Лекционар. Неделя 27-я по Пятидесятнице

Неделя 27-я по Пятидесятнице
приходится в 2019 году на 22 декабря (по н. ст.).
Апостольское литургийное чтение (из Послания к Ефесянам) напоминает нам о том, что главные наши враги – не против плоти и крови (людей), но против "космократоров" этого мира. Евангельское чтение (от Луки) заставляет подумать: зачем мы приходим на воскресную Литургию – благодарить или клянчить? Практика показывает, что человек, получивший просимое, часто в храм больше не приходит. Действительно, кто же будет ходить в травматологический пункт к своему врачу после снятия гипса? Разве что один из десяти? Да и то самарянин.

Апостольское чтение на Литургии
(Послание ап. Павла к Ефесянам 6:10–17. – Зачало 233)
[Духовное оружие]
Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостоять козням диавольским, потому что борьба наша не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей (космократоров) этого мира тьмы, против небесных злых духов.
Поэтому возьмите всё оружие Божье, чтобы вы могли оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять.
Итак, стойте, опоясав бедра ваши истиной и надев панцырь (броню) праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; при всем том возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и примите шлем спасения, и меч Духа – Слово Божие.

Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Луки 17:12–19. – Зачало 85)
[Исцеление десяти прокаженных]
В то время, когда Иисус входил в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые, встав поодаль, возвысили голоса: «Иисусе, Наставник! Помилуй нас!»
И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!»
И было, пока они шли, проказа оставила их.
А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин.
И сказал на это Иисус: «Разве не десять ли человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»
И сказал Он ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»

***

ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ

Данное евангельское чтение заставляет нас вспомнить о том, что христианство – это, прежде всего, благодарность. В этом – главная особенность и сущность христианской веры как «религии» и Христианской жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт, делающий Церковь Церковью, обозначается как Евхаристия – в переводе с греческого «Благодарение». Здесь формулируется благодарность за само творение мира, за то исключительное внимание, которое Бог уделяет человеку, за спасение, то есть за Христа Спасителя – именно Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.

Конечно, благодарение – как важная составляющая религиозного опыта – не является исключительным изобретением христиан. Наши евхаристические молитвы в основе своей восходят к «благодарственным» молитвам, сложившимся ещё до Христа в ветхозаветном Израиле. Да и вообще, благодарность – одно из самых возвышенных и добрых человеческих переживаний безотносительно религии.

Однако, с другой стороны, благодарность и как религиозное переживание, и вообще как человеческий опыт, порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в каком-то смысле легче и проще жить и общаться в товарно-денежных категориях: «ты мне – я тебе». И, как ни странно, именно в религии, то есть там, где речь идет о наиболее ответственных взаимоотношениях – с Богом! – подобные категории кажутся наиболее безопасными и удобными. Так религия с её правилами, законами и канонами становится препятствием простой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая благодарность из десяти – всегда требует неформального, живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она заключается именно в способности адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Проповедь же Иисуса Христа и является обострением этого требования неформального, благодарного отношения к Богу. Насколько это трудно? Один шанс –такова вероятность успеха, судя по разбираемому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в ситуации, где всё предписано, определено и запрограммировано.

Евангелие дает нам ещё одно тонкое наблюдение. Исцелившийся прокаженный вернулся. Какого рода возвращение имеется в виду? Чаще всего возвращающийся человек – это человек, что-то забывший и в досаде спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто «возвратился, громким голосом славя Бога». Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической религии.

Так он входит в новое качество отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то герой принимается в собираемый Христом новый народ Божий, Его Церковь.

Вся Священная история – история о том, как Бог налаживает отношения с человеком, подобно тому, как настраивается музыкальный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматривается как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для человека Бога нет (или даже пока нет), вопрос о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же всё время речь идет о поиске наиболее содержательных, осмысленных и приносящих радость отношений человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.

В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком Бога, но и, в неменьшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог в Евангелии ещё более явственно, чем прежде, даёт понять, какого отношения к Себе Он ждёт от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.

Мы читаем о десяти прокаженных – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церковном. Для народа Божия, для общества Господня, для Церкви – они стали совершенно чуждыми. Есть даже соответствующий церковный термин, который сюда вполне бы подошёл – экскоммуникация, то есть исключение из общения.

И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встречает Тот, Кто их не просто исцелил, а вернул им жизнь во всей её полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подавляющее большинство из них обрадовалось, как радуется человек, выздоровевший после приема определенного лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно помочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет больше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть принадлежавшими к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определенную меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго определенная последовательность дальнейших действий. И вот в этой-то последовательности действий не оказалось места для простой благодарности.

Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отплатить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не может предложить в ответ.

Примерно то же испытывает человек, только-только приходящий к Богу и начинающий определять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоединился к тому подавляющему большинству, которое представлено девятью из десяти исцелённых. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти!
Протоиерей Александр Сорокин


* * *

Из праздничных событий, предшествующих 27-й Неделе, отметим следующие (все даты по н. ст.):

17 декабря. –Память св. великомученицы Варвары, особо почитавшейся в Великом Новгороде (приводим местное изображение на бересте XI в.). https://azbyka.ru/days/p-pokrovitelnica-artillerii .

varvara.png

В этот же день (17 декабря) – память уникального (в буквальном смысле слова) русского православного архиерея – архиепископа Геннадия (Гонозова) Новгородского (†1505), инициатора первого полного церковнославянского кодекса Библии. (Не будем забывать, что наша национальная Библия родилась в Великом Новгороде в 1499 году.) Знаменательно также, что крестным отцом первой «православной Библии» стал католический ученый доминиканец Вениамин, проживший несколько лет при дворе Новгородского Архиепископа, без которого этот колоссальный проект не смог бы осуществиться (у нас ещё не было университетского образования). Строгий Владыка Геннадий, ревностный борец с ересью жидовствующих и стригольников, сочувствовавший «шпанскому королю» и его инквизиции, хорошо понимал, что собратья католики – такие же добрые евхаристические христиане, как и мы. Проблем в евхаристическом (Вениамин служил в Новгороде Божественную Мессу), человеческом и научном отношении среди умных людей не было и нет. См.: https://azbyka.ru/days/p-sozdatel-slavjanskoj-biblii ;
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pervaja-slavjanskaja-biblija.2118/ .

p1b3fik4esut8p171ro2mnp29p3.jpg


18 декабря – память палестинского отшельника Саввы Освященного, чья Лавра («Ущелье») со временем распространила свои богослужебные традиции по всему Византийскому православному миру. См.: https://azbyka.ru/days/sv-savva-osvjashchennyj

93988.p.jpg


11737-5730881591_bd3d464910_b.jpeg



19 декабря – память святителя Николая Чудотворца, чей образ породил множество добрых ассоциаций по всему христианскому миру. (Мощи Святителя – явно с его произволения, если мы признаём Промысл Свыше – покоятся в итальянском городе Бари.) См.: https://azbyka.ru/days/p-pravilo-very-i-obraz-krotosti .

320px-Ilja_Jefimowitsch_Repin_-_Saint_Nicholas_of_Myra_saves_three_innocents_from_death.jpg



* * *

«ВЕРА – ОТ СЛЫШАНИЯ...»

Дорогой Прихожанин!
«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечатания, большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
В богослужебном смысле «оглашенными» называли людей, долго готовившихся к принятию таинства Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Самому Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» («Оглашеннии, изыдите!») – покидали храм[1] (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов. В настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии, что противоречит изначальному смыслу проповеди как обязательному литургийному элементу, а не факультативному дополнению к службе (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/propoved-slovo-ili-posleslovie.2381/).
К VIII столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестаёт быть «оглашенным», но никогда не перестаёт быть «учащимся» в широком смысле этого слова.
Прихожане «оглашаются» не только устно – во время богослужений и занятий в Воскресной школе, – но и «письменно» (разумеется, там, где раздают прихожанам Лекционары для изучения их дома, как на нашем приходе). Предлагаемые здесь материалы – это «Лекционар», то есть воскресные и праздничные чтения из Апостола и Евангелия, распределенные в Православном календаре по годовому циклу. Если мы не понимаем буквального (не говоря уже о богословском!) смысла этих чтений, через которые к нам обращаются Сам Христос и Апостолы, не задумываемся над логикой их чередования и связью с основной темой церковного праздника, – мы не только не участвуем сознательно в богослужении, но, сами того не желая, отмахиваемся от предлагаемых нам к назиданию Вечных Слов. Если человек по каким-то причинам не причащается Слову Воплощённому в Таинстве Евхаристии, то от "причащения" Слову Звучащему для всех его никто не освобождает.
Наше богослужение носит «соборный» («коллективный») и диалогичный характер: верующие (а не хор!) отвечали в древности на обращенные к ним священнослужителем призывы и возгласы. Вот как звучит диалог перед Анафорой в древнейшем византийском Евхологионе (Служебнике) VIII века (Барберини 336): «Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга! И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую… [поётся Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир! Священник [говорит:] Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Народ: И со духом Твоим! Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца! Народ: Имеем (вознесём) ко Господу! Священник: Будем благодарить Господа! Народ: Достойно и справедливо!». Это значит, что мы молимся Господу «вместе» («миром»), а не тайно медитируем (как буддист) о чем-то «своём», игнорируя весь окружающий мир и происходящее в храме.

Лекционары размещены в календарном разделе "Азбуки веры", куда далеко не все обращаются регулярно. Священники и миряне посоветовали мне сделать материалы более доступными, размещая ссылки на них в главном разделе. Согласен. Ссылки будут обновляться в начале каждой грядущей недели (понедельник-среда). Заодно можем уточнить цель и смысл подобных фрагментов Нового Завета, имеющих многовековую традицию.
Счёт всех этих этих "недель" (воскресений) начинается, как явствует из заголовка, сразу после Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, и завершается уже в следующем календарном году Неделей о Закхее. После неё начинается новый Пасхальный, или Триодный, цикл. (Подробнее см. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pasxalnyj-cikl-2019-goda.2377/.) Каждый год даты Недель по Пятидесятнице меняются, и это следует учитывать, обращаясь к Неделям грядущим.

[1] Это было связано с тем, что далее начиналась Литургия верных (крещёных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Если обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас диакона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Протоиерею Михаилу Павленко.
Дорогой отец Михаил!
Буду рад, если поделитесь со знакомыми священниками (и не только) ссылкой на помещаемые здесь лекционары. Раньше много лет посылал и посылаю в определённых случаях их адресно и в виде макета для распечатки – прежде всего своим бывшим ученикам, ныне приходским пастырям. Благодарят за важный материал к воскресной и праздничной проповеди. Теперь материал становится более универсальным и доступным. Обычно проповедуют на Евангелие, что понятно, но в Посланиях апостола Павла мы находим ПЕРВЫЕ формулировки богословских концепций, ставших краеугольными камнями позднейшего здания христианского богословия, воздвигаемого Вселенскими соборами (и не только ими).
Буду рад Вашим проповедям и комментариям. Думаю, нам следует большее внимание уделять вечным текстам Евангелия и Апостола, нежели временным заявлениям политиканов и интриганов от Православия.
 
Последнее редактирование:
Благодарю Юрий Иванович за Ваши труды.
Если позволите, одно дополнение: добавлять текст апостольского и евангельского чтения в том числе и на церковно-славянском.
 
Игорь! С праздником!
Когда Вы "заходите" на энциклопедический по охвату материала сайт, то постарайтесь в первую очередь уяснить принцип распределения материала и соотношение его основных тем. Это позволит не тратить время на формулировку бесполезных вопросов и предложений – то есть не "ломиться в открытую дверь".
Если Вы войдёте в календарный раздел "Азбуки веры", то легко обнаружите полный набор чтений (и рядовых, и дополнительных) на каждый день: в двух колонках даются параллельные тексты зачал на современном церковнославянском (причём, в двух шрифтовых позициях, что весьма гуманно!) и русском языке (синодальный перевод). Читайте дома и в храме, сопоставляйте! Кто мешает? В такой ситуации дублировать на том же самом сайте прекрасно выполненную билингву не только бессмысленно ("изобретаем велосипед"), но и неэтично (будто сомневаемся в её правильности).
В предлагаемых мною чтениях, носящих учебный характер, используются новые переводы выдающихся исследователей последнего времени – архиеп. Кассиана (Безобразова), Сергея Аверинцева, архим. Ианнуария (Ивлиева), – сделанные с научных (критических) изданий Нового Завета XX века (наш синодальный перевод Нового Завета сделан с давно устаревшего в текстологическом отношении Textus Receptus; 1-е издание осуществил знаменитый католический гуманист Эразм Роттердамский: Базель, 1516) . Некоторые места апостольских чтений мы с отцом Ианнуарием обсуждали, и он присылал мне ценные краткие комментарии, нигде более не опубликованные. Образованный человек должен следить за развитием библейской текстологии, стремящейся приблизить текст к архетипу (насколько это возможно) и освободить нас от его ошибочного толкования, связанного с забвением античных реалий. Классический пример – навязанные апостолу Павлу взаимоисключающие утверждения: "Всё мне дозволено, но не всё полезно..." (из апостольского чтения в Неделю о блудном сыне), – многовековая головная боль комментаторов, старавшихся совместить принципиально несовместимое! "А ларчик просто открывался..." (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zapovedi-i-ili-svoboda.2092/ ).
Разумеется, интересно воочию сопоставить хотя бы некоторые тексты разных по времени славянских кодексов, дабы проследить "бурное" развитие церковнославянского языка (боюсь, не все это даже осознают), например, Остромирова Евангелия 1056 – 1057 гг. (одно время считавшегося Святейшим Синодом, препятствующим его публикации, "еретическим"), Геннадиевской Библии 1499 года, созданной в Великом Новгороде под руководством ученого католического монаха доминиканца Вениамина (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pervaja-slavjanskaja-biblija.2118/ ), Острожской Библии 1581 года, Елизаветинской Библии 1751 года... Но это – сугубо филологическая тема, далеко не всем доступная и интересная. Научная литература огромна. См. сводку: Алексеев А. А. Текстология Славянской Библии. СПб., 1999 (http://biblys.narod.ru/olderfiles/3/textologiya_Alexseev.pdf ).
P. S. Друзья! Пока откликнулись три человека. Это - знамение нашего времени: чем легче нам общаться, тем более "бессловесными" мы становимся. Помню, как хорошо общались раньше с помощью бумаги, ручки и конверта (марки клеил сам в зависимости от адресата и содержания).
Ю. Р.
 
Последнее редактирование:
Друзья! Внимание: обновлён Лекционар! Смотрите литургийные чтения и материалы 27-й Недели по Пятидесятнице (22 декабря). Священники могут почерпнуть здесь материалы для проповеди. Апостольское чтение (из Послания к Ефесянам) напоминает о том, что главные враги – не против плоти и крови (людей), но против "космократоров" этого мира (в том числе и наших предубеждений). Евангельское чтение (от Луки) заставляет подумать: зачем мы приходим на воскресную Литургию – благодарить или клянчить? Известно, что человек, получивший просимое, часто в храм больше не приходит. Действительно, кто же будет ходить в травматологический пункт к своему врачу после снятия гипса? Разве что один из десяти? Да и то самарянин.
 
Последнее редактирование:
Неделя 28 по Пятидесятнице приходится в этом - 2019 - году на 29 декабря и именуется «Неделей святых праотец (праотцов)». Празднование совершается в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым, поэтому фиксированной даты у него нет. В это воскресенье за богослужением Православная Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии. Здесь пред нами символически предстаёт вся история дохристианского человечества! В бесконечном перечне имён особо выделяются ветхозаветные пророки – люди «проповедавшие Христа», то есть готовившие людей к принятию Мессии, – впрочем, как и все библейские праведники, движимые мессианским ожиданием.
Апостольское и евангельское литургийные чтения на первый взгляд не имеют прямого отношения к теме будущего праздника Рождества Христова. Это не совсем так: они символически, но достаточно ясно указывают, какими качествами должны обладать христиане, желающие достойно встретить рождающегося Богомладенца.
Литургийные чтения Недели см.: https://azbyka.ru/days/p-nedelja-29-po-pjatidesjatnice-svjatyh-praotec . Другие материалы см.: https://azbyka.ru/days/2019-12-29 .
* * *​
Из памятных дней, предшествующих 28-й Неделе, выделяем
25 декабря (12 дек. по ст. ст.) – память святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348 г.). Этот простой пастух (по первоначальному званию) лучше всех христианских «фарисеев и книжников», блюстителей устава, понимал дилемму Спасителя о человеке и субботе. См.: https://azbyka.ru/days/p-mozhno-li-narushat-post .

В этот же день, точнее, в ночь с 24/25 декабря, около 90% христиан всего мира (в том числе и подавляющее большинство Православных Церквей) празднуют Рождество Христово. Об истории и богословии римского по происхождению праздника Dies Natalis Domini, о причинах его долгого отторжения христианским Востоком и о том, почему христианское меньшинство всё ещё празднует его с отставанием на 13 дней от утверждённой соборно в в IV dtrt lfns (в XX—XXI вв.) – см.:
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/#rimskij_prazdnik_den_rozhdenija_gospoda_Dies Natalis Domini 25_dekabrja_i_ego_sudba_na_khristianskom_vostoke ; Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? (Когда мы празднуем Рождество Христово) // С.-Петербургский Церк. вестник. 2005. № 12 С. 34–37. (Эл. вариант: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...darja_kogda_my_prazdnuem_rozhdestvo_khristovo.) В целом о Рождественском цикле см.:
Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники Рождественского цикла / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е. СПб.: Коло, 2019 (электронный вариант: http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/).
Поздравляю всех, празднующих сегодня Рождество Христово, - с праздником!

P. S. Друзья! Почему-то не смог войти, как обычно, в свою запись и обновить материал. Поэтому помещаю здесь. Понятно - праздник. Когда редакторы отдохнут и "откроют шлюзы" - перенесу текст в свою место и добавлю иллюстрации.
 
Друзья! Предыдущая запись висит под заголовком 27-я Неделя, хотя текст начинается с 28-й Недели. А предыдущую устаревшую запись - 27-я Неделя - не могу, как обычно, удалить. Простите, не виноват. Обращайтесь к техредам "Азбуки".
 
Друзья! Внимание! Неделя 29-я по Пятидесятнице приходится в Пятидесятничном годовом цикле 2019—2020 на 5 января 2020 года (здесь и далее даты по н. ст.). Поскольку празднование совершается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, то в церковном Уставе это воскресенье именуется «Неделей святых отец (отцов)» (речь идет о ветхозаветных праведниках).

Апостольское литургийное чтение (Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40. – Зачало 328) повествует о неукротимой вере ветхозаветных праведников и формулирует вопрос (думаю, не для всех очевидный): Почему же величайшие древнееврейские святые только вместе с нами достигли совершенства?

Евангельское литургийное чтение (Мф. 1:1–25. – Зачало 1), особенно, его первая часть, может вызвать у современного человека недоумение и даже раздражение, особенно при чтении несколько смешного Синодального перевода: «...Авраам родил Исаака» и т. д. (ведь рожают женщины). Действительно, зачем нам эта длинная еврейская родословная? Ведь мы и так верим, что Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, а главное – Сын Божий и наш Спаситель! Что тут доказывать? Прямая богословская связь обязательна, как и при апостольском чтении. Внимательно для общего образования прочтите тексты и комментарии к ним.
https://azbyka.ru/days/p-nedelja-28-po-pjatidesjatnice ; https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...ent-33241#nedelja_pred_rozhdestvom_khristovym ;
а также иные материалы: https://azbyka.ru/days/2020-01-05 .

* * *​
Протоиерей Александр Мень
НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нём даётся этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира. И за каждым именем – история жизни. Здесь и праведный Авраам, пошедший вслед за Господом и ничего не пожалевший для Него; здесь и праведная моавитянка Руфь, оставившая отечество и принявшая веру в Единого Бога... Здесь и грешники, и праведники: все они были предками Господа Иисуса по плоти.

Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? – А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», – тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что имена эти имеют значение, что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе. Они говорят о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, – и все они стали бы сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот, сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами! И священное тайное имя Христово – не только Иисус («Господь спасает») и Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С нами Бог».

Это Святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, – вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Вот мы приближаемся к дням Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распрямиться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся словами проповеди святителя Григория Богослова: «Христос рождается – идите Ему навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встречайте».) И мы идём к Нему навстречу – ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас, потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать и тот познает, что значат слова «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», – то есть «поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!» Аминь.
3 января 1988 г.

* * *
Память
Из событий неподвижного календарного цикла (подборка не оценочная!), предшествующих 29-й Неделе (5-му января), выделим
Память ветхозаветного порока Даниила и его друзей
- https://azbyka.ru/days/p-prorok-daniil-i-ego-druzja .

В ночь с 31 декабря /1 января мы в 320-й раз на государственном уровне
отметим Новый год по «январскому стилю» (хотя до 1918 года мы жили по юлианскому календарю). Но почему эта искусственная (?) календарная дата доминировала в Христианском мире и стала общемировой (хотя бы в документах ООН)? Многие ли ваши знакомые ответят?

См. статью, в которой найдёте ссылку и на статью о Православном новолетии (1/14 сентября).

https://azbyka.ru/days/p-pochemu-novyj-god-nachinaetsja-1-janvarja ;

https://azbyka.ru/days/p-elka-rozhdestvenskaya-ili-novogodnyaya .

2 января – Память нашего петербургского давно почитаемого святого – праведного Иоанна Кронштадтского. Литература о нём огромна. См. хотя бы: https://azbyka.ru/days/2020-01-02
 
Последнее редактирование:
Друзья! Внимание! Неделя 29-я по Пятидесятнице приходится в Пятидесятничном годовом цикле 2019—2020 на 5 января 2020 года (здесь и далее даты по н. ст.). Поскольку празднование совершается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, то в церковном Уставе это воскресенье именуется «Неделей святых отец (отцов)» (речь идет о ветхозаветных праведниках).

Апостольское литургийное чтение (Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40. – Зачало 328) повествует о неукротимой вере ветхозаветных праведников и формулирует вопрос (думаю, не для всех очевидный): Почему же величайшие древнееврейские святые только вместе с нами достигли совершенства?

Евангельское литургийное чтение (Мф. 1:1–25. – Зачало 1), особенно, его первая часть, может вызвать у современного человека недоумение и даже раздражение, особенно при чтении несколько смешного Синодального перевода: «...Авраам родил Исаака» и т. д. (ведь рожают женщины). Действительно, зачем нам эта длинная еврейская родословная? Ведь мы и так верим, что Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, а главное – Сын Божий и наш Спаситель! Что тут доказывать? Прямая богословская связь обязательна, как и при апостольском чтении. Внимательно для общего образования прочтите тексты и комментарии к ним.
https://azbyka.ru/days/p-nedelja-28-po-pjatidesjatnice ; https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...ent-33241#nedelja_pred_rozhdestvom_khristovym ;
а также иные материалы: https://azbyka.ru/days/2020-01-05 .

* * *​
Протоиерей Александр Мень
НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас, впервые открывая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нём даётся этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнадцати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхого Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира. И за каждым именем – история жизни. Здесь и праведный Авраам, пошедший вслед за Господом и ничего не пожалевший для Него; здесь и праведная моавитянка Руфь, оставившая отечество и принявшая веру в Единого Бога... Здесь и грешники, и праведники: все они были предками Господа Иисуса по плоти.

Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? – А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», – тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что имена эти имеют значение, что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе. Они говорят о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, – и все они стали бы сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот, сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами! И священное тайное имя Христово – не только Иисус («Господь спасает») и Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С нами Бог».

Это Святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, – вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Вот мы приближаемся к дням Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распрямиться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся словами проповеди святителя Григория Богослова: «Христос рождается – идите Ему навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встречайте».) И мы идём к Нему навстречу – ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас, потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать и тот познает, что значат слова «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», – то есть «поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!» Аминь.
3 января 1988 г.

* * *

Из памятных событий неподвижного календарного цикла (подборка не оценочная!), предшествующих 29-й Неделе) (5-му января - https://azbyka.ru/days/p-prorok-daniil-i-ego-druzja .

В ночь с 31 декабря /1 января мы в 320-й раз на государственном уровне
отметим Новый год по «январскому стилю» (хотя до 1918 года мы жили по юлианскому календарю). Но почему эта искусственная (?) календарная дата доминировала в Христианском мире и стала общемировой (хотя бы в документах ООН)? Многие ли ваши знакомые ответят?

См. статью, в которой найдёте ссылку и на статью о Православном новолетии (1/14 сентября).

https://azbyka.ru/days/p-pochemu-novyj-god-nachinaetsja-1-janvarja ;

https://azbyka.ru/days/p-elka-rozhdestvenskaya-ili-novogodnyaya .


2 января – Память нашего петербургского давно почитаемого святого – праведного Иоанна Кронштадтского. Литература о нём огромна. См. хотя бы: https://azbyka.ru/days/2020-01-02
 
Последнее редактирование:
Друзья! Пытался исправить опечатку в первом абзаце последнего раздела своей записи в виде комментария (вход в мой суверенный блог закрыт: хакеры?), но не смог этого сделать: ошибку упорно возвращают. Читайте так:
"Из памятных событий неподвижного календарного цикла (подборка не оценочная!), предшествующих 29-й Неделе, 5-му января 2020 года, выделяем
Память ветхозаветного пророка Даниила и его друзей. - https://azbyka.ru/days/p-prorok-daniil-i-ego-druzja .
Ещё раз повторяю: речь идёт о 29-й Неделе по Пятидесятнице! Устаревшие записи тоже не могу удалить. Простите!
 
Неделя 30 по Пятидесятнице ныне приходится на 12 января 2020 года (по н. ст.) и именуется Неделей по Рождестве Христовом.
В Послании к Галатам (1:11–19) апостол Павел без дипломатических оговорок утверждает, что Евангелие и право его возвещения он получил от Самого Христа, поэтому никакое «рукоположение» или признание его апостолом даже от 12-ти ему не нужно. Здесь – спор с иудеохристианами, считавшими его «самозванцем», не знавшим Христа при Его земной жизни. Обратим внимание и на употребление термина «Евангелие» в первичном смысле.
Евангельское чтение (от Матфея 2:13–23) продолжает тему первого дня праздника Рождества и повествует о бегстве Святого Семейства в Египет, избиении младенцев и причине поселения в Назарете.

Тексты литургийных чтений и комментарии см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...tenija.2146/#nedelja_po_rozhdestve_khristovom . А также другие материалы дня (https://azbyka.ru/days/2020-01-12), в первую очередь проповедь архим. Ианнуария: https://azbyka.ru/ivliev/apostol_33_nedelia_po_pjatideciatnice.shtml .

* * *​
Из числа праздников неподвижного цикла, предшествующих 30-й Неделе, выделяем День Рождества Христова, Dies Natalis Domini (25 декабря / 7 января), фиксирующий на литургическом уровне основополагающий догмат Боговоплощения, Вочеловечения. Для исторического понимания праздника важно уяснить, почему это первоначально римское торжество Дня Рождения Господа с трудом прививалось на христианском Востоке. Об этом и о других календарных воспоминаниях Рождественского цикла см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/ .
Хочу выделить проповедь архимандрита Ианнуария: https://azbyka.ru/ivliev/apostol_rozhdestvo_hristovo-all.shtml .
P. S. Поздравляю всех с Рождеством Христовым! https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ezhe-po-ploti-kata-srka-rozhdestvo-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-xrista.2374/ .
Паки прошу прощения за то, что не могу помещать материалы в свою запись «Лекционар»: его обновление остановилось на 27-й Неделе. Отсюда и устаревший номер Недели, исправить который тоже не могу.
 
Последнее редактирование:
Неделя 31 по Пятидесятнице совпадает в этом году с двунадесятым праздником Святого Богоявления (6/19 января), который по своему статусу превалирует над рядовой воскресной службой. Это знаменательное древнее – и первое по времени в Восточном календаре (II в.) – торжество неподвижного цикла обычно вызывает ряд вопросов. Почему у него два названия – «Богоявление» и «Крещение Господне» (сокращённый вариант, см. в Календаре), причем, второе явно доминирует в быту? Первое название ассоциируется обычно с явлением Святой Троицы, как гласит тропарь праздника, но смысл кондака иной. Каков изначальный смысл древней Тэофании? Об этом см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...146/#svjatoe_bogojavlenie_kreshhenie_gospodne (здесь найдёте и литургийные праздничные чтения с полезными комментариями).
Праздник Богоявления/Крещения Господня в быту ассоциируется в первую очередь с водой, недаром же в старину народ именовал его просто «Иорда́нь»! Среди прихожан возникают «глубокомысленные» богословские дискуссии: какая вода больше по́льзует – «богоявленская» или «крещенская», обязательно ли её пить натощак, можно ли давать её хворой кошечке, и нужно ли для подтверждения своего исповедания православия бесстрашно нырять в прорубь? А в какую иордань ныряют Святейший Патриарх и члены Синода? См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/#agiasma .
Комментариев по теме праздника много (https://azbyka.ru/days/2020-01-19 и др.). См. прежде всего проповедь отца Ианнуария (Ивлиева): https://azbyka.ru/ivliev/apostol_bogoyavlenie-all.shtml .

* * *​
Из числа событий, предшествующих 31-й Неделе и празднику Богоявления, следует отметить
Обрезание Господне (1/14 января), с которым совпадает память свт. Василия Великого (потому что он умер 1 января по ст. ст.). Какое назидательное значение имеет для христиан этот праздник, отсылающий нас к еврейской традиции инициации, упразднённой ещё на Апостольском соборе (ок. 49 г. – Деян. 15:1–34); причём в древности Обрезание даже входило в ранг величайших праздников – Пасхи, Рождества, Богоявления и др.!? См.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/#obrezanie_gospodne .

В канун дня ещё раз празднуем Новый год, пусть и «старый»! Это мы умеем! Только у нас есть такой парадоксальный праздник. А, кстати, на какое число по григорианскому календарю пришёлся наш первый Новый год по январскому стилю, введённому 320 лет тому назад Петром Первым? См.: https://azbyka.ru/days/p-pochemu-novyj-god-nachinaetsja-1-janvarja .

2/15 января – память «самого великого подвижника благочестия последних времён». Кто он? См.: https://azbyka.ru/days/p-radost-moja .
 
Сверху