Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа (4)
Мы вступаем на территорию одного из самых таинственных учений Церкви – учения о том, что умерший Христос после Своей Смерти душою спустился в ад.
Об этом нам прикровенно, то есть неявно, сообщает Священное Писание, об этом много размышляют святые отцы. Информации крайне мало, и она «зашифрована», то есть передана нам через образы и символы. Умеющий разгадывать богословские загадки сможет кое-что открыть и понять. Человек, мыслящий линейно и примитивно (таковы все эти критики христианства), увидит за богословским рассказом только сказки и примитивное мировоззрение древних авторов. Только вот хочется спросить последнего: не кажется ли ему странным, что на протяжении двух тысячелетий не связанные друг с другом авторы вновь и вновь возвращаются к этой теме? Может быть, есть в этой теме нечто, что заставляет людей возвращаться к ней, заново осмыслять, делать какие-то важные и современные даже в 21-м веке умозаключения?
А тема эта, уверяю вас, уникальна… В то время как тело Христа лежало в жарком и душном Гробе, его душа совершила... путешествие? паломничество?.. Нет, инспекцию в адские обители!
Родившись во второй половине 1-го столетия, когда юная Церковь осмысляла миссию и служение Христово, это учение ко 2-му веку стало общепризнанным христианским учением.
Что сделал Христос сойдя в ад? Зачем Он вообще туда сходил? После Его посещения остались ли врата ада распахнуты или затворились? Эти и многие другие вопросы мы с вами разберем.
О Схождении Христа во ад говорят нам тексты Нового Завета и раннехристианские авторы. Давайте посмотрим, что говорят нам тексты Нового Завета и тексты, близкие к этому времени, а потом – что говорят нам более поздние авторы.
Прочитав самые древние тексты (я ограничусь текстами до 4-го века), мы посмотрим, как формировалась идея о Схождении Христа в ад и что она на самом деле собой представляет.
Приводя цитаты из разных авторов, места, на которые я хочу обратить ваше внимание, я выделю жирным шрифтом.
Самым выразительным текстом Нового Завета на нашу тему будет рассказ из 1-го Послания Ап. Петра:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 18-20).
Вчитайтесь в этот текст, и вы увидите, что его тема – проповедь Иисуса Христа духам (душам людей), находящимся в аду.
Обычно приводят и другой текст, якобы говорящий о Сошествии Христа в ад. Это слова Ап. Павла из Послания к Ефесянам: «Он …нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Мне кажется, что текст этот не сообщает ничего более того, что Христос умер и, как все покойники, соприкоснулся с адом (сошел в ад). Ни о проповеди, ни о каких-то действиях Спасителя в аду говорить, основываясь на этом тексте, не приходится.
Отсутствие фактического материала относительно этой темы восполняют апокрифические тексты, возникшие в многообразии в последующие века, например в 3-м – 4-м веках. Мы, конечно, не должны принимать за руководство в духовной жизни тексты, которые были отвергнуты Церковью и названы подложными (по-греч. апокриф), однако эти тексты хорошо показывают то направление, в котором развивалась мысль христианских авторов (и православных авторов, и еретиков) тех столетий, в которые были созданы апокрифы.
Вот как рассказывет о проповеди Христа умершим апокрифическое Евангелие Петра:
«Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Господень… громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И… снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"»
В этом рассказе мы видим, как у Воскресшего Христа Бог Отец спрашивает, возвестил ли Он умершим. Конечно, Христос после Воскресения не был настолько немощным, чтобы Его поддерживали. И Отец Небесный, естественно, безо всяких вопросов знал, что произошло в те дни. Поэтому рассказ этот важен не как историческое сообщение, а как свидетельство Древней Церкви, что учение о возвещении Христа покойникам, пока Он находился во Гробе, было общепринятым верованием.
В документе 2-го века, называемом «Послания Апостолов», есть такие слова (сохранились только в эфиопской версии этого послания): «Я сошел и говорил с Авраамом, Исааком и Иаковом, отцами вашими и пророками, и принес им весть о том, что они могут выйти из дольнего места упокоения на небо…»
Святой Игнатий Богоносец, в 10-х годах 2-го столетия указывает, что Христос, когда пришел на землю, воскресил из мертвых тех «божественнейших пророков», которые «приближались к новому упованию и уже не субботствовали» (Посл. К Магн. 8-9). По-видимому, св. Игнатий объединяет тему Сошествия Христа в ад с рассказом Евангелиста Матфея, который сообщает о воскресении покойников, произошедшем во время Воскресения Христова.
В этом же, 2-м, веке святитель Мелитон Сардийский в Пасхальной проповеди говорит от лица Христа:
«Кто противоречащий Мне?
Я, — говорит Христос, —
Я, разрушивший смерть
и победивший врага,
и поправший ад,
и связавший сильного,
и восхитивший человека
на высоты небес.
Я, — говорит, — Христос».
«Итак, приидите, все семьи людей, запятнанные грехами,
и получите отпущение грехов.
Я есмь ваше отпущение,
Я — Пасха спасения,
Я — Агнец, закланный за вас,
Я — искупление ваше,
Я — жизнь ваша,
Я — воскресение ваше,
Я — свет ваш,
Я — спасение ваше,
Я — Царь ваш.
Я вас возведу на небесные высоты.
Я вам покажу превечного Отца.
Я вас восставлю Моею десницей».
В этом гимне мы видим замечательное свидетельство о том, как древнехристианская Церковь учила о Пасхе: Пасха – наше спасение и освобождение от смерти. Кроме того, выделенные строки показывают, что уже во 2-м веке святитель Мелитон упоминает о Схождении Христа во ад.
Святой Ириней Лионский в сочинении «Против ересей» (4, 27, 2) пишет:
«Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же, как и нам, Он отпустил грехи».
Кстати сказать, древнейший Символ веры, так называемый Апостольский Символ веры, имеет слова: «Верую… в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который… умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых…»
А св. Ипполит Римский, первый из других авторов, говорит о том, что перед Пришествием Христа в ад туда сошел Иоанн Креститель и проповедал там, возвещая грядущее Пришествие в ад Христа Жизнодавца. «[Иоанн Предтеча], потерпев смерть от Ирода, первый возвестил и тем, которые находились в аду, — он и там сделался предтечей, знаменуя, что и туда имеет сойти Спаситель, чтобы избавить души святых от руки смерти».
Св. Ипполиту Римскому принадлежит и вот какой замечательный в богословском смысле текст: «Привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле, и во аде. Ибо невместим Сын, как и Отец, и все объемлет [Собою], но добровольно вместился в тело одушевленное, чтобы вместе с душою Своею сойти во ад, а не только Божеством».
Здесь намечается тема вездеприсутствия Христа, Который все Собою наполнял: и Небеса, и землю, и преисподнюю.
Учение о Сошествии Христа во ад нашло достаточно полное раскрытие в «Строматах» Климента Александрийского (3-й век), утверждавшего, что проповедь Христа в аду коснулась не только ветхозаветных праведников, но и язычников, живших вне истинной веры. Комментируя (1Пет. 3:18-21), Климент выражает уверенность в том, что проповедь Христа была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать во Христа: «Разве не показывают [Писания], что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же — скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него — где бы те ни находились — через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, — а Он [действительно] сходил [туда], — то благовествовал Он всем или только одним евреям? Итак, если всем, то и спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя [Господа] уже там...»
В апокрифе «Вопросы Варфоломея» (иногда называют Евангелие от Варфоломея), датируемом 3-м — 4-м веком, есть подробный рассказ о Схождении Христа во ад:
После Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа Варфоломей, приступив ко Господу, вопросил Его, говоря: «...Господи, когда Ты пошел, чтобы быть повешенным на кресте, я следовал издали и видел Тебя повешенным на кресте и ангелов, сходящих с небес и поклоняющихся Тебе. И когда наступила тьма, я взглянул и увидел, что Ты исчез с креста, и только слышал голос в преисподней и внезапно начавшийся великий плач и скрежет [зубов]. Возвести мне, Господи, куда ушел Ты с креста». Отвечая, Иисус сказал: «Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чем бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести [оттуда] Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела». Тогда говорит Варфоломей: «Господи, что это был за звук?» Говорит ему Иисус: «Это ад сказал велиару: "Вижу я, что Бог идет сюда". И велиар сказал аду: "Узнай точно, кто Он, идущий сюда, ибо мне кажется, что это Илия, или Енох, или один из пророков". Ад же, отвечая, сказал смерти: "Еще не прошло шесть тысяч лет. И где они, велиар? Точное их количество в руках моих". Велиар же сказал аду: "Не смущайся! Утверди двери свои и засовы (mohlu) свои укрепи. Задумайся: Бог не сходит на землю". Говорит ему ад: "Не могу расслышать слова твои; чрево мое расседается, внутренности мои болят: не иначе как Бог идет сюда. Увы мне! Куда убегу от лица Его, от силы великого Царя? Позволь мне войти в самого себя, ибо прежде тебя я создан". Тогда Я вошел и высек его и связал его узами нерасторжимыми и вывел всех патриархов и вернулся снова на крест».
В этом тексте мы встречаемся с выразительными диалогами, которые якобы происходили в аду между Христом, с одной стороны, и диаволом, адом и смертью — с другой. Впоследствии православная церковная гимнография широко будет применять этот прием: конструировать беседы между обитателями преисподней, испугавшимися Явления Христова.
Давайте прочитаем еще один фрагмент из книги «Вопросы Варфоломея»:
Варфоломей спрашивает Христа: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему: "Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте". Он же, услышав, восстенал и сказал: "Так соблаговолил Ты, Господи"». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч». Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»».
Мысль о вездеприсутствии Христа станет также излюбленной мыслью богословов и гимнографов Православной Церкви. Вспомним, например, прекрасный тропарь Великой Субботы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Попробуем перевести этот тропарь на русский язык: «Во гробе – плотью; в аду – душою, ибо Бог; в Раю – с (покаявшимся) разбойником; и на Троне (Отца Небесного) ты был с Отцом и Духом, все наполняя (Своим присутствием), Вездесущий!»
Очень интересен в интересующем нас отношении апокриф «Деяния Фомы», относящийся к 3-му веку и рассказывающий о проповеди Ап. Фомы в Индии. В сирийском варианте апокрифа (он дошел в нескольких различающихся версиях) читаем:
«Господь наш, друг рабов своих...
Ты явил славу Божественности Твоей
в страдании Твоем с человечностью нашей,
когда Ты лишил диавола мощи его
и воззвал гласом Твоим к мертвым, и они ожили...
И Ты спустился в шеол и достиг крайнего конца его,
и открыл врата его, и выпустил пленников его,
и указал им путь к высоте в сущность того,
что есть Божественность Твоя».
В греческом варианте «Деяний Фомы» содержится следующая молитва:
«Христос, Сын Бога живого,
Сила неустрашимая, врага сокрушившая,
и голос, услышанный начальниками [ада],
поколебавший всю их власть,
Заступник, свыше посланный и даже до ада сошедший,
Который, отворив врата, вывел оттуда заключенных
в течение долгого времени в мрачной темнице».
Наивысшего раскрытия тема Схождения Христа во ад получает в апокрифическом Евангелии от Никодима. Хотя текст памятника датируют 5-м веком, некоторые его части восходят к более древним временам, ко 2-му — 3-му векам.
Евангелие от Никодима оказало большое влияние на формирование православного учения о Схождении Христа во ад. Многие темы рассказа этого апокрифа легко узнаваемы, ибо сохранились доныне в нашем богослужении и в церковном искусстве.
Вот, например: Ангелы восклицают аду, что сейчас явится туда Христос. «…Услышав в другой раз этот голос, ад отвечал, как будто не зная, и сказал: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы Господни отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас, вместе с этим словом, медные врата сокрушились и железные засовы сломались, и все связанные мертвецы разрешились от уз...»
Доныне на каноничных православных иконах изображается сходящий в ад Христос, сорванные с петель и лежащие крест-накрест медные врата ада и разломанные остатки замков и засовов, которыми были те затворены.
Приведу еще один отрывок из этого текста:
«Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: "Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста". И потом Он стал всех изводить вон, и праотец Адам, исполнившись радости, сказал: "Благодарю Твое величие, Господи, что Ты вывел меня из ада преисподнего". Также и все пророки и святые сказали: "Благодарим Тебя, Христос, Спаситель мира, что Ты извел от тления жизнь нашу". После того, как они это сказали, Спаситель, благословив Адама на челе знамением Креста, и сделав то же самое на патриархах, пророках, мучениках и праотцах, взял их и восходил из ада. Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: "благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых". Идя в рай, Он держал праотца Адама за руку и передал его и всех праведных Архангелу Михаилу».
В своей книге «Христос — Победитель ада: Тема сошествия в ад в восточно-христианской традиции» митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Евангелие Никодима содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные ученые называют термином Hollensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны».
Конечно, как и можно было предполагать, тема Сошествия Христа в ад достигает полноты своего раскрытия и осмысления в золотые века святоотеческой письменности: 4-й — 5-й века. Я не буду приводить пространные цитаты святых отцов, приведу лишь те выдержки, в которых дается нетривиальная трактовка этого учения.
Так, святой Григорий Богослов смело богословствует: ««Если Христос сходит во ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и те таинства, которые там совершил Христос: …всех ли без изъятия спасает, явившись, или и там — лишь верующих?»
Здесь св. Григорий делает дерзновенное предположение, что, может быть, Христос вообще всех людей вывел из ада и ад теперь опустошен?..
Василий Великий красочно описывает: «...Смерть пасла людей от Адама до времени Моисеева закона, пока не пришел истинный Пастырь, положивший душу Свою за овец Своих и вместе с Собой воскресивший их и изведший из темницы ада в утро воскресения...»
Святой Григорий Нисский предпринимает попытку объяснить, каким образом Христос, согласно церковному учению, мог одновременно пребывать телом во Гробе, душою в аду и всем Своим существом – с Отцом и Духом на Небесном Престоле. Он говорит, что убедиться в справедливости такого понимания можно, обратившись к трем изречениям Христовым: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40), «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) и «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46) (все три изречения относятся к одному и тому же временнoму отрезку от Распятия до Воскресения Христова). Св. Григорий говорит, что проще всего было бы объяснить это тем, что Бог «везде присутствует и ни в чем не отсутствует». Однако, говорит св. Григорий, «я знаю и некое другое объяснение» данного предмета. Объяснение это основано на идее двусоставности человеческого естества и присутствия Божества в обеих составляющих Христа-Богочеловека, т. е. в Его теле и душе. Во время земной жизни Христа присутствие в Нем Божества проявлялось в совершаемых им чудесах, причем проявлением Божества в душе Христа было движение Его воли, а проявлением Божества в теле было прикосновение, благодаря которому больные исцелялись. «Изменив всего человека в Божественное естество через смешение с ним», Бог во время страдания и смерти Христа не отступил ни от Его тела, ни от Его души. Хотя Божество и отделило душу от тела, оно продолжало пребывать и в том, и в другом: «Благодаря телу, которое не приняло тления смерти, оно сокрушило имеющего державу смерти, а благодаря душе привело разбойника ко входу в рай. Итак, поскольку состав человека двойствен, а естество Божества просто и единовидно, то и во время отделения тела от души неделимое не разделяется вместе со сложным, но, напротив, пребывает единым. Ибо единством Божественного естества, равным образом присущего и тому, и другому, разобщенное снова соединяется одно с другим. И таким образом смерть происходит от разделения соединенного, а воскресение — от соединения разделенного».
Чтобы понять цепочку умозаключений св. Григория, приходится поломать голову, однако оно того стоит.
Святитель Иоанн Златоуст, в своем стиле, превращает предания о Сошествии Христа во ад в драматичные истории, которые его прихожане слушали, открыв рты:
«Он называет ад "сокровищами темными". Это справедливо, ибо великое богатство хранилось там. Ведь все естество человеков, которое суть богатство Божие, прельстившим первого человека диаволом было ограблено и подведено под ярмо смерти... Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников, который нападал на города, повсюду совершал ограбления, скрывался в пещерах и там прятал богатство, связывает этого главаря разбойников и предает его казни, а сокровище переносит в царские хранилища, так поступил и Христос: главаря разбойников и тюремного надзирателя, то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царские хранилища... Сам Царь пришел к узникам, не устыдившись ни темницы, ни узников, — не мог же Он устыдиться тех, кого создал, — и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду, всю стражу его оставил в одиночестве и, взяв тюремного надзирателя связанным, так взошел к нам. Тиран приведен пленным, сильный — связанным; сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибежала к ногам Царя».
Итак, дорогие, этот список цитат (а его можно многократно увеличить) должен убедить любого скептика в том, что учение о Сошествии Христа во ад – твердая вера Церкви начиная с древнейших времен. А вот делать какие-то богословские выводы мы сейчас не будем. Эту тему мы закончим в следующем очерке.
Исследуем событие Воскресения Христа (4)
Мы вступаем на территорию одного из самых таинственных учений Церкви – учения о том, что умерший Христос после Своей Смерти душою спустился в ад.
Об этом нам прикровенно, то есть неявно, сообщает Священное Писание, об этом много размышляют святые отцы. Информации крайне мало, и она «зашифрована», то есть передана нам через образы и символы. Умеющий разгадывать богословские загадки сможет кое-что открыть и понять. Человек, мыслящий линейно и примитивно (таковы все эти критики христианства), увидит за богословским рассказом только сказки и примитивное мировоззрение древних авторов. Только вот хочется спросить последнего: не кажется ли ему странным, что на протяжении двух тысячелетий не связанные друг с другом авторы вновь и вновь возвращаются к этой теме? Может быть, есть в этой теме нечто, что заставляет людей возвращаться к ней, заново осмыслять, делать какие-то важные и современные даже в 21-м веке умозаключения?
А тема эта, уверяю вас, уникальна… В то время как тело Христа лежало в жарком и душном Гробе, его душа совершила... путешествие? паломничество?.. Нет, инспекцию в адские обители!
Родившись во второй половине 1-го столетия, когда юная Церковь осмысляла миссию и служение Христово, это учение ко 2-му веку стало общепризнанным христианским учением.
Что сделал Христос сойдя в ад? Зачем Он вообще туда сходил? После Его посещения остались ли врата ада распахнуты или затворились? Эти и многие другие вопросы мы с вами разберем.
О Схождении Христа во ад говорят нам тексты Нового Завета и раннехристианские авторы. Давайте посмотрим, что говорят нам тексты Нового Завета и тексты, близкие к этому времени, а потом – что говорят нам более поздние авторы.
Прочитав самые древние тексты (я ограничусь текстами до 4-го века), мы посмотрим, как формировалась идея о Схождении Христа в ад и что она на самом деле собой представляет.
Приводя цитаты из разных авторов, места, на которые я хочу обратить ваше внимание, я выделю жирным шрифтом.
Самым выразительным текстом Нового Завета на нашу тему будет рассказ из 1-го Послания Ап. Петра:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 18-20).
Вчитайтесь в этот текст, и вы увидите, что его тема – проповедь Иисуса Христа духам (душам людей), находящимся в аду.
Обычно приводят и другой текст, якобы говорящий о Сошествии Христа в ад. Это слова Ап. Павла из Послания к Ефесянам: «Он …нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Мне кажется, что текст этот не сообщает ничего более того, что Христос умер и, как все покойники, соприкоснулся с адом (сошел в ад). Ни о проповеди, ни о каких-то действиях Спасителя в аду говорить, основываясь на этом тексте, не приходится.
Отсутствие фактического материала относительно этой темы восполняют апокрифические тексты, возникшие в многообразии в последующие века, например в 3-м – 4-м веках. Мы, конечно, не должны принимать за руководство в духовной жизни тексты, которые были отвергнуты Церковью и названы подложными (по-греч. апокриф), однако эти тексты хорошо показывают то направление, в котором развивалась мысль христианских авторов (и православных авторов, и еретиков) тех столетий, в которые были созданы апокрифы.
Вот как рассказывет о проповеди Христа умершим апокрифическое Евангелие Петра:
«Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Господень… громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И… снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"»
В этом рассказе мы видим, как у Воскресшего Христа Бог Отец спрашивает, возвестил ли Он умершим. Конечно, Христос после Воскресения не был настолько немощным, чтобы Его поддерживали. И Отец Небесный, естественно, безо всяких вопросов знал, что произошло в те дни. Поэтому рассказ этот важен не как историческое сообщение, а как свидетельство Древней Церкви, что учение о возвещении Христа покойникам, пока Он находился во Гробе, было общепринятым верованием.
В документе 2-го века, называемом «Послания Апостолов», есть такие слова (сохранились только в эфиопской версии этого послания): «Я сошел и говорил с Авраамом, Исааком и Иаковом, отцами вашими и пророками, и принес им весть о том, что они могут выйти из дольнего места упокоения на небо…»
Святой Игнатий Богоносец, в 10-х годах 2-го столетия указывает, что Христос, когда пришел на землю, воскресил из мертвых тех «божественнейших пророков», которые «приближались к новому упованию и уже не субботствовали» (Посл. К Магн. 8-9). По-видимому, св. Игнатий объединяет тему Сошествия Христа в ад с рассказом Евангелиста Матфея, который сообщает о воскресении покойников, произошедшем во время Воскресения Христова.
В этом же, 2-м, веке святитель Мелитон Сардийский в Пасхальной проповеди говорит от лица Христа:
«Кто противоречащий Мне?
Я, — говорит Христос, —
Я, разрушивший смерть
и победивший врага,
и поправший ад,
и связавший сильного,
и восхитивший человека
на высоты небес.
Я, — говорит, — Христос».
«Итак, приидите, все семьи людей, запятнанные грехами,
и получите отпущение грехов.
Я есмь ваше отпущение,
Я — Пасха спасения,
Я — Агнец, закланный за вас,
Я — искупление ваше,
Я — жизнь ваша,
Я — воскресение ваше,
Я — свет ваш,
Я — спасение ваше,
Я — Царь ваш.
Я вас возведу на небесные высоты.
Я вам покажу превечного Отца.
Я вас восставлю Моею десницей».
В этом гимне мы видим замечательное свидетельство о том, как древнехристианская Церковь учила о Пасхе: Пасха – наше спасение и освобождение от смерти. Кроме того, выделенные строки показывают, что уже во 2-м веке святитель Мелитон упоминает о Схождении Христа во ад.
Святой Ириней Лионский в сочинении «Против ересей» (4, 27, 2) пишет:
«Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же, как и нам, Он отпустил грехи».
Кстати сказать, древнейший Символ веры, так называемый Апостольский Символ веры, имеет слова: «Верую… в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который… умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых…»
А св. Ипполит Римский, первый из других авторов, говорит о том, что перед Пришествием Христа в ад туда сошел Иоанн Креститель и проповедал там, возвещая грядущее Пришествие в ад Христа Жизнодавца. «[Иоанн Предтеча], потерпев смерть от Ирода, первый возвестил и тем, которые находились в аду, — он и там сделался предтечей, знаменуя, что и туда имеет сойти Спаситель, чтобы избавить души святых от руки смерти».
Св. Ипполиту Римскому принадлежит и вот какой замечательный в богословском смысле текст: «Привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле, и во аде. Ибо невместим Сын, как и Отец, и все объемлет [Собою], но добровольно вместился в тело одушевленное, чтобы вместе с душою Своею сойти во ад, а не только Божеством».
Здесь намечается тема вездеприсутствия Христа, Который все Собою наполнял: и Небеса, и землю, и преисподнюю.
Учение о Сошествии Христа во ад нашло достаточно полное раскрытие в «Строматах» Климента Александрийского (3-й век), утверждавшего, что проповедь Христа в аду коснулась не только ветхозаветных праведников, но и язычников, живших вне истинной веры. Комментируя (1Пет. 3:18-21), Климент выражает уверенность в том, что проповедь Христа была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать во Христа: «Разве не показывают [Писания], что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же — скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него — где бы те ни находились — через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, — а Он [действительно] сходил [туда], — то благовествовал Он всем или только одним евреям? Итак, если всем, то и спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя [Господа] уже там...»
В апокрифе «Вопросы Варфоломея» (иногда называют Евангелие от Варфоломея), датируемом 3-м — 4-м веком, есть подробный рассказ о Схождении Христа во ад:
После Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа Варфоломей, приступив ко Господу, вопросил Его, говоря: «...Господи, когда Ты пошел, чтобы быть повешенным на кресте, я следовал издали и видел Тебя повешенным на кресте и ангелов, сходящих с небес и поклоняющихся Тебе. И когда наступила тьма, я взглянул и увидел, что Ты исчез с креста, и только слышал голос в преисподней и внезапно начавшийся великий плач и скрежет [зубов]. Возвести мне, Господи, куда ушел Ты с креста». Отвечая, Иисус сказал: «Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чем бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести [оттуда] Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела». Тогда говорит Варфоломей: «Господи, что это был за звук?» Говорит ему Иисус: «Это ад сказал велиару: "Вижу я, что Бог идет сюда". И велиар сказал аду: "Узнай точно, кто Он, идущий сюда, ибо мне кажется, что это Илия, или Енох, или один из пророков". Ад же, отвечая, сказал смерти: "Еще не прошло шесть тысяч лет. И где они, велиар? Точное их количество в руках моих". Велиар же сказал аду: "Не смущайся! Утверди двери свои и засовы (mohlu) свои укрепи. Задумайся: Бог не сходит на землю". Говорит ему ад: "Не могу расслышать слова твои; чрево мое расседается, внутренности мои болят: не иначе как Бог идет сюда. Увы мне! Куда убегу от лица Его, от силы великого Царя? Позволь мне войти в самого себя, ибо прежде тебя я создан". Тогда Я вошел и высек его и связал его узами нерасторжимыми и вывел всех патриархов и вернулся снова на крест».
В этом тексте мы встречаемся с выразительными диалогами, которые якобы происходили в аду между Христом, с одной стороны, и диаволом, адом и смертью — с другой. Впоследствии православная церковная гимнография широко будет применять этот прием: конструировать беседы между обитателями преисподней, испугавшимися Явления Христова.
Давайте прочитаем еще один фрагмент из книги «Вопросы Варфоломея»:
Варфоломей спрашивает Христа: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему: "Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте". Он же, услышав, восстенал и сказал: "Так соблаговолил Ты, Господи"». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч». Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»».
Мысль о вездеприсутствии Христа станет также излюбленной мыслью богословов и гимнографов Православной Церкви. Вспомним, например, прекрасный тропарь Великой Субботы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Попробуем перевести этот тропарь на русский язык: «Во гробе – плотью; в аду – душою, ибо Бог; в Раю – с (покаявшимся) разбойником; и на Троне (Отца Небесного) ты был с Отцом и Духом, все наполняя (Своим присутствием), Вездесущий!»
Очень интересен в интересующем нас отношении апокриф «Деяния Фомы», относящийся к 3-му веку и рассказывающий о проповеди Ап. Фомы в Индии. В сирийском варианте апокрифа (он дошел в нескольких различающихся версиях) читаем:
«Господь наш, друг рабов своих...
Ты явил славу Божественности Твоей
в страдании Твоем с человечностью нашей,
когда Ты лишил диавола мощи его
и воззвал гласом Твоим к мертвым, и они ожили...
И Ты спустился в шеол и достиг крайнего конца его,
и открыл врата его, и выпустил пленников его,
и указал им путь к высоте в сущность того,
что есть Божественность Твоя».
В греческом варианте «Деяний Фомы» содержится следующая молитва:
«Христос, Сын Бога живого,
Сила неустрашимая, врага сокрушившая,
и голос, услышанный начальниками [ада],
поколебавший всю их власть,
Заступник, свыше посланный и даже до ада сошедший,
Который, отворив врата, вывел оттуда заключенных
в течение долгого времени в мрачной темнице».
Наивысшего раскрытия тема Схождения Христа во ад получает в апокрифическом Евангелии от Никодима. Хотя текст памятника датируют 5-м веком, некоторые его части восходят к более древним временам, ко 2-му — 3-му векам.
Евангелие от Никодима оказало большое влияние на формирование православного учения о Схождении Христа во ад. Многие темы рассказа этого апокрифа легко узнаваемы, ибо сохранились доныне в нашем богослужении и в церковном искусстве.
Вот, например: Ангелы восклицают аду, что сейчас явится туда Христос. «…Услышав в другой раз этот голос, ад отвечал, как будто не зная, и сказал: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы Господни отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас, вместе с этим словом, медные врата сокрушились и железные засовы сломались, и все связанные мертвецы разрешились от уз...»
Доныне на каноничных православных иконах изображается сходящий в ад Христос, сорванные с петель и лежащие крест-накрест медные врата ада и разломанные остатки замков и засовов, которыми были те затворены.
Приведу еще один отрывок из этого текста:
«Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: "Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста". И потом Он стал всех изводить вон, и праотец Адам, исполнившись радости, сказал: "Благодарю Твое величие, Господи, что Ты вывел меня из ада преисподнего". Также и все пророки и святые сказали: "Благодарим Тебя, Христос, Спаситель мира, что Ты извел от тления жизнь нашу". После того, как они это сказали, Спаситель, благословив Адама на челе знамением Креста, и сделав то же самое на патриархах, пророках, мучениках и праотцах, взял их и восходил из ада. Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: "благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых". Идя в рай, Он держал праотца Адама за руку и передал его и всех праведных Архангелу Михаилу».
В своей книге «Христос — Победитель ада: Тема сошествия в ад в восточно-христианской традиции» митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Евангелие Никодима содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные ученые называют термином Hollensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны».
Конечно, как и можно было предполагать, тема Сошествия Христа в ад достигает полноты своего раскрытия и осмысления в золотые века святоотеческой письменности: 4-й — 5-й века. Я не буду приводить пространные цитаты святых отцов, приведу лишь те выдержки, в которых дается нетривиальная трактовка этого учения.
Так, святой Григорий Богослов смело богословствует: ««Если Христос сходит во ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и те таинства, которые там совершил Христос: …всех ли без изъятия спасает, явившись, или и там — лишь верующих?»
Здесь св. Григорий делает дерзновенное предположение, что, может быть, Христос вообще всех людей вывел из ада и ад теперь опустошен?..
Василий Великий красочно описывает: «...Смерть пасла людей от Адама до времени Моисеева закона, пока не пришел истинный Пастырь, положивший душу Свою за овец Своих и вместе с Собой воскресивший их и изведший из темницы ада в утро воскресения...»
Святой Григорий Нисский предпринимает попытку объяснить, каким образом Христос, согласно церковному учению, мог одновременно пребывать телом во Гробе, душою в аду и всем Своим существом – с Отцом и Духом на Небесном Престоле. Он говорит, что убедиться в справедливости такого понимания можно, обратившись к трем изречениям Христовым: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40), «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) и «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46) (все три изречения относятся к одному и тому же временнoму отрезку от Распятия до Воскресения Христова). Св. Григорий говорит, что проще всего было бы объяснить это тем, что Бог «везде присутствует и ни в чем не отсутствует». Однако, говорит св. Григорий, «я знаю и некое другое объяснение» данного предмета. Объяснение это основано на идее двусоставности человеческого естества и присутствия Божества в обеих составляющих Христа-Богочеловека, т. е. в Его теле и душе. Во время земной жизни Христа присутствие в Нем Божества проявлялось в совершаемых им чудесах, причем проявлением Божества в душе Христа было движение Его воли, а проявлением Божества в теле было прикосновение, благодаря которому больные исцелялись. «Изменив всего человека в Божественное естество через смешение с ним», Бог во время страдания и смерти Христа не отступил ни от Его тела, ни от Его души. Хотя Божество и отделило душу от тела, оно продолжало пребывать и в том, и в другом: «Благодаря телу, которое не приняло тления смерти, оно сокрушило имеющего державу смерти, а благодаря душе привело разбойника ко входу в рай. Итак, поскольку состав человека двойствен, а естество Божества просто и единовидно, то и во время отделения тела от души неделимое не разделяется вместе со сложным, но, напротив, пребывает единым. Ибо единством Божественного естества, равным образом присущего и тому, и другому, разобщенное снова соединяется одно с другим. И таким образом смерть происходит от разделения соединенного, а воскресение — от соединения разделенного».
Чтобы понять цепочку умозаключений св. Григория, приходится поломать голову, однако оно того стоит.
Святитель Иоанн Златоуст, в своем стиле, превращает предания о Сошествии Христа во ад в драматичные истории, которые его прихожане слушали, открыв рты:
«Он называет ад "сокровищами темными". Это справедливо, ибо великое богатство хранилось там. Ведь все естество человеков, которое суть богатство Божие, прельстившим первого человека диаволом было ограблено и подведено под ярмо смерти... Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников, который нападал на города, повсюду совершал ограбления, скрывался в пещерах и там прятал богатство, связывает этого главаря разбойников и предает его казни, а сокровище переносит в царские хранилища, так поступил и Христос: главаря разбойников и тюремного надзирателя, то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царские хранилища... Сам Царь пришел к узникам, не устыдившись ни темницы, ни узников, — не мог же Он устыдиться тех, кого создал, — и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду, всю стражу его оставил в одиночестве и, взяв тюремного надзирателя связанным, так взошел к нам. Тиран приведен пленным, сильный — связанным; сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибежала к ногам Царя».
Итак, дорогие, этот список цитат (а его можно многократно увеличить) должен убедить любого скептика в том, что учение о Сошествии Христа во ад – твердая вера Церкви начиная с древнейших времен. А вот делать какие-то богословские выводы мы сейчас не будем. Эту тему мы закончим в следующем очерке.