1) Меня пугает образ Бога.
- Будем честны, не Бога, а бога – выдуманного вами персонажа, не имеющего ничего общего с Творцом Вселенной.
«Бог есть любовь» – свидетельствует Библия. Пугать как раз должно отсутствие личных, живых отношений с Ним, ведь в духовной жизни нет середины, человек живёт либо по воле Бога, либо по воле сатаны…
2) Я не верю, что Бог создал человека «по Своему образу и подобию». Бог выглядит, как человек?
- Бог – внепространственный Дух. Образ Божий – это черты Бога, которые Он изначально вкладывает в каждого из нас (разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др.). Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу…
3) Я не понимаю, для чего вся эта религия нужна, ведь большинство моих знакомых и так нормально живёт.
- Норма – это понятие качественное, а не количественное. Например, в сумасшедшем доме у всех пациентов серьёзные отклонения, но это не повод считать болезнь нормой даже там.
- Слово "религия" буквально переводится как "воссоединение". Цель религии – воссоединить человека с Богом, восстановить некогда утраченное единство с единственным Источником Жизни.
- Религия для тех, кому мало этой краткой жизни, для тех, кто ищет высшего и совершенного.
4) Сомневаюсь, что истина – в Православии, ведь религий много.
- Просто сравните лидеров других религий со Христом. Кто они, как они жили и к чему призывали.
- Вспомним слова Христа: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её». Обратим внимание – «одну», а не несколько, и «врата ада не одолеют её»: раз уж даже ад не одолеет её, то и никакие другие вероучения и секты не смогут её одолеть.
5) Непонятно, зачем нужны посредники в отношениях с Богом, такие, как Церковь и священники.
- Для нашего спасения, т.е. исцеления нашей повреждённой в грехопадении природы от склонности ко злу и смерти. Бог исцеляет всех желающих, для этого Он создал Церковь (лечебницу) и установил церковную иерархию (медперсонал). Главою Церкви (Главным Врачом) и одновременно источником исцеления является Сам Бог.
6) Меня смущает, что церковные догматы могут ограничить мою свободу.
- Скажите, пожалуйста, какие конкретно догматы? Назовите хотя бы 2-3.
- Догматы – это Богооткровенные истины, то, что открыл о Себе Сам Бог. Неужели мы знаем Творца этого мира и нас самих, лучше чем Он Сам? И как знание о Нём может нас ограничить? Разве, что в выборе зла. Но нужно ли оно нам?
Как раз в Церкви ваши представления о свободе наполнятся совершенно новым содержанием, по словам евангелиста Иоанна: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
7) Не знаю, с чего начать церковную жизнь.
- Этот вопрос аналогичен таким, как: «не знаю, как научиться водить автомобиль, получить новую профессию, изучить новый язык…».
- Поэтому и ответ будет аналогичным – с научения. В церкви это называется катехизацией, т.е. обучением истинам православной веры и чину христианской жизни. Можно записаться на курсы при храме, читать пособия или использовать аудио- и видео-курсы.
8) У меня мало времени, некогда ходить в храм, что-то изучать.
- Вы готовы всё бросить и идти пешком за 100 километров в лес, чтобы выкопать в мёрзлой земле на глубине 3-х метров миллион долларов? Готовы? Тогда имейте в виду, что эти казначейские бумажки – ничто по сравнению с тем, что дарует каждому из нас Бог, – Жизнь Вечная!
9) Я захожу в храм, ставлю свечи, Бог у меня в душе. Разве этого недостаточно?
- Тогда, может быть, не тратиться и ставить свечи тоже в душе? Какая разница? Тем более что Богу принадлежит вся вселенная, Он не нуждается в наших подачках, весь мир и так Его. Он принёс в жертву Себя и ждёт от нас… нет, не ответной жертвы, а того, чтобы мы сделались способными принять Его Дар.
- Настоящая религия – это не совокупность убеждений, а совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Вера – это действие, она чужда абстрактному спиритуализму. Наша задача – не просто признать, что Бог есть, а познавать Его, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему), воссоединиться с Ним.
Поэтому слова «у меня Бог в душе» из уст нецерковного человека звучат, как «я космонавт» из уст прикованного к постели хронически больного человека.
10) Мне лень молиться, что-то читать, изучать, в храм ходить.
Возможны две причины – либо вы объективно сильно загружены, либо это банальная лень. Даже в первом случае следует определить жизненные приоритеты: что важнее – процесс или результат, ведь жизнь коротка. А во втором случае реальной причиной является слабость воли, которую следует воспитывать.
11) Непонятны слова молитв на церковнославянском.
- Найдите толковый православный молитвослов, брошюру с объяснением чинопоследования богослужений, пособие по литургике.
12) На богослужении скучно.
- Глубже изучите богослужение и его символику.
- Молитесь вместе с хором по книге с чинопоследованием.
13) Не нравится священник.
- Найдите другого. Главное с стараться не ходить на исповедь к разным священникам, открывая тяжкие грехи только незнакомым батюшкам.
- С другой стороны, священники для нас – врачи духовные. Во враче главное – не характер, не внешность, а чтобы лечил хорошо.
14) Смущают слухи про церковную иерархию.
- Осознайте, что на Страшном суде за грехи других людей Бог нас судить не будет.
- Вспомните девятую Заповедь, воспрещающую сплетничать.
15) Пугает строгость поста, особенно такие предписания, как: сухоядение, пища без масла.
- Узнайте, что наш Церковный Устав создавался в палестинском монастыре, для монахов, и в полной мере относится лишь к тем, кто может молиться столько же, сколько они.
- Прочитайте о смысле поста, о том, что пост включает в себя не только гастрономическую составляющую.
16) Не чувствую у себя особых грехов, не понимаю, в чём и как каяться.
- Для того чтобы что-то обнаружить, нужно знать, что это такое, какими признаками оно обладает. Грехи – это нарушение Заповедей, духовных законов, установленных Богом. Предварительно нужно изучить заповеди, а потом проверить свою жизнь на соответствие им.
- Важно определить эталон. Обычно люди говорят: «Ну, я же не бомж, не убийца и т.п.». Правильно же сравнивать себя если не со Христом, то хотя бы с великими святыми. Тогда собственная ущербность становится значительно явственнее.
17) Не понимаю, зачем зацикливаться на поиске в себе грехов, от этого только в уныние впадёшь? Лучше жить верой в лучшее, радоваться жизни, а не мучиться от собственной ущербности.
- Отличительной особенностью святых была радость, но радость не слепая, а неразрывно связанная с любовью к Богу и ближнему. В Библии написано «всегда радуйтесь!».
- Часто в христианском подвиге видят лишь одну сторону – борьбу со страстями, но это лишь средство. Цель – приобретение добродетелей. Мало побороть жадность, нужно стать милосердным, мало побороть гнев, нужно стать кротким, мало побороть уныние, нужно стяжать трезвение… Любая страсть – это искажённая добродетель, вот её-то и следует взрастить в себе.
18) Боюсь исповедоваться.
- Бояться лучше грязи, а не бани.
- Задумаемся: что самое страшное может случиться? Ничего худшего, чем нынешнее состояние, когда вы вне Церкви – Корабля спасения, точно случиться не может.
19) Не знаю, какие книги нужно читать.
- Начните с Евангелия.
- При выборе книг обращайте внимание, стоит ли на них гриф: Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
20) Что-то непонятно в Библии.
- Прочтите толкования. Например, в каждой главе Библии на нашем сайте.
21) Боюсь сделать в храме что-то не так.
- Изучите правила поведения в храме, правила благочестия. Тоненькую брошюрку об этом можно купить практически в любом храме.
22) Я родился в атеистические времена, нас в детстве ничему не научили.
- Ах, если бы мы умели только то, чему нас научили родители…
- А что касается атеистических времён, то они закончились уже более 20 лет назад. Более благоприятного для духовного развития времени, чем сейчас, в истории мира было не так уж и много: храмы открыты, христиан не преследуют, литературы огромный выбор, и она доступна любому желающему, никто не ограничивает нас, кроме нас самих. По словам преподобного Серафима Саровского, главное для христианина – это решимость.
- Будем честны, не Бога, а бога – выдуманного вами персонажа, не имеющего ничего общего с Творцом Вселенной.
«Бог есть любовь» – свидетельствует Библия. Пугать как раз должно отсутствие личных, живых отношений с Ним, ведь в духовной жизни нет середины, человек живёт либо по воле Бога, либо по воле сатаны…
2) Я не верю, что Бог создал человека «по Своему образу и подобию». Бог выглядит, как человек?
- Бог – внепространственный Дух. Образ Божий – это черты Бога, которые Он изначально вкладывает в каждого из нас (разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др.). Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу…
3) Я не понимаю, для чего вся эта религия нужна, ведь большинство моих знакомых и так нормально живёт.
- Норма – это понятие качественное, а не количественное. Например, в сумасшедшем доме у всех пациентов серьёзные отклонения, но это не повод считать болезнь нормой даже там.
- Слово "религия" буквально переводится как "воссоединение". Цель религии – воссоединить человека с Богом, восстановить некогда утраченное единство с единственным Источником Жизни.
- Религия для тех, кому мало этой краткой жизни, для тех, кто ищет высшего и совершенного.
4) Сомневаюсь, что истина – в Православии, ведь религий много.
- Просто сравните лидеров других религий со Христом. Кто они, как они жили и к чему призывали.
- Вспомним слова Христа: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её». Обратим внимание – «одну», а не несколько, и «врата ада не одолеют её»: раз уж даже ад не одолеет её, то и никакие другие вероучения и секты не смогут её одолеть.
5) Непонятно, зачем нужны посредники в отношениях с Богом, такие, как Церковь и священники.
- Для нашего спасения, т.е. исцеления нашей повреждённой в грехопадении природы от склонности ко злу и смерти. Бог исцеляет всех желающих, для этого Он создал Церковь (лечебницу) и установил церковную иерархию (медперсонал). Главою Церкви (Главным Врачом) и одновременно источником исцеления является Сам Бог.
6) Меня смущает, что церковные догматы могут ограничить мою свободу.
- Скажите, пожалуйста, какие конкретно догматы? Назовите хотя бы 2-3.
- Догматы – это Богооткровенные истины, то, что открыл о Себе Сам Бог. Неужели мы знаем Творца этого мира и нас самих, лучше чем Он Сам? И как знание о Нём может нас ограничить? Разве, что в выборе зла. Но нужно ли оно нам?
Как раз в Церкви ваши представления о свободе наполнятся совершенно новым содержанием, по словам евангелиста Иоанна: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
7) Не знаю, с чего начать церковную жизнь.
- Этот вопрос аналогичен таким, как: «не знаю, как научиться водить автомобиль, получить новую профессию, изучить новый язык…».
- Поэтому и ответ будет аналогичным – с научения. В церкви это называется катехизацией, т.е. обучением истинам православной веры и чину христианской жизни. Можно записаться на курсы при храме, читать пособия или использовать аудио- и видео-курсы.
8) У меня мало времени, некогда ходить в храм, что-то изучать.
- Вы готовы всё бросить и идти пешком за 100 километров в лес, чтобы выкопать в мёрзлой земле на глубине 3-х метров миллион долларов? Готовы? Тогда имейте в виду, что эти казначейские бумажки – ничто по сравнению с тем, что дарует каждому из нас Бог, – Жизнь Вечная!
9) Я захожу в храм, ставлю свечи, Бог у меня в душе. Разве этого недостаточно?
- Тогда, может быть, не тратиться и ставить свечи тоже в душе? Какая разница? Тем более что Богу принадлежит вся вселенная, Он не нуждается в наших подачках, весь мир и так Его. Он принёс в жертву Себя и ждёт от нас… нет, не ответной жертвы, а того, чтобы мы сделались способными принять Его Дар.
- Настоящая религия – это не совокупность убеждений, а совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Вера – это действие, она чужда абстрактному спиритуализму. Наша задача – не просто признать, что Бог есть, а познавать Его, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему), воссоединиться с Ним.
Поэтому слова «у меня Бог в душе» из уст нецерковного человека звучат, как «я космонавт» из уст прикованного к постели хронически больного человека.
10) Мне лень молиться, что-то читать, изучать, в храм ходить.
Возможны две причины – либо вы объективно сильно загружены, либо это банальная лень. Даже в первом случае следует определить жизненные приоритеты: что важнее – процесс или результат, ведь жизнь коротка. А во втором случае реальной причиной является слабость воли, которую следует воспитывать.
11) Непонятны слова молитв на церковнославянском.
- Найдите толковый православный молитвослов, брошюру с объяснением чинопоследования богослужений, пособие по литургике.
12) На богослужении скучно.
- Глубже изучите богослужение и его символику.
- Молитесь вместе с хором по книге с чинопоследованием.
13) Не нравится священник.
- Найдите другого. Главное с стараться не ходить на исповедь к разным священникам, открывая тяжкие грехи только незнакомым батюшкам.
- С другой стороны, священники для нас – врачи духовные. Во враче главное – не характер, не внешность, а чтобы лечил хорошо.
14) Смущают слухи про церковную иерархию.
- Осознайте, что на Страшном суде за грехи других людей Бог нас судить не будет.
- Вспомните девятую Заповедь, воспрещающую сплетничать.
15) Пугает строгость поста, особенно такие предписания, как: сухоядение, пища без масла.
- Узнайте, что наш Церковный Устав создавался в палестинском монастыре, для монахов, и в полной мере относится лишь к тем, кто может молиться столько же, сколько они.
- Прочитайте о смысле поста, о том, что пост включает в себя не только гастрономическую составляющую.
16) Не чувствую у себя особых грехов, не понимаю, в чём и как каяться.
- Для того чтобы что-то обнаружить, нужно знать, что это такое, какими признаками оно обладает. Грехи – это нарушение Заповедей, духовных законов, установленных Богом. Предварительно нужно изучить заповеди, а потом проверить свою жизнь на соответствие им.
- Важно определить эталон. Обычно люди говорят: «Ну, я же не бомж, не убийца и т.п.». Правильно же сравнивать себя если не со Христом, то хотя бы с великими святыми. Тогда собственная ущербность становится значительно явственнее.
17) Не понимаю, зачем зацикливаться на поиске в себе грехов, от этого только в уныние впадёшь? Лучше жить верой в лучшее, радоваться жизни, а не мучиться от собственной ущербности.
- Отличительной особенностью святых была радость, но радость не слепая, а неразрывно связанная с любовью к Богу и ближнему. В Библии написано «всегда радуйтесь!».
- Часто в христианском подвиге видят лишь одну сторону – борьбу со страстями, но это лишь средство. Цель – приобретение добродетелей. Мало побороть жадность, нужно стать милосердным, мало побороть гнев, нужно стать кротким, мало побороть уныние, нужно стяжать трезвение… Любая страсть – это искажённая добродетель, вот её-то и следует взрастить в себе.
18) Боюсь исповедоваться.
- Бояться лучше грязи, а не бани.
- Задумаемся: что самое страшное может случиться? Ничего худшего, чем нынешнее состояние, когда вы вне Церкви – Корабля спасения, точно случиться не может.
19) Не знаю, какие книги нужно читать.
- Начните с Евангелия.
- При выборе книг обращайте внимание, стоит ли на них гриф: Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
20) Что-то непонятно в Библии.
- Прочтите толкования. Например, в каждой главе Библии на нашем сайте.
21) Боюсь сделать в храме что-то не так.
- Изучите правила поведения в храме, правила благочестия. Тоненькую брошюрку об этом можно купить практически в любом храме.
22) Я родился в атеистические времена, нас в детстве ничему не научили.
- Ах, если бы мы умели только то, чему нас научили родители…
- А что касается атеистических времён, то они закончились уже более 20 лет назад. Более благоприятного для духовного развития времени, чем сейчас, в истории мира было не так уж и много: храмы открыты, христиан не преследуют, литературы огромный выбор, и она доступна любому желающему, никто не ограничивает нас, кроме нас самих. По словам преподобного Серафима Саровского, главное для христианина – это решимость.