Инстинкт

Литература по теме

Инсти́нкт, инстинкты (от лат. Instinctus – побуждение) –

1) врожденная особенность, свойственная индивидууму как представителю того или иного вида (животных, человека), проявляемая в определенных формах поведения в ответ на внутренние и внешние раздражители;
2) врожденная способность животных совершать целесообразные действия по безотчетному побуждению.

Инстинкт не является усвоенным поведением. Формы проявления инстинктов могут зависеть от выработанных индивидуумом в процессе его жизни особенностей поведения. У людей проявление инстинктов может контролироваться в той или иной мере разумом и волей.

Российские исследователи Н.Н. Данилова и А.Л. Крылова приводят максимально общее определение инстинкта и инстинктивных реакций: «комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врождённый характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных»1.

История понятия

До XIX века в том или ином виде во многих европейских культурах присутствовало представление и/или учение о «животной душе» человека. Само понятие «животная душа» было введено Аристотелем. Термин  же «инстинкт» впервые появился у философов-стоиков: в III в. до н. э. Его предложил философ  Хрисипп из Сол (ок. 280 – ок. 205 до н. э.). Так он обозначал врожденное стремление животных к благу и отвращение от не блага.

Считается, что у истоков научного анализа инстинктивного поведения стоял французский философ и медик Ж. О. де Ламетри (1709–1753). Жан Батист Ламарк в своей работе «Философия зоологии» подчеркивал: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли»2. Другой французский зоолог, Фредерик Кювье, указывал на то, что инстинктивное поведение стереотипно (шаблонно повторяемо) и подчиняется наследованию. Чарльз Дарвин, автор наиболее известной теории эволюции, не давал определения понятию «инстинкт», указывая на сложность универсализации понятия: «…говорят, что инстинкт заставляет кукушку совершать свои перелёты и класть яйца в гнезда других птиц. Действие, для исполнения которого от нас самих требуется опыт, исполняемое животным, особенно очень молодым, без опыта, или исполняемое одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой оно производится, обычно называют инстинктивным. Но я могу сказать, что ни одна из этих характеристик не может считаться универсальной»3.

Российско-советский зоолог Владимир Вагнер чуть позже, после многократных экспериментов и наблюдений за животными, введет понятие «пределов изменчивости инстинктивного поведения». Это ещё сильнее осложнило определение понятия инстинкт, так как предполагало, что в пределах одной популяции тот или иной инстинкт мог как проявляется (причем в разных формах), так и отсутствовать вовсе. Именно поэтому некоторые авторы-исследователи вообще отказывались от понятия «инстинкт» как максимально неточного. Немецкий биолог Оскар Хейнрот взамен ввел понятие «видоспецифичные инстинктивные формы поведения», Конрад Лоренц и Николас Тинберге использовали термин «фиксированные комплексы действий» (данное понятие до сих пор используется как нормативное в этологии вместо понятия «инстинкт»)4.

Инстинкт в этологии

В этологии, то есть в науке о поведении животных, инстинкт всегда рассматривался как наследственный и неизменный компонент поведения животного. Инстинкт может корректироваться, то есть изменяться в определённых пределах, но не кардинально, и зависит в первую очередь от физиологии, но также и от внешних факторов среды. Немецкий зоопсихолог Хайнрих Эрнст Циглер в конце XIX в. выделил пять описательных характеристик инстинкта: наследственность, инвариантность к обучению, зависимость от вида (видотипичность), условия организма животного и условия среды. Американский этолог Уоллес Крейг описал в начале XX в. этапы возникновения и проявления инстинктов. Значительный вклад в этологическое понимание инстинкта внес австрийский зоолог Конрад Захариас Лоренц, применив принципы гидравлики к биологическим процессам (в науке описательная модель Лоренца получила название «гидравлическая модель Лоренца»). Несмотря на ряд недостатков, модель Лоренца является одной из наиболее упоминаемых моделей описания инстинктов у животных5.

Инстинкт в психологии

Внимание к инстинктам в психологии возникло практически одновременно с появлением самой дисциплины. В частности, широкое рассмотрение явления началось в рамках психоанализа, где значительную роль инстинкты играли в качестве платформы для тех или иных моделей человеческого поведения. С точки зрения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, инстинктивное поведение связано со стремлением к удовольствию. Он выделял также инстинкт смерти (танатос) и инстинкт жизни (эрос) и соответствующие поведенческие стратегии и модели у людей вследствие следования тем или иным группам инстинктов. В рассуждениях Фрейда инстинкт опосредовал не только поведение человека, но и ту рецепцию окружающего мира (перцепции), которую человек осуществляет, – восприятие окружающего мира через органы чувств, воображение (интерпретация событий и полученной из внешнего мира информации) и пр.

Американский психолог Уильям Мак-Дугалл, основатель собственной школы гормической психологии и автор понятия «социальная психология», классифицировал инстинкты в разрезе существования некоей нематериальной силы («горме»), которая по-разному проявляется в жизни отдельных людей и цель которой – обеспечить выживание всего организма. Другой американский психолог Абрахам Маслоу вообще отвергал существование инстинктов и указывал на существование не отрефлексированных мотивов, которые человек может исправлять в процессе их осознания6.

Инстинкт у человека

Разные исследователи и исследовательские школы выделяют разные группы инстинктов, характерные для человека, и предлагают, соответственно, разные классификации. Среди относительно общих для всех исследовательских групп типов инстинктов можно выделить:

  1. Гигиена, чувство чистого/ грязного и стремление к гигиене.
  2. Половое влечение.
  3. Реакция родителей на крик ребенка.
  4. Беременность и послеродовое состояние матери.

Критика понятия в науке и публицистике

В современных текстах все чаще понятие «инстинкт» подвергается критике.

В рамках первой линии указывается сложность и неоднозначность самого понятия «инстинкт». На данный момент в обиходной речи закрепилось вульгарное понимание инстинкта как врожденного и отрефлексированного животного поведения / животного начала в человеке. Вместе с тем в современных естественных науках и медицине существует четкое понимание того, что инстинкт формируется в течение жизни человека, хотя его формирование и носит биофизический и генетический характер, в противовес, например привычкам, формирование которых связано с социально-психическим состоянием индивида.

Вторая линия критики сводится к морально-этической оценке понятия «инстинкт». Как правило, упомянутое выше вульгарное применение данного понятия приводит к представлению, согласно которому инстинкт не подлежит моральной оценке. Однако, если рассмотреть приведенные выше группы инстинктов, становится очевидным, что как минимум некоторые из них непосредственно связаны с существованием человека в популяции, а значит могут иметь морально-нравственное измерение и более того, подчас совпадают с общепринятыми нормами морали.

Понятие «инстинкт» в православной традиции

Понятие «инстинкт» рассматривалось в православной традиции такими авторами, как прот. Григорий Дьяченко (в работе «Духовный мир. О бытии Божием»), прот. Николай Иванов (в работе «О смысле жизни. Богословские миниатюры»), С.В. Посадский (в работе «Основы духовной борьбы по учению Православной Церкви»).

Прот. Григорий в своей работе пишет, что «организация животных, их форма, инстинкты, привычки возвещают премудрость и благость всемогущего Творца их»7. Далее он разбирает конкретные инстинкты у животных – творений Божьих, например математический инстинкт пчел. Прот. Григорий дает следующую классификацию и определение инстинктам: «Явления живой природы, имеющей несомненный характер целесообразности, можно свести к двум главным группам, из коих одну можно назвать группою функций, а другую группою инстинктов. Первые из этих явлений (функции) можно определить как внутренние действия органов, а последние (инстинкты) как внешние действия этих органов, и в особенности органов отношения. В рассмотрении функций мы обратим внимание главным образом на согласие органического механизма с функцией, а в исследовании инстинктов – на согласие действующего механизма с тем следствием, которое он должен производить; с нашей точки зрения, самое поразительное в функции – это структура органа, а наиболее поразительное в инстинкте – это самое действие»8. И в другом месте: «…инстинкты суть врожденные искусства и что, следовательно, природа(животных) получает от природы же скрытую ли некую силу или неизвестный механизм, которые сразу, без подражания, без опыта, без навыка совершают ряд действий, относящихся к пользе животного. Инстинкт, таким образом, есть искусство; но всякое искусство есть связная система действий, приспособленных к будущему определенному результату; значит, в инстинкте отличительная черта целесообразности выступает на вид в превосходной степени»9. В своем определении инстинктов прот. Григорий обращается к мнению французского зоолога Анри Мильн-Эдвардса (называет его Мильтоном Эдварсом) и французского натуралиста Рене Реомюра, а также французского философа Поля Жане. С учетом их мнений прот. Григорий делит все инстинкты на три группы:
1) инстинкты, относящиеся к сохранению индивидуума (инстинкты индивидуальные);
2) инстинкты, относящиеся к сохранению рода (инстинкты домашние);
3) инстинкты, касающиеся отношений животных друг к другу (инстинкты социальные).

Прот. Николай Иванов в своей работе вводит понятие «инстинкт вечной жизни» и пишет об инстинктивном чувстве вечности, чувстве того, что смерть не является концом жизни человека и, наконец, чувстве жажды вечной жизни, жажды никогда не умирать10.

Православный публицист С. В. Посадский, рассуждая о природе страсти, в своей работе указывает, что неверно путать инстинкты и страстное противоестественное поведение. Инстинкты ведут человека к выживанию и в целом не являются вредными для человеческой природы, так как присущи ему по естеству. Проявление же страстей обнаруживается в «гипертрофированных» формах поведения. Страсти формируются в процессе греховной жизни человека. В пример Посадский приводит объедение и пьянство. Питание – это инстинкт, питание хорошо для человеческого организма. Однако чрезмерное употребление пищи и алкоголя является страстью. Посадский определяет инстинкт следующим образом: «Врожденный инстинкт есть неосознанное побуждение человеческого организма к совершению определенного действия. Не только человек, но и весь животный мир имеет комплекс сложных инстинктов. Принципиально не выделяя человека из всего природного мира, инстинкт есть проявление неосознанной жизни тела. Как врожденная реакция организма на внешний или внутренний раздражитель, инстинктивная деятельность человека лежит вне сферы его нравственной ответственности перед Богом и ближним. Явление врожденного инстинкта было известно христианским подвижникам всех веков. В Церкви оно имело более точное название, чем само малосодержательное слово инстинкт, означающее просто ”побуждение”»11.

Таким образом, мы можем видеть, что в православной традиции проявление инстинкта не оценивается как проявление греховной страсти, греховности, но рассматривается как проявление человеческого естества, человеческой природы.

Цитаты об инстинкте

«Нравственные стремления человека отличаются свойствами, не позволяющими смешивать их с инстинктом. Нравственные понятия и чувствования способны быстро изменяться. И в современной жизни, и в истории мы видим примеры почти внезапного нравственного перерождения. Особенно многознаменательны в этом отношении изменения нравов дикарей под влиянием миссионерской проповеди. Из священно-исторических примеров достаточно помнить лишь случаи обращения и благодатного возрождения св. апостолов, и между ними в особенности ап. Павла. Между тем животные инстинкты вследствие указанной органической причины устойчивы и неизменны. Паук плетет свою паутину в наше время так же искусно, как и во дни Соломона (Прит.30:24, 28). Если бы поэтому нравственные стремления человека были таким же инстинктом, как и прочие животные инстинкты, то изменяемость нравственных понятий и чувствований была бы совершенно невозможна».
протоиерей Николай Стеллецкий


Примечания:

1 Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. — М.: Учебная Литература, 1997.

2 Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 2. М.; Л., 1937. С. 325.

3 Чарльз Дарвин. Инстинкт // «Происхождение видов».

4 Гольдшмидт Е.С. Инстинкт как функциональная система, обеспечивающая психо-нейро-вегетативное единство человека // Векторы благополучия: экономика и социум. Спецвыпуск, 2015. С. 377–384.

5 Бисултанов М. С‑А., Ершова К.Д. Теория агрессии К. Лоренца // Вестник науки, Т. 2, №. 5 (14), 2019. С. 164–169.

6 Сериков А.Е. Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, №. 1, 2015. С. 65–87.

7 Григорий Дьяченко, прот. Инстинкты // Духовный мир. О бытии Божием.

8 Там же.

9 Там же.

10 Николай Иванов, прот. Инстинкт Вечной жизни // О смысле жизни. Богословские миниатюры/

11 С.В. Посадский. Страсть и врожденный инстинкт // Основы духовной борьбы по учению Православной Церкви.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka