Здравствуйте.На вопрос Ваш не отвечу и не подскажу ничего.Хотелось бы только написать о "наказании человечества за грехи".Вчера прочитала что говорил арх.Амвросий (Юрасов),по этому поводу, - я и раньше так думала, а тут у него прочитала.
- Господь - полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем... За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. Мы сами себя ставим под удар наказания.
Слово "наказание" имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно - не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался - на него заводят дело в милиции. Украл что-то - то же самое. То есть сам себя человек наказывает.
архим. Амвросий (Юрасов)
Это утверждение,что Господь никого не наказывает, является лжеучением,именно Он наказывает и Он же определяет меру наказания или его отмену вследствии,например, покаяния человека.Очень четко это видно допустим во 2 книге царств,где Господь предлагает Давиду 3 вида наказания...голод,мор или войну.И как только произошло покаяние,Господь останавливает Ангела избивающего людей.
- И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
- И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне.
- И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.
- И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина.
- И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
- И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина.
- И пошел Давид по слову Гада, как повелел Господь.
- И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицем своим до земли.
- И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа.
- И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.
- Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь Бог твой да будет милостив к тебе!
- Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра.
- И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.
Будьте осторожны с высказываниями некоторых современных богословов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.
Вопрос 26. Если Бог знал все прежде, нежели сотворил, то предопределил ли все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?
Ответ. Бог знал все прежде сотворения мира, но предопределил только доброе, как говорит Св. Дамаскин (Богосл. 2, 30): поелику предопределить злое противно Божией благости. Злом же надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. Тракт. о двух волях во Христе). А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровыя язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам (Васил. Велик. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла), поелику несчастия сии причиняют нам скорби и страдания, коих мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поелику
Бог, наказывая нас оными, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (
Ам. 3, 6), то здесь называет злом праведное наказание Божие. Кроме того,
Бог, по Своей премудрости и правосудию, предопределяет только то, бытие чего не состоит в нашей власти. Напротив, те блага, коих существование состоит в нашей власти, Он предвидит так, что и Сам, по Своему благоволению, споспешествует нашему желанию, что, впрочем, не уничтожает сущности свободы.
--------------------------------------------------------------------
Точное изложение православной веры.
Прп.
Иоанн Дамаскин: "Должно же знать, что Бог предварительно желает,чтобы все спаслись и сделались участниками Его Царства (см. 1Тим. 2, 4).Ибо Он создал нас не для того, чтобы наказывать, но как Благий, для того чтобы мы приняли участие в Его благости. А чтобы согрешающие были наказываемы, этого Он желает как Правосудный." (Преп.
Иоанн Дамаскин,Точное изложение православной веры,кн.2,).
------------------------------------------------------------------------------------
Святитель
Феофан Затворник.
(На четвертый день после двух больших пожаров. Жители выносились из домов)
Что мне сказать вам и о чем начать говорить с вами? Горестно положение наше, велика скорбь! Отяготела на вас рука Господня! Мало ли времени томит нас засуха? Но не прошла еще эта беда, как напала другая – пожар. Еще и думать мы не начинали о том, как оправиться от сего пожара, как напал другой. Еще не кончился этот, как повсюду прошла злая весть о непрерывности пожаров – и изгнала нас из домов своих. Наш город ныне точно Иов, – которого теснили одно бедствие за другим, пока, лишив всего и покрыв ранами, не выбросили вон из города. И вот как тот вне города сидел на гноище, – так ныне у нас все почти вынеслись из домов и живут на пустырях, прибрежьях и иссохших потоках, как пчелы, выгнанные из ульев удушающим дымом. Вот до чего дошли мы! Кажется бы, – довольно испытания. Но и еще рука Господня высока.
Все, что может зависеть от предусмотрительности человеческой, сделано (учреждена военная стража по всему городу; сверх того, каждый дом обязан иметь своего стража денно-ночного), и – благодарение Господу! – опасность уже не так грозна, как было в начале. Но все же покой еще не возвращается к нам, чувство безопасности не приходит и благонадежие не осеняет духа нашего. Что же бы еще надлежало нам сделать, чтоб Господь возвратил нам покой наш?
Предложу вам одно сравнение, и вы сами догадаетесь, что надо нам сделать, чтоб Господь принял тяготеющую над нами руку Свою. Когда учитель, подняв руку, начинает грозить, все ученики, знающие за собою что-либо недолжное, тотчас исправляют свои вольности. Не восстановится порядок – не опустит учитель грозящей руки своей. Но что жизнь наша, как не училище благочестия, и Кто Учитель в нем, как не всепопечительный Господь? Вот над нами простерта грозящая рука Его и не опускается. Верно же, не все еще мы пришли в порядок или не все всё привели в себе в порядок, что Он не опускает ее. Итак, не будем недогадливее малоопытных детей! Как братья Иосифа, когда он поставил их в стеснительное положение, тотчас сознали свою вину и стали говорить друг другу: «ей, во гресех есмы брата ради нашего» (
Быт. 42:21), то есть: «Это мы терпим за то, что продали брата своего», – так и каждый из нас, находясь ныне в стеснительном положении, пусть войдет в себя, сознается во всем, что найдет за собою неисправного – мало ли то или велико, и положит твердое намерение исправиться. Пусть сознает один – одно, другой – другое, всякий – свое, и все вместе воззовем: «Согрешихом, Господи, согрешихом, и крайнего Твоего отвращения достойни сотворихомся; но не остави милости Твоей от нас и пощади нас, смиренно кающихся Тебе!» И – милостив Господь! – наверно, прекратится беда наша! Разве страданиями нашими утешается Господь?! Нет. Но Ему души наши дороги; и коль скоро они приходят в свой чин, Он тотчас прекращает всякое исправительное бедствие. Таков уж закон Промышления Божия о нас! Так, например, Давид согрешил;
Бог предложил ему чрез Пророка избрать одно из трех наказаний: или трехмесячную войну, или трехгодичный голод, или трехдневный мор. Давид избрал последнее, говоря: «да впаду убо в руце Господни» (
2Цар. 24:14). Но смотрите, что было! Так как сердце Давида глубоко было сокрушено пред Господом уже самым назначением наказания, то Господь, приводя в исполнение определение Свое о наказании, не на три уже дня посылает смерть, а только от утра до полудня. «И даде Господь
смерть во Израили от утра до часа обедняго» (
2Цар. 24:15). Видите, какова сила сокрушения! И мало того: лишь только Давид, увидев «Ангела биюща люди», возопил: «се, аз есмь согрешивши!» (
2Цар. 24:17) – то есть лишь только он совершенно сознал, что вся вина на нем одном, и покаялся, – то в ту же минуту Господь повелел Ангелу, погубляющему люди: «довольно ныне, отыми руку твою» (
2Цар. 24:16). Вот и опущена карающая рука Божия! Кто это сделал? Покаяние. Обратимся же и мы к нему – и увидим милость. Ибо, наверно, этого только и ожидает Господь, чтоб помиловать нас. «Бог мог бы и тотчас прекратить всякое бедствие, – говорит святой Златоуст, – но Он не прекращает скорби, пока не увидит, что в нас произошло обращение и покаяние твердое и непоколебимое. И следовательно, когда произойдет сие последнее, беды тотчас прекратятся милостивою рукою Господа. Как золотых дел мастер тотчас вынимает золото из горна, когда увидит, что оно хорошо очистилось, так и
Бог тотчас отводит тучи бед, когда видит, что мы совершенно исправились».
Да, если б мы наперед положили начало покаянию и исправлению, то и совсем не постигла бы нас беда сия. Если б вразумились мы засухою, не пришли бы пожары. Но как во время засухи церкви у нас были пусты, а места увеселений полны, то и нужно было новое вразумление. И вот оно! А что это так, можете судить по примеру Ниневии. На что грознее того определения: «еще три дни, и Ниневия превратится» (
Ион. 3:4)! И однако ж, Ниневия осталась целою. Отчего? Оттого что, как только возвестил Пророк ниневитянам о готовой им казни Божией, они тотчас во вретище (покаянное одеяние) и пепле покаялись пред Господом. Покаялись – и пощажены; ибо не пагубы ищет Господь, а спасения. "Я, – говорит, – возглаголю на язык и на царство, да искореню их и разорю и расточу Я» (
Иер. 18:7). Видите – как!!! Расточу, разорю, искореню... Какое грозное определение! Что же потом? «Аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениях, яже помыслих сотворити им» (
Иер. 18:8). То есть если народ покается и исправится, то, как бы ни было грозно определение, не потерпит никакого бедствия. Так, в наших руках было отвратить нависшую над нами тучу. Но мы пропустили первое вразумление без внимания – и вот терпим новое наказание за нерадение и беспечность, – наказание уже более чувствительное. Что же делать?! Тогда пропустили, – теперь по крайней мере воспользуемся уроком, как следует. Покаемся и принесем «плод, достойный покаяния» (
Мф. 3:8): исправим все, что есть в нас неисправного. Отложим гордость. Исторгнем из сердец корень зол – сребролюбие. Возрастим милосердие, правду, кротость. Прекратим роскошь. Отвергнем изысканные украшения и одежды. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное нам для делания добра. Дадим силу уставу Святой Церкви. Умножим моления – тайные: на всяком месте и во всякое время; общественные: здесь, в храме Божием, держа себя в них, как и во всем, в должном порядке и покорности велениям Божиим. Сотворим все сие, – и могу вас уверить, что возвратится к нам желанный покой наш.
Но вот скажет кто: «Мы и так убиты горем и потерями, а тут еще бьют нас обличениями и строгими уроками. Дайте нам слово утешения. Излейте елей на жгучие раны сердца». Но, братие, я не о словах сладких заботился, а хотел показать вам дело, которое одно может доставить вам утешение истинное и прочное, – и не только утешение доставить, но и отвратить самое бедствие, постигшее нас, и все восстановить в прежний чин и порядок. Ибо ничего нет могущественнее покаяния. Можно, конечно, много придумать успокоительных слов, но что будет от них пользы? Ими можно только сверху закрыть рану, оставив злокачественную материю внутри. Но в таком случае непременно нужны будут новые прижигания, нарезы и пластыри, иначе – новые беды во уврачевание наших греховных страстей. Покаяние же совершенно врачует все раны душевные и, следовательно, делает излишними все очистительные меры, устрояемые к тому Божиим Отеческим о нас Промышлением.
А о том и говорить нечего, что нам должно благодушно перенести постигшее нас бедствие. Вы так и делаете, сколько знаю. И пребудьте в сем расположении неизменными, воодушевляясь примером Иова, который один потерпел более, чем все мы, и, однако ж; не переставал благодушествовать. Внешно мы уже схожи с ним. Позаботимся уподобиться ему и внутренним настроением ума и сердца. Смотрите, как обобрали его беды! И однако ж, он не пал духом под тяжестию искушений. «Но что Господь, – говорит, – даде, Господь и отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно [во веки]» (
Иов. 1:21). Будем и мы благословлять Господа и смиренно – в вере и любви – лобызать наказующую нас руку Его. Ибо всё от Него. Другие участвующие здесь лица, если они есть, суть только орудия Его правды и милости. Источник же – Он один. А Он не по злобе наказывает, ибо бесстрастен есть, – а по одному желанию нам душевного спасения. Ему убо предадим себя, в сердечном исповедании: «Буди воля Твоя, Господи, на нас». Ему предоставим всё, а сами будем только покаянно молиться и молитвенно каяться с твердым намерением жить благочестно – по всем заповедям и оправданиям (законам) Божиим. И верно, не будем посрамлены в уповании сем.
Буди же, Господи, милость Твоя на нас, яко-же уповахом на Тя! Аминь.
14 августа 1860 года.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Святитель
Василий Великий.
"Когда же слышишь: несть зло во граде, еже Господь не сотвори, – слово зло понимай так, что Писание разумеет под ним бедствия, посылаемые на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: озлобих тя, и гладом заморих, да блага тебе сотворю
(Втор. 8:3, 16),остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности, как поток, удерживаемый какой ни есть твердой плотиной и преградой.
Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха.
Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, – это зло, наиболее достойное этого наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги бывают нужны к показанию мужества, например, Иову – лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются как врачевство от грехов, например, Давиду – домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтобы поползновенных на грех сделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землей в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины."
Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Святитель
Иоанн Златоуст:
«Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (Свт.
Иоанн Златоуст. Беседа, когда Евтропий, найденный вне
церкви, был схвачен).
Когда ты говоришь, что Бог человеколюбив и не наказывает, то, по-твоему, выходит, что Он уже не человеколюбив, если накажет. Замечаешь ли, на какие мысли наводит вас дьявол? Что же? Неужели монахи, поселившиеся в горах и показавшие множество подвигов, останутся не увенчанными?
Ведь если злые не наказываются и нет никакого воздаяния, то иной может сказать, что и добрые не награждаются. Я с этим не согласен, скажешь ты, так как с благостью Божьей более сообразно существование только одного царства, а не геенны. Значит, блудник, прелюбодей, совершивший тысячи преступлений будет наслаждаться теми же благами, какими и отличившийся целомудрием и святостью?
Значит, Павел станет наряду с Нероном, или даже дьявол наряду с Павлом? Если нет геенны, а воскресение будет общее, то и злые удостоятся тех же благ, каких и праведники? Какой же безумец может утверждать это? Или, лучше сказать, кто из демонов осмелится говорить это? Ведь бесы признают геенну, потому "и закричали: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Mатф. 8:29). (Св.
Иоанн Златоуст, Беседы на послание к Римлянам, 25)
Он же: "Итак, размышляя обо всем этом, пусть перестанут говорящие это обманывать себя и других, так как за эти слова они понесут наказание, потому что смеются над страшными вещами, приводят к беспечности многих желающих истинно заботиться о своем спасении и даже нимало не подражают язычникам - ниневитянам. Те, будучи во всем несведущими, когда услышали, что город их будет истреблен, не только не обнаружили неверия, но и восстенали, облеклись во вретище, смирились и не прежде перестали все это делать, пока не утолили гнева Божьего.
А ты, зная столько случаев суда Божьего, словами своими уничтожаешь то, что сказал Бог? Потому участь твоя будет противоположна участи ниневитян. Те, устрашившись слов, не подверглись наказанию на самом деле, а ты, презирая угрозы на словах, понесешь наказание на самом деле. Теперь слова эти кажутся тебе басней, но не покажутся такими тогда, когда убедишься в них на деле.
Неужели ты не видишь, что сделал Христос и здесь, на земле? Не одинакового жребия Он удостоил двух разбойников, но одного ввел в Царство, а другого послал в геенну. Но что мне говорить о разбойнике и человекоубийце? Христос не пощадил и апостола, когда он сделался предателем, но, предвидя, что он стремится в петлю, удавится и рассядется (ведь сказано: "низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его"
(Деян. 1:18), - предвидя, говорю, все это, однако, попустил ему претерпеть это, чтобы посредством настоящего удостоверить тебя во всем будущем.
Итак, не обманывайте сами себя, доверяя дьяволу, - ведь это его внушения. Если судьи, господа, учители и даже люди необразованные награждают добрых и наказывают злых, то возможно ли, чтобы Бог поступил иначе и доброго сравнял с порочным?"
" мы так безумны и бесчувственны, что не понимаем своего безумия и смеёмся тому, о чём следует рыдать.
"Ибо открывается", - человече, - "гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков"
(Рим. 1:18).
"…грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря"
(Пс. 49:3).
"Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его"
(Пс. 96:3). "Ибо вот, придет день, пылающий как печь" (Малах. 4:1).
Но никто не думает об этом; хуже басней считают и презирают столь страшные и ужасные вещи; никто не слушает; все смеются и хохочут. Какая же будет нам польза? Откуда мы получим спасение? Мы погибли, истощились, сделались посмешищем врагов наших и предметом поруганий для язычников и демонов." (Беседы на послание к Евреям, беседа 23),
"Образумимся, прошу вас; вокруг нас ежедневные войны, потопления, безчисленные несчастия, и гнев Божий со всех сторон окружает нас. А мы остаемся так спокойными, как будто мы делаем угодное Богу" (там же).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Свят.
Игнатий (Брянчанинов): «Просвещаемые законом Божиим, ма научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Священномученик Владимир (Богоявленский): «К сожалению, едва только удаляется от нас гнев Божий, жизнь города начинает уже опять
принимать тот вид, какой она имела до болезни: храмы Божии снова пустеют, площади града опять оглашаются бесчинными плясками,
бесстыдными песнями. [...]
Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч,направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия.»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Человек сам себя наказывает»
Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель
Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне Вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный
Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).
«В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться»
Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафематствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св.
Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5).
«Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»
Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»
(Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого
Иринея Лионского, жившего в ||| веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней»
(Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь»
(Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим).
«Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает»
1.Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28.»И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11).
(Ин. 3:36) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул» .
(Мк.3:1-5). «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.
Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что
Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).
Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: (Иак.4:12|2Пет.2:9|2 Пет.2:13|Рим.1:18|Рим.2:5-6|Рим. 12:18 |1 Кор.3:17|Кол.3:6|1 Фес.4:6|2 Фес.1:8-9|2 Фес, 2:12|Откр. 15:1|Откр. 11:18 |Откр.22:12) Данные цитаты в раскрытом виде .
Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.
2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены)
(Иак.1,17)» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог»
(Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).
«О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того,чтобы запугать человека, для его исправления»
Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» — справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.
«Бог любит всех одинаково»
Библия показывает обратное: «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них»
(Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп.
Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое»
(Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел
(Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак».
(Рим.9:13).
Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне — «которого любил Иисус», становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания – для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы .Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми»(10).
Заключение:
Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине»
(1Кор.13:8.6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь – величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).
В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: «Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников…». И в разделе «Правда Божия» он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (Читать —
http://dulevich-anton.livejournal.com/50392.html + святые о наказании Божием (подборка цитат) —
http://dulevich-anton.livejournal.com/49854.html)
Конечно, очень удобно верить в выдуманного Б(б)ога, который не накажет за беззакония и не любящих его насильно затащит в Рай. Только это не Тот Бог, Который являлся на Синае Моисею, не Тот, Который не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, Не Тот Бог, Который в конце времен сядет на белом престоле, чтобы воздать каждому по делам его
Антон Дулевич,руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии.
Литература:
1. Блж .Августин,«О Граде Божием», кн.15, гл.25, источник: О Граде Божием. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с.762
2. Прп.
Феодосий Печерский. «Поучение о казнях Божиих»
3. Свт.
Иоанн Златоуст. (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен,
http://ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_02.htm
4. Свт.
Иоанн Златоуст. На Послание Св. Ап. Павла к Римлянам, беседа 5, п.2,
http://orthlib.ru/John_Chrysostom/riml05.html
5. Прп.
Иоанн Кассиан Римлянин.дСоч., кн. 8 «О духе гнева», гл.4, источник: Писания преподобного отца Иоанна
Кассиана Римлянина. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892 — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с. 125)
6. Свмщ.
Ириней Лионский. «Пять книг против ересей»
7. Свт.
Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 5:22
8. Сайт «Україна Православна»,01.09.2010 archive, Вестник №108
9. Свт.
Игнатий (Брянчанинов). Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих.
10. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). «О НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ».Проповеди. Том 3
11. Св. прав.Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе.
12. Митрополит Московский
Филарет Московский. Катехизис.
13. Блаженный
Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея
14. Свт.Феофан. Наставления в духовной жизни
15.Свт.
Василий Великий. Творения, Ч. 5. О подвижничестве / О Суде Божием,
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=podvig
Некот. цитаты из Св. Писания приведены по Синодальному переводу)
16. Преп.
Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся: Сб. писем / Сост. В. В. Кашириной. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 416 с.: ил. — (Письма о духовной жизни).
17. Свт. Феофан.Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18;
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=rimlaf)
18. Свт.
Тихон Задонский. Письма келейные.
19. Свт.
Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь.
20. Свт.
Иоанн Златоуст. Слово 25-е. О будущем Суде.
----------------------------------------------------------------------------
Святые отцы Церкви о наказании Божием:
Свмщ.
Ириней Лионский (✞ 202):
о лжеучителях утверждающих, что Бог не праведный, что Бог только любовь.
«…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что
они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею. С другой стороны добрый (Бог), если он только благ и не одобряет тех, кому оказывает благость, будет вне справедливости и благость Его окажется немощною, потому что не спасает всех, если не сопровождается судом».
(Пять книг против ересей).
Святитель
Иоанн Златоуст (✞407):
говорит, что те, кто считает, что Бог не наказывает, выставляют Бога обманщиком:
«Слышал я, как
некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекруше ние и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?»
«Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает? А если накажет, то по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым?”
«
Подвергнемся наказанию и за нескромный взгляд, дадим отчет за праздное слово и сказанное для смеха, за злоречие, помыслы, пьянство. А в добрых делах получим награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох».
«Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, потому что все это его (диавола) мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же?»
Святитель
Тихон Задонский (✞1783):
«Тогда услышат и грешные
от разгневанного Судии, Которого, живя в мире, не хотели слушать, услышат страшные слова: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". И обвинит их за неправду, неблагодарность и неверие: "...алкал Я, и вы не дали Мне есть... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"
(Мф. 25, 34-46). Идут все на свои места, но не одинаково идут - одни с плачем и неутешным рыданием, другие с радостью и неизреченным веселием»
О видах наказания:
1. И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются от Бога, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит:
«Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11:32)
2. Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева. Как отец чад своих наказывает, наказывает их, но не умерщвляет, бьёт, но не убивает. Об этом наказании говорит апостол:
«Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6-7). И здесь правда Божия показывается, которая
малых грехов не оставляет без наказания, с хотя с милостью и человеколюбием соединена.
3. На нечестивых
изливает гнев ярости Своей, и
истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих.
(Наставления. Письма. Размышления. Молитвы. М. 2003)
Святитель
Феофан Затворник (✞1894):
«
Для нечестивых уготован вечный огонь, но правда требует исполнения меры грехов, чтобы нечестивые сделались достойными вечной казни; "неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится"... Это для них же хуже: мнимое торжество их обратится в истинное и вечное бедствие и временные радости - в вечные слезы».(Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18
"Вы все упираетесь на благость Божию, а о правде Божией забываете, — тогда как Господь «благ и праведен» (…) Иным думается, что без наказания и мук грешников, конечно, нельзя оставить, но эти муки не будут вечны: помучатся-помучатся отверженники, а потом и в рай. Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна:
ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая".(Наставления в духовной жизни)
"Неверы и грешники,
не гнев только грозный и неумолимый увидят на лице Господа Судии,
но и мощь беспредельную, которая покарает их, ввергнув в муку, из коей никто уже не изымет их никогда. То и другое ощутят они, — проникнутся чувством
и грозности и беспредельной силы карающей, и подавлены быв сим чувством, отражены будут от Него, как молниею, лишь только изыдет из уст Его грозное решение участи их: отыдите от Мене, и низринутся в геенну".
Св.прав.
Иоанн Кронштадтский (✞1909):" Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия,
Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти
и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни
и карающй за нарушение их, - и что Он неизменяем"(Моя жизнь во Христе)