Бог есть любовь и Он зла конечно не делает, Он изливает любовь, а то что я буду страдать от этого - не Его вина, с этим вопросов нет… Почему бы недостойным рая не лишиться сознания, жизни? Перейти в небытие, чтобы я не осознавал себя, как не осознавал до того как родился. Для меня это очень больной вопрос.
Земные муки могут вразумить, очистить душу, привести к вере, смирить... много пользы и смысла от них. А от мучений в аду толку никакого, поскольку ни к каким изменениям они не приведут, постоянная мука.
Владимир Т., 14 апр 2017 #173
Ну жил человек достойно ада, ну и что? … зачем ему дают вечную жизнь в новом теле, где он будет обречён на вечные муки и исправляться не сможет никогда! Зачем такая жизнь? Справедливости ради? Наказания ради? А толку от этого наказания? Всё равно таким-же останется человек, вечно мучающимся. Владимир Т., 13 апр 2017 #92
В чём смысл этой бесперспективной жизни в вечных мучениях? Воздать по делам? Ну а толку? Зачем таким людям вообще жить? Владимир Т., 13 апр 2017 #96
Бог воскресит меня, соединит мою душу с новым телом, на тебе человек, Я тебя создал вечным, поэтому мучайся вечно, что поделаешь… трагедия, ну и ладно, приятных мук...Владимир Т., 14 апр 2017 #176
Непонятно для чего Бог поддерживает жизнь этим бессмысленно существующим людям, которые бессмысленно мучаются. Я не могу принять бессмыслицу. Владимир Т., 16 апр 2017 #265
Ну вот открыто говорят что смысла от мучений нет, они бессмысленно мучатся. Вы в такое можете поверить? Это и Бога выставляет делающим бессмысленное. Владимир Т., 14 апр 2017 #217
Согласен что Бог всемогущ, согласен что Он делает то что хочет, и это происходит, и не согласен что Он делает бессмысленные вещи.
Вы клоните к тому что Бог мучающихся хочет спасти из ада? И спасёт? Владимир Т., 15 апр 2017 #242
Бессмысленно верить тогда в вечные муки, если сами муки бессмысленны. Владимир Т., 15 апр 2017 #223
Прозвучало - "это догмат и надо принимать на веру" без вопросов. Хорошо, закрывайте тему. Только интересно, как вам живётся без ответа? Меня это просто на куски разрывает, мне лично больно с этим жить.
А. ‒ Многие приходят к вере в Бога, не находя смысла жизни без Него. Но когда осознаем бессмысленность вечных мучений, когда нам объясняют (Преподобный
Исаак Сирин.
Слова подвижнические. Слово 18), что грешники, воскреснув и увидев на Суде Бога лицом к Лицу, раскаются, что отвергли любовь Божию, и побегут в геенну прочь от огненной лавы любви Бога и бича любви Его, и «
как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого возможного наказания… таково гееннское мучение, - оно есть раскаяние», и будут вечно мучимы этим раскаянием без всякой возможности покаяния, тогда эти объяснения лишают опоры веры в любовь и милосердие Бога. И душа требует ясности в ответе на действия Бога.
Б. ‒
Почему милосердный Бог до приговора на Суде не примет покаяния от грешников, которых Сам же воскресит для того, чтобы они познали Его любовь, которую не сумели или не хотели познать в своей земной жизни?
Не принижая важность покаяния в земной жизни для предотвращения вечных мучений, выскажу свое мнение о возможности покаяния воскресших грешников до Суда над ними. Святые отцы утверждают, что после смерти покаяния нет. Но с другой стороны
Сам Христос сказал, что «у Него все живы» (Лук.20:38), даже после смерти тела. И действительно,
душа грешника, покинув в смерти первой бесчувственное тело, сама продолжит жить и сможет познавать Бога и Его любовь в новом качестве – в духовном, подготавливаясь к жизни в духовном теле после воскресения. И тогда, как я думаю, ничто не воспрепятствует воскресшим грешникам покаяться до Суда, как покаялся благоразумный разбойник.
Бог же всегда, как я уверен, принимает искреннее покаяние, идущее от сердца, даже после смерти тела. Лишь бы было покаяние. Если отрицать покаяние души после смерти тела, то тщетны наши молитвы о упокоении ближних, не сумевших вовремя покаяться. Тщетна тогда и молитва блаженной Ксении Петербургской о упокоении ее мужа. Но я надеюсь, что по нашим молитвам о упокоении ближних они захотят покаяться и Бог даст им благодать к покаянию.
Те же, кто утвердится в гордости, не будут иметь раскаяния и не смогут покаяться даже на Суде. Они останутся вне рая, лишенные блаженной жизни с Богом, что называют смертью второй или существованием в вечных мучениях. Естественно,
в смерти второй (и последней) у укорененных во зле грешников покаяния не будет, что и совпадает с утверждением святых отцов, что после смерти покаяния нет.
В. ‒ Теперь о смысле вечных мук и
о невозможности прекращения милосердным Богом вечных мучений грешников посредством окончательного разрушения их души и тела.
«
Ибо мы Им живем и движемся и существуем»
(Деян.17:28).
Святой Беда Достопочтенный, ссылаясь на блаженного Августина
1 (
О книге Бытии буквально),
объясняет: ‒ «
Его мудрость твердо простирается «от одного конца до другого и все устрояет на пользу
» (Прем. 8:1), благодаря каковому расположению «мы Им живем и движемся и существуем
». Отсюда можно заключить, что, если бы Он перестал прилагать это Свое действие, то мы бы Им не жили, не двигались и не существовали».
Итак, если Бог милостив и любит нас, то
почему Он не прекратит вечные мучения тех, кто осужден в геенну? Почему Он не лишит их Своей благодати так, чтобы они окончательно разрушились и ушли в небытие? Разве они виноваты в том, что не захотели жить с Богом в Царстве Небесном? Какой смысл оставить их пребывать в вечных мучениях?
Преподобный
Исаак Сирин пишет: ‒ «
Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. … Почему также человек именует Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читает, что при одном сокрушении, какое явил (сын, – отец) притек, и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим?... Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер»? (
Слова подвижнические. Слово 90). «
Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет (с избытком)… Как песчинка не выдерживает равновесия с большим весом, золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим» (
Слово 89).
‒ Некоторые, основываясь на этих высказываниях, скажут, что все спасутся.
Но сказанное преподобным относится только к способным раскаяться грешникам.
А как же могут войти в Царство Небесное те, кто укоренен в злых делах и сам не проявлял милости к обездоленным и противникам?
Гордость и ненависть стали неустранимыми свойствами их личности, а противоборство Богу стало смыслом их жизни. Они, воскреснув и увидев Бога, не раскаются даже на Суде, как не могут раскаяться падшие ангелы во главе с дьяволом, которые хотя и познали Бога и любовь Его, но не обращаются к Богу с покаянием, а пребывают по своей гордости в противоборстве Ему.
Милость Божия превышает праведный суд лишь до тех пор, пока возможно покаяние и исправление.
Но на Последнем Суде, когда все возможности вразумления уже исчерпаны из-за твердости грешников в гордости, милость отступает и Суд творится по справедливости. «
Божественная справедливость потому и является поистине истинной справедливостью, что всем дает свойственное им, в соответствии с достоинством каждого из сущих, и природу каждого сохраняет согласно ее чину и силе… Неравенство справедливость оберегает, не допуская, чтобы произошло смешение всего со всем, сохраняя все сущее в соответствии с тем видом, в котором каждому свойственно быть» (
Дионисий Ареопагит.
О Божественных именах). Поэтому грешники, неспособные раскаянию из-за своей гордости, не могут быть спасены и нет им места в Царстве Небесном.
‒
Другие скажут, что по справедливости наказаны они вечными муками за то зло, которое совершили. Но такое возмездие за грехи без возможности исправления нарушает любовь и милосердие Божие. Бог по праведному Суду Своему не пустит их в соответствии с их греховностью в Царство Небесное, но
наказывать отвергающих Бога грешников вечными мучениями без всякой возможности их вразумления, покаяния, примирения и спасения, то есть отомстить за их злодеяния, милосердный Бог не может. Хотя и сказано «
У Меня отмщение»
(Втор.32:35) или «
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим.12:19), но Бог не мститель (
Ожидание Второго Пришествия Христа ‒
#13,
#14,
#19,
#23). Он не воздаст злом за зло. Наказания Богом попускаются только для вразумления грешников. Грешник, делая греховные дела (зло), сам создает страдания не только другим, но и себе. А Бог лишь ограничивает страдания, попуская их в той или иной степени для вразумления грешников и укрепления в вере праведников.
В чем же тогда смысл вечных мучений после того, как оглашен окончательный приговор и исцеление уже невозможно?
Почему Бог по милосердию Своему не лишит их Своей благодати, чтобы они дошли до такого хаотичного состояния, при котором разрушились бы и потеряли бы всякую чувствительность, как это происходит с умершим телом? И тогда после Суда в смерти второй сгорело бы в геенне и разрушилось в пыль не только воскресшее тело их, но и душа.
Здесь я думаю, можно рассмотреть две причины почему, несмотря на милосердие Божие, превышающее справедливость возмездия, грешные в геенне все-таки останутся вечно пребывать в мучениях.
1. Во-первых, это можно объяснить тем, что душа, как простая сущность, не состоящая из отдельных структурных частей (элементов), не может быть разрушена, будучи лишенной Божией благодати. Поэтому однажды рожденная одновременно с телом, душа, как простая и не разрушаемая сущность, живет вечно, но при отчуждении от благодати Божией она живет в страданиях. Кроме того, душа страдает от разрыва со своим телом и жаждет соединиться с ним вновь, чтобы восстановить цельность личности. При воскресении воскреснут и грешники. Душа получит облегчение, но как укорененная во зле, она останется пребывать в гордости и желании противоборствовать Богу. Грешники, изолированные в геенне, лишенные Богообщения и возможности противодействия Богу, будут мучимы своей бессильной злобой.
Но, скорее всего, предположение, что Бог не может прекратить существование души, ошибочное. Мученик Иустин Философ (
Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 6) пишет: ‒ «
Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более… От души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует».
2. Во-вторых, вечные мучения можно объяснить
желанием Бога всех нас приобщить к любви Своей и
неизменностью правды Божией, ограничивающей Его милосердие.
‒ Преподобный
Исаак Сирин говорит о том, что «
есть три способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним. И никто не может приблизиться к Божией любви, если не поведет его один из сих трех способов» (
Слова подвижнические.
Слово 58). Потому сказано Христом про вечные муки, чтобы тех, кто не вразумится последствиями своих и чужих грехов, вразумить предупреждением о вечных муках. Для некоторых нужен первоначальный страх Божий, чтобы удерживать их в вере. По мере же приобщения к Богу, этот первоначальный страх перерастет в страх потери Бога. А когда придет совершенная любовь, то от страха Божьего останется только блаженный трепет перед величием Божественной любви.
‒ "
Невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий [1], можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын… и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4, 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его [2]". (
Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания).
По благости Своей Бог захотел поделиться счастьем любви с людьми и ангелами. И по милосердию Своему Христос взял грехи человеческие на Себя в Крестной Жертве, указав нам грешникам путь приобретения счастья любви ‒ «
если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Матф.16:24). И преступникам покаявшимся открыл дорогу в Царство Небесное
(Лук.23:39-43). Всех Он хочет спасти. И
по любви Своей дает предупреждение о вечных муках тем, кто не желает идти по пути к Истине, начало которому положено в словах Его «
исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»
(Мар.1:15). Лишение себя любви к Богу и противление заповедям Его это путь в погибель и смерть, путь в геенну, где «
где червь их не умирает и огонь не угасает»
(Мар.9:44). И
чтобы грешники одумались, Бог дает это страшное предупреждение о вечных муках.
Здесь вовсе не педагогический прием, а правда Божия, которую никто и ничто не может отменить, даже милосердие Божие. Если бы это было невыполнимой угрозой, то это было бы нарушением правды Божией. Но если правда нарушается в одном, то она может быть нарушена и везде. Где же тогда будет доверие Богу и вера в Него? И тогда все Священное Писание, как откровение Божие, превратится в ложь. И тогда многие отпадут от Бога и скажут ‒ «
Бери от жизни все, живи, как хочешь, богатей и веселись, пока живешь». И воцарится в мире ложь, вражда, грабежи и убийства. А самоубийцы скажут ‒ «
Зачем беспросветно мучиться и страдать в этой жизни? Покончу с ней, уйду в небытие и никаких мучений». Вот для таких людей, чтобы хоть как-то привести их в разум, Бог и дает предупреждение о тяжком их посмертном пребывании вне жизни с Ним. Бог хочет всех спасти и поэтому никогда не нарушит Своего предупреждения о вечных муках грешников, отвергающих Его.
Итак,
Бог, даже если бы и мог избавить грешников от вечных мучений по милости Своей путем лишения их благодати,
не может отменить неизменную правду Свою о вечных муках для укоренившихся в злых делах и страстях грешников потому, что любовь и правда Божия превыше милости Его.