Эммануил

AAA
(20 голосов4.4 из 5)

 

Эммануи́л (евр. – с нами Бог) – 1) Одно из пророческих имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия, буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости.

Пророческое имя богочеловека Иисуса Христа Эммануил, употреблено в пророчестве Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис.7:14). В последующей главе Исаия говорит и о других пророческих именах Спасителя «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы.

Мессианское приложение этого пророчества даётся в Евангелии Матфея (Мф.1:20-23).

Эммануилом именуется также иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения Жертве.

***

Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом?

Имя Иисус было дано Богомладенцу в соотвествии с Божественным волеизъявлением, озвученном ангелом Деве Марии (Лк.1:31), а затем Иосифу (Мф.1:21). Оно указывало на Него как на Спасителя (Мф.1:21). Это имя являлось и является собственным именем Мессии.

В свою очередь имя «Еммануил», как имя грядущего Мессии, было озвучено ветхозаветным пророком Исаией задолго до воплощения Сына Божьего, в пророчестве о Рождестве Христа от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Это имя, по своему внутреннему значению («с нами Бог») указывало на Божественное достоинство Христа.

В качестве имени Божия оно употреблено в Книге пророка Исаии, где говорится о земле Еммануила (Ис.8:8)). Стало быть, и в православной богословской литературе, и в православной иконографии это имя употребляется по праву.

***

В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?

В первую очередь иконографический образ Спас Эммануил соотносится с пророчеством Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис.7:14).

На рубеже Ветхого и Нового Заветов это пророчество было приведено Ангелом Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:21-23).

Стало быть, в этой связи образ Спаса Эммануила опровергает мнение не уверовавших иудеев и подтверждает, что Глава Церкви, Господь Иисус Христос, — Тот Самый Мессия, о Пришествии Которого Бог сообщал на протяжении всего Ветхозаветного периода.

Помимо этого образ Еммануила подчеркивает реальность соединения во Христе двух природ: Божественной и человеческой. С одной стороны, икона подтверждает, что Христос, будучи Младенцем, был вместе с тем и Истинным Богом, Царем Неба и земли. В этом отношении икона разоблачает ересь Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе, утверждавшего, что Дева Мария не есть Богородица, ибо Она родила не Бога, а обыкновенного человека, с которым Сын Божий соединился посредством благодатной духовно-нравственной связи.

С другой стороны, образ Еммануила воспроизводит истину о реальности вочеловечивания Сына Божия, опровергая ересь докетов, силившихся доказать, что Сын Божий в действительности не был Человеком, а лишь призрачно представал перед людьми в человеческом облике. Икона ясно показывает, что Христос жил и взрослел как действительный Человек.

Рейтинг@Mail.ru