Пацифизм

Пацифи́зм (от лат. pacificus – миро­твор­че­ский, pax – мир и facio – делаю) –

1) идео­ло­гия сопро­тив­ле­ния наси­лию ради исчез­но­ве­ния наси­лия;
2) поли­ти­че­ское или обще­ствен­ное дви­же­ние, направ­лен­ное на сопро­тив­ле­ние войнам и наси­лию вообще.

Гово­рится ли запо­веди «Не убий» о любом лише­нии жизни? Или воз­можны исклю­че­ния?

Поле­ми­зи­руя с хри­сти­а­нами, паци­фи­сты, ино­верцы, сек­танты (напри­мер, Сви­де­тели Иеговы, криш­на­иты) зача­стую ссы­ла­ются на вет­хо­за­вет­ную запо­ведь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50‑й день после Исхода из Египта (Исх.20:13). Эта запо­ведь пони­ма­ется ими, как без­услов­ный запрет на лише­ние жизни любого чело­века, в любых обсто­я­тель­ствах. Уди­ви­тельно, но хотя стрем­ле­ние к испол­не­нию этой запо­веди объ­яс­ня­ется ими исходя из необ­хо­ди­мо­сти послу­ша­ния Богу, они словно и не заме­чают, что, согласно Писа­нию, в ряде слу­чаев умерщ­вле­ния одних людей дру­гими про­ис­хо­дили в соот­вет­ствии с воле­изъ­яв­ле­нием Божьим (Исх.22:18-20; 1Цар.15:1-3). Это значит, что в вет­хо­за­вет­ные вре­мена запо­ведь «не убий» осмыс­ли­ва­лась отнюдь не как абсо­лют­ный и без­услов­ный импе­ра­тив.
Заме­тим, что древ­ние евреи не наста­и­вали на суще­ство­ва­нии кате­го­ри­че­ского про­ти­во­ре­чия между соблю­де­нием этой запо­веди и необ­хо­ди­мо­стью сра­жаться, отста­и­вая веру и неза­ви­си­мость Изра­иля. Смерт­ная казнь также прак­ти­ко­ва­лась, и нет ника­ких исто­ри­че­ских сви­де­тельств, что кто-либо оспа­ри­вал закон­ные смерт­ные при­го­воры как нару­ше­ние запо­веди «не убий». Сле­дует обра­тить вни­ма­ние на слова Бога, дающие огра­ни­че­ние прин­ципу «не убий»: «Уда­ляйся от неправды и не умерщ­вляй невин­ного и пра­вого, ибо Я не оправ­даю без­за­кон­ника» (Исх.23:7).

Во вре­мена дей­ствия Нового Завета Цер­ковь тоже не при­да­вала этой запо­веди без­услов­ного зна­че­ния. Хотя Все­лен­ская Цер­ковь при­зы­вала и при­зы­вает людей к миру во Христе, архи­пас­тыри и пас­тыри Церкви не раз и не два бла­го­слов­ляли веру­ю­щих вста­вать на защиту «веры и оте­че­ства» с ору­жием в руках.   

Можно ли счи­тать хри­сти­ан­скую свя­тость близ­кой к паци­физму?

Нельзя. В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии свя­тость под­ра­зу­ме­вает пра­вед­ность и тес­ней­шую бла­го­датно-духов­ную связь с Богом, любовь к Богу и ближ­ним. Святые стре­мятся к миру во Христе. Паци­фист же (в свет­ском зна­че­нии слова), в своем паци­фист­ском стрем­ле­нии, руко­вод­ству­ется отдельно взятым прин­ци­пом о непри­ме­не­нии силы, укло­ня­ясь подчас от дел и забот, в кото­рых он, как чело­век и граж­да­нин, при­зван при­ни­мать уча­стие. Высту­пая против при­ме­не­ния силы, паци­фист высту­пает и против сило­вого про­тив­ле­ния злу. Тем самым паци­физм предо­став­ляет злу мно­житься. Нередко это при­во­дит к тому, что паци­фист ока­зы­ва­ется рав­но­душ­ным к окру­жа­ю­щему миру и, напро­тив, щепе­тиль­ным и мни­тель­ным в отно­ше­нии личной своей «чистоты».

Как хри­сти­а­нину отно­ситься к паци­физму? Содей­ствует ли паци­фист­ская идео­ло­гия миру и нена­си­лию?

Паци­фист­ская идео­ло­гия – это род само­об­мана. Искус­ствен­ное насаж­де­ние этой идео­ло­гии в мир­ском обще­стве не сде­лает обще­ство греш­ни­ков обще­ством пра­вед­ни­ков. Война сопро­вож­дала и будет сопро­вож­дать чело­ве­че­ство всю его исто­рию по при­чине пад­ше­сти чело­века, поэтому вместо того, чтобы заяв­лять о полном непри­я­тии исполь­зо­ва­ния оружия и силы, чест­ней и полез­ней – как делает Цер­ковь – при­зы­вать людей к нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию в союзе с Богом, с опорой на бла­го­дат­ные сред­ства, искать аргу­менты сдер­жи­ва­ния, спо­собы сни­зить уро­вень наси­лия в мире, в том числе в пери­оды войн.

В чем заблуж­да­лись наи­бо­лее извест­ные паци­фи­сты ХХ века, напри­мер, Лев Тол­стой и Махатма Ганди?

Неудачи одна за другой насти­гают после­до­ва­те­лей учений о непро­тив­ле­нии злу силой. Так вышло с дви­же­нием тол­стов­ства, раз­вя­зав­шим огуль­ную кри­тику обще­ствен­ного устрой­ства и пра­во­по­рядка цар­ской России. Кро­тость и бла­гост­ность «непро­тив­лен­цев» ока­за­лись мни­мыми. Учение графа Тол­стого посе­яло горь­кие пле­велы несо­гла­сия и рево­лю­ци­он­ных иска­ний. Неда­ром пред­во­ди­тель боль­ше­ви­ков В. Улья­нов-Ленин име­но­вал Тол­стого «зер­ка­лом рус­ской рево­лю­ции». Можно вспом­нить и паци­фи­ста, и борца за сво­боду Индии Махатму Ганди – даже он ока­зался при­ча­стен к всплеску жесто­чай­шего наси­лия в стране. Многие реше­ния, при­ня­тые им на посту руко­во­ди­теля партии Индий­ский наци­о­наль­ный кон­гресс, при­вели к нарас­та­нию обще­ствен­ных про­ти­во­ре­чий, к воз­ник­но­ве­нию экс­тре­мист­ских тече­ний и затяж­ной кро­во­про­лит­ной вражде инду­и­стов и мусуль­ман. При жизни Ганди обви­няли в уто­пизме и потвор­стве наси­лию, число жертв столк­но­ве­ний в первые годы после осво­бож­де­ния от бри­тан­ского гос­под­ства достигло 700 000 чело­век.

Суще­ствует ли здо­ро­вый паци­физм?

Такого рода паци­физ­мом можно назвать есте­ствен­ное чело­ве­че­ское стрем­ле­ние к миру, жела­ние раз­ре­шать кон­фликты, в том числе и воен­ные, по воз­мож­но­сти, мирным путем – путем пере­го­во­ров, с учетом причин их воз­ник­но­ве­ния, а также инте­ре­сов кон­флик­ту­ю­щих сторон, на основе благих ком­про­мис­сов, исходя из под­лин­ного пони­ма­ния идей добра, мило­сер­дия, спра­вед­ли­во­сти. Так как мы живем в мире, где далеко не все люди стре­мятся соот­вет­ство­вать своему выс­шему при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию, испол­нять волю Божью, то и его даль­ней­шее раз­ви­тие будет свя­зано с вой­нами, несмотря на рас­про­стра­не­ние паци­фи­стами своих паци­фист­ских идей. Тем не менее мы, хри­сти­ане, насколько это зави­сит от нас, должны стре­миться к миру и спо­соб­ство­вать ини­ци­и­ро­ва­нию и осу­ществ­ле­нию бого­угод­ных миро­твор­че­ских про­цес­сов.

Чем хри­сти­ан­ский «паци­физм» отли­ча­ется от просто паци­физма?

В отли­чие от паци­фи­ста-нехри­сти­а­нина «пацифист»-христианин реа­ли­зует свои миро­твор­че­ские стрем­ле­ния исходя из своих рели­ги­оз­ных убеж­де­ний, осно­ван­ных на истин­ной вере, на учении Церкви. Пони­мая, что войны явля­ются след­ствием гре­хов­но­сти чело­века и ратуя за мир, хри­сти­а­нин смот­рит на чело­ве­че­ское обще­ство здраво и трезво, осо­знает, что для предот­вра­ще­ния войн одних при­зы­вов к миру недо­ста­точно, что даже и при актив­ной дея­тель­но­сти Церкви, спо­соб­ству­ю­щей выстра­и­ва­нию и укреп­ле­нию мирных отно­ше­ний между людьми, войны будут про­ис­хо­дить вплоть до вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, и что, нако­нец, неко­то­рым агрес­сивно-воин­ствен­ным дей­ствиям, если это уместно, можно про­ти­во­дей­ство­вать силой.
Если гово­рить кратко, то паци­физм отри­цает при­ме­не­ние наси­лия в прин­ципе, а хри­сти­ан­ство допус­кает его при­ме­не­ние для защиты ближ­них от агрес­сора.

Были ли паци­фи­сты в вет­хо­за­вет­ные вре­мена?

В Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета содер­жится мно­же­ство при­ме­ров непро­тив­ле­ния злу силой. Такие при­меры мы видим в неко­то­рых реше­ниях и дей­ствиях Авра­ама (Быт.21:25-32), Исаака (Быт.26:17-22), Исава (Быт.33:4), Иосифа (Быт.50:15-21), Елисея, кото­рый не только спас жизнь врагам своего оте­че­ства, но и посо­ве­то­вал царю при­го­то­вить накор­мить их, после чего они были отпу­щены и воз­вра­ти­лись туда, откуда пришли (4Цар.6:18-23).

Как древ­няя Цер­ковь отно­си­лась к войне и воин­ской службе?

Согласно данным, вос­хо­дя­щим к извест­ному цер­ков­ному автору Евсе­вию Кеса­рий­скому (начало IV века), хри­сти­ане слу­жили в рим­ской армии, и Цер­ко­вью это осуж­да­лось. Ука­зы­вают, что во вре­мена прав­ле­ния Марка Авре­лия хри­сти­ане вхо­дили в состав XII Мол­ние­нос­ного леги­она. С другой сто­роны, в связи с тем, что многие эле­менты воин­ских риту­а­лов в Древ­нем Риме тесно пере­пле­та­лись с эле­мен­тами язы­че­ских куль­тов, полное соблю­де­ние норм воин­ских прак­тик хри­сти­а­нами, если бы этому был дан сво­бод­ный ход, про­ти­во­ре­чило бы глав­ным веро­учи­тель­ным и нра­во­учи­тель­ным нормам хри­сти­ан­ства. Кроме того, на воинов-хри­стиан могли нало­жить, в при­каз­ном порядке, обя­зан­ность уча­стия в казнях своих бра­тьев по вере.  В этом отно­ше­нии ряд хри­сти­ан­ских писа­те­лей (Иустин Муче­ник, Тер­тул­лиан, Иппо­лит Рим­ский) выска­зы­ва­лись неодоб­ри­тельно по поводу воин­ской службы. Посту­пив­шим в армию до своего кре­ще­ния пола­га­лось необ­хо­ди­мым избе­гать идо­ло­по­клон­ни­че­ских актов и про­ли­тия крови. Согласно неко­то­рым кано­ни­че­ским памят­ни­кам, если хри­сти­а­нин участ­во­вал в боевых дей­ствиях и убивал, ему пола­га­лась епи­ти­мья с отлу­че­нием от таинств, «чтоб хотя бы через нака­за­ние, слезы и сте­на­ния очи­ститься».

Как отно­си­лась к войне и воин­ской службе Цер­ковь Визан­тии?

В визан­тий­ский период воин­ская служба рас­смат­ри­ва­лась как одно из важ­ней­ших обще­ствен­ных слу­же­ний. Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий пишет: «Непоз­во­ли­тельно уби­вать: но уби­вать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Пра­вило 1). При этом, согласно, 13-му пра­вилу свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого: «Уби­е­ние на поле брани отцы наши не счи­тали убий­ством, изви­няя, как дума­ется мне, побор­ни­ков цело­муд­рия и бла­го­че­стия. Но может быть, стоило бы посо­ве­то­вать, чтобы они, как име­ю­щие нечи­стые руки, три года удер­жи­ва­лись от при­об­ще­ния только Святых Таин».

Сле­дует также учи­ты­вать, что в преж­ние века армия испол­няла и поли­цей­ские функ­ции, явля­ясь необ­хо­ди­мым эле­мен­том граж­дан­ского пра­во­по­рядка.

С чем свя­зано раз­лич­ное отно­ше­ние Церкви к воин­ской службе в первые века хри­сти­ан­ства и в визан­тий­скую эпоху?

Дей­стви­тельно, если срав­нить взгляды неко­то­рых ранних и более позд­них цер­ков­ных писа­те­лей на пред­мет воз­мож­но­сти для хри­стиан нахо­диться на воин­ской службе, можно уло­вить неко­то­рое раз­ли­чие. Отча­сти это объ­яс­ня­ется тем, что во вре­мена гоне­ний на Цер­ковь армия, в лице подав­ля­ю­щего числа воинов, не испы­ты­вала лояль­но­сти к хри­сти­а­нам; а также с тем, что, как было отме­чено выше, многие воин­ские риту­алы были свя­зана с язы­че­скими куль­тами.
Со вре­ме­нем же лега­ли­за­ции Церкви и вступ­ле­ния в нее мно­же­ства граж­дан импе­рии, армия напол­ни­лась хри­сти­а­нами; соот­вет­ственно, и рас­про­стра­нен­ные прежде язы­че­ские нормы стали вытес­няться хри­сти­ан­скими.

Могут ли свя­щен­но­слу­жи­тели посту­пать на воен­ную службу в каче­стве воинов?

83‑е пра­вило святых апо­сто­лов и 7‑е пра­вило IV Все­лен­ского Собора вос­пре­щают лицам, нося­щим свя­щен­ный сан, посту­пать на воен­ную службу (7‑е пра­вило IV ВС также запре­щает это и мона­ше­ству­ю­щим). Согласно пра­вилу 55 свт. Васи­лия Вели­кого, «Раз­бой­ни­ков вза­имно пора­жа­ю­щие, аще не суть в цер­ков­ном слу­же­нии, да будут отлу­ча­е­мые от при­ча­стия Святых Тайн: аще же кли­рики, да низ­ло­жатся со своей сте­пени. Ибо речено: всяк при­ем­ший меч, мечем погиб­нет». При этом свя­щен­но­слу­жи­тель может быть капел­ла­ном.

Почему Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ляет воинов в лике святых?

«Пози­ция Церкви в отно­ше­нии воин­ского слу­же­ния осно­вана на том, что ратная служба спа­си­тельна для хри­сти­а­нина при усло­вии соблю­де­ния запо­ве­дей о любви к Богу и ближ­ним, вплоть до готов­но­сти поло­жить душу свою за други своя, что, по слову Христа Спа­си­теля, явля­ется высшим про­яв­ле­нием жерт­вен­ной хри­сти­ан­ской любви» (Поло­же­ние о воен­ном духо­вен­стве Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в Рос­сий­ской Феде­ра­ции).
Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ляет в лике святых только тех, кто стяжал свя­тость, путем испол­не­ния запо­ве­дей Божьих.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки