Вино

Аудио-версия статьи

***

Вино́ — 1) алко­голь­ный напи­ток, обра­зу­ю­щийся в резуль­тате бро­же­ния вино­град­ного либо пло­дово-ягод­ного сока; 2) сим­во­ли­че­ский биб­лей­ский термин.

vino 1 - Вино

Вино­град­ное вино, в соот­вет­ствии с уста­нов­ле­нием Гос­под­ним, исполь­зу­ется в Церкви в каче­стве веще­ства для глав­ного цер­ков­ного Таин­ства – Евха­ри­стии; вино упо­треб­ля­ется при освя­щен­нии Пре­стола, в Таин­ствах Еле­освя­ще­ния и Брака. Первое чудо Иисуса Христа – пре­тво­ре­ние воды в вино на сва­дьбе.

Вино в Библии нередко сим­во­ли­зи­рует духов­ные силы и даро­ва­ния (Притч.9:2; Ис.55:1), но вместе с тем и ослеп­ле­ние или смя­те­ние, вызы­ва­е­мые Богом (Иер.25:15). Гос­подь срав­ни­вает Свой народ с вино­град­ной лозой (Пс.79:9–16; Ос.10:1), а землю изра­иль­тян – с вино­град­ни­ком (ср. Мк.12:1–9). Притчу о вино­град­ной лозе, ветвях и вино­гра­даре Спа­си­тель исполь­зует, чтобы пояс­нить Своим уче­ни­кам их вза­и­мо­от­но­ше­ния с Ним и с Отцом (Ин.15:1).

Впер­вые вино упо­ми­на­ется в Библии в 9 главе Книги Бытие.  «Ной начал воз­де­лы­вать землю и наса­дил вино­град­ник; и выпил он вина, и опья­нел, и лежал обна­жен­ным в шатре» (Быт.9:20–21).  Далее сле­дует грех Хама и раз­де­ле­ние в семье.

***

«…Вина до опья­не­ния не пей, и пьян­ство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов.4:15)

«Итак, не будьте нерас­су­ди­тельны, но позна­вайте, что есть воля Божия. И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство; но испол­няй­тесь Духом» (1Еф.5:17–18).

51‑е Апо­столь­ское пра­вило:
«Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или вообще из свя­щен­ного чина, уда­ля­ется от брака и мяса и вина, не ради подвига воз­дер­жа­ния, но по при­чине гну­ше­ния, забыв, что все добро зело, и что Бог, сози­дая чело­века, мужа и жену сотво­рил вместе и таким обра­зом кле­ве­щет на созда­ние: или да испра­вится, или да будет извер­жен от свя­щен­ного чина, и отвер­жен от церкви. Так же и миря­нин».

свя­ти­тель Тихон Задон­ский:
«Есть две дороги, выби­рай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь слу­жить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справ­ляй кре­стины, сва­дьбы, похо­роны с уго­ще­нием – и послу­жишь врагу. Хочешь слу­жить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не пода­вать соблазна людям. Второе: брось обычай уго­щать других на про­во­дах, сва­дьбах, кре­сти­нах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога.
Дело это не шутка. И если мы не на словах только хри­сти­ане, а хотим и на деле слу­жить Христу и Богу, то нельзя нам по-преж­нему пить вино и уго­щать им. Давайте же сде­лаем так, и помоги нам Бог».

О запрете 51‑м Апо­столь­ским Пра­ви­лом гну­шаться вином

про­фес­сор А.И. Осипов

«Одно дело гну­шаться, другое – воз­дер­жи­ваться. Это разные вещи.

Что значит – гну­ша­юсь? Под гну­ше­нием что разу­ме­ется? Когда Апо­столь­ские пра­вила пишут о гну­ше­нии, что име­ется в виду? Вино, мясо явля­ется тво­ре­нием Божиим.  Гну­шаться тво­ре­нием Божиим  грешно. Но рас­смат­ри­вать – одно полезно, а другое вредно – это моя обя­зан­ность.

Должен ли я гну­шаться тигром? Нет, конечно, но пред­по­чи­таю быть от него подальше, чтобы не встре­титься с ним в лесу, в Уссу­рий­ском крае. Я не гну­ша­юсь, но я боюсь. Нельзя – это смер­тельно. Кобра – тво­ре­ние Божие?  Конечно, да и какая кра­са­вица! Только подальше, пожа­луй­ста!

Надо пони­мать  раз­ницу между гну­ше­нием и рас­суж­де­нием. Что мне полезно и что – вредно. Вот алко­голь – вреден. Моему орга­низму трудно пить водку, коньяк, спирт, да еще нераз­бав­лен­ный. И здесь я – нет-нет-нет! Но не потому, что гну­ша­юсь, потому что для меня смер­тельно, потому что вредно. Это разные поня­тия – вред и гну­ше­ние.

Гну­ше­ние – это  омер­зе­ние, чув­ство пре­зре­ния к чему-либо.  Не думаю, что к спирт­ным напит­кам стоит отно­ситься с омер­зе­нием…».

Зачем в церкви про­дают кагор?

игумен Силуан Тума­нов

В первые века хри­сти­ан­ства люди сообща при­но­сили в храм для Литур­гии всё, что необ­хо­димо для бого­слу­же­ния. Сде­лан­ные своими руками свечи из воска со своей пасеки, елей из оливок во дворе, собран­ный с души­стых дере­вьев ладан, вино со своего вино­град­ника, хлеб из своей пше­ницы, из своей печи.

Но даже в древ­но­сти далеко не у каж­дого город­ского жителя был свой сад или пасека. Что же про нас гово­рить? А участ­во­вать в общем деле необ­хо­димо, иначе какое же это дело «общее», если мы только поль­зу­емся пло­дами чужого труда бес­платно? Поэтому несли и несут в храм деньги, необ­хо­ди­мые для того, чтобы при­об­ре­сти всё раз­но­об­ра­зие наших цер­ков­ных при­но­ше­ний. Если люди могут – то поку­пают и жерт­вуют и ладан, и свои свечи, и при­ве­зён­ное из палом­ни­че­ства вино.

Для бого­слу­же­ния ста­ра­ются выби­рать самое лучшее. Поэтому храм само­сто­я­тельно выби­рает и заку­пает свечи, вино, ладан, просфоры и пред­ла­гает их людям. Чтобы всем было удобно, хорошо и без­опасно. Так что бутылка кагора, кото­рую Вы можете уви­деть в свеч­ной лавке при храме, не для укра­ше­ния Вашего засто­лья. Это воз­мож­ность для Вас поучаст­во­вать в совер­ше­нии Литур­гии через жертву каче­ствен­ного вина.

Обычно к такой бутылке при­креп­ляют записку о здра­вии или упо­ко­е­нии род­ствен­ни­ков и отдают в алтарь. Можно при­кре­пить записку и оста­вить бутылку там же, за свеч­ным киос­ком. Можно при­об­ре­сти и само­сто­я­тельно пере­дать батюшке.

***

См. также: АЛКО­ГО­ЛИЗМ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки