Икона в Церкви, икона в доме

свя­щен­ник Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

Оглав­ле­ние


Первое, с чем стал­ки­ва­ется чело­век, заходя в пра­во­слав­ный храм, это нали­чие доста­точно боль­шого коли­че­ства свя­щен­ных изоб­ра­же­ний – икон. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина в этом нет ничего необыч­ного. С дет­ства мы помним, как, при­ходя в храм с роди­те­лями, бабуш­ками и дедуш­ками, полу­чали от них настав­ле­ние: «Возьми свечку и поставь вон на тот под­свеч­ник перед иконой Спа­си­теля». Вспо­ми­на­ется тот свя­щен­ный трепет, с кото­рым ста­вили эту свечку, вспо­ми­на­ется и та, по-детски наив­ная, молитва за папу, маму, бабушку, дедушку и бра­тика с сест­рич­кой. Но больше всего пом­нятся те добрые глаза, кото­рые смот­рели на нас с иконы. Смот­рели с такой любо­вью, что в душе появ­ля­лось непе­ре­да­ва­е­мое радост­ное ощу­ще­ние, от кото­рого хоте­лось пры­гать и ска­кать, не заме­чая ничего вокруг и вопить во весь голос: «Он меня услы­шал!». И, окры­лен­ные этим радост­ным чув­ством, отхо­дили мы от иконы и всю службу стояли, боясь поше­ве­литься, чтобы эти добрые глаза не начали смот­реть на нас с уко­риз­ной за то, что не слу­шаем роди­те­лей и балуем в храме. Но робкий взгляд, бро­шен­ный на икону, вновь и вновь радо­вал нас. Спа­си­тель смот­рел на нас все теми же доб­рыми, любя­щими гла­зами. И мы вновь радо­ва­лись тому, что нисколько не огор­чили Его своим непо­слу­ша­нием.

Не пони­мали мы тогда ни вели­кой Тайны Бого­во­пло­ще­ния, поня­тия не имели о пра­во­слав­ной дог­ма­тике, мало пони­мали, о чем рас­ска­зы­вает свя­щен­ник в про­по­веди, не говоря уже о том непо­нят­ном языке, на кото­ром гово­рят и поют в храме. Но одно мы знали точно: Он нас любит! И под­рас­тая, мы узна­вали, что Он любит нас настолько, что рас­пялся за нас на кресте. Рас­пялся за все наши грехи. Уже более понят­ными ста­но­ви­лись для нас слова Сим­вола Веры: «Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с Небес». Но все те же добрые глаза смот­рели на нас с иконы. И мы пони­мали, что не просто чело­век изоб­ра­жен на иконе, но Сам Бог. Ибо только Он может взи­рать с любо­вью на того, кто каждый день огор­чает Его своими гре­хами. И, не смея под­нять глаза, мы про­сили про­стить нас за все наши грехи. Но, отходя, все же вновь смот­рели на икону и с радо­стью видели все те же любя­щие глаза. И тогда мы, искренне веря, гово­рили себе: «Он меня про­стил…» Сейчас, с высоты про­жи­тых лет, пройдя через многие жиз­нен­ные испы­та­ния, моля Гос­пода перед Его святой иконой, мы с надеж­дой гово­рим себе: «Он любит меня, Он услы­шит меня и про­стит за грехи». Огля­ды­ва­ясь в про­шлое, мы с удив­ле­нием ловим себя на мысли: «Неужели пона­до­би­лось про­жить столько лет и пере­не­сти столько скор­бей, чтобы вновь ска­зать себе по-детски: «Услы­шал! Любит! Про­стит!». И вновь радост­ное чув­ство пере­пол­няет нас от того, что опять взи­рают на нас с иконы эти добрые, любя­щие глаза.

Что же такое икона? Откуда берется та бла­го­дать, кото­рая так поло­жи­тельно дей­ствует на нас через эти свя­щен­ные изоб­ра­же­ния? Откуда вообще появи­лись иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома и куда их лучше поста­вить? Как пра­вильно отно­ситься к иконам? Можно ли самим писать и выши­вать иконы? Этот список можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти. Но для того, чтобы разо­браться, необ­хо­димо для начала дать опре­де­ле­ние иконе и оку­нуться в исто­рию.

Икона – образ

Икона в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «образ». Образ того, к кому мы при­бе­гаем с молит­вой. Свя­щен­ные изоб­ра­же­ния имели место в исто­рии еще во вре­мена Вет­хого Завета. По сви­де­тель­ству Писа­ния, Сам Бог пове­лел Моисею устро­ить ковчег завета и поста­вить его в важ­ней­шей части пер­вого вет­хо­за­вет­ного храма – «во Святом-святых» (Исх.25:10–17; 26:33–34). Также Бог пове­лел Моисею сде­лать два золо­тых изва­ян­ных изоб­ра­же­ния херу­ви­мов и поста­вить их «во Святом-святых» по двум сто­ро­нам крышки, покры­вав­шей ковчег завета (Исх.25:18–22); пове­лел сде­лать и исткан­ные изоб­ра­же­ния херу­ви­мов на цер­ков­ной завесе, отде­ляв­шей «Святое-святых» от свя­ти­лища (Исх.26:31–33), подобно тому, как ныне ико­но­стас отде­ляет алтарь от самого храма; и сде­лать такие же изоб­ра­же­ния херу­ви­мов на тех попо­нах вис­сон­ных, кото­рые покры­вали не только верх, но и сто­роны скинии и слу­жили для нее вместо стен (Исх.26:1–37). Известно также, что Сам Бог пове­лел Моисею воз­двиг­нуть мед­ного змия в пустыне (Чис.21:8), и этот змий был обра­зом нашего Спа­си­теля, воз­нес­ше­гося на крест (Ин.3:14–15). Построив иеру­са­лим­ский храм, Соло­мон, по образу скинии, поста­вил в нем, в самой сре­дине «Святое-святых», два изго­тов­лен­ных из кипа­риса и позо­ло­чен­ных изоб­ра­же­ния херу­ви­мов, кото­рые одними кры­лами своими сопри­ка­са­лись друг с другом, дру­гими дости­гали про­ти­во­по­лож­ных сторон храма (3Цар.6:23–28; 2Пар.3:10–13); изваял и напи­сал херу­ви­мов на всех стенах храма (3Цар.6:29; 2Пар.3:7), а также соткал такие же изоб­ра­же­ния херу­ви­мов на цер­ков­ной завесе (2Пар.3:14). И Бог не только не осудил за то Соло­мона, но еще выра­зил осо­бен­ное Свое бла­го­во­ле­ние и к стро­и­телю храма, и к самому храму: «Я освя­тил сей храм, кото­рый ты построил, чтобы пре­бы­вать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх.9:3).

Иконы в Церкви

В ново­за­вет­ной церкви иконы также стали при­сут­ство­вать в храмах с первых веков хри­сти­ан­ства. Цер­ков­ное Пре­да­ние гово­рит о первой иконе Спа­си­теля – неру­ко­тво­рен­ном Его образе. Гос­подь наш Иисус Хри­стос бла­го­во­лил изоб­ра­зить чудес­ным обра­зом Свой лик на плате, и послал этот неру­ко­тво­рен­ный образ к Едес­скому князю Авгарю. Издревле этот образ почи­тался Цер­ко­вью. Также Цер­ков­ное Пре­да­ние рас­ска­зы­вает об иконах Бого­ро­дицы, напи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лукой. Есть пись­мен­ные сви­де­тель­ства древ­них об упо­треб­ле­нии и почи­та­нии святых икон в три первые века. Так, Тер­тул­лиан упо­ми­нает об изоб­ра­же­ниях Спа­си­теля на цер­ков­ных поти­рах в виде доб­рого пас­тыря. Тот же Тер­тул­лиан, Мену­ций Феликс и Ориген сви­де­тель­ствуют, как языч­ники уко­ряли хри­стиан за то, что они будто бы бого­тво­рили кресты, т.е. почи­тали свя­щен­ное изоб­ра­же­ние креста, на кото­ром распят Гос­подь Спа­си­тель. Евсе­вий рас­ска­зы­вает, что он видал начер­тан­ные крас­ками иконы Апо­сто­лов – Петра и Павла и Самого Спа­си­теля, сохра­нив­ши­еся от древ­них хри­стиан, кото­рые обра­ща­лись из язы­че­ства. В ката­ком­бах, пеще­рах, усы­паль­ни­цах муче­ни­ков, куда уда­ля­лись первые хри­сти­ане для молитвы, также най­дены свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. Изоб­ра­же­ния эти пред­став­ляют, боль­шею частью, Спа­си­теля в виде Пас­тыря, подъ­яв­шего на рамена свои заблуд­шую овцу; Пре­свя­тую Бого­ро­дицу в венце или оси­я­нии, дер­жа­щую на руках Пред­веч­ного Мла­денца, также в сия­ю­щем венце; две­на­дцать Апо­сто­лов, рож­де­ство Спа­си­теля и покло­не­ние Ему волх­вов, чудес­ное насы­ще­ние пятью хле­бами мно­же­ство народа, вос­кре­се­ние Лазаря; из вет­хо­за­вет­ной исто­рии – Ноев ковчег с голу­би­цею, жерт­во­при­но­ше­ние Исаака, Моисея с жезлом и скри­жа­лями, Иону, извер­га­е­мого китом, Дани­ила во рву, трех отро­ков в пещи.

О нали­чии икон в первые века хри­сти­ан­ства гово­рит свт. Васи­лий Вели­кий: «При­емлю и святых Апо­сто­лов, Про­ро­ков и муче­ни­ков, и при­зы­ваю их к хода­тай­ству пред Богом, да чрез них, т.е. по их пред­ста­тель­ству, мило­стив будет мне Чело­ве­ко­лю­бец Бог и да подаст мне остав­ле­ние пре­гре­ше­ний. Почему чту и начер­та­ние их икон и покла­ня­юсь пред ними, осо­бенно же потому, что они пре­даны от святых Апо­сто­лов и не запре­щены, но изоб­ра­жа­ются во всех наших церк­вах». Почи­та­ние святых икон было закреп­лено дог­ма­том об ико­но­по­чи­та­нии VII Все­лен­ского Собора, отверг­шего ересь ико­но­бор­че­ства: «Подобно изоб­ра­же­нию Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста, пола­гати во святых Божиих церк­вах, на свя­щен­ных сосу­дах и одеж­дах, на стенах и на досках, в домах и на путях чест­ные и святые иконы, напи­сан­ные крас­ками и из дроб­ных каме­ний и из дру­гого спо­соб­ного к тому веще­ства устро­я­е­мые, якоже иконы Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непо­роч­ныя Вла­ды­чицы нашея Святыя Бого­ро­дицы, такожде и чест­ных анге­лов, и всех святых и пре­по­доб­ных мужей. Елико бо часто чрез изоб­ра­же­ние на иконах видимы бывают, пото­лику взи­ра­ю­щии на оныя под­ви­за­емы бывают вос­по­ми­нати и любити пер­во­об­раз­ных им, и чество­вати их лобы­за­нием и почи­та­тель­ным покло­не­нием, не истин­ным, по вере нашей, Бого­по­кло­не­нием, еже подо­бает еди­ному Боже­скому есте­ству, но почи­та­нием по тому образу, якоже изоб­ра­же­нию Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста и свя­тому Еван­ге­лию и прочим свя­ты­ням фимиа­мом и постав­ле­нием свечей честь воз­да­ется, яковый и у древ­них бла­го­чест­ный обычай был. Ибо честь, воз­да­ва­е­мая образу, пре­хо­дит к пер­во­об­раз­ному, и покла­ня­ю­щийся иконе покло­ня­ется суще­ству изоб­ра­жен­ного на ней. Тако бо утвер­жда­ется учение Святых Отец наших, сиесть пре­да­ние Кафо­ли­че­ския Церкве, от конец до конец земли при­яв­шия Еван­ге­лие».

Икона в доме

Итак, почи­та­ние икон – это покло­не­ние пер­во­об­разу. Взирая на икону, мы видим в ней Самого Спа­си­теля, Божию Матерь или святых угод­ни­ков. Стоит ли гово­рить, что этим свя­щен­ным изоб­ра­же­ниям должно воз­да­ваться соот­вет­ству­ю­щее свя­тыне почи­та­ние? При­ходя в храм, пра­во­слав­ный люд воз­жи­гает перед ико­нами свечи, лам­пады, лобы­зает свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. Во время бого­слу­же­ния перед ико­нами вос­ку­ря­ется фимиам – ладан. Перед ико­нами молятся, совер­шают молеб­ные пения, с ними совер­шают крест­ные ходы. Соот­вет­ству­ю­щее отно­ше­ние к иконам должно быть и в доме у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. На молитву при­нято ста­но­виться лицом на восток, алта­рем на восток стро­ятся пра­во­слав­ные храмы. Поэтому и иконы жела­тельно рас­по­ло­жить на восточ­ной стене ком­наты. Но если нет воз­мож­но­сти сори­ен­ти­ро­вать иконы на восток, то можно рас­по­ло­жить их в любом другом доступ­ном месте. Глав­ное, чтобы перед иконой было много сво­бод­ного места, и могла уме­ститься вся семья на общую молитву. Можно поме­стить иконы на полочке, или, если их много, раз­ве­сить на стене. Конечно, в первую оче­редь необ­хо­димо иметь в доме иконы Спа­си­теля и Божией Матери. Если есть воз­мож­ность раз­ме­стить в доме боль­шее коли­че­ство икон, то можно допол­нить домаш­ний ико­но­стас ико­нами особо чтимых святых, имен­ными ико­нами, т.е. ико­нами святых небес­ных покро­ви­те­лей членов семьи, ико­нами празд­ни­ков и т.д. Икона Спа­си­теля должна нахо­диться справа от пред­сто­я­щего, а икона Бого­ро­дицы – слева. Необ­хо­димо также пом­нить и о прин­ципе иерар­хии. К при­меру, икону место­чти­мого свя­того нельзя поме­стить выше иконы Троицы, Спа­си­теля, Бого­ро­дицы и апо­сто­лов. Жела­тельно увен­чать домаш­ний ико­но­стас пра­во­слав­ным кре­стом.

Иконы должны быть поме­щены в отдель­ном от других пред­ме­тов месте. Крайне неуместно смот­рятся иконы в книж­ных шкафах, где хра­нятся книги свет­ского харак­тера, на полках рядом с кос­ме­ти­кой, фото­гра­фи­ями близ­ких, игруш­ками, ста­ту­эт­ками, или просто явля­ются неким укра­ше­нием инте­рьера. Нельзя поме­щать рядом с ико­нами пла­каты эст­рад­ных испол­ни­те­лей, поли­ти­че­ских дея­те­лей, спортс­ме­нов и других куми­ров нынеш­него века. Не должно быть среди икон и худо­же­ствен­ных картин, пусть и напи­сан­ных на биб­лей­ские сюжеты. Кар­тина, даже если она имеет рели­ги­оз­ное содер­жа­ние, как, напри­мер «Явле­ние Христа народу» Алек­сандра Ива­нова или «Сикс­тин­ская мадонна» Рафа­эля,– это не кано­ни­че­ская икона. Иногда при­хо­дится видеть среди икон фото­гра­фии свя­щен­ни­ков, стар­цев, мона­хов, людей пра­вед­ной жизни. Кано­ни­че­ски это недо­пу­стимо, т.к. фото­гра­фия – это изоб­ра­же­ние, запе­чат­лев­шее кон­крет­ный момент земной жизни чело­века, пусть впо­след­ствии и про­слав­лен­ного цер­ко­вью в лике святых. А икона воз­ве­щает нам о нем, именно как о святом, в его про­слав­лен­ном, пре­об­ра­жен­ном состо­я­нии. Конечно, такие фото­гра­фии могут быть в доме пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, но поме­щать их надо отдельно от икон.

Суще­ствует оши­боч­ное мнение, что супру­гам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необ­хо­димо закры­вать их зана­вес­кой. Это заблуж­де­ние. Во-первых, ника­кой зана­вес­кой от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супру­же­ская бли­зость в браке грехом не явля­ется. Поэтому смело можно поме­щать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших сооте­че­ствен­ни­ков не всегда бывает воз­мож­ность раз­ме­стить иконы в отдельно пред­на­зна­чен­ной для этого ком­нате. Конечно, икона должна быть в сто­ло­вой или, если семья обе­дает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помо­литься перед едой и побла­го­да­рить Гос­пода после тра­пезы. Иконы могут нахо­диться в каждой ком­нате, в этом нет ничего дур­ного и предо­су­ди­тель­ного. Но наивно пола­гать, что чем больше икон в доме, тем бла­го­че­сти­вее жизнь пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Довольно часто такое соби­ра­тель­ство ста­но­вится обыч­ным кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­нием, где нет речи о молит­вен­ном пред­на­зна­че­нии иконы, и может ока­зать совер­шенно про­ти­во­по­лож­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь чело­века. Глав­ное, чтобы перед ико­нами воз­но­си­лась молитва.

Также оши­бочно пола­гать, что икона явля­ется неким нако­пи­те­лем Божией бла­го­дати, кото­рую можно почерп­нуть при необ­хо­ди­мо­сти. Бла­го­дать дей­ствует не от иконы, а через икону, и нис­по­сы­ла­ется Гос­по­дом веру­ю­щим в Него. Можно бес­ко­нечно при­кла­ды­ваться к свя­щен­ному изоб­ра­же­нию, при этом не имея веры в дей­стви­тель­ную силу живо­тво­ря­щей Божией бла­го­дати, и не полу­чить от этого ничего. А можно еди­но­жды при­ло­житься к чудо­твор­ной иконе с глу­бо­кой верой и надеж­дой на помощь Гос­пода, и полу­чить исце­ле­ние от телес­ных и душев­ных неду­гов. Также необ­хо­димо пом­нить, что икона не явля­ется неким обе­ре­гом, гаран­ти­ру­ю­щим отсут­ствие ссор и про­блем в семье, а также некую неви­ди­мую защиту от нечи­сти и плохих людей. При­скорбно бывает видеть в домах пра­во­слав­ных хри­стиан иконы, вися­щие напро­тив вход­ной двери с одно­знач­ной моти­ва­цией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза обе­ре­гали». Икона не явля­ется и не может быть таким обе­ре­гом. Вообще, обе­реги – это атри­бу­тика язы­че­ских и маги­че­ских куль­тов. В жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина не должно быть ни язы­че­ства, ни магизма. А вот над входом по тра­ди­ции при­нято вешать икону Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Если икона обвет­шала

Довольно частым вопро­сом, зада­ва­е­мым при­хо­жа­нами, бывает о том, что делать, если икона пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции. Конечно, икона всегда оста­ется иконой, если даже она поте­ряла свой пер­во­на­чаль­ный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбра­сы­вать такие иконы. Их необ­хо­димо отне­сти в храм, где их сожгут в цер­ков­ной печи. Если нет такой воз­мож­но­сти, или в храме нет спе­ци­аль­ной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел зако­пать в месте, кото­рое впо­след­ствии не будет осквер­нено, к при­меру, в саду под дере­вом. Таким обра­зом можно посту­пить и с дере­вян­ными и с бумаж­ными ико­нами.

Другим вопро­сом, кото­рый при­хо­дится часто слы­шать, явля­ется вопрос о том, что делать со ста­рыми кален­да­рями с ико­нами, можно ли выре­зать икону из кален­даря и поста­вить рядом с дру­гими. Ответ одно­знач­ный: да. Но сна­чала необ­хо­димо накле­ить такую икону на твер­дую основу и освя­тить в храме по чину освя­ще­ния икон. А со ста­рыми кален­да­рями, из кото­рых невоз­можно выре­зать икону, необ­хо­димо посту­пить так же, как и с вет­хими ико­нами, не под­ле­жа­щим вос­ста­нов­ле­нию, т.е. сжечь.

Най­ден­ные и пода­рен­ные иконы

Зача­стую в раз­го­воре с при­хо­жа­нами при­хо­дится слы­шать о непод­дель­ном и даже пани­че­ском страхе перед най­ден­ными и пода­рен­ными ико­нами. Люди, под­вер­жен­ные подоб­ным суе­ве­риям, начи­нают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажется, что на икону накол­до­вали и потом пода­рили, чтобы при­не­сти непри­ят­но­сти в семью. Другие начи­нают искать какие-то знаки свыше в най­ден­ной иконе. Список вопро­сов по этой теме можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти. Хочу сразу раз­ве­ять сомне­ния – в пода­рен­ных и най­ден­ных иконах нет ничего пло­хого. Суще­ствует мно­же­ство ска­за­ний о чудес­ных явле­ниях раз­лич­ных икон Божией Матери. Само собой разу­ме­ется, что при явле­нии эти иконы кто-то нахо­дил. Бла­го­го­вей­ный трепет перед ними, конечно, был, и исто­рия гово­рит об этом. Но эти иконы с бла­го­го­ве­нием и, зача­стую, с молит­вой при­но­си­лись в храм или на месте явле­ния устра­и­ва­лись храмы и часовни. Так стоит ли бояться най­ден­ной иконы? Конечно, нет. Для спо­кой­ствия души икону можно освя­тить в храме и смело поме­щать в домаш­ний ико­но­стас. Также можно посту­пить и с пода­рен­ной иконой. Не стоит искать зло там, где его нет.

Довольно часто при­хо­дится стал­ки­ваться с тем, что люди при­но­сят «ненуж­ные» иконы в храм и остав­ляют их там. То в свеч­ной оста­вят, то на под­окон­нике в храме, то на амвон поло­жат. Моти­ва­ция при подоб­ных дей­ствиях бывает раз­лич­ная. Это и боязнь най­ден­ных или пода­рен­ных икон, и вет­хость при­не­сен­ных икон, и какое-то непо­нят­ное неже­ла­ние чело­века иметь в доме ту или иную икону. Невольно вспо­ми­на­ется посло­вица: «На, Тебе, Боже, что нам негоже». Необ­хо­димо пом­нить, что храм Божий – это не склад для «ненуж­ных» икон, тем более что тако­вых не может быть у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина.

Ико­но­пись

Иногда люди, име­ю­щие сугубо свет­ское худо­же­ствен­ное обра­зо­ва­ние, выра­жают жела­ние писать иконы. Конечно, нали­чие навы­ков в живо­писи и опре­де­лен­ный опыт в этом деле будут боль­шим под­спо­рьем для буду­щего ико­но­писца. Но этим вовсе не огра­ни­чи­ва­ются тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к ико­но­писцу. Согласно реше­нию, при­ня­тому помест­ным собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 1551 года, ико­но­пи­сец должен быть «сми­рен­ным, крот­ким, бла­го­го­вей­ным, непразд­но­слов­ным, несме­хо­твор­цем, несвар­ли­вым, неза­вист­ли­вым, не пья­ни­цей, не гра­би­те­лем, не убий­цей, осо­бенно же хра­нить душев­ную чистоту и телес­ную со вся­кими предо­сто­рож­но­стями, …, жить в посте, и в молитве, и воз­дер­жа­нии со сми­рен­но­муд­рием, и с пре­ве­ли­ким ста­ра­нием писать образ Гос­пода нашего Иисуса Христа и Пре­чи­стой Его Бого­ма­тери, и святых про­ро­ков, и апо­сто­лов, и свя­щен­но­му­че­ни­ков, и святых муче­ниц, и пре­по­доб­ных жен и свя­ти­те­лей, и пре­по­доб­ных отцов по образу и по подо­бию по суще­ству смотря на образ древ­них живо­пис­цев, и под­ра­жать добрым образ­цам». Как видно из этого опре­де­ле­ния, тре­бо­ва­ния к ико­но­писцу весьма высоки. Поэтому труд ико­но­писца всегда сугубо чтился в пра­во­слав­ном мире.

В идеале совре­мен­ный ико­но­пи­сец и жела­ю­щие стать тако­выми должны стре­миться к этим тре­бо­ва­ниям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к ико­но­пис­цам не предъ­яв­ляют столь высо­ких тре­бо­ва­ний, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, ико­но­пи­сец должен быть чело­ве­ком бла­го­че­сти­вой жизни, дей­стви­тель­ным, а не номи­наль­ным членом Церкви, ста­ра­тельно соблю­да­ю­щим все уста­нов­ле­ния Святой Пра­во­слав­ной Церкви. Такие же тре­бо­ва­ния могут быть предъ­яв­лены чело­веку, хотя­щему выши­вать иконы. Необ­хо­димо пом­нить, что напи­са­ние иконы – это не просто напи­са­ние какого-то пей­зажа или порт­рета, а изоб­ра­же­ние Самого Гос­пода, Его Пре­чи­стой Матери и святых угод­ни­ков. А это тре­бует огром­ной отдачи не только телес­ных, но в первую оче­редь, духов­ных сил. Поэтому вопрос напи­са­ния икон тем или иным чело­ве­ком обя­за­тельно должен быть постав­лен на рас­смот­ре­ние его духов­ника, т.к. об уровне духов­ного раз­ви­тия чело­века может знать только он. Таким обра­зом, полу­че­ние бла­го­сло­ве­ния духов­ника на напи­са­ние икон ста­но­вится обя­за­тель­ным тре­бо­ва­нием для буду­щего ико­но­писца.

Под­водя итог, хочется вспом­нить о тех людях, бла­го­даря кото­рым сего­дня им имеем воз­мож­ность почи­тать эти свя­щен­ные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Все­лен­ского Собора, вос­ста­но­вив­шие ико­но­по­чи­та­ние и про­воз­гла­сив­шие Тор­же­ство Пра­во­сла­вия. Из всех побед над мно­же­ством раз­но­об­раз­ных ересей одна только победа над ико­но­бор­че­ством и вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния была про­воз­гла­шена Тор­же­ством Пра­во­сла­вия. Именно его мы празд­нуем каждый год в первое вос­кре­се­ние Вели­кого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны стра­стей, пусть вос­стают в мире лжехри­сты и лже­про­роки, при­зы­ва­ю­щие отка­заться от святых икон, пусть сотря­сают воздух своей ересью сек­тант­ские про­по­вед­ники, без­ре­зуль­татно ища оправ­да­ния себе в Свя­щен­ном Писа­нии. Мы же, про­слав­ляя память святых отцов VII Все­лен­ского Собора и тор­же­ствуя о Святой Пра­во­слав­ной Вере, отве­тим всем вос­ста­ю­щим против святых икон сло­вами прп. Иоанна Дамас­кина: «Прочь ты, завист­ли­вый диавол! Ты зави­ду­ешь, что мы видим образ Вла­дыки нашего и чрез него освя­ща­емся; зави­ду­ешь, что видим спа­си­тель­ные Его стра­да­ния, удив­ля­емся Его совер­шен­ствию, созер­цаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Боже­ства; ты зави­ду­ешь чести святых, кото­рой они удо­сто­ены от Бога; не хочешь, чтобы мы смот­рели на изоб­ра­же­ния славы их и дела­лись рев­ни­те­лями их муже­ства и веры; не тер­пишь телес­ной и душев­ной пользы, про­ис­хо­дя­щей от веры нашей к ним. Но мы не слу­шаем тебя, чело­ве­ко­не­на­вист­ный демон! Внем­лите, народы, пле­мена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и мла­денцы, святый род хри­сти­ан­ский! Если кто воз­ве­стит вам не то, что святая Пра­во­слав­ная Цер­ковь прияла от апо­сто­лов, отцов и собо­ров и что до сего вре­мени сохра­нила, не слу­шайте, не при­ни­майте совета от змия».

пра­во­слав­ный инфор­ма­ци­он­ный сайт “Пра­во­сла­вие и мир”. 30.01.2008

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки