Долг

***

Долг – 1) обя­зан­ность, обя­за­тель­ство перед кем-либо, чем-либо (Богом, Цер­ко­вью, роди­те­лями, детьми, Оте­че­ством); 2) пред­мет заим­ство­ва­ния; 3) пред­мет обя­за­тель­ства перед кем-либо, чем-либо (пред­мет обета, обе­ща­ния; тре­бо­ва­ния Божьего закона, сове­сти).

***

Почему в молитве Гос­под­ней грехи сопо­став­ля­ются с дол­гами? неужели грех явля­ется чело­ве­че­ским долгом?

В выра­же­нии «остави нам долги наша (наши)» долги и дей­стви­тельно сопо­став­ля­ются с гре­хами. Однако сопо­став­ле­ние не есть отож­деств­ле­ние. Это значит, что поня­тие «долги» не сле­дует интер­пре­ти­ро­вать таким обра­зом, будто грех есть долг чело­века перед Твор­цом.

Дол­гами перед Богом, в точном зна­че­нии слова, име­ну­ются наши обя­зан­но­сти перед Ним, свя­зан­ные с испол­не­нием Его воли. Стало быть, укло­не­ние чело­века от испол­не­ния Божьей воли есть укло­не­ние от своих прямых обя­зан­но­стей. Отсюда и не испол­нен­ный долг.

По этой при­чине, про­из­нося слова молитвы Гос­под­ней, мы просим Небес­ного Отца об остав­ле­нии (про­ще­нии) наших долгов. Поскольку укло­не­ние от Боже­ствен­ной воли есть грех и в то же время при­во­дит к неис­пол­не­нию долга, постольку грех и сопо­став­ля­ется в молитве с невы­пол­нен­ным долгом.

Помимо долга перед Богом люди имеют долги перед своими ближ­ними. Запо­ведь о любви к ближ­нему Гос­подь поста­вил на второе по важ­но­сти место после запо­веди о любви к Богу (Мф.22:37–40).

Такого рода долги свя­заны с нару­ше­нием чело­ве­ком нрав­ствен­ных обя­зан­но­стей перед ближ­ними. К этим долгам могут отно­ситься: невни­ма­ние к нуждам ближ­них; неми­ло­серд­ное отно­ше­ние к ближ­нему; кле­вета; раз­вра­ще­ние ближ­него через соблазны и ложные учения.

Сле­до­ва­тельно, прося Бога об остав­ле­нии наших долгов, мы также просим про­стить нам грехи против ближ­них.

Нако­нец, чело­век, как нрав­ственно ответ­ствен­ная лич­ность, часто не испол­няет и те важ­ней­шие обя­за­тель­ства, кото­рые он имеет сам по отно­ше­нию к себе. Поло­жим, все люди вообще, согласно запо­веди «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» (Мф.5:48), должны забо­титься о своем нрав­ствен­ном здо­ро­вье, об упо­доб­ле­нии Богу. Но кто из нас может ска­зать, что он ста­ра­ется удо­вле­тво­рять этому тре­бо­ва­нию сполна? Кто из нас может ска­зать, что он непре­станно молится, про­све­ща­ется светом Хри­стова учения, изо всех сил совер­шен­ству­ется в доб­ро­де­те­лях?

Укло­не­ние от реа­ли­за­ции этой задачи усу­губ­ляет ответ­ствен­ность чело­века, как долж­ника перед Богом. Сле­до­ва­тельно, прося оста­вить долги, хри­сти­а­нин молится и об остав­ле­нии тех долгов, кото­рые свя­заны с замыс­лом Божьим отно­си­тельно его лич­но­сти.

В Свя­щен­ном Писа­нии под долгом также пони­мают и грех, напри­мер, в про­ше­нии молитвы Гос­под­ней «Остави нам долги наши, якоже и мы про­щаем долж­ни­кам нашим».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки