День памяти

18 июля  (переходящая) – Собор Тверских святых

Житие

Пре­по­доб­ные Вар­со­но­фий и Сав­ва Твер­ские бы­ли игу­ме­на­ми Сав­ви­на Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го неда­ле­ко от Тве­ри в 1397 го­ду. Сав­ви­ным мо­на­стырь на­зы­вал­ся по име­ни ос­но­ва­те­ля или по хра­му во имя пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го, Сре­тен­ским – по глав­но­му хра­му оби­те­ли – Сре­те­ния Гос­под­ня.

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, стар­ший брат бла­жен­но­го Сав­вы, был по­став­лен на­сто­я­те­лем оби­те­ли пре­по­доб­ным игу­ме­ном Сав­вой Ви­шер­ским (па­мять 1 ок­тяб­ря), ко­то­рый от­прав­лял­ся в па­лом­ни­че­ство на Свя­тую Го­ру. По­сле пя­ти лет управ­ле­ния мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий уда­лил­ся в пу­сты­ню, пе­ре­дав игу­мен­ство сво­е­му бра­ту, пре­по­доб­но­му Сав­ве, и по­ве­лел ему при­нять свя­щен­ный сан, ибо был "чист он от чре­ва ма­те­ри сво­ей и до­сто­ин та­кой бла­го­да­ти". В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий про­жил со­рок лет и "во все эти го­ды, – сви­де­тель­ству­ет пре­по­доб­ный Иосиф Во­ло­ко­лам­ский, – дру­го­го де­ла не бы­ло у него, как мо­лить­ся, петь и чи­тать кни­ги. Он брал кни­ги у хри­сто­люб­цев и по про­чте­нии от­да­вал, по­том брал в дру­гом ме­сте. У бла­жен­но­го не бы­ло ни­че­го, да­же мед­ной мо­не­ты, ибо лю­бил он ни­ще­ту и нес­тя­жа­ние. За дол­гое вни­ма­ние к се­бе, без­мол­вие, мо­лит­вы и чте­ние свя­тых книг он удо­сто­ил­ся та­кой бла­го­да­ти, что пом­нил все Свя­щен­ное Пи­са­ние на­изусть и сво­бод­но пе­ре­да­вал его вся­ко­му тре­бу­ю­ще­му. К нему при­хо­ди­ли ото­всю­ду мно­гие ино­ки и мир­ские бла­го­род­ные лю­ди, иные для поль­зы ду­шев­ной, дру­гие – тре­буя разъ­яс­не­ния ка­ко­го-ли­бо ме­ста Пи­са­ния. Да­же мит­ро­по­лит всея Ру­си Фо­тий по вре­ме­нам при­сы­лал к нему с прось­бой дать объ­яс­не­ние непо­нят­но­му из­ре­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, о ко­то­ром был у него с кем-ли­бо спор".

Из­ве­стен слу­чай, ко­гда один из бра­тий, пре­льщен­ный бе­сом, ре­шил по­хи­тить из кел­лии пре­по­доб­но­го кни­ги и пал за­мерт­во на по­ро­ге с кни­га­ми за па­зу­хой. Толь­ко бла­го­да­ря мо­лит­вам свя­то­го Вар­со­но­фия несчаст­ный был вос­кре­шен и впо­след­ствии до кон­ца дней сво­их до­стой­но под­ви­зал­ся в оби­те­ли.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий вер­нул­ся в мо­на­стырь к сво­е­му бра­ту, пре­по­доб­но­му Сав­ве. О ду­хов­ной стро­го­сти пре­по­доб­но­го Сав­вы сви­де­тель­ству­ет пре­по­доб­ный Иосиф Во­ло­ко­лам­ский (па­мять 9 сен­тяб­ря): "Мы ви­де­ли бла­жен­но­го Сав­ву, ко­то­рый на­сто­я­тель­ство­вал в Сав­ви­ном мо­на­сты­ре, в Твер­ской сто­роне, бо­лее 50 лет. Он так за­бо­тил­ся о сво­ей пастве, что все­гда сто­ял в цер­ков­ных две­рях с жез­лом в ру­ке. Ес­ли кто-ли­бо из бра­тии не при­хо­дил к на­ча­лу слу­же­ния в цер­ковь, или вы­хо­дил преж­де от­пу­ста, или во вре­мя пе­ния раз­го­ва­ри­вал, или пе­ре­хо­дил с сво­е­го ме­ста на дру­гое, то пре­по­доб­ный Сав­ва ни­как не мол­чал о том, а за­пре­щал, так что не опус­кал без вни­ма­ния и ма­лых про­ступ­ков... Ко­гда нуж­но, бы­вал он строг, а ко­гда на­доб­ность бы­ла, бы­вал и ми­ло­стив". Во вре­мя страш­ной эпи­де­мии в те го­ды в оби­те­ли пре­ста­ви­лись все свя­щен­ни­ки. Пре­по­доб­ный Сав­ва по­се­щал, ис­по­ве­до­вал, при­ча­щал боль­ных и сам по­гре­бал умер­ших. То­гда про­яви­лась ве­ли­кая бла­го­дат­ная си­ла свя­то­го по­движ­ни­ка. По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоси­фа, "ко­гда бла­жен­ный Сав­ва по­се­щал боль­но­го и спо­доб­лял ис­по­ве­ди, а в это вре­мя при­хо­дил брат и го­во­рил, что та­кой-то уми­ра­ет и тре­бу­ет ис­по­ве­ди, то бла­жен­ный от­ве­чал: иди, брат, ска­жи уми­ра­ю­ще­му, чтобы не уми­рал, а по­до­ждал мо­е­го по­се­ще­ния, и как толь­ко брат пе­ре­да­вал это уми­ра­ю­ще­му, то­му ста­но­ви­лось лег­че; ко­гда же при­хо­дил бла­жен­ный Сав­ва и удо­ста­и­вал Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, то­гда брат уми­рал. И это бы­ло не с од­ним или дву­мя, а со мно­ги­ми". "По­ка жи­вы бы­ли бла­жен­ный Сав­ва и свя­той Вар­со­но­фий, – го­во­рит пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, – в мо­на­сты­ре бы­ло все чин­но, ти­хо и мир­но при их на­став­ле­ни­ях. Ес­ли яв­лял­ся ка­кой-ли­бо строп­ти­вый и с ху­дым нра­вом, они не доз­во­ля­ли ему тво­рить свою во­лю. Ко­гда же пре­ста­ви­лись бла­жен­ный Сав­ва, свя­той Вар­со­но­фий и дру­гие от­цы – рев­ни­те­ли оте­че­ско­го пре­да­ния, вы­бра­ли игу­ме­на из дру­го­го мо­на­сты­ря, и тот на­чал жить не по уста­ву се­го мо­на­сты­ря и не по пре­да­нию тех свя­тых стар­цев: их пре­да­ние бы­ло та­кое, чтобы ни­кто не ел и не пил ина­че, как за об­щею тра­пе­зою, чтобы не вы­хо­ди­ли из мо­на­сты­ря без бла­го­сло­ве­ния, чтобы от­ро­ки не жи­ли по кел­ли­ям или во дво­ре и чтобы жен­щи­ны не вхо­ди­ли в мо­на­стырь. Во­об­ще у них все бы­ло по уста­ву об­ще­жи­тия. А тот игу­мен, при­шед­ший сю­да, все это ис­пор­тил и оста­вил без вни­ма­ния. Спу­стя немно­го вре­ме­ни яв­ля­ет­ся ему во сне свя­той Сав­ва и го­во­рит: "Несчаст­ный! По­че­му ты ни­ма­ло не за­бо­тишь­ся о мо­на­стыр­ском бла­го­чи­нии и бла­го­че­стии, но все пре­не­брег и по­счи­тал ни во что?" И бил его жез­лом до­воль­но, так что тот не мог встать с по­сте­ли. Ко­гда же вы­здо­ро­вел и по­чув­ство­вал свою неис­прав­ность, то уже не смел бо­лее и на­сто­я­тель­ство­вать, а вско­ре воз­вра­тил­ся ту­да, от­ку­да при­шел". Так пре­по­доб­ный Сав­ва и по­сле сво­ей кон­чи­ны обе­ре­гал свою оби­тель. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Сав­ва око­ло 1467 го­да, а свя­той брат его несколь­ко ра­нее.

Случайный тест