Главная » Алфавитный раздел » Л » Любовь к врагам

Любовь к врагам

(4 голоса: 5 из 5)

 

Любо́вь к врагам — 1) одна из высших форм проявления христианской любви; обозначенная Спасителем в Нагорной проповеди (Мф.5:43-45) (пример такой любви явил Сам Спаситель, осуществляя земное служение (Лк. 23:34)).

Заповедь о любви к врагам говорит прежде всего о любви деятельной, а не просто об эмоциях. Христианину следует быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее может превратить врагов в друзей.

Любовь к врагам — вышеестественная добродетель, достигаемая только божественной благодатью (Лк.18:27). Искренняя любовь к врагам это дар Божий. Сам по себе человек, только усилием своей воли, желанием, или внушаем приобрести ее не может. Это не естественное для падшей человеческой природы чувство. Но мы в состоянии делать те поступательные движения, которые могу на нас свести этот дар. 

Ступенями к добродетели любви к врагам являются:

  • любовь к ближним (не имея любви к ближним, как сможем мы возлюбить врагов?..);
  • памятование о том, что мы сами не единожды творили зло людям;
  • прощение обид, непричинение ответного зла, немстительность;
  • не огорчаться и не скорбеть от обид и искушений причиненных нашими врагами;
  • добровольное принятие скорбей (прп. Иоанн Газский: « Если будем праведны, то искушения от врагов послужат нам к преуспеянию, если же грешны то к очищению»);
  • отсутствие жалоб и возмущений на обидевших;
  • обретение навыка не смешивать грех и согрешившего человека (созданного по образу Божьему);
  • жалость и сострадание к врагам;
  • молитва о врагах;
  • делание добра врагам.

 В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, лишь умножает зло. 

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

***

свт. Игнатий (Брянчанинов):
«Евангелие предписывает нам любовь к врагам не слепую, не безрассудную, но освященную духовным рассуждением. Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. «Любите враги ваша, – говорит Евангелие, – благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф. 5:44). Здесь ясно и определительно изображено, в чем должна состоять любовь к врагам: в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т.е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благодарении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель.
Но то же самое Евангелие повелевает быть осторожным с врагами своими, не вверяться им (Мф. 10, 16–17, 22). И так самим Евангелием предписана осторожность в отношении к врагам и по возможности мудрое с ними обхождение».

прав. Иоанн Кронштадтский:
«Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».

преп. Силуан Афонский:
«Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Преподобный Евагрий Понтийский на вопрос епископа Иоанна II Иерусалимского как вести себя по отношению к еретикам отвечал «будь кротким по отношению к заблуждающимся, и твердым по отношению к заблуждению». 

авва Зосима:
«Когда мысленно обратишь свой взор к оскорбившему, тебя или причинившему вред, поносившему тебя, или клеветавшего на тебя, или иное другое какое зло сделавшего… должен ты вспоминать о нем как о враче, посланным тебе от Христа».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru