Можно ли нарушать пост?

spiridon-trimifuntskij

Се­го­дня, 12/25 де­каб­ря, в на­шем Ка­лен­да­ре зна­чит­ся па­мять свя­ти­те­ля[1] Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го († ок. 348 г.).

Этот весь­ма по­чи­та­е­мый в гре­че­ском и рус­ском Пра­во­сла­вии свя­той ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. Дол­гие го­ды он был про­стым пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков. За это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), Спи­ри­дон был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та, и в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Спи­ри­дон око­ло 348 го­да во вре­мя мо­лит­вы и по­гре­бён в Три­ми­фун­те в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов. По­след­ние его сло­ва бы­ли о люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. В се­ре­дине VII ве­ка мо­щи свя­ти­те­ля пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в 1453 го­ду – на ост­ров Керкира в Иони­че­ском мо­ре (гре­че­ское на­зва­ние это­го ост­ро­ва – Корфу). Здесь, в од­но­имен­ном го­ро­де Кер­ки­ра (глав­ный го­род ост­ро­ва) и по­ныне со­хра­ня­ют­ся свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на в хра­ме его име­ни (пра­вая ру­ка свя­ти­те­ля по­чи­ва­ет в Ри­ме). Пять раз в го­ду на ост­ро­ве со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние его па­мя­ти.

На Ру­си по­чи­та­ние свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на из­вест­но из­древ­ле. На­род, от­ме­чав­ший зна­чи­мые ка­лен­дар­ные ве­хи по цер­ков­но­му ка­лен­да­рю (дру­гих еще не бы­ло), на­зы­вал близ­кий ко дню па­мя­ти свя­то­го Спи­ри­до­на день Зим­не­го солн­це­во­ро­та, или «по­во­ро­та Солн­ца на ле­то», «Спи­ри­до­но­вым по­во­ро­том». (В скоб­ках за­ме­тим, что XX–XXI сто­ле­тии день его па­мя­ти по юли­ан­ско­му­ка­лен­да­рю – 12 де­каб­ря – при­хо­дит­ся на 25 де­каб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му, то есть на аст­ро­но­ми­че­ски точ­ный день Зим­не­го солн­це­во­ро­та. Но в XXII ве­ке да­та сме­стит­ся на 26 де­каб­ря, в XXIII ве­ке – на 27 де­каб­ря и так – по всем дням го­до­во­го цик­ла; впро­чем, как и все празд­ни­ки, всё ещё от­ме­ча­е­мые у нас по ка­лен­да­рю Юлия Це­за­ря.)

Осо­бым по­чи­та­ни­ем свя­ти­тель Спи­ри­дон поль­зо­вал­ся в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де и Москве, где в 1633 го­ду воз­двиг­ли храм его име­ни. В дру­гой сто­лич­ной церк­ви, Вос­кре­се­ния Словуще­го (1629), на­хо­дят­ся две чти­мые ико­ны свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на с ча­сти­цей его свя­тых мо­щей.

О жиз­ни свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на со­хра­ни­лись цен­ные сви­де­тель­ства ви­зан­тий­ских ис­то­ри­ков вто­рой по­ло­ви­ны IV–V ве­ков – Со­кра­та Схо­ла­сти­ка, Со­зо­ме­на и Ру­фи­на, близ­ких к нему по вре­ме­ни и об­щав­ших­ся с его уче­ни­ка­ми и млад­ши­ми совре­мен­ни­ка­ми. Древ­ней­шее жи­тие свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на на­пи­сал ям­би­че­ски­ми сти­ха­ми его уче­ник – свя­ти­тель Три­фил­лий, епи­ско­поп Ле­вкус­сии Кипр­ской († ок. 370). Его клас­си­че­ское жи­тие бы­ло на­пи­са­но в X ве­ке вы­да­ю­щим­ся ви­зан­тий­ским агиогра­фом (то есть «опи­са­те­лем свя­тых») Си­мео­ном Ме­та­фрастом.

В за­клю­че­ние этой крат­кой справ­ки при­во­дим сви­де­тель­ства о свя­том Спи­ри­доне пер­вых двух вы­ше­упо­мя­ну­тых ис­то­ри­ков. Вто­рой фраг­мент осо­бен­но ва­жен для по­ни­ма­ния ис­тин­но­го смыс­ла по­ста, ко­то­рый мно­гие сво­дят лишь к неукос­ни­тель­ной «пе­ре­ме­ной ра­ци­о­на», за­бы­вая, что де­ле­ние пи­щи на «чи­стую» (ко­шер­ную) и «нечи­стую» – это по­ня­тия вет­хо­за­вет­ные, обя­за­тель­ные толь­ко для иудея по ве­ре (при­чём, об­ре­зан­но­го). «Услышь­те и ура­зу­мей­те! Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет че­ло­ве­ка; но то, что ис­хо­дит из уст, – это осквер­ня­ет че­ло­ве­ка», – чи­та­ем в Еван­ге­лии от Мат­фея (Мф.15:10-11). Сло­ва Хри­ста об­ра­ще­ны не толь­ко к ис­ку­шав­шим Его фа­ри­се­ям, но и к их (воль­ным или неволь­ным) по­сле­до­ва­те­лям сре­ди хри­сти­ан.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Приложение

1. Со­крат Схо­ла­стик. Цер­ков­ная ис­то­рия. Кн. I, гл. 12. «О кипр­ском епи­ско­пе Спи­ри­доне»:

«Те­перь о Спи­ри­доне. Этот пас­тырь об­ла­дал та­кой свя­то­стью, что удо­сто­ил­ся па­сти и лю­дей. По­лу­чив епи­скоп­ство над од­ним из го­ро­дов Ки­п­ра, по име­ни Три­ми­фунт, он в епи­скоп­ском сане, по ве­ли­ко­му сми­ре­нию, не пе­ре­ста­вал па­сти и овец. О нём со­хра­ни­лось мно­го рас­ска­зов, но, чтобы не уда­лить­ся от пред­по­ло­жен­но­го пред­ме­та, я при­пом­ню один или два.

Од­на­жды в пол­ночь во­ры во­шли по­ти­хонь­ку в ов­чар­ню и ста­ра­лись по­хи­тить овец. Но Бог, хра­ня­щий пас­ты­ря, со­хра­нил и овец его, – во­ры неви­ди­мою си­лою очу­ти­лись при­вя­зан­ны­ми к ов­чарне. Меж­ду тем на­ста­ло утро, и пас­тырь по­шёл к ста­ду; ко­гда же уви­дел он, что у хищ­ни­ков ру­ки свя­за­ны на­зад, тот­час узнал, что слу­чи­лось, и, по­мо­лив­шись, раз­вя­зал их и дол­го усо­ве­щи­вал, вну­шая им до­ста­вить се­бе про­пи­та­ние за­кон­ны­ми тру­да­ми, а не брать чу­жо­го без­за­кон­но. По­том, по­да­рив им ов­на и от­пус­кая их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но бодр­ство­ва­ли вы». Это – од­но из чу­дес Спи­ри­до­на, а дру­гое бы­ло та­ко­во.

Бы­ла у него дочь де­ви­ца, на­сле­до­вав­шая на­бож­ность сво­е­го от­ца, по име­ни Ири­на. Кто-то зна­ко­мый от­дал ей для хра­не­ния дра­го­цен­ное укра­ше­ние, но она, при­знав без­опас­ней­шим хра­ни­ли­щем зем­лю, спря­та­ла взя­тую вещь в зем­ле и вско­ре по­том умер­ла. Через неко­то­рое вре­мя при­шёл тот, кто от­дал свою вещь и, не на­шед­ши уже де­ви­цы, при­сту­пил к от­цу – ча­стью с об­ви­не­ни­ем, ча­стью с прось­бою. Ста­рец, ко­то­рый утра­ту хо­зя­и­на укра­ше­ния по­чи­тал соб­ствен­ным несча­стьем, по­шёл на мо­ги­лу до­че­ри и мо­лил Бо­га, чтобы Он преж­де вре­ме­ни по­ка­зал обе­то­ван­ное вос­кре­се­ние. На­деж­да его не об­ма­ну­ла: де­ви­ца тот­час яви­лась от­цу жи­вою и, озна­чив ме­сто, где спря­та­ла укра­ше­ние, опять скры­лась. Та­кие-то му­жи си­я­ли в Церк­вах во вре­ме­на ца­ря Кон­стан­ти­на. Это я и сам слы­шал от мно­гих жи­те­лей Ки­п­ра, и чи­тал в ла­тин­ском со­чи­не­нии од­но­го пре­сви­те­ра Ру­фи­на».

2. Со­зо­мен. Цер­ков­ная ис­то­рия:

«На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный при­мер из жиз­ни свя­ти­те­ля. – «Од­на­жды, по на­ступ­ле­нии Ве­ли­ко­го По­ста, в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лён, свя­той Спи­ри­дон ска­зал до­че­ри: «Об­мой но­ги это­му че­ло­ве­ку, да пред­ло­жи ему по­есть». Но, вви­ду по­ста, не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель «вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лён­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи». По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­лё­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за тра­пе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Ко­гда же по­след­ний, на­зы­вая се­бя хри­сти­а­ни­ном, от­ка­зал­ся, – свя­той Спи­ри­дон при­ба­вил: «Тем ме­нее на­доб­но от­ка­зы­вать­ся, ибо Сло­во Бо­жие го­во­рит: «Для чи­сто­го – всё чи­сто» (Тит.1:15)».

Это сви­де­тель­ство о че­ло­ве­ко­лю­би­вом по­ступ­ке ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на, ка­ким был свя­той Спи­ри­дон, не нуж­да­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях. Мож­но лишь за­дать­ся во­про­сом: мно­гие ли из на­ших «усерд­ных пост­ни­ков» по­сту­пи­ли бы так же как он, не убо­яв­шись «оско­ро­мить­ся» и «по­ру­шить» свои га­стро­но­ми­че­ские «за­слу­ги» пред Бо­гом?


При­ме­ча­ния

[1] Свя­ти­те­ля­ми на­зы­ва­ют иерар­хов, то есть свя­щен­но­слу­жи­те­лей, име­ю­щих выс­ший цер­ков­ный сан – ар­хи­ерей­ский. Внут­ри этой выс­шей в Пра­во­сла­вии сте­пе­ни свя­щен­ства они под­раз­де­ля­ют­ся – по адми­ни­стра­тив­но­му прин­ци­пу – на епи­ско­пов, ар­хи­епи­ско­пов, мит­ро­по­ли­тов и, на­ко­нец, пат­ри­ар­хов (пер­вых сре­ди рав­ных). В гре­че­ской цер­ков­ной тра­ди­ции ар­хи­епи­скоп вы­ше мит­ро­по­ли­та.

Случайный тест