Пацифизм

Литература по теме

Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий, pax – мир и facio – делаю) –

1) идеология сопротивления насилию ради исчезновения насилия;
2) политическое или общественное движение, направленное на сопротивление войнам и насилию вообще.

Говорится ли в заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения?

Полемизируя с христианами, пацифисты зачастую ссылаются на ветхозаветную заповедь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50-й день после Исхода из Египта (Исх.20:13). Эта заповедь понимается ими, как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах. Удивительно, но хотя стремление к исполнению этой заповеди объясняется ими исходя из необходимости послушания Богу, они словно и не замечают, что, согласно Писанию, в ряде случаев умерщвления одних людей другими происходили в соответствии с волеизъявлением Божьим (Исх.22:18-20; 1Цар.15:1-3). Это значит, что в ветхозаветные времена заповедь «не убий» осмысливалась отнюдь не как абсолютный и безусловный императив

Заметим, что древние евреи не настаивали на существовании категорического противоречия между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал законные смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Следует обратить внимание на слова Бога, дающие ограничение принципу «не убий»: «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника» (Исх.23:7). Во времена действия Нового Завета Церковь тоже не придавала этой заповеди безусловного значения.

Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?

Нельзя. В христианском понимании святость подразумевает праведность и теснейшую благодатно-духовную связь с Богом, любовь к Богу и ближним. Святые стремятся к миру во Христе. Пацифист же (в светском значении слова), в своем пацифистском стремлении, руководствуется отдельно взятым принципом о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек и гражданин, призван принимать участие. Выступая против применения силы, пацифист выступает и против силового противления злу. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Нередко это приводит к тому, что пацифист оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты».

Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?

Пацифистская идеология – это род самообмана. Искусственное насаждение этой идеологии в мирском обществе не сделает общество грешников обществом праведников. Война сопровождала и будет сопровождать человечество всю его историю по причине падшести человека, поэтому вместо того, чтобы заявлять о полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней – призывать людей к нравственному преображению в союзе с Богом, с опорой на благодатные средства, искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в мире, в том числе в периоды войн.

Существует ли здоровый пацифизм?

Такого рода пацифизмом можно назвать естественное человеческое стремление к миру, желание разрешать конфликты, в том числе и военные, по возможности, мирным путем – путем переговоров, с учетом причин их возникновения, а также интересов конфликтующих сторон, на основе благих компромиссов, исходя из подлинного понимания идей добра, милосердия, справедливости. Так как мы живем в мире, где далеко не все люди стремятся соответствовать своему высшему призванию и предназначению, исполнять волю Божью, то и его дальнейшее развитие будет связано с войнами, несмотря на распространение пацифистами своих идей. Тем не менее мы, христиане, насколько это зависит от нас, должны стремиться к миру и способствовать инициированию и осуществлению богоугодных миротворческих процессов.

Чем христианский «пацифизм» отличается от просто пацифизма?

В отличие от пацифиста-нехристианина «пацифист»-христианин реализует свои миротворческие стремления исходя из своих религиозных убеждений, основанных на истинной вере, на учении Церкви. Понимая, что войны являются следствием греховности человека и ратуя за мир, христианин смотрит на человеческое общество здраво и трезво, осознает, что для предотвращения войн одних призывов к миру недостаточно, войны будут происходить вплоть до второго Пришествия Спасителя, и что, наконец, некоторым агрессивно-воинственным действиям, если это уместно, можно противодействовать силой.

Если говорить кратко, то пацифизм отрицает применение насилия в принципе, а христианство допускает его применение для защиты ближних от агрессора.

Есть ли в Ветхом Завете положительные примеры непротивления злу силой?

В Священном Писании Ветхого Завета содержится множество примеров непротивления злу силой. Такие примеры мы видим в некоторых решениях и действиях Авраама (Быт.21:25-32), Исаака (Быт.26:17-22), Исава (Быт.33:4), Иосифа (Быт.50:15-21), Елисея, который не только спас жизнь врагам своего отечества, но и посоветовал царю приготовить накормить их, после чего они были отпущены и возвратились туда, откуда пришли (4Цар.6:18-23).

Как древняя Церковь относилась к войне и воинской службе?

Согласно данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не осуждалось. Указывают, что во времена правления Марка Аврелия христиане входили в состав XII Молниеносного легиона. С другой стороны, в связи с тем, что многие элементы воинских ритуалов в Древнем Риме тесно переплетались с элементами языческих культов, полное соблюдение норм воинских практик христианами, если бы этому был дан свободный ход, противоречило бы главным вероучительным и нравоучительным нормам христианства. Кроме того, на воинов-христиан могли наложить, в приказном порядке, обязанность участия в казнях своих братьев по вере. В этом отношении ряд христианских писателей (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ипполит Римский) высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови. Согласно некоторым каноническим памятникам, если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься».

Как относилась к войне и воинской службе Церковь Византии?

В византийский период воинская служба рассматривалась как одно из важнейших общественных служений. Святитель Афанасий Великий пишет: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Правило 1). При этом, согласно, 13-му правилу святителя Василия Великого: «Убиение на поле брани отцы наши не считали убийством, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть, стоило бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения только Святых Таин».

Следует также учитывать, что в прежние века армия исполняла и полицейские функции, являясь необходимым элементом гражданского правопорядка.

С чем связано различное отношение Церкви к воинской службе в первые века христианства и в византийскую эпоху?

Действительно, если сравнить взгляды некоторых ранних и более поздних церковных писателей на предмет возможности для христиан находиться на воинской службе, можно уловить некоторое различие. Отчасти это объясняется тем, что во времена гонений на Церковь армия, в лице подавляющего числа воинов, не испытывала лояльности к христианам; а также с тем, что, как было отмечено выше, многие воинские ритуалы были связана с языческими культами.
Со временем же легализации Церкви и вступления в нее множества граждан империи, армия наполнилась христианами; соответственно, и распространенные прежде языческие нормы стали вытесняться христианскими.

Могут ли священнослужители поступать на военную службу в качестве воинов?

83-е правило святых апостолов и 7-е правило IV Вселенского Собора воспрещают лицам, носящим священный сан и монашествующим поступать на военную службу.
Согласно правилу 55 свт. Василия Великого, «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет». При этом священнослужитель может быть капелланом.

Почему Православная Церковь прославляет воинов в лике святых?

«Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою за други своя, что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви» (Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в РФ).
Православная Церковь прославляет в лике святых тех, кто стяжал святость, путем исполнения заповедей Божьих.

Цитаты о пацифизме

«Господь Иисус Христос говорит, что для того, чтобы победить зло, надо стать выше зла для того, чтобы победить агрессию, надо научиться не отвечать на нее. При этом христианство никогда не призывало к абсолютному пацифизму, абсолютной пассивности. Когда Лев Толстой пытался по-своему перетолковать эти слова Иисуса Христа и говорил, что, например, христианин не должен служить в армии, то Церковь решительно восстала против этого толкования. Сам Христос не был пацифистом, и абсолютный пацифизм никогда не был свойственен Православной Церкви. То есть, если, например, на ваших глазах совершается зло, если какого-то человека обижают, если на него нападают, то ваш христианский долг — встать на его защиту. Но если чьи-либо оскорбления или агрессивные действия направлены против вас лично, то лучший способ это зло, эту агрессию остановить — это не отвечать злом на зло, то есть в переносном смысле подставлять одну щеку, когда ударяют по другой щеке».
митрополит Иларион (Алфеев)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka