Любовь к врагам

***

Любо́вь к врагам — одна из высших форм про­яв­ле­ния хри­сти­ан­ской любви; обо­зна­чен­ная Спа­си­те­лем в Нагор­ной про­по­веди (Мф.5:43–45) (пример такой любви явил Сам Спа­си­тель, осу­ществ­ляя земное слу­же­ние (Лк. 23:34)).

Запо­ведь о любви к врагам гово­рит прежде всего о любви дея­тель­ной, а не просто об эмо­циях. Хри­сти­а­нину сле­дует быть к врагам мило­серд­ным, молиться о них от всей души, искать воз­мож­ность сде­лать для них что-то доброе, и это послед­нее может пре­вра­тить врагов в друзей.

Любовь к врагам — выше­есте­ствен­ная доб­ро­де­тель, дости­га­е­мая только боже­ствен­ной бла­го­да­тью (Лк.18:27). Искрен­няя любовь к врагам это дар Божий. Сам по себе чело­век, только уси­лием своей воли, жела­нием, или вну­шаем при­об­ре­сти ее не может. Это не есте­ствен­ное для падшей чело­ве­че­ской при­роды чув­ство. Но мы в состо­я­нии делать те посту­па­тель­ные дви­же­ния, кото­рые могу на нас свести этот дар. 

Сту­пе­нями к доб­ро­де­тели любви к врагам явля­ются:

  • любовь к ближ­ним (не имея любви к ближ­ним, как сможем мы воз­лю­бить врагов?..);
  • памя­то­ва­ние о том, что мы сами не еди­но­жды тво­рили зло людям;
  • про­ще­ние обид, непри­чи­не­ние ответ­ного зла, немсти­тель­ность;
  • не огор­чаться и не скор­беть от обид и иску­ше­ний при­чи­нен­ных нашими вра­гами;
  • доб­ро­воль­ное при­ня­тие скор­бей (прп. Иоанн Газ­ский: « Если будем пра­ведны, то иску­ше­ния от врагов послу­жат нам к пре­успе­я­нию, если же грешны то к очи­ще­нию»);
  • отсут­ствие жалоб и воз­му­ще­ний на оби­дев­ших;
  • обре­те­ние навыка не сме­ши­вать грех и согре­шив­шего чело­века (создан­ного по образу Божьему);
  • жалость и состра­да­ние к врагам;
  • молитва о врагах;
  • дела­ние добра врагам.

 В запо­веди любите врагов ваших выра­жен осно­во­по­ла­га­ю­щий закон духовно-нрав­ствен­ного бытия мира: только добром может быть побеж­дено зло и исправ­лен мир. Нена­висть, даже к чело­веку, дела­ю­щему зло, лишь умно­жает зло. 

Мы имеем впе­чат­ля­ю­щие при­меры любви к врагам, как среди древ­них хри­стиан, так и среди тех, кто жил во время, близ­кое к нашему. Рево­лю­ци­о­нер И.Каляев бросил в карету вели­кого князя Сергея Алек­сан­дро­вича бомбу, кото­рая на куски разо­рвала его тело. Это было 4 фев­раля 1905 г., а 7 фев­раля супруга уби­ен­ного вели­кая кня­гиня Ели­за­вета Федо­ровна встре­ти­лась с Каля­е­вым. Сви­да­ние было устро­ено в кан­це­ля­рии арест­ного дома Пят­ниц­кой части г. Москвы. Она ска­зала аре­сто­ван­ному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что вели­кий князь про­стит вам, что я буду молиться за вас…». Побуж­дая его к спа­си­тель­ному пока­я­нию, она подала ему икону.

***

свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
«Еван­ге­лие пред­пи­сы­вает нам любовь к врагам не слепую, не без­рас­суд­ную, но освя­щен­ную духов­ным рас­суж­де­нием. Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. «Любите враги ваша, – гово­рит Еван­ге­лие, – бла­го­сло­вите кле­ну­щия вы, добро тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­теся за тво­ря­щих вам напасть и изго­ня­щия вы» (Мф. 5:44). Здесь ясно и опре­де­ли­тельно изоб­ра­жено, в чем должна состо­ять любовь к врагам: в про­ще­нии нане­сен­ных ими обид, в молитве за них, в бла­го­сло­ве­нии их, т.е. в благих словах о них и в бла­го­да­ре­нии Бога за нано­си­мые ими напа­сти, в бла­го­да­ре­нии им соот­вет­ственно силам и духов­ному пре­успе­я­нию, в бла­го­тво­ре­нии, кото­рое может про­сти­раться до вку­ше­ния телес­ной смерти для спа­се­ния врага. Пример такой любви к врагам явил Спа­си­тель.
Но то же самое Еван­ге­лие пове­ле­вает быть осто­рож­ным с вра­гами своими, не вве­ряться им (Мф. 10, 16–17, 22). И так самим Еван­ге­лием пред­пи­сана осто­рож­ность в отно­ше­нии к врагам и по воз­мож­но­сти мудрое с ними обхож­де­ние».

прав. Иоанн Крон­штадт­ский:
«Помо­лись о враге и уви­дишь, как хорошо тебе будет, как ты успо­ко­ишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да дер­жимся любви, ибо сла­достна любовь. Гос­поди, всади и утверди во мне чув­ство искрен­него доб­ро­же­ла­тель­ства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Оте­че­ства моего. Отверзи их сер­деч­ные очи. Да увидят правоту нашу, да при­и­мут Пра­во­сла­вие веры и единым серд­цем и душею да про­сла­вят Тебя, еди­ного в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не про­ти­вятся нам в правых делах наших. Буди. Да про­сла­вится имя Твое, Гос­поди, во всех языцех и пле­ме­нах чело­ве­че­ских. Аминь».

преп. Силуан Афон­ский:
«Если кто вас оби­жает, или бес­че­стит, или отни­мает что ваше, или гонит Цер­ковь, моли­тесь Гос­поду, говоря: “Гос­поди, все мы созда­ние Твое. Пожа­лей рабов Твоих и обрати их на пока­я­ние”. И тогда ощу­тимо будешь носить в душе своей бла­го­дать».

Пре­по­доб­ный Ева­грий Пон­тий­ский на вопрос епи­скопа Иоанна II Иеру­са­лим­ского как вести себя по отно­ше­нию к ере­ти­кам отве­чал «будь крот­ким по отно­ше­нию к заблуж­да­ю­щимся, и твер­дым по отно­ше­нию к заблуж­де­нию». 

авва Зосима:
«Когда мыс­ленно обра­тишь свой взор к оскор­бив­шему, тебя или при­чи­нив­шему вред, поно­сив­шему тебя, или кле­ве­тав­шего на тебя, или иное другое какое зло сде­лав­шего… должен ты вспо­ми­нать о нем как о враче, послан­ным тебе от Христа».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки