Неделя 27-я по Пятидесятнице
приходится в 2019 году на 22 декабря (по н. ст.).
Апостольское литургийное чтение (из Послания к Ефесянам) напоминает нам о том, что главные наши враги – не против плоти и крови (людей), но против "космократоров" этого мира. Евангельское чтение (от Луки) заставляет подумать: зачем мы приходим на воскресную Литургию – благодарить или клянчить? Практика показывает, что человек, получивший просимое, часто в храм больше не приходит. Действительно, кто же будет ходить в травматологический пункт к своему врачу после снятия гипса? Разве что один из десяти? Да и то самарянин.приходится в 2019 году на 22 декабря (по н. ст.).
Апостольское чтение на Литургии
(Послание ап. Павла к Ефесянам 6:10–17. – Зачало 233)
[Духовное оружие]
Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостоять козням диавольским, потому что борьба наша не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей (космократоров) этого мира тьмы, против небесных злых духов.(Послание ап. Павла к Ефесянам 6:10–17. – Зачало 233)
[Духовное оружие]
Поэтому возьмите всё оружие Божье, чтобы вы могли оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять.
Итак, стойте, опоясав бедра ваши истиной и надев панцырь (броню) праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; при всем том возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и примите шлем спасения, и меч Духа – Слово Божие.
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Луки 17:12–19. – Зачало 85)
[Исцеление десяти прокаженных]
В то время, когда Иисус входил в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые, встав поодаль, возвысили голоса: «Иисусе, Наставник! Помилуй нас!»(Евангелие от Луки 17:12–19. – Зачало 85)
[Исцеление десяти прокаженных]
И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!»
И было, пока они шли, проказа оставила их.
А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин.
И сказал на это Иисус: «Разве не десять ли человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?»
И сказал Он ему: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»
***
ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ
ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ
Данное евангельское чтение заставляет нас вспомнить о том, что христианство – это, прежде всего, благодарность. В этом – главная особенность и сущность христианской веры как «религии» и Христианской жизни как религиозного опыта. Неслучайно главный церковный акт, делающий Церковь Церковью, обозначается как Евхаристия – в переводе с греческого «Благодарение». Здесь формулируется благодарность за само творение мира, за то исключительное внимание, которое Бог уделяет человеку, за спасение, то есть за Христа Спасителя – именно Такого, Каким Он явился и Каким Он описан в Евангелии.
Конечно, благодарение – как важная составляющая религиозного опыта – не является исключительным изобретением христиан. Наши евхаристические молитвы в основе своей восходят к «благодарственным» молитвам, сложившимся ещё до Христа в ветхозаветном Израиле. Да и вообще, благодарность – одно из самых возвышенных и добрых человеческих переживаний безотносительно религии.
Однако, с другой стороны, благодарность и как религиозное переживание, и вообще как человеческий опыт, порой бывает весьма трудным и непривычным делом. В самом деле, в каком-то смысле легче и проще жить и общаться в товарно-денежных категориях: «ты мне – я тебе». И, как ни странно, именно в религии, то есть там, где речь идет о наиболее ответственных взаимоотношениях – с Богом! – подобные категории кажутся наиболее безопасными и удобными. Так религия с её правилами, законами и канонами становится препятствием простой, «человеческой» благодарности. Ведь настоящая благодарность из десяти – всегда требует неформального, живого и потому всегда нового усилия. Если и говорить о новизне Нового Завета, то она заключается именно в способности адекватно отвечать Богу, Который всегда Жив и Нов. Проповедь же Иисуса Христа и является обострением этого требования неформального, благодарного отношения к Богу. Насколько это трудно? Один шанс –такова вероятность успеха, судя по разбираемому евангельскому чтению. Оставшиеся девять шансов – это остаться в ситуации, где всё предписано, определено и запрограммировано.
Евангелие дает нам ещё одно тонкое наблюдение. Исцелившийся прокаженный вернулся. Какого рода возвращение имеется в виду? Чаще всего возвращающийся человек – это человек, что-то забывший и в досаде спешащий это что-то доделать задним числом. Здесь же мы читаем о том, как некто «возвратился, громким голосом славя Бога». Тем самым он силится вырваться из замкнутого круга законнической религии.
Так он входит в новое качество отношений с Богом. Христос его напутствует: «Вера твоя спасла тебя!» Такие слова в устах Иисуса всегда звучали как вердикт о том, что такой-то герой принимается в собираемый Христом новый народ Божий, Его Церковь.
Вся Священная история – история о том, как Бог налаживает отношения с человеком, подобно тому, как настраивается музыкальный инструмент или радиоприемник. В Библии вовсе не рассматривается как главный постулат тот очевидный факт, что Бог существует. Если для человека Бога нет (или даже пока нет), вопрос о выстраивании отношений с Ним теряет смысл. В Библии же всё время речь идет о поиске наиболее содержательных, осмысленных и приносящих радость отношений человека с Богом, и о том, чтобы избавиться от всего, что вредит этой радости.
В этом смысле Евангелие продолжает поиски человеком Бога, но и, в неменьшей степени, – поиски Богом человека. Иначе выражаясь, Бог в Евангелии ещё более явственно, чем прежде, даёт понять, какого отношения к Себе Он ждёт от человека. Данное Евангелие – один из ярких тому примеров.
Мы читаем о десяти прокаженных – тех, чья участь была решена не только в медицинском смысле слова, но и, что существеннее, в общественно-религиозном. Они погибали не только физически, но и уже погибли, как было принято думать, в смысле общественном и церковном. Для народа Божия, для общества Господня, для Церкви – они стали совершенно чуждыми. Есть даже соответствующий церковный термин, который сюда вполне бы подошёл – экскоммуникация, то есть исключение из общения.
И всех исцелил Христос, тем самым дав реальные основания для возвращения в общество, в лоно Церкви. Но как по-разному они себя ведут! Какое разное ответное отношение встречает Тот, Кто их не просто исцелил, а вернул им жизнь во всей её полноценности! Конечно, все они, все десять, необычайно обрадовались. Но подавляющее большинство из них обрадовалось, как радуется человек, выздоровевший после приема определенного лекарства. Принимая лекарство, человек не просто надеется, а знает, что оно должно помочь. Не будет преувеличением сказать, что огорчение человека в случае недействия лекарства будет больше, чем радость в случае его действия. Девять исцелившихся, будучи иудеями, то есть принадлежавшими к народу Израилеву, разумеется, обрадовались, но как бы в определенную меру. И главное, они тем самым как будто вышли на некую магистраль, где есть своя строго определенная последовательность дальнейших действий. И вот в этой-то последовательности действий не оказалось места для простой благодарности.
Десятый же – «и он был самарянин» – это тот, кто после исцеления остался один на один с исцелившим его Богом. Он не был связан никакими обязательствами. Чем он может отплатить? У него ситуация совершенно обратная – ничего, кроме простого «спасибо», он не может предложить в ответ.
Примерно то же испытывает человек, только-только приходящий к Богу и начинающий определять свои с Ним отношения. Хотелось бы пожелать ему не потерять этого чувства, чтобы он как можно позже присоединился к тому подавляющему большинству, которое представлено девятью из десяти исцелённых. Шанс у него есть, правда небольшой – один из десяти!
Протоиерей Александр Сорокин
* * *
Из праздничных событий, предшествующих 27-й Неделе, отметим следующие (все даты по н. ст.):
17 декабря. –Память св. великомученицы Варвары, особо почитавшейся в Великом Новгороде (приводим местное изображение на бересте XI в.). https://azbyka.ru/days/p-pokrovitelnica-artillerii .
В этот же день (17 декабря) – память уникального (в буквальном смысле слова) русского православного архиерея – архиепископа Геннадия (Гонозова) Новгородского (†1505), инициатора первого полного церковнославянского кодекса Библии. (Не будем забывать, что наша национальная Библия родилась в Великом Новгороде в 1499 году.) Знаменательно также, что крестным отцом первой «православной Библии» стал католический ученый доминиканец Вениамин, проживший несколько лет при дворе Новгородского Архиепископа, без которого этот колоссальный проект не смог бы осуществиться (у нас ещё не было университетского образования). Строгий Владыка Геннадий, ревностный борец с ересью жидовствующих и стригольников, сочувствовавший «шпанскому королю» и его инквизиции, хорошо понимал, что собратья католики – такие же добрые евхаристические христиане, как и мы. Проблем в евхаристическом (Вениамин служил в Новгороде Божественную Мессу), человеческом и научном отношении среди умных людей не было и нет. См.: https://azbyka.ru/days/p-sozdatel-slavjanskoj-biblii ;
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pervaja-slavjanskaja-biblija.2118/ .
18 декабря – память палестинского отшельника Саввы Освященного, чья Лавра («Ущелье») со временем распространила свои богослужебные традиции по всему Византийскому православному миру. См.: https://azbyka.ru/days/sv-savva-osvjashchennyj
19 декабря – память святителя Николая Чудотворца, чей образ породил множество добрых ассоциаций по всему христианскому миру. (Мощи Святителя – явно с его произволения, если мы признаём Промысл Свыше – покоятся в итальянском городе Бари.) См.: https://azbyka.ru/days/p-pravilo-very-i-obraz-krotosti .
* * *
«ВЕРА – ОТ СЛЫШАНИЯ...»
Дорогой Прихожанин!
«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечатания, большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
В богослужебном смысле «оглашенными» называли людей, долго готовившихся к принятию таинства Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Самому Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» («Оглашеннии, изыдите!») – покидали храм[1] (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов. В настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии, что противоречит изначальному смыслу проповеди как обязательному литургийному элементу, а не факультативному дополнению к службе (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/propoved-slovo-ili-posleslovie.2381/).
К VIII столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестаёт быть «оглашенным», но никогда не перестаёт быть «учащимся» в широком смысле этого слова.
Прихожане «оглашаются» не только устно – во время богослужений и занятий в Воскресной школе, – но и «письменно» (разумеется, там, где раздают прихожанам Лекционары для изучения их дома, как на нашем приходе). Предлагаемые здесь материалы – это «Лекционар», то есть воскресные и праздничные чтения из Апостола и Евангелия, распределенные в Православном календаре по годовому циклу. Если мы не понимаем буквального (не говоря уже о богословском!) смысла этих чтений, через которые к нам обращаются Сам Христос и Апостолы, не задумываемся над логикой их чередования и связью с основной темой церковного праздника, – мы не только не участвуем сознательно в богослужении, но, сами того не желая, отмахиваемся от предлагаемых нам к назиданию Вечных Слов. Если человек по каким-то причинам не причащается Слову Воплощённому в Таинстве Евхаристии, то от "причащения" Слову Звучащему для всех его никто не освобождает.
Наше богослужение носит «соборный» («коллективный») и диалогичный характер: верующие (а не хор!) отвечали в древности на обращенные к ним священнослужителем призывы и возгласы. Вот как звучит диалог перед Анафорой в древнейшем византийском Евхологионе (Служебнике) VIII века (Барберини 336): «Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга! И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую… [поётся Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир! Священник [говорит:] Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Народ: И со духом Твоим! Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца! Народ: Имеем (вознесём) ко Господу! Священник: Будем благодарить Господа! Народ: Достойно и справедливо!». Это значит, что мы молимся Господу «вместе» («миром»), а не тайно медитируем (как буддист) о чем-то «своём», игнорируя весь окружающий мир и происходящее в храме.
Лекционары размещены в календарном разделе "Азбуки веры", куда далеко не все обращаются регулярно. Священники и миряне посоветовали мне сделать материалы более доступными, размещая ссылки на них в главном разделе. Согласен. Ссылки будут обновляться в начале каждой грядущей недели (понедельник-среда). Заодно можем уточнить цель и смысл подобных фрагментов Нового Завета, имеющих многовековую традицию.
Счёт всех этих этих "недель" (воскресений) начинается, как явствует из заголовка, сразу после Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, и завершается уже в следующем календарном году Неделей о Закхее. После неё начинается новый Пасхальный, или Триодный, цикл. (Подробнее см. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pasxalnyj-cikl-2019-goda.2377/.) Каждый год даты Недель по Пятидесятнице меняются, и это следует учитывать, обращаясь к Неделям грядущим.
[1] Это было связано с тем, что далее начиналась Литургия верных (крещёных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Если обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас диакона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.