День памяти

Житие

Жития мучеников Евдоксия, Зинона и Макария Мелитинских

Му­че­ни­ки Ев­док­сий, Зи­нон, Ма­ка­рий и их дру­жи­на при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии, пре­ем­ни­ке им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.

Свя­той Ев­док­сий за­ни­мал вы­со­кую долж­ность во­е­на­чаль­ни­ка в им­пе­ра­тор­ских вой­сках. Он был хри­сти­а­нин, так же как и его друг свя­той Зи­нон и его до­мо­пра­ви­тель Ма­ка­рий. По­сле из­да­ния им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном эдик­та о пре­да­нии смер­ти хри­сти­ан, от­ка­зав­ших­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, мно­гие, в том чис­ле знат­ные лю­ди и са­нов­ни­ки, бе­жа­ли в раз­ные стра­ны со сво­и­ми се­мья­ми, чтобы из­бе­жать му­че­ний и смер­ти. То­гда и свя­той Ев­док­сий со сво­ей су­пру­гой свя­той Ва­си­лис­сой и всей сво­ей се­мьей оста­вил вы­со­кую долж­ность, бро­сил иму­ще­ство и скрыл­ся в пре­де­лах Ме­ли­ти­ны Ар­мян­ской. Пра­ви­тель Ме­ли­ти­ны по­слал во­и­нов разыс­ки­вать Ев­док­сия. Встре­тив са­мо­го Ев­док­сия, оде­то­го в бед­ную одеж­ду, и не узнав его, во­и­ны ста­ли рас­спра­ши­вать о ме­сто­на­хож­де­нии во­е­на­чаль­ни­ка Ев­док­сия. Не от­кры­вая се­бя, свя­той при­гла­сил во­и­нов в свой дом, на­кор­мил их и предо­ста­вил им ноч­лег. Встре­чу свою с во­и­на­ми свя­той Ев­док­сий рас­це­нил как при­зыв от Гос­по­да на му­че­ни­че­ский по­двиг. Утром он от­крыл сво­им го­стям, что он и есть тот, ко­го они ищут. Бла­го­дар­ные за го­сте­при­им­ство во­и­ны пред­ла­га­ли скрыть от на­чаль­ства, что им уда­лось най­ти свя­то­го Ев­док­сия. Од­на­ко он сам не со­гла­сил­ся на это. Сде­лав все рас­по­ря­же­ния по до­му, он объ­яс­нил сво­ей су­пру­ге, что его не сле­ду­ет опла­ки­вать, а на­обо­рот, день его му­че­ни­че­ской смер­ти на­до от­ме­чать как празд­ник. На­дев на се­бя во­ин­скую одеж­ду, он ушел с во­и­на­ми к пра­ви­те­лю. Свя­тая Ва­си­лис­са и его дру­зья – свя­тые Зи­нон и Ма­ка­рий – сле­до­ва­ли за свя­тым Ев­док­си­ем. Пра­ви­тель пы­тал­ся уго­во­рить свя­то­го Ев­док­сия при­не­сти жерт­ву идо­лам и этим со­хра­нить се­бе жизнь, вы­со­кое по­ло­же­ние и иму­ще­ство. Свя­той Ев­док­сий твер­до от­ка­зал­ся от все­го, об­ли­чив безу­мие тех, кто по­кло­ня­ет­ся без­душ­ным идо­лам. Во­ин­ский по­яс – знак его на­чаль­ни­че­ской вла­сти, – он снял с се­бя сам и бро­сил в ли­цо пра­ви­те­лю. На­хо­див­ши­е­ся при этом во­и­ны, тай­ные хри­сти­ане, сде­ла­ли то же, а их бы­ло бо­лее ты­ся­чи че­ло­век. Сму­щен­ный пра­ви­тель за­про­сил им­пе­ра­то­ра, как ему по­сту­пить, и по­лу­чил при­ка­за­ние: на­чаль­ни­ков пы­тать, а про­чих от­пу­стить. По­сле дли­тель­ных ис­тя­за­ний свя­то­го му­че­ни­ка Ев­док­сия по­ве­ли на казнь. Сле­дуя за му­жем, свя­тая Ва­си­лис­са пла­ка­ла, пла­кал и друг му­че­ни­ка свя­той Зи­нон. То­гда свя­той Ев­док­сий опять убеж­дал же­ну не пла­кать, а ра­до­вать­ся, что он удо­сто­ил­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца, и про­сил ее по­хо­ро­нить его те­ло в ме­сте, на­зы­ва­е­мом Амим­на. Пла­чу­ще­му Зи­но­ну свя­той Ев­док­сий пред­ска­зал, что они в од­но вре­мя пред­ста­нут в Цар­ствии Небес­ном. Во­оду­шев­лен­ный эти­ми сло­ва­ми, Зи­нон гром­ко ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что немед­лен­но был при­го­во­рен к смер­ти. Свя­тая Ва­си­лис­са бес­пре­пят­ствен­но за­бра­ла те­ло сво­е­го му­жа и по­хо­ро­ни­ла его там, где он ей за­по­ве­дал. За это свя­тую схва­ти­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю; стре­мясь раз­де­лить участь сво­е­го му­жа, она без вся­ко­го стра­ха об­ли­ча­ла и пра­ви­те­ля, и его лож­ных бо­гов – идо­лов. Од­на­ко пра­ви­тель по­нял ее на­ме­ре­ние, не стал ее му­чить и про­гнал от се­бя. Ухо­дя, свя­тая ска­за­ла ему, что Бог ви­дит ее же­ла­ние по­стра­дать за свою ве­ру и при­мет это же­ла­ние как ис­пол­нен­ный по­двиг. Через 7 дней свя­той Ев­док­сий явил­ся сво­ей жене в ви­де­нии и ве­лел пе­ре­дать сво­е­му дру­гу и до­мо­пра­ви­те­лю Ма­ка­рию, что он со свя­тым Зи­но­ном ожи­да­ет при­хо­да к ним Ма­ка­рия. По­след­ний немед­лен­но по­шел к пра­ви­те­лю, ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, был при­го­во­рен к смер­ти и обез­глав­лен. Мно­гие хри­сти­ане так­же при­ня­ли в это вре­мя му­че­ни­че­скую смерть († 311–312).

См. так­же: "Стра­да­ние свя­то­го му­че­ни­ка Ев­док­сия" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Случайный тест