­ние этих ино­род­цев в рас­се­я­нии? В об­щем очень пе­чаль­ное. Жи­вя от­дель­ны­ми груп­па­ми, свя­зан­ные уза­ми кро­ви и язы­ка, оди­на­ко­во не зная рус­ско­го язы­ка, эс­тон­цы пра­во­слав­ные и лю­те­ране жи­вут обык­но­вен­но тес­ным круж­ком. И так как лю­те­ран в та­ких ко­ло­ни­ях все­гда по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство, то и дух там дер­жит­ся лю­те­ран­ский. Для до­вер­ше­ния этой кар­ти­ны нуж­но при­ба­вить, что пас­то­ры, обык­но­вен­но зна­ю­щие мно­го язы­ков, и, меж­ду про­чим, так­же ино­род­че­ские, при­об­ре­та­ют в на­зван­ных ко­ло­ни­ях огром­ное вли­я­ние не толь­ко на лю­те­ран, но и на пра­во­слав­ных. Ко­ло­нии вы­се­лен­цев жи­вут по­это­му очень обособ­лен­но, так что и са­ми рус­ские лю­ди от­ка­зы­ва­ют­ся ве­рить, чтобы в них мож­но бы­ло най­ти пра­во­слав­ных лю­дей...
Не зная обык­но­вен­но ни рус­ско­го язы­ка, ни сто­ли­цы, вы­се­ля­ю­щи­е­ся в Пе­тер­бург эс­тон­цы идут в кир­ху как на ма­як. Тут и ука­жут, что де­лать, тут и ме­сто при­и­щут, бла­го есть в Пе­тер­бур­ге на за­во­дах нема­ло эс­тон­цев ма­сте­ров и указ­чи­ков, ру­ча­ю­щих­ся за зем­ля­ков и стол­ко­вы­ва­ю­щих­ся с ни­ми на сво­ем язы­ке, так что с рус­ским лю­дом та­кие ра­бо­чие по­чти не име­ют де­ла. Этим толь­ко мож­но объ­яс­нить се­бе тот уди­ви­тель­ный факт, что жи­вет эс­то­нец в Пе­тер­бур­ге с де­ся­ток лет, но по-рус­ски не го­во­рит или же ко­вер­ка­ет рус­скую речь до невоз­мож­но­сти...»[6]
В от­че­те Брат­ства в обос­но­ва­ние его со­зда­ния и де­я­тель­но­сти пи­са­лось: «Пе­ре­се­лен­цы-эс­тон­цы, от­ре­зан­ные от пра­во­слав­ных рус­ских незна­ни­ем язы­ка, ча­сто укло­ня­ют­ся в лю­те­ран­ство. Для воз­вра­та от­пад­ших, для утвер­жде­ния эс­тон­цев в пра­во­слав­ной ве­ре нуж­ны и осо­бые уси­лия, и осо­бые сред­ства. Древ­ние рев­ни­те­ли пра­во­сла­вия в про­ти­во­вес ка­то­ли­че­ской про­па­ган­де ос­но­вы­ва­ли ре­ли­ги­оз­ные брат­ства. Ду­ма­ет­ся, что и в на­сто­я­щем слу­чае Брат­ство луч­ше все­го мог­ло бы со­брать в од­ном свя­том со­дру­же­стве сла­бых и силь­ных, стой­ких и немощ­ных, дабы под­дер­жать, укре­пить, ожи­вить и во­оду­ше­вить од­них и дать воз­мож­ность при­не­сти плод сво­ей ве­ры дру­гим.
Есть и внеш­ние нуж­ды... Пер­вая из них — устрой­ство сво­е­го хра­ма. Воз­мож­но ли при­вле­кать эс­тон­цев к пра­во­сла­вию, не имея сво­их по­ме­ще­ний и сво­ей церк­ви? Вто­рая — по­мощь ма­те­ри­аль­ная су­ще­ству­ю­щей шко­ле. Необ­хо­ди­мо устро­ить при ней об­ще­жи­тие, ор­га­ни­зо­вать по­мощь бед­ней­шим де­тям при­хо­да. Тре­тья — ока­за­ние по­мо­щи для бед­ных эс­тон­цев, неред­ко по­па­да­ю­щих в Пе­тер­бур­ге в без­вы­ход­ное по­ло­же­ние. За­бо­лел или умер кор­ми­лец се­мьи — от­ку­да се­мье взять сред­ства на ле­че­ние, на про­жи­ва­ние? При­е­хал эс­то­нец в сто­ли­цу на за­ра­бот­ки. Незна­ние язы­ка и но­вые усло­вия жиз­ни неред­ко на­дол­го вы­бра­сы­ва­ют его за борт жиз­ни. Где най­ти под­держ­ку?»[7]
«Необ­хо­ди­мость от­кры­тия в Пе­тер­бур­ге осо­бо­го для пра­во­слав­ных эс­тон­цев ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­но­го и бла­го­тво­ри­тель­но­го брат­ства обу­слов­ли­ва­лась пе­чаль­ным по­ло­же­ни­ем их в сто­ли­це. Не зная рус­ско­го язы­ка или по­ни­мая его очень ма­ло, при­бы­ва­ю­щие в сто­ли­цу пра­во­слав­ные эс­тон­цы в удо­вле­тво­ре­нии сво­их ре­ли­ги­оз­ных нужд до по­след­не­го вре­ме­ни чув­ство­ва­ли край­нее стес­не­ние. В род­ном При­бал­тий­ском крае они име­ют бо­го­слу­же­ние и про­по­ведь на по­нят­ном род­ном язы­ке; изу­че­ние рус­ско­го язы­ка, на ко­то­рое толь­ко срав­ни­тель­но недав­но об­ра­ще­но се­рьез­ное вни­ма­ние, не при­ве­ло еще к зна­чи­тель­ным успе­хам, тем бо­лее что в до­маш­нем бы­ту эс­тон­цы до­се­ле го­во­рят по-эс­тон­ски. Осо­бен­но за­труд­ни­тель­но для них со­зна­тель­ное уча­стие в на­шем бо­го­слу­же­нии, по­то­му что со­вер­ша­ет­ся оно по-сла­вян­ски, так что неред­ко да­же по­ни­ма­ние обы­ден­ной раз­го­вор­ной ре­чи ока­зы­ва­ет­ся здесь бес­по­лез­ным. Вви­ду это­го труд­но ви­нить при­бы­ва­ю­щих в Пе­тер­бург пра­во­слав­ных эс­тов за то, что сплошь и ря­дом они не при­со­еди­ня­лись к близ­ле­жа­щим сто­лич­ным при­хо­дам и церк­вям, а или оста­ва­лись вне по­пе­че­ния церк­ви, или да­же укло­ня­лись в сто­ро­ну лю­те­ран­ской эс­тон­ской кир­хи, где по­нят­ная про­по­ведь и служ­ба, где при­ход ста­рый и уже бла­го­устро­ен­ный...»[8]
«Эс­то­нец, да­же ро­див­ший­ся пра­во­слав­ным, рез­ко от­ли­ча­ет­ся обык­но­вен­но во внеш­нем по­ве­де­нии от че­ло­ве­ка пра­во­слав­но-рус­ско­го. У него нет то­го, что на­зы­ва­ет­ся “об­ли­ком” пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка, пра­во­сла­вие еще не во­шло в его плоть и кровь, — он с ним еще не сжил­ся. За­ви­сит это, с од­ной сто­ро­ны, от то­го, что лю­те­ран­ство за сто­ле­тия пу­сти­ло в эс­тон­цах слиш­ком глу­бо­кие кор­ни и от ду­ха его осво­бо­дить­ся им нелег­ко; с дру­гой сто­ро­ны — и пер­вые дви­же­ния в поль­зу пра­во­сла­вия в При­бал­тий­ском крае на­счи­ты­ва­ют толь­ко пол­ве­ка. По­это­му при небла­го­при­ят­ных усло­ви­ях, — при непо­нят­ном бо­го­слу­же­нии, при сов­мест­ной жиз­ни с лю­те­ра­на­ми, от­но­си­тель­ный про­цент ко­то­рых боль­ше, — в пра­во­слав­ном эс­тон­це лег­ко ожи­ва­ют и сно­ва вы­сту­па­ют за­мер­шие бы­ло на­ча­ла лю­те­ран­ства...»[9]
Вы­пол­няя обя­зан­но­сти пас­ты­ря эс­тон­ских при­хо­дов, отец Па­вел не толь­ко про­по­ве­до­вал в хра­ме, но неиз­мен­но участ­во­вал в чте­ни­ях, ко­то­рые устра­и­ва­лись Об­ще­ством ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния. Он рас­ска­зы­вал о та­ин­ствах Пра­во­слав­ной Церк­ви, ее ис­то­рии, о наи­бо­лее из­вест­ных от­цах Церк­ви, Все­лен­ских Со­бо­рах, о неправо­те ка­то­ли­че­ско­го уче­ния, об­ли­чал ка­то­ли­че­ское уче­ние о гла­вен­стве па­пы, рас­ска­зы­вал об об­ра­зо­ва­нии лю­те­ран­ства, о неправо­те про­те­стант­ских суж­де­ний о Церк­ви, об ан­гли­кан­стве, о Еван­ге­лии и По­сла­ни­ях апо­сто­лов, о про­све­ти­те­лях сла­вян­ства, об ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и рус­ском рас­ко­ле и по­яв­ле­нии в рас­ко­ле раз­ных тол­ков. За несколь­ко лет в сво­их бе­се­дах он про­чел курс лек­ций по ис­то­рии Пра­во­слав­ной Церк­ви, о ее уче­нии и та­ин­ствах.
В 1901 го­ду Санкт-Пе­тер­бург­ская го­род­ская Ду­ма без­воз­мезд­но пе­ре­да­ла эс­тон­ско­му при­хо­ду уча­сток зем­ли в го­ро­де под по­строй­ку эс­тон­ско­го пра­во­слав­но­го хра­ма и шко­лы. Отец Па­вел об­ра­тил­ся в Свя­тей­ший Си­нод с прось­бой об ор­га­ни­за­ции про­ве­де­ния все­рос­сий­ских по­жерт­во­ва­ний на по­строй­ку эс­тон­ско­го хра­ма в Пе­тер­бур­ге. 24 и 25 де­каб­ря 1902 го­да бы­ли объ­яв­ле­ны во всех при­хо­дах Рос­сий­ской им­пе­рии дня­ми сбо­ра средств на воз­ве­де­ние в Пе­тер­бур­ге хра­ма для пра­во­слав­ных эс­тон­цев и шко­лы при нем. 24 ав­гу­ста 1903 го­да со­сто­я­лась за­клад­ка хра­ма, а 21 де­каб­ря то­го же го­да был тор­же­ствен­но освя­щен вре­мен­ный храм.
В освя­ще­нии участ­во­вал про­то­и­е­рей Иоанн Крон­штадт­ский, ко­то­рый ска­зал: «Се­го­дня Гос­подь спо­до­бил нас вме­сте с пра­во­слав­ны­ми эс­тон­ски­ми бра­тья­ми при­сут­ство­вать при ар­хи­ерей­ском освя­ще­нии пер­во­го вре­мен­но­го пра­во­слав­но­го эс­тон­ско­го хра­ма в сто­ли­це. Освя­ще­ние как на­сто­я­ще­го хра­ма ру­ко­тво­рен­но­го, так и нас всех, хра­мов неру­ко­тво­рен­ных, про­ис­те­ка­ет от еди­но­го все­о­свя­ща­ю­ще­го Ис­точ­ни­ка Бо­га и Сы­на Его Еди­но­род­но­го Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и Ду­ха Свя­то­го...
Этот храм со­ору­жен и освя­щен для со­вер­ше­ния в нем бо­го­слу­же­ния и та­инств в ду­шев­ную и те­лес­ную поль­зу эс­тон­ско­го на­ро­да, но он не чужд и для рус­ских пра­во­слав­ных лю­дей, здесь жи­ву­щих, по­то­му что все служ­бы и та­ин­ства бу­дут со­вер­шать­ся в нем по об­ря­дам и кни­гам Пра­во­слав­ной Церк­ви не толь­ко по-эс­тон­ски, но и по-рус­ски и в нем мо­гут мо­лить­ся друж­но, в од­ном ду­хе, и эс­тон­цы и рус­ские. Та­ким об­ра­зом еди­ная ве­ра пра­во­слав­ная, еди­ная Цер­ковь, оди­на­ко­вое бо­го­слу­же­ние и та­ин­ства бу­дут со­еди­нять лю­дей двух на­род­но­стей в од­но ду­хов­ное те­ло, в один дух, по сло­ву Пи­са­ния: Еди­но те­ло, един дух, яко­же и зва­ни бысте во еди­ном упо­ва­нии зва­ния ва­ше­го... еди­на ве­ра, еди­но кре­ще­ние, един Бог и Отец всех (Еф.4:4-6). Сла­ва Церк­ви Бо­жи­ей, со­би­ра­ю­щей рас­то­чен­ных чад Бо­жи­их во­еди­но! О том и мо­лил­ся Гос­подь От­цу Сво­е­му Небес­но­му, чтобы все лю­ди бы­ли еди­но: Да бу­дут все еди­но, как Ты, От­че, во Мне, и Я в Те­бе, так и они да бу­дут в Нас еди­но (Ин.17:21). Гос­подь при­шел на зем­лю для то­го, чтобы со­ста­вить из всех на­ро­дов еди­ную Цер­ковь. Та­ким об­ра­зом со­став­ля­ют еди­но Те­ло цер­ков­ное и рус­ский на­род, и спли­ны, или гре­ки, сер­бы, бол­га­ры, мол­до-вла­хи, гру­зи­ны, ара­бы, пра­во­слав­ные эс­тон­цы, япон­цы, ки­тай­цы...»[10]
В 1917 го­ду отец Па­вел, воз­ве­ден­ный к то­му вре­ме­ни за рев­ност­ную цер­ков­ную де­я­тель­ность в сан про­то­и­е­рея, был из­бран чле­ном ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та по со­зы­ву епар­хи­аль­но­го со­бра­ния для из­бра­ния ар­хи­ерея на Пет­ро­град­скую ка­фед­ру; ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет был при­зван вы­ра­бо­тать по­ря­док из­бра­ния ар­хи­ерея. В ре­зуль­та­те вы­бо­ров Пет­ро­град­скую ка­фед­ру воз­гла­вил вла­ды­ка Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский).
Ле­том 1917 го­да в го­ро­де Юрье­ве со­сто­я­лось со­бра­ние ду­хо­вен­ства и ми­рян Риж­ской епар­хии, на ко­то­ром бы­ли из­бра­ны де­ле­га­ты на Все­рос­сий­ский По­мест­ный Со­бор. Пред­ста­ви­те­ли эс­тон­ских при­хо­дов на этом со­бра­нии внес­ли пред­ло­же­ние: об­ра­зо­вать в Риж­ской епар­хии Ре­вель­ское ви­ка­ри­ат­ство, в со­став ко­то­ро­го долж­ны вой­ти все эс­тон­ские при­хо­ды. Со­бра­ние вы­дви­ну­ло про­то­и­е­рея Пав­ла Куль­бу­ша как наи­бо­лее до­стой­но­го кан­ди­да­та на эту ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру.
В де­каб­ре 1917 го­да Свя­щен­ный Си­нод по­ста­но­вил воз­ве­сти про­то­и­е­рея Пав­ла в сан епи­ско­па Ре­вель­ско­го по пред­ва­ри­тель­ном по­стри­же­нии его в мо­на­ше­ство. 24 де­каб­ря отец Па­вел был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Пла­тон и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, а 31 де­каб­ря мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) и епи­скоп Луж­ский Ар­те­мий (Ильин­ский) хи­ро­то­ни­са­ли его во епи­ско­па Ре­вель­ско­го. Хи­ро­то­ния бы­ла со­вер­ше­на в Алек­сан­дро-Нев­ском со­бо­ре го­ро­да Ре­ве­ля. Сра­зу же по­сле хи­ро­то­нии епи­скоп Пла­тон от­пра­вил­ся в Моск­ву для пред­став­ле­ния Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну.
Вви­ду чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств, за­клю­чав­ших­ся в стре­ми­тель­ном про­дви­же­нии гер­ман­ских войск в глубь При­бал­ти­ки, Пат­ри­арх по­ру­чил епи­ско­пу Пла­то­ну ве­де­ние всех при­хо­дов Риж­ской епар­хии, и вла­ды­ка немед­лен­но от­пра­вил­ся к ме­сту сво­е­го слу­же­ния. Мно­гие пра­ви­тель­ствен­ные и цер­ков­ные учре­жде­ния, в свя­зи с во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и на­ступ­ле­ни­ем гер­ман­цев, еще в са­мом на­ча­ле вой­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны в Юрьев, и по­то­му вла­ды­ка обос­но­вал­ся здесь.
Де­я­тель­ность епи­ско­па Пла­то­на в этот пе­ри­од так опи­сы­ва­лась его совре­мен­ни­ка­ми и жиз­не­опи­са­те­ля­ми: «Де­я­тель­ность прео­свя­щен­но­го Пла­то­на в При­бал­тий­ском крае сов­па­ла с за­ня­ти­ем всей тер­ри­то­рии Эст­лян­дии гер­ман­ца­ми. Вез­де бы­ли вве­де­ны гер­ман­ские за­ко­ны и по­ря­док управ­ле­ния. Жизнь Пра­во­слав­ной Церк­ви в крае бы­ла так­же по­став­ле­на в за­ви­си­мость от гер­ман­ско­го управ­ле­ния. По­ло­же­ние ее бы­ло ис­клю­чи­тель­ное. Она бы­ла взя­та под осо­бый бди­тель­ный над­зор. И прео­свя­щен­но­му Пла­то­ну, как гла­ве мест­ной Церк­ви, при­шлось быть на стра­же пра­во­слав­но-цер­ков­ных ин­те­ре­сов и так­же про­явить осо­бен­ную бди­тель­ность и осто­рож­ность в сво­их дей­стви­ях и рас­по­ря­же­ни­ях, в ко­то­рых он все­гда ста­рал­ся сто­ять на поч­ве за­ко­на, ру­ко­во­дясь за­ко­на­ми цер­ков­ны­ми, меж­ду­на­род­ны­ми кон­вен­ци­я­ми, граж­дан­ски­ми за­ко­на­ми Рос­сий­ской им­пе­рии. Поль­зу­ясь этим, так ска­зать, юри­ди­че­ским ап­па­ра­том, прео­свя­щен­ный Пла­тон ино­гда до­сти­гал бла­го­при­ят­ных для Церк­ви ре­зуль­та­тов. Но ино­гда от­но­ше­ния с гер­ман­ски­ми вла­стя­ми у него обостря­лись. Так, в од­ном пись­ме он пи­шет: “С на­чаль­ством гер­ман­ским на­ши раз­го­во­ры ста­ли се­рьез­ны­ми. Стою на прав­де и ин­те­ре­сах Церк­ви. А там — что Бог даст. Со­весть бу­дет спо­кой­на, что сде­ла­но все воз­мож­ное”.
Несмот­ря на про­ти­во­дей­ствие ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей, епи­скоп Пла­тон в мае 1918 го­да по­се­тил Ри­гу, где в те­че­ние один­на­дца­ти дней еже­днев­но со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в раз­лич­ных церк­вях, обод­рял угне­тен­ный дух па­со­мых, устра­и­вал пас­тыр­ские со­бра­ния, при всех хра­мах учре­дил при­ход­ские со­ве­ты.
Из Ри­ги вла­ды­ка Пла­тон пред­по­ла­гал со­вер­шить объ­езд ря­да ла­тыш­ских при­хо­дов, но ок­ку­па­ци­он­ные вла­сти не раз­ре­ши­ли ему это­го, а впо­след­ствии и во­об­ще за­пре­ти­ли поль­зо­вать­ся же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том. То­гда он в со­про­вож­де­нии трех че­ло­век ча­стью на ло­ша­дях, ча­стью пеш­ком по­се­тил до со­ро­ка при­хо­дов, где его про­ник­но­вен­ные бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­ди под­дер­жи­ва­ли ве­ру­ю­щих»[11].
В но­яб­ре 1918 го­да, в то вре­мя ко­гда епи­скоп со­би­рал­ся вы­ехать в Ри­гу, он за­бо­лел грип­пом; бо­лезнь ослож­ни­лась кру­поз­ным вос­па­ле­ни­ем лег­ких, и он вы­нуж­ден был остать­ся в Юрье­ве, к ко­то­ро­му стре­ми­тель­но при­бли­жа­лись вой­ска Крас­ной ар­мии. 21 де­каб­ря 1918 го­да эс­тон­ские ча­сти Крас­ной ар­мии во­шли в Юрьев. 2 ян­ва­ря 1919 го­да боль­ше­ви­ки аре­сто­ва­ли епи­ско­па Пла­то­на. То­гда же бы­ли аре­сто­ва­ны про­то­и­е­реи Ни­ко­лай Бе­жа­ниц­кий и Ми­ха­ил Блей­ве и еще пят­на­дцать че­ло­век, из­вест­ные в го­ро­де как вид­ные ре­ли­ги­оз­ные и об­ще­ствен­ные де­я­те­ли. Все они бы­ли за­клю­че­ны в по­ме­ще­ние цо­коль­но­го эта­жа Дво­рян­ско­го кре­дит­но­го бан­ка, ко­то­рый боль­ше­ви­ки ис­поль­зо­ва­ли в ка­че­стве тюрь­мы.
Совре­мен­ни­ки так опи­са­ли по­след­ние дни и му­че­ни­че­скую кон­чи­ну епи­ско­па и свя­щен­ни­ков. «Во вре­мя за­клю­че­ния вла­ды­ка Пла­тон уте­шал и обод­рял всех дру­гих за­клю­чен­ных, чи­тал по воз­мож­но­сти вслух Еван­ге­лие, осо­бен­но ча­сто — 24-ю гла­ву от Мат­фея...
В ночь на 14 ян­ва­ря епи­ско­па Пла­то­на вы­зва­ли на до­прос. Ко­мис­сар на­ста­и­вал, чтобы вла­ды­ка пре­кра­тил про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие, на что епи­скоп от­ве­тил: “Как толь­ко ме­ня вы­пу­стят на сво­бо­ду, я бу­ду вновь по­все­мест­но сла­вить Гос­по­да”»[12].
В это вре­мя со­сто­я­лась вы­сад­ка войск Ан­тан­ты на Бал­тий­ское по­бе­ре­жье и на­ча­лась ор­га­ни­за­ция эс­тон­ских войск, про­ти­во­сто­я­щих боль­ше­ви­кам. 13 ян­ва­ря эти вой­ска при­бли­зи­лись к Юрье­ву.
«На­сту­пил ве­чер, ка­нун но­во­го го­да по ста­ро­му сти­лю. Епи­скоп Пла­тон, на­хо­дясь в за­клю­че­нии, со­брал сво­их близ­ких на мо­лит­ву, про­чел тро­па­ри: “Бла­го­дар­ни су­ще...” и но­во­год­ний “Всея тва­ри Со­де­те­лю...”, при­вет­ство­вал всех с на­сту­пив­шим но­во­ле­ти­ем, ска­зав, что нуж­но бла­го­да­рить Гос­по­да, по­доб­но Зла­то­усто­му, за все — и за то, что мы жи­вы! По­след­нюю ночь сво­е­го зем­но­го стран­ство­ва­ния епи­скоп Пла­тон про­вел в мо­лит­вен­ном на­стро­е­нии и, ле­жа на на­рах, ча­сто осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и глу­бо­ко взды­хал. В эту ночь за­клю­чен­ным при­шлось очень ма­ло спать, так как око­ло по­лу­но­чи ста­ли от­чет­ли­во слы­шать­ся зву­ки при­бли­жа­ю­щей­ся ка­но­на­ды... С де­вя­ти ча­сов утра к уз­ни­кам ста­ли при­хо­дить род­ные и бла­го­же­ла­тель­но от­но­ся­щи­е­ся ли­ца со сво­и­ми при­но­ше­ни­я­ми, жаж­ду­щие хоть из­да­ли уви­деть до­ро­гих для них лю­дей, обод­рить их. Прео­свя­щен­ный за­по­ве­дал, кто пер­вый осво­бо­дит­ся, пе­ре­дать его и всех за­клю­чен­ных об­щую бла­го­дар­ность всем так усерд­но по­се­щав­шим уз­ни­ков за вни­ма­ние, за силь­ное же­ла­ние об­лег­чить стра­да­ния. Спу­стя немно­го вре­ме­ни явил­ся крас­но­ар­ме­ец и гру­бо при­ка­зал епи­ско­пу одеть­ся, за­брать свои ве­щи и сле­до­вать за ним... Крас­но­ар­ме­ец до то­го то­ро­пил епи­ско­па, что да­же близ­кие к нему ду­хов­ные ли­ца не мог­ли при­нять его по­след­нее свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, и толь­ко на хо­ду он ска­зал всем за­клю­чен­ным: “До сви­да­ния, бра­тие!”»[13].
«Через несколь­ко ми­нут мы услы­ша­ли зву­ки вы­стре­лов, ко­то­рые, ка­за­лось, ис­хо­ди­ли от­ку­да-то из-под на­шей ка­ме­ры. Сно­ва через несколь­ко ми­нут тот же ко­мис­сар вер­нул­ся и вы­клик­нул име­на двух пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, ко­то­рые ушли с ним, и опять мы услы­ша­ли те же зву­ки…»[14] Это бы­ли про­то­и­е­реи Ни­ко­лай Бе­жа­ниц­кий и Ми­ха­ил Блей­ве.
В этот же день эс­тон­ские вой­ска во­шли в го­род, а боль­ше­ви­ки бе­жа­ли. Осмотр под­ва­ла, где про­из­во­ди­лись каз­ни и где ле­жа­ли каз­нен­ные, поз­во­лил в точ­но­сти вос­ста­но­вить всю кар­ти­ну му­че­ний епи­ско­па и свя­щен­ни­ков. На пра­вом вис­ке епи­ско­па оста­лась глу­бо­кая сса­ди­на от на­не­сен­но­го ку­ла­ком уда­ра, на те­ле бы­ло семь шты­ко­вых ран и че­ты­ре пуле­вых. Од­на из них оста­лась от раз­рыв­ной пу­ли, на­прав­лен­ной в пра­вый глаз. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был убит пу­лей, а все ли­цо его бы­ло изуро­до­ва­но; про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был убит раз­рыв­ной пу­лей в за­ты­лок, от­че­го ли­ца его нель­зя бы­ло узнать.
От­пе­ва­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков со­сто­я­лось в юрьев­ском Успен­ском со­бо­ре. Те­ла про­то­и­е­ре­ев Ни­ко­лая Бе­жа­ниц­ко­го и Ми­ха­и­ла Блей­ве бы­ли по­гре­бе­ны в Успен­ском со­бо­ре го­ро­да Юрье­ва, а те­ло пер­во­го эс­тон­ско­го епи­ско­па — в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре в го­ро­де Ре­ве­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 4-16

При­ме­ча­ния

[1] Санкт-Пе­тер­бург­ский ду­хов­ный вест­ник. 1895. № 3. С. 15.

[2] Там же. № 5. С. 108.

[3] Иеро­мо­нах Нестор (Ку­мыш). Но­во­му­че­ни­ки Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. СПб., 2003. С. 92.

[4] Санкт-Пе­тер­бург­ский ду­хов­ный вест­ник. 1896. № 43. С. 850-851.

[5] Там же. С. 851.

[6] Свя­щен­ник Вла­ди­слав Ку­мыш. Жиз­не­опи­са­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка Пла­то­на, епи­ско­па Ре­вель­ско­го (1869-1919). СПб, 1999. С. 49-50.

[7] Иеро­мо­нах Нестор (Ку­мыш). Но­во­му­че­ни­ки Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. СПб., 2003. С. 95.

[8] Санкт-Пе­тер­бург­ский ду­хов­ный вест­ник. 1900. № 9. С. 116.

[9] Там же. № 10. С. 132.
Бо­лее по­дроб­ные све­де­ния о де­я­тель­но­сти Санкт-Пе­тер­бург­ско­го пра­во­слав­но­го эс­тон­ско­го брат­ства во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Ис­и­до­ра Юрьев­ско­го и свя­щен­ни­ка Пав­ла Куль­бу­ша см. Санкт-Пе­тер­бург­ский ду­хов­ный вест­ник. 1895. № 18. С. 402-403; № 19. С. 418-423; № 37. С. 867; № 38. С. 886-887; № 50. С. 116. 1896. № 3. С. 46-47; № 10. С. 186-187; № 12-13. С. 53, 237; № 38. С. 745-746. 1897. № 7. С. 135-136; № 44. С. 879. 1899. № 3. С. 31; № 6. С. 67; № 18. С. 205-206; № 46. С. 542; № 47. С. 554. 1900. № 2. С. 22-23; № 13. С. 170-171; № 16. С. 199-200; № 17. С. 211-212; № 38. С. 461; № 43. С. 543; № 50. С. 625; № 51-52. С. 639.

[10] Свя­щен­ник Вла­ди­слав Ку­мыш. Жиз­не­опи­са­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка Пла­то­на, епи­ско­па Ре­вель­ско­го (1869-1919). СПб., 1999. С. 59-60.

[11] Их стра­да­ни­я­ми очи­стит­ся Русь. М., 1996. А. Пар­ме­нов. С. 87-88.

[12] Там же. С. 90.

[13] Па­мя­ти но­вых му­че­ни­ков за ве­ру, по­стра­дав­ших в Юрье­ве 14 ян­ва­ря 1919 г. Юрьев, б.г. С. 5-6.

[14] Их стра­да­ни­я­ми очи­стит­ся Русь. М., 1996. А. Пар­ме­нов. С. 90.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Богослужения

Последование службы новосвященномученику Платону, епископу Ревельскому

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНЕ

Блажен муж: 1-й антифон.

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4-й:

 

Истинную веру соблюл еси, и за Церковь Христову от безбожников смерть вкусил еси, ярости и злобе их предан был еси, зверонравие их утолил еси, но не отступил еси от Господа своего, священномучениче Платоне, молися за ны Христу Богу нашему, во еже и нам веру православную соблюсти неврежденно.

Горькия желчи страданий вкусил еси, ныне на небесех вечно радуешися, показал еси нам путь ко спасению, яко не блуждати нам широкими стезями плотоугодия, но шествовати скорбным путем к Царству Небесному.

Крест Христов житием своим прославил еси, святителю славный Платоне, не убоялся еси хулителей и гонителей истины Божия, паству свою не оставил еси, не устрашившись велений безбожных, на смерть свою яко на пасху Господню шествовал еси, и нас утверди в любви Божией твоими к Богу молитвами.

Слава, глас 8:

О священномучениче Платоне! Промыслом Божиим во град Юрьев приведенный, и в темнице заключенный, посреде узников чистотою жития и веры сиявший, в подземелии убиенный, ныне на небесех царствующий, поминай стадо твое в терпении и лишениих сущее, во еже и нам Троицу Святую житием и верою прославити.

И ныне, Богородичен догматик.

Прокимен дне и чтения мученическая 3.

Пророчества Исаиина чтение.

 

Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них, кто возвестит сия в них? Или яже от начала, кто слышана сотворит вам? Да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок, егоже избрах, да познаете, и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь; прежде Мене не бысть ин бог и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене, спасаяй. Аз возвестих и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог. И еще от начала Аз есмь, и несть отъ рук Моих избавляяй; сотворю, и кто отвратит то? Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас святый Израилев.

Премудрости Соломоновы чтение.

Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение; они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное, прият я. И во время посещения их воссияют и, яко искры по стеблию, потекут: судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеютъ истину и вернии в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его.

Премудрости Соломоновы чтение.

Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни, зане десницею покрыетъ я и мышцею защититъ ихъ. Прииметъ всеоружие рвение свое и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды и возложит шлем суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины и, яко от благокругла лука облаков, на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская, реки же потопят я нагло. Сопротив станет им Дух силы и, яко вихор, развеет их. И опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте, навыкните, судии концев земли. Внушите, держащии множества и гордящиися о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго.

На литии стихиры, глас 5-й:

Святителей похвало и слава мучеников показался еси Платоне досточудне, крест бо Христов подвижнически восприявше, поприще мучения претекл еси, и со славою очищение самаго себе мученически совершивше, яко чист сый Чистому предстоиши Христу, венценосче всеславный, со всеми новомученики Российскими веселящеся, молися за нас ко Господу.

Глас 6-й:

Дом отчий оставил еси, святителю Платоне, во град Петров вселился еси, пастырь добрый показался еси, о спасении чад своих выну подвизаяся. Напоследок жития твоего паки в землю свою возвратился еси, и освятил еси ю кровию твоею честною, и ныне со всеми мученики во Царствии Небеснем прославляешися.

Столп церковный явился еси, в любви Божией до конца пребыл еси, принуждаху тя невернии от проповеди евангельской отказатися, обаче неустрашимо рекл еси им: дондеже язык мой свободен есть, непрестанно хвалу Богови воссылаю, ни во что же вменяя страх ваш.

Слава, глас 8-й:

Святитею Христов Платоне! Егда в темницу посажен был еси, искаше диавол погубити вся труды твоя, насылаше на тя трепет и ужас, ты же в борении суще низлагал еси того молитвою твоею, страсти Господни выну поминая, и непреткновенно достигл еси священных чертогов вечныя славы Божия.

И ныне, Богородичен.

На стиховне стихиры, глас 6-й:

 

Озарися град Юрьев светом подвига твоего, и возгреме отсюду проповедь христианская во убиении твоем, страстотерпче Христов святителю Платоне, новомученик Церкве Российския, от Господа прославленный, удостой и нас созерцания света невечерняго твоими ходатайствы.

Стих: Священницы Твои облекутся в правду и преподобнии Твои возрадуются.

Во граде Юрьеве, отонудуже воссия иногда эстам свет Православия, напоследок времен обновися проповедь Евангелия во убиении твоем, страстотерпче Господень, и паки прозвуча увещание Спасителя: не убойтеся убивающих телеса ваша и не могущих душе повредити, но убойтеся малодушнаго отступления от камене Жизни.

Стих: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Прииде на землю чудскую весна благодати Божия во дни правления Ярослава Мудраго, во времена же хулителей нечестивых наста зима лютых гонений, но во мраце безбожия и злохуления светил еси народу Божию светом веры твоея, новая звездо на тверди небесней.

Слава, глас 2-й:

Поучал еси паству твою, священномучениче Платоне, пребывати выну в молитве, непрестанно имети память Божию, всегда поучатися в страданиих Господних, претерпевати безропотно досаждения, и яко учитель на заколение веден был еси, показав пример стаду твоему, иерарше досточудне.

И ныне, Богородичен.

Тропарь священномученику Платону, глас 4-й:

Отечество твое оставил еси, и народу своему в рассеянии сущему послужити восхотел еси, храм в столице эстам православным воздвигл еси, последи же первым епископом земли твоея поставлен бысть, мученичеством ризы твоя архиерейския украсил еси, явив твердую и непоколебимую любовь ко Христу Богу нашему, Егоже моли спасти души наша.

И ныне, Богородичен.

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь священномученику дважды. Слава и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 4-й:

О новый угодниче Петроградский! Церковию Русскою воспитан был еси, укрепися духом древляго благочестия, напоен был еси водами богоугождения истиннаго, возгорелся еси огнем любви евангельстей, и сей пламень веры в земли Лифляндстей добре сохранил еси, научи и ны крепко блюсти Православие во вся дни живота нашего.

Слава и ныне, Богородичен:

Яко молитву неусыпающую, мольбу пребывающу имущи, Пречистая, ко Господу, напасти успи, и волны укроти окаянныя моея души, и в скорби сущее сердце мое утеши, Отроковице, молю Тя, и облагодати ум мой, яко да достойно Тя прославлю.

По 2-м стихословии седален, глас 4-й:

О новый угодниче Церкве нашея! Прославляюще подвиг твой, приносим ти песни похвальныя, почитаем страдания твоя, избранник Господень явился еси, десницею Божиею венцем мученика украшен еси, яко агнец непорочен кровьми своими Церковь Христову украсил еси во спасение душ наших.

Слава и ныне, Богородичен:

Богородице Дево, моли Сына Твоего, волею пригвожденнаго на Кресте и воскресшаго из мертвых, Христа Бога нашего, спастися душам нашим.

По полиелее седален, глас 4-й:

О новый угодниче града Петрова! Во узилище суще, борением внутренним томим был еси, гефсиманстей чаше приобщился еси, грехи своя голгофской желчию очистил еси, и страданием мученическим в Бозе сердце свое утвердил еси, ныне Пасху вечную торжествуеши на небесех, соделай и ны общники веселия твоего.

Слава и ныне, Богородичен:

Настави нас на путь покаяния, уклоняющихся всегда беспутием к заблуждению и преблагаго Бога прогневляющих, неискусобрачная Дево, Марие Чистая, Слову двере, Божие вселение, прибежище бо еси отчаянным и спасение душам человеческим.

Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.

По 50-м псалме стихира, глас 6-й:

Храмоздатель славный явился еси, святителю Платоне, попечение велие о пастве эстонстей имея, не пренебрегл еси малым стадом сим, но яко матерь о чадех, тако о нем болезновал еси, и Братство свято-Исидоровское со училищем устроил еси, споспешником и сомолитвенником великаго пастыря Кронштадтскаго имел еси, и ныне молися о малом стаде любовию почитающем тя.

Канон Богородицы и священномученику.

Канон священномученику, глас 2-й:

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Настави мя, Господи Боже мой, да возмогу воспети благочестно угодника Твоего, Юрьевского мученика, и совершити память того неленостно, и благоговейно.

Нарекоша тя отъ купели именем апостола первоверховнаго. По имени твоему бысть и житие твое: повсюду бо среди эстов изыде проповедь от дел твоих, о первый иерарше Ревельский!

Храм священномученику Исидору в стольнем граде воздвигл еси, умножая труды твоя, в них же навыкл еси выну молитися небесному покровителю паствы твоея, той же приведе тя ко жребию своему, да постраждеши, якоже и он, даже до крове за имя Христово. Ныне молитеся ко Господу о стаде вашем, о священномученицы единомысленнии.

Богородичен: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми и, очистивши мя от беззаконий, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Во братстве, тобою созданном, обретаху помощь велию не токмо православныя, но и вси в нуждах и скорбех сущии. Явился еси новый заступник обидимых, Платоне боголюбиве, подражателю жития святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.

Теплотою молитв твоих и веры твоея, отче Платоне, многия при жизни согрел еси, унылыя ободряя и расслабленныя укрепляя. Умягчи любовию и наша сердца, мразом века сего томимыя, твоими к Богу молитвами.

Ясен взор твой, мягкость сердечная и чистота нрава твоего привлекали к тебе чада церковная. Во убиении же твоем дивно прославися имя твое, отче Платоне, и ныне собрася окрест тебе паства новая твоя, ожидающи от тебе благословения святительского.

Богородичен: Избавляющаго человеки от насилия вражия, родила еси сильнаго Бога, Пречистая Дево Всенепорочная.

Седален, глас 4-й:

Яко агнец чистый пожершеся, принесеся Слову Пастыреначальнику, мучениче всехвальный, темже торжествуем вси любовию божественную память твою.

И ныне, Богородичен:

Прибежище и сила наша Богородице, державная помощь мира, молитвами твоими покрый рабы Твоя от всякия нужды, едина благословенная.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Во епископы Ревельския бысть наречение твое, но расширися вскоре паства твоя, отче Платоне. Добре носил еси бремя архиерейское тяжкое, возложенное на тя Предстоятелем Церкве Российския.

Непрестанно помышляя о пастве твоей, панагию святительскую не втуне носил еси, с неюже не расстался еси даже во убиении твоем, Платоне священномучениче.

Жезл архиерейский вручен бысть тебе не во дни мира, но мятежа кроваваго: посылаше тя святитель и исповедник Тихон во тьму кромешнюю на подвиг крестный. Но не убоялся еси тех злодейств и к пастве твоей поспешно притекл еси.

Богородичен: Исцели души моея, Дево, язвы, осенением Твоим божественным, и ум мой просвети, омраченный леностию и злобою врага борца.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай к Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Презревши удобства мирския и прещения властей безбожных, единой совести святительской повинуяся, к пастве твоей в телезе скоро течаше и неленостно пешешествовал еси, Платоне, архиерею истинный, взыскуя чада твоя в годину лютых испытаний.

Разорители церквей Божиих, хулители веры православныя не устрашиша тя, Платоне священномучениче, но оплевал еси тех угрозы.

Тщетна бысть ярость зверя, не приведе тя оная в трепет и страх. Посрамил еси суетную силу сопротивника в мучении твоем, архипастырь доблестный, и предстал еси Христу в веселии и радовании.

Богородичен: Едину отъ всех родов избра Тя Господь, Богородице, из Тебе воплотися, обожив человечество.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучие. житейской обуреваемь, но якоже Iону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

В темнице быв, подвергся еси позору и уничижению, принуждаху тя невернии отказатися от проповеди евангельстей. Но пребыл еси до конца верен Христу Богу, мучениче Платоне, укрепляя твердым стоянием твоим прочих узников Юрьевских.

Креста силу уразумел еси, сего ради легкаго жития никогдаже искал еси, святителю Платоне, с прочими новомученики российскими молися о нас, да познаем и мы спасительную силу Креста Господня, возлюбив долготерпение Христа Бога нашего.

Откры тебе Господь тайну вольнаго распятия Своего и вкусил еси благодати Креста, сего ради не любил еси покоя в жизни твоей, отче Платоне, неустанно труждаяся ради Церкве Христовой, ожидая упокоения в Царствии Небеснем.

Богородичен: Тя, Предстательницу, вернии, и стену вси стяжахом, во глубине злых и молве скорбей присно бедствующих, Богородице, едина земных прибежище.

Кондак, глас 3-й:

Ведый твое измлада благое изволение Всеведец Бог, приведе тя во град стольный святыя Руси, воспита в тебе велию и чистую любовь к Церкви Христовой, в годину лютых гонений вручи тебе всю паству земли Прибалтийския, ейже до пролития крове служил еси, священномучениче Платоне, поминай насъ верою чтущих тя.

Икос:

Ангелов Творец и всея вселенныя Создатель постави тя Ангелом Церкви Эстонския во времена гонений лютых, святителю Платоне, первенствуеши посреде иерархов эстляндских. Сего ради вопием ти таковая: Радуйся, просветителю эстов, апостолом единонравный; радуйся, святителю, Богом и народом твоим избранный; радуйся, добрый пастырю словесных овец; радуйся, душу свою положивый за чада твоя; радуйся, от безбожных убиенный; радуйся, телесем в Ревеле почивающий и душею на небесех царствующий; радуйся, дерзновенный о нас к Богу молитвенниче; радуйся, священномучеником рукоположенный; радуйся, и сам в чине мученическом прославленный; радуйся, твердый воителю за паству твою; радуйся, ступанием архиерейским безбоязненно шествовавый; радуйся святителю Платоне, Церкве нашея похвало и украшение.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Апостольской жизни поревновавый, апостольский конец жития твоего приял еси, отче Платоне, и ныне наслаждаешися жизни бесконечныя, молися Христу Богу о чтущих память твою.

Приобщи и нас, грешных, вере твоей, священномучениче Платоне, укрепи стопы наша на пути жизни христианской, соделай нас неколеблемы от ветр нечестия, и научи нас Троицу Святую любити паче живота своего.

Взираем на подвиг твой, Платоне мучениче, прославляем Бога нашего, давшего нам новаго ходатая, наставника и руководителя душ наших.

Богородичен: Милостива мне буди, Дево, и уязвлена мя оружием греха врачеством Твоея молитвы излечи, благословен, зовущи, Плод чрева Твоего.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне. действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите вся дела Господня, Господа.

Бысть вера твоя, святителю Платоне, оплот крепок. Пребыл еси во устроении евангельстем вся дни живота твоего, и во времена смуты велия апостольски учил еси хранити чистоту сердечную, блюсти незлобие душевное, Богу молитися на всякий час и сущим в бедах сострадание имети.

Дивна проповедь твоя, незыблемо упование твое, твердо веровал еси, святителю Платоне, яко благочестие на земли никогдаже исчезнет.

Созерцал еси последняя яко настоящая, дадеся тебе зоркость орляя во святительской хиротонии, и прозревал еси, яко Истина распространятися имать на земли до скончания века.

Богородичен: Избави мя страстей нашествия, Владычице, и борющия мя враги ныне преобори, утверди мя на камени Божия воли, душу мою просвети, двере божественнаго Света.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Ангелом Церкве Эстонския поставлен бысть, явился еси новый мученик Церкве Российския, святителю Платоне, молися непрестанно Христу Богу нашему, во еже преодолевати нам соблазны разделения и братолюбие выну сохраняти.

Яко пастырь стада Христова, пример нам показал еси, о страстотерпче чудный! Смертию твоею прославил еси Троицу Нераздельную. С собором святых совокупленный, и нас нераздельны соблюди во еже пребывати нам стадом единым, во еже купно приносити нам Богу жертву хваления.

Ты в житии своем Богу угодил еси, Платоне приснопамятне, сего ради приведе тя Господь к убиению за веру православную, сего ради сопричисли тя к сонму новомученик российских, сего ради сотвори тя ходатая за новособранную паству Свою.

Богородичен: Землю убо мглою, небо же облаки одеваяй Господь, в плоть мертвенную из кровей Твоих, Дево, одеяся, во одежду славы бессмертия одевая человеки.

Светилен:

Во святителех и мученицех прешедше преподобне, верен явился еси пастырь, Христову испивше чашу. Тем во обоих благоугодивше Христу, Тому молися о всех нас с горними силами, во свете ныне водворяющеся.

Слава и ныне, Богородичен:

Архангела Гавриила глас восприимше рцем: радуйся, Мати Божия, яже Жизнодавца Христа миру рождшая.

На хвалитех стихиры, глас 8-й:

Аще и в столице служил еси, Платоне трудолюбиве, но не утаися от сродник твоих вера чудная твоя: достигоша бо свет добрых дел твоих до отчизны твоея, и тамо избран бысть во архиерея, новым служением Богу угодил еси, следуя стопам Христа Подвигоположника.

О священномучениче Платоне! Усердный насадителю Православия среди эстов явился еси, неутомимо трудился еси ради Церкве Христовой, не покладая рук своих, епископ народа Божия став, ожиданий его не посрамил еси, укрепляя в вере новых чад твоих, покоя не давал еси плоти твоея, просвещая, утешая и укрепляя паству свою во времена мятежа страшнаго.

Крест Господа своего на рамо взем и ангельскому житию поревновал еси, своего Владыки странствованию подражая, Егоже заповедем хранитель был еси истинный, священне архиерею Платоне преблаженне.

Приидите, боголюбивии вси, Православием одеяннии, чистыми сердцы и светлыми душами память почтим священномученика Платона, иже молится присно о нас ко Господу.

Слава, глас 6-й:

Крепчае адаманта вера твоя оказася, священномучениче Платоне, сего ради и поставлен бысть на высоту церковную в годину тяжких испытаний, из темницы Юрьевския на мученичество веден был еси, утверждая кровию своею новорожденную паству свою.

И ныне, Богородичен:

Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению.

 

НА ЛИТУРГИИ

служба священномученику.

Конец, и Богу слава!

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)