Свое­во­лие

***

Своево́лие — 1) склон­ность решать и дей­ство­вать, руко­вод­ству­ясь соб­ствен­ным разу­ме­нием, соб­ствен­ной волей; 2) обу­слов­лен­ные этой склон­но­стью: реше­ние, дей­ствие, пове­де­ние; 3) пре­не­бре­же­ние чужой волей (жела­нием, реко­мен­да­цией, тре­бо­ва­нием и т. п.); 4) то же, что само­чин­ство.

Cвое­во­лие — то же, что свое­воль­ство: чрез­мер­ное стрем­ле­ние или склон­ность дей­ство­вать по своему про­из­во­ле­нию; помыслы и поступки, сви­де­тель­ству­ю­щие о такой склон­но­сти. Свое­во­лие может быть обу­слов­лено: гор­до­стью, само­мне­нием, жесто­ко­сер­дием, эго­из­мом, упрям­ством, чван­ством и само­дур­ством, вли­я­нием падших духов.

Свое­воль­ных людей не сле­дует путать с людьми силь­ной воли. Так, если о первых свя­щен­но­пи­са­тели отзы­ва­ются в нега­тив­ном ключе (Суд. 9:4; 2Пет. 2:10), то о вторых — в зави­си­мо­сти от того, с чем именно свя­зано и на что обра­щено их про­из­во­ле­ние.

Воля — спо­соб­ность чело­века дей­ство­вать в направ­ле­нии постав­лен­ных целей, созна­тельно управ­лять своими дей­стви­ями, пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия для дости­же­ния целей. Но она — и дар Божий, одна из харак­тер­ней­ших черт образа Божия в чело­веке. Про­яв­ле­ние воли часто зави­сит от сер­деч­ного порыва. Силь­ная воля, ори­ен­ти­ро­ван­ная на Добро, может слу­жить знаком внут­рен­ней чистоты, при­част­но­сти Богу и Божьего води­тель­ства. Ведь не без­воль­ными же были такие вели­кие пра­вед­ники как Моисей; царь Давид; Божьи про­роки, апо­столы, испо­вед­ники, муче­ники.

Несмотря на то, что наши про­ше­ния и мольбы отра­жают наши соб­ствен­ные про­из­во­ле­ния, едва ли мы согре­шим против Истины, если скажем, что лейт­мо­тив всех бого­угод­ных молитв сво­дится к тор­же­ству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Не слу­чайно, предо­став­ляя нам обра­зец хри­сти­ан­ской молитвы, Гос­подь Иисус Хри­стос запо­ве­до­вал про­сить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

В нрав­ствен­ном отно­ше­нии свое­во­лие интер­пре­ти­ру­ется как грех по при­чине пред­по­чте­ния чело­ве­ком своей воли (вместо) Боже­ствен­ной. Стало быть, в стро­гом зна­че­нии слова свое­воль­ный — не тот, кто спо­со­бен на реши­тель­ные поступки, а тот, кто созна­тельно или из при­хоти нала­гает на себя узы непо­слу­ша­ния Богу. Такое рас­по­ло­же­ние воли ведёт к само­уго­жде­нию и, как резуль­тат, к вечной поги­бели: чем больше чело­век утвер­жда­ется в свое­во­лии, тем больше отда­ля­ется от Вла­дыки владык, лиша­ется бла­го­дат­ного покрова и вязнет в объ­я­тиях демо­ни­че­ских сил.

Про­ве­рен­ным сред­ством борьбы со свое­во­лием явля­ется послу­ша­ние. В наи­бо­лее резком выра­же­нии послу­ша­ние сопо­став­ля­ется с остав­ле­нием или отсе­че­нием соб­ствен­ной воли. «Оставь волю свою позади себя, — настав­ляет по этому поводу Вар­са­ну­фий Вели­кий, — и сми­ряйся в тече­ние всей твоей жизни, и спа­сешься… Кто умрет в сми­ре­нии и послу­ша­нии, тот спа­са­ется Хри­стом» (Пре­по­доб­ных отцов Вар­са­ну­фия и Иоанна ответы на вопросы уче­ни­ков, отв. 61, 588 ).

Однако послу­ша­ние послу­ша­нию — рознь. В древ­но­сти послу­ша­ние встре­ча­лось в рабо­вла­дель­че­ских обще­ствах, а ныне — в тота­ли­тар­ных рели­ги­оз­ных общи­нах, кри­ми­наль­ных сооб­ще­ствах. Но это не слу­жило и не служит зало­гом спа­се­ния.

Под отсе­че­нием воли через послу­ша­ние сле­дует разу­меть не подав­ле­ние воли как спо­соб­но­сти стре­мится к каким-либо целям вообще, а отсе­че­ние воли гре­хов­ной и самост­ной. Духо­нос­ный и бого­муд­рый настав­ник знает, в чём состоит воля Божья и что для послуш­ника лучше. Поэтому можно ска­зать, что вве­ря­ясь воле хоро­шего духов­ника, послуш­ник вве­ря­ется Богу. Совсем другое дело, если в каче­стве душе­спа­си­тель­ного настав­ника выби­ра­ется недо­стой­ный чело­век. В этом случае резуль­тат может ока­заться тра­гич­ным: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

«Надо напе­ред удо­сто­ве­риться в пра­во­мыс­лии и в опыт­но­сти старца, — сиг­на­ли­зи­ро­вал Анто­ний Вели­кий, — и тогда уже дове­ряться его слову и бес­пре­ко­словно при­ни­мать его советы… Надобно смот­реть, — гово­рил он, — на то, что пове­ле­ва­ется. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с запо­ве­дями Гос­пода нашего, — прими то с покор­но­стью и ста­райся соблю­дать, да испол­нится и в нас слово апо­стола: пови­нуй­теся друг другу в страхе Божии (Гал. 5:13; Еф. 5:21). Напро­тив, если кто укажет тебе что, про­тив­ное Боже­ствен­ным запо­ве­дям, то скажи даю­щему настав­ле­ние: аще пра­ведно есть тебя слу­шать паче нежели Бога? (Деян. 4:19)» (Изре­че­ния пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого. Руко­во­ди­тели рев­но­сти).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­твер­дил эту мысль: «Когда мы, в наме­ре­нии и разуме сми­рен­но­муд­рия, желаем поко­рить себя ради Гос­пода, и без сомне­ния вве­рить спа­се­ние наше иному; то еще прежде вступ­ле­ния нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь про­ни­ца­тель­но­сти и рас­суж­де­ния, должны рас­смат­ри­вать, испы­ты­вать и, так ска­зать, иску­сить сего корм­чего, чтобы не попасть нам вместо корм­чего на про­стого гребца, вместо врача на боль­ного, вместо бес­страст­ного на чело­века, обла­да­е­мого страстьми, вместо при­стани в пучину, и таким обра­зом не найти гото­вой поги­бели» (Преп. Иоанн Лествич­ник. Лествица, воз­во­дя­щая на Небо. О бла­жен­ном и прис­но­па­мят­ном послу­ша­нии).

***

См. ПОСЛУ­ША­НИЕ.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки