Своеволие

( Своеволие 7 голосов: 4.57 из 5 )

 

Своево́лие — то же, что своевольство: чрезмерное стремление или склонность действовать по своему произволению; помыслы и поступки, свидетельствующие о такой склонности. Своеволие может быть обусловлено: гордостью, самомнением, жестокосердием, эгоизмом, упрямством, чванством и самодурством, влиянием падших духов.

Своевольных людей не следует путать с людьми сильной воли. Так, если о первых священнописатели отзываются в негативном ключе (Суд. 9:4; 2Пет. 2:10), то о вторых — в зависимости от того, с чем именно связано и на что обращено их произволение.

Воля — способность человека действовать в направлении поставленных целей, сознательно управлять своими действиями, преодолевать препятствия для достижения целей. Но она — и дар Божий, одна из характернейших черт образа Божия в человеке. Проявление воли часто зависит от сердечного порыва. Сильная воля, ориентированная на Добро, может служить знаком внутренней чистоты, причастности Богу и Божьего водительства. Ведь не безвольными же были такие великие праведники как Моисей; царь Давид; Божьи пророки, апостолы, исповедники, мученики.

Несмотря на то, что наши прошения и мольбы отражают наши собственные произволения, едва ли мы согрешим против Истины, если скажем, что лейтмотив всех богоугодных молитв сводится к торжеству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Не случайно, предоставляя нам образец христианской молитвы, Господь Иисус Христос заповедовал просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

В нравственном отношении своеволие интерпретируется как грех по причине предпочтения человеком своей воли (вместо) Божественной. Стало быть, в строгом значении слова своевольный — не тот, кто способен на решительные поступки, а тот, кто сознательно или из прихоти налагает на себя узы непослушания Богу. Такое расположение воли ведёт к самоугождению и, как результат, к вечной погибели: чем больше человек утверждается в своеволии, тем больше отдаляется от Владыки владык, лишается благодатного покрова и вязнет в объятиях демонических сил.

Проверенным средством борьбы со своеволием является послушание. В наиболее резком выражении послушание сопоставляется с оставлением или отсечением собственной воли. «Оставь волю свою позади себя, — наставляет по этому поводу Варсануфий Великий, — и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься… Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом» (Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников, отв. 61, 588 ).

Однако послушание послушанию — рознь. В древности послушание встречалось в рабовладельческих обществах, а ныне — в тоталитарных религиозных общинах, криминальных сообществах. Но это не служило и не служит залогом спасения.

Под отсечением воли через послушание следует разуметь не подавление воли как способности стремится к каким-либо целям вообще, а отсечение воли греховной и самостной. Духоносный и богомудрый наставник знает, в чём состоит воля Божья и что для послушника лучше. Поэтому можно сказать, что вверяясь воле хорошего духовника, послушник вверяется Богу. Совсем другое дело, если в качестве душеспасительного наставника выбирается недостойный человек. В этом случае результат может оказаться трагичным: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

«Надо наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, — сигнализировал Антоний Великий, — и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы… Надобно смотреть, — говорил он, — на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, — прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страхе Божии(Гал. 5:13; Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что, противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя слушать паче нежели Бога? (Деян. 4:19)» (Изречения преподобного Антония Великого. Руководители ревности).

Преподобный Иоанн Лествичник подтвердил эту мысль: «Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному; то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо. О блаженном и приснопамятном послушании).

См. ПОСЛУШАНИЕ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru