Блаженная Варва́ра Архангельская, Скворчихинская
Дни памяти
3 июня - Собор Уфимских святых
Блж. Варвара Скворчихинская (Архангельская Варвара Васильевна; 20.11.1890, с. Карауловка Уфимского уезда и губернии – 27.02.1966, с. Скворчиха Ишимбайского района, Башкирия), местночтимая в Уфимской епархии (пам. 14 февр.).
Из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирней. В августе 1902 г. поступила в Уфимское епархиальное жен. училище, которое окончила в 1909 г. со званием домашней учительницы. Отказалась от замужества, оставила близких, с осени 1909 г. работала учительницей начальных классов в сельских школах, в 10-х гг. окончила Учительский институт в Уфе, позже учительствовала в селах: Ира Куюргазинского района (1919), Богородское близ г. Мелеуз (нач. 20-х гг.), Кандауровка Стерлитамакского кантона (1924), ок. 1925-1926 гг. была направлена в с. Скворчиха (и одновременно в с. Буденя) того же кантона. Несмотря на декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, Варвара на всех местах своего служения обучала детей Закону Божию. Ок. 1928-1929 гг. она прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства.
Варвара Скворчихинская начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. Поддерживала общение с несколькими благочестивыми семьями, давала им книги духовного содержания, беседовала о вере. Ок. 1930 г. она поселилась в заброшенной овчарне, раздала свои вещи, оставила все житейские попечения, живя только тем, что ей приносили. С первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на нее подвиг старчества - служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы. К Варваре приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам. В период «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает» (офиц., данное властями свидетельство прозорливости Варвары Скворчихинской). Зимой 1952/53 г. старицу насильственно поселили с людьми и запретили жить в затворе, однако через короткое время разрешили жить отдельно. Попущенное Богом испытание послужило поводом к усугублению подвига - блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уральские зимы. О ней знали не только в Уфимской, но и в соседних Челябинской и Оренбургской епархиях. Власти пытались противодействовать духовному влиянию подвижницы, за посещавшими ее людьми наблюдали, сообщали на работу «для принятия мер». Ок. 1957-1958 г. власти пытались поместить Варвару в дом престарелых, однако ни прокурор, ни милиция выполнить решение не смогли. Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Несмотря на попытки почитателей блаженной и даже местных властей обеспечить старицу нормальным жильем, подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там 3 года без тепла и света, спала летом на земле, зимой - в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу - рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда.
Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора Варвара ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в кон. 20-х - нач. 30-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день ангела, как Пасху»). Варвара Скворчихинская прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи. О времени и обстоятельствах своей кончины она знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. 26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день блаженная умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.
Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В декабре 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скворчихинской, ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресвятой Богородицы муж. монастыря). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил Уфимский и Стерлитамакский архиеп. Никон (Васюков). В 2002 г. наместник Покровского Енатского монастыря игум. Симеон (Кувайцев) составил акафист блаженной, читаемый в храмах Уфимской епархии, написаны иконы блж. Варвары.
Источник: Православная Энциклопедия
Иное жизнеописание блаженной Варвары Скворчихинской
Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года в селе Карауловка (Уфимского уезда), в семье сельского священника Василия Александровича Архангельского.
В августе 1902 года отец Василий привез Варю в Уфу поступать в епархиальное женское училище. В июне 1909 года Варвара окончила учебный курс епархиального училища с правом на звание домашней учительницы и получила аттестат. В середине 1910-х годов она работала в селе Куганак, затем в селе Ира, в селе Богородское, недалеко от Мелеуза, позже трудилась в школах Скворчихи и близ расположенного селения Буденя.
В 1924 году молодую учительницу перевели в кандаурскую школу Стерлитамакского кантона, а в 1925–26-м направили в Новониколаевку скворчихинского сельсовета того же кантона. Варвара часто приглашала на уроки священника в обучении детей вере и молитве исповедница видела исполнение долга перед Богом. В 1929 году говорить о Боге в школах было запрещено. Оставаться в школе, где начали преподавать атеизм, Варвара не могла, она решила уйти в затвор. Более 35 лет подвизалась подвижница в затворе.
Блаженная Варвара, получив благословение свыше, начала принимать людей, требующих помощи и совета. Блаженная совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь, и самим фактом своей жизни во Христе, своими чудесными духовными дарованиями она противостояла неверию и безбожию...
Тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы, о духовных дарованиях, которыми благословил ее Господь за необыкновенной высоты подвиги совершенной нищеты и жития в затворе, непрестанной молитвы и ночных бдений, терпения голода и холода...
По свидетельству современников, затворница носила старенькую фуфайку, хлопчатобумажное платье и чулки, одежда всегда простая, черная, а на ногах резиновые калоши, иногда летом в жару надевала валенки. Одежду она носила всегда одну и ту же, не стирала ее, сама не мылась, не расчесывалась. На голове у затворницы всегда была косыночка или тряпица.
Современники рассказывали, что голос у блаженной Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой; говор очень ясный, дикция четкая, как и должно быть у учительницы».
Блаженная Варвара жила в сарае, открытом всем ветрам и вьюгам, без тепла и света, летом в духоте, осенью и весной под дождем, в грязи и холоде, зимой в снегу, на морозе.
Подвижница молилась день и ночь, молитвою стяжала она благодать Духа Святого, которая и согревала ее в страшные морозы. Днем подвижница молилась у себя в сарае, а ночами несла подвиг молитвенных бдений. На ночную молитву выходила к своему родничку люди видели, что ночью там часто горела свечка...
За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, ее причащали священники, которые посещали ее в затворе.
Из воспоминаний протоиерея Иоанна Федянина: «Я знаю, что Варвару Васильевну причащал отец Николай, священник из пос. Раевка или из Давлеканово.., а до отца Николая причащать Варвару Васильевну приезжал священник из Авдона, то есть Варвара Васильевна от Церкви не отпадала».
Верующие привозили блаженной Варваре просфоры, она просила привозить ей свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. По свидетельству современников, блаженная очень любила церковное пение иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Говорила многим, что очень любит службу и особенно вечерню. Любила блаженная Варвара святых, очень почитала свт. Николая Чудотворца, говорила, что «он скоро слышит молитву». Почитала св. Иоанна Кронштадтского. Совершенно по-особому чтила она свой день ангела, память св. великомученицы Варвары, 4/17 декабря, передавала записочку о своем здравии в храм на литургию и на молебен с акафистом. Она и приходивших наставляла: «Чти свой день ангела, как Пасху...»
Прозорливой старице было открыто настоящее, прошлое и будущее в равной мере. Свидетелями этих дарований являлись не только простые верующие люди, но и священники. Сохранились свидетельства о помощи блаженной Варвары в тяжких недугах. Помогали людям и данные затворницей вещи платки, ложечка... Помогала водичка из родничка блаженной.
Утром 14/27 февраля 1966 года блаженная старица мирно отошла ко Господу. Много лет прошло со дня кончины святой подвижницы, но не зарастает тропинка к ее могилке. Сотни паломников не только Уфимской, но и Оренбургской епархий притекают сюда, чтобы попросить ее молитвенной помощи. Известно много случаев, когда люди излечивались после тяжелых болезней. Например, Варвара помогает женщинам после тяжелых операций. Помогает и путешествующим, приведем одно свидетельство: «Однажды святая спасла жизнь шоферу. Мужчина ехал ночью по незнакомой дороге, и вдруг перед капотом машины возникла женщина. Водитель узнал в ней затворницу Варвару. Он резко затормозил, выбежал из машины... На дороге никого не оказалось, зато в метре перед автомобилем Михаил увидел огромную яму, которую кто-то выкопал накануне!»
Богослужения
Случайный тест
- посты
- праздники
Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопиим молитвою к этой Истине, — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами
Все жития