Дни памяти:

Житие

Свя­той Ви­кен­тий[*] жил в V ве­ке и был ро­дом, ве­ро­ят­но, с се­ве­ра Гал­лии. До по­стри­га он за­ни­мал важ­ные об­ще­ствен­ные по­сты. Су­мев во­вре­мя осво­бо­дить­ся от мир­ской су­е­ты, он ушел в Ле­рин­ский мо­на­стырь[1], ос­но­ван­ный неза­дол­го до это­го свя­тым Оно­ра­том (па­мять 16 ян­ва­ря). Там в без­мол­вии Ви­кен­тий пре­дал­ся усерд­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний свя­тых от­цов и стал зна­ме­нит как уче­но­стью и крас­но­ре­чи­ем, так и свя­то­стью.

Око­ло 434 го­да, вско­ре по­сле III Все­лен­ско­го со­бо­ра в Ефе­се, чув­ствуя при­бли­же­ние смерт­но­го ча­са, он со­ста­вил «На­по­ми­на­ние» («Commonitorium»), где крат­ко из­ло­жил пра­ви­ла, ко­то­рые необ­хо­ди­мо со­блю­дать, чтобы от­ли­чить ис­тин­ную ве­ру от ере­сей. Пра­ви­ла эти сво­дят­ся к фор­му­ле: «Счи­тать ис­тин­ной ве­рой то, во что ве­рят всю­ду, все­гда и все»[2]. Там же он ве­ли­ко­леп­но опре­де­ля­ет Цер­ков­ное Пре­да­ние не как со­бра­ние за­стыв­ших фор­мул, а как жи­вое те­ло, ко­то­рое рас­тет и раз­ви­ва­ет­ся, оста­ва­ясь все­гда са­мим со­бой[3]. Этот труд имел боль­шой успех на За­па­де и до сих пор оста­ет­ся од­ним из са­мых на­деж­ных ру­ко­водств по пра­во­слав­ной ве­ре.

Свя­той Ви­кен­тий мир­но за­кон­чил свои дни в мо­на­сты­ре и по­чил во Хри­сте неза­дол­го до 450 го­да.

Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. /
Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011


При­ме­ча­ния

[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.

[1] Со­глас­но неко­то­рым ис­точ­ни­кам, он был бра­том свя­то­го Лу­па Труас­ко­го (па­мять 29 июля) и вме­сте с ним под­ви­зал­ся в Ле­рине.

[2] PL. 50. 639.

[3] PL. 50. 667–668. С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, та­кое тол­ко­ва­ние Пре­да­ния не обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет уче­ние о «раз­ви­тии дог­ма­тов», как это бы­ло за­яв­ле­но Ка­то­ли­че­ской Цер­ко­вью на I Ва­ти­кан­ском со­бо­ре (1871). Речь идет про­сто о ва­ри­ант­но­сти фор­му­ли­ро­вок той же ве­ры в раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских об­сто­я­тель­ствах. Так как Цер­ковь – это пол­но­та То­го, Кто на­пол­ня­ет все (ср.: Еф.1:23), она вклю­ча­ет так­же ис­то­рию, ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ет на ко­неч­ную цель – Хри­ста.

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)
 

Требуется программист