Эммануил

***

Эммануи́л (евр. – с нами Бог) – 1) Одно из про­ро­че­ских имён Гос­пода Иисуса Христа, объ­яс­ня­ю­щее в общих чертах смысл соше­ствия в мир и воче­ло­ве­чи­ва­ния Сына Божия, бук­вально озна­ча­ю­щее: «С нами Бог»; 2) ико­но­гра­фи­че­ский образ Гос­пода Иисуса Христа, пред­став­ля­ю­щий Его в воз­расте Отрока, отме­чен­ного печа­тью вла­ды­че­ства, совер­шен­ства и духов­ной зре­ло­сти.

Про­ро­че­ское имя бого­че­ло­века Иисуса Христа Эмма­нуил, упо­треб­лено в про­ро­че­стве Исаии: «…се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Эмма­нуил» (Ис.7:14). В после­ду­ю­щей главе Исаия гово­рит и о других про­ро­че­ских именах Спа­си­теля «и наре­кут Имя Ему: Чудный, Совет­ник, Бог Креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» (Ис.9:6). Как имя Эмма­нуил, так и другие имена, данные здесь Мла­денцу, не явля­ются, конечно, соб­ствен­ными, а ука­зы­вают на свой­ства Его Боже­ствен­ной при­роды.

Мес­си­ан­ское при­ло­же­ние этого про­ро­че­ства даётся в Еван­ге­лии Матфея (Мф.1:20–23).

Эмма­ну­и­лом име­ну­ется также ико­но­гра­фи­че­ский тип, пред­став­ля­ю­щий Христа-отрока; исполь­зу­ется, как пра­вило, в ком­по­зи­циях на тему вопло­ще­ния: «Бого­ма­терь Зна­ме­ние», «Собор архан­ге­лов» и др., а также в слож­ных сим­во­ли­че­ских ком­по­зи­циях, в кото­рых при­сут­ствует тема пред­веч­ного суще­ство­ва­ния Христа и покло­не­ния Жертве.

***

Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом?

Имя Иисус было дано Богом­ла­денцу в соот­вест­вии с Боже­ствен­ным воле­изъ­яв­ле­нием, озву­чен­ном анге­лом Деве Марии (Лк.1:31), а затем Иосифу (Мф.1:21). Оно ука­зы­вало на Него как на Спа­си­теля (Мф.1:21). Это имя явля­лось и явля­ется соб­ствен­ным именем Мессии.

В свою оче­редь имя «Емма­нуил», как имя гря­ду­щего Мессии, было озву­чено вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком Исаией задолго до вопло­ще­ния Сына Божьего, в про­ро­че­стве о Рож­де­стве Христа от Девы: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­нуил» (Ис.7:14). Это имя, по своему внут­рен­нему зна­че­нию («с нами Бог») ука­зы­вало на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Христа.

В каче­стве имени Божия оно упо­треб­лено в Книге про­рока Исаии, где гово­рится о земле Емма­ну­ила (Ис.8:8)). Стало быть, и в пра­во­слав­ной бого­слов­ской лите­ра­туре, и в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии это имя упо­треб­ля­ется по праву.

В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?

В первую оче­редь ико­но­гра­фи­че­ский образ Спас Эмма­нуил соот­но­сится с про­ро­че­ством Исаии: «се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут Ему имя: Емма­нуил» (Ис.7:14).

На рубеже Вет­хого и Нового Заве­тов это про­ро­че­ство было при­ве­дено Анге­лом Иосифу: «родит же Сына, и наре­чешь Ему имя Иисус… А все сие про­изо­шло, да сбу­дется речен­ное Гос­по­дом через про­рока, кото­рый гово­рит: се, Дева во чреве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему Емма­нуил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:21–23).

Стало быть, в этой связи образ Спаса Эмма­ну­ила опро­вер­гает мнение не уве­ро­вав­ших иудеев и под­твер­ждает, что Глава Церкви, Гос­подь Иисус Хри­стос, — Тот Самый Мессия, о При­ше­ствии Кото­рого Бог сооб­щал на про­тя­же­нии всего Вет­хо­за­вет­ного пери­ода.

Помимо этого образ Емма­ну­ила под­чер­ки­вает реаль­ность соеди­не­ния во Христе двух природ: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. С одной сто­роны, икона под­твер­ждает, что Хри­стос, будучи Мла­ден­цем, был вместе с тем и Истин­ным Богом, Царем Неба и земли. В этом отно­ше­нии икона раз­об­ла­чает ересь Несто­рия, осуж­ден­ного на III Все­лен­ском Соборе, утвер­ждав­шего, что Дева Мария не есть Бого­ро­дица, ибо Она родила не Бога, а обык­но­вен­ного чело­века, с кото­рым Сын Божий соеди­нился посред­ством бла­го­дат­ной духовно-нрав­ствен­ной связи.

С другой сто­роны, образ Емма­ну­ила вос­про­из­во­дит истину о реаль­но­сти воче­ло­ве­чи­ва­ния Сына Божия, опро­вер­гая ересь доке­тов, силив­шихся дока­зать, что Сын Божий в дей­стви­тель­но­сти не был Чело­ве­ком, а лишь при­зрачно пред­ста­вал перед людьми в чело­ве­че­ском облике. Икона ясно пока­зы­вает, что Хри­стос жил и взрос­лел как дей­стви­тель­ный Чело­век.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки